Московский экономический журнал 4/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

УДК 338.2

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14040

Илья Игоревич Бочкарев,                                                                            

Аспирант кафедры Экономика аэрокосмической промышленности

ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: bych93@mail.ru

Ilya I. Bochkaryov,

Graduate student of the Economy of the Space Industry department Moscow Aviation Institute (National Research University)

Методический подход к оценке приоритетности заказа на материалы, при реализации сложных, наукоемких и высокотехнологичных проектов и программ

Methodical approach to assessment of priority of the order for materials, at implementation of difficult, knowledge-intensive and hi-tech projects and programs

Аннотация.  Одной из главных проблем государственных предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ (ГОЗ) является отсутствие понимания у производственных и конструкторских подразделений сроков обеспечения продукцией первоочередного назначения. Вследствие чего необходимые для цеха материалы поступают с значительным опозданием – порой в 2-3 месяца.

Ключевые слова: материально-техническое снабжение, методика оценки приоритетности заказа, матрица АВС-XYZ анализа, улучшение стандартов предприятия.

Summary.  One of the main problems of the state enterprises performing the state defense order (GOZ) is the lack of understanding of production and design departments of terms of providing with production of primary purpose. As a result, the necessary materials for the shop come with a significant delay – sometimes 2-3 months.

Key words: logistics, methods of assessing the priority order matrix, ABC-XYZ analysis, improvement of the standards of the company.

   Начальники цехов, руководители проектов, ведущие конструктора и т.д. не до конца понимают всю сложность процесса закупки. Это приводит к тому, что производственные цеха не обеспечиваются в полной мере необходимыми им ресурсами. Заявки на материалы присылаются со сроком обеспечения – «нужно было еще вчера», что сильно затрудняет работу отдела материально-технического снабжения (МТС).

   Так же это затрудняет работу завода-изготовителя, в случае если заказываемая продукция является опытной работой, и нет отточенной технологии. Сроки изготовления составляют 6 месяцев и более, а при попытках ускорить производство повышается шанс возникновения дефектов. Данная продукция будет получена с отклонениями от согласованных технических условий (ТУ). Если не удается «спасти» изготовленную продукцию, заводу-изготовителю приходится заново запускать весь цикл производства, а это требует дополнительного времени. Кроме того «срочные» заявки, в силу срочности, обеспечиваются по завышенной цене.

   Схема поступления заявки в службу МТС выгладит следующим образом:

  1. Конструктор закладывает количество деталей, которое необходимо изготовить, а также материалы из которых они будут сделаны. Выпускает лист запуска (ЛЗ) и согласовывает его со службами предприятия.
  2. Подписанный ЛЗ поступает в цех в котором будут изготавливаться данные детали. Плановое бюро цеха обсчитывает потребность материала с учетом допусков на раскрой и других отходов, и передает эти данные в отдел нормирования.
  3. Отдел нормирования выпускает сводную норму материалов и направляет в отдел МТС.

   Соответственно мало кто из этой цепочки имеет представление о сроках обеспечения материалами.

   А ведь большинство стратегических для производства материалов (титан, специальные алюминиевые сплавы, специальные краски для ракетно-космической промышленности и т.д.)  заказывается у единственных изготовителей. Срок изготовления составляет от 3-6 месяцев и более, после поступления предоплаты, прибавьте время на согласование и заключение договора (2 недели — месяц), открытие специального счета по ГОЗ (2 недели), перечисление денег со специального счета (1 неделя), а так же прочие внутренние проблемы крупных предприятий и срок сдвигается еще на 2 месяца!

   Для исправления данной ситуации и оптимизации производственного плана, а так же экономии времени и денежных средств при реализации сложных, высокоточных и наукоемких проектов и программ, предлагаю ввести рейтинговую оценку приоритетности закупки материалов на основе классифицирования товаров и ресурсов предприятия на группы, по уровню их значимости (матрицы АВС-XУZ- анализа). Этот анализ использует известный принцип Парето. В основе этого принципа лежит аксиома: 20% всего товара даёт 80% оборота.

   На первом этапе необходимо разделить все приобретаемые позиции на группы «А», «В», «С», в зависимости от степени важности для производства:

  1. Группа «А» — стратегические материалы, отсутствие которых на предприятии может привести к остановке основного производства. Данные материалы обычно изготавливаются по ТУ или ОСТ.
  2. Группа «В» — материалы, имеющие среднюю ценность для основного производства. Материалы данной группы изготавливаются по ОСТу или ГОСТу, в случае крайней необходимости можно рассмотреть возможность замены на аналогичный материал.
  3. Группа «С» — материалы необходимые для вспомогательного производства (специальная оснастка и т.д.) Данные материалы легко заменяемы на аналогичные и преимущественно производятся по ГОСТу.

   Далее необходимо разделить все приобретаемые материалы на группы «Х», «У», «Z», в зависимости от срока их изготовления.

  1. Группа «Х» — материалы имеющие длительные сроки изготовления от 3-6 месяцев и выше. Обычно это материалы, закупаемые у единственного изготовителя по заранее согласованному ТУ или завод-изготовитель является монополистом в данной сфере.
  2. Группа «У» — материалы, имеющие средние сроки изготовления, от 1 до 3х месяцев. Это стандартные сроки изготовления продукции на любом заводе-изготовителе. Несоблюдение данных сроков возможно, но бывает крайне редко.
  3. Группа «Z» — материалы, которые имеют широкое распространение и находятся в наличии на складах поставщиков. Срок приобретения по данным позициям –от 1 дня до 2 недель.

   Далее необходимо объединить данные группы в матрицу. Получаем таблицу №1:

Безымянный

   Основываясь на данной таблице можно применить следующие правила приоритетности заказа материала:

  1. «АХ», «ВХ» и «АУ» — сложно прогнозируемые и чрезвычайно важные для производства материалы. Сроки поставки данных материалов могут сильно отличаться от требуемых, т.к. большинство из них – это опытные работы, технология еще не отработана до автоматизма и возникшие проблемы приходится решать в процессе изготовления. Необходимо жестко связать график закупок с планом производства. Так же необходим запас данных материалов (при возможности длительного хранения) в размере 30% от годового плана. Запасы данных материалов на складе должны всегда контролироваться и пополняться при выходе на закупку годовой потребности. Закупка этих товаров имеет наивысший приоритет!
  2. «СХ», «ВУ» и «СУ» — данные материалы гораздо легче спрогнозировать, но они так же, безусловно, являются важными для производства. Технология изготовления отточена или производство является серийным. Сроки поставки известны заранее, отклонений практически не бывает. Страховой запас так же необходим в размере 30% от годового плана закупки. Закупка данных товаров имеет средний приоритет.
  3. «АZ», «ВZ»и «CZ» — благодаря возможности точно спрогнозировать потребность в данных материалах и наличию на складах у многих поставщиков, держать складские запасы не имеет смысла. Данные материалы могут закупаться прямо в процессе производства не влияя на сроки изготовления конечного изделия. Закупка данных товаров имеет низший приоритет.

   Следующим шагом необходимо провести экспертную оценку всех закупаемых групп материалов и проставить оценки в зависимости от значимости для производства и сроков изготовления.

   Группа «А» — имеет самое большое значение для производства. Данная закупка является приоритетной, следовательно, ценность будет равняться 0,5.

   Группа «В» — имеет среднее значение для производства. Ценность равняется 0,3.

   Группа «С» — имеет наименьшее значение для основного производства. Следовательно, ценность будет равна 0,2.

   Группа «Х», «У» и «Z» проранжируем в зависимости от сроков изготовления. Группа «Х» — имеет самые длительные сроки изготовления, продукция сложная или является опытной работой, следовательно, ценность будет равняться 0,9. Группа «У» — имеет стандартные сроки изготовления, продукция является серийной, шанс срыва сроков минимален, следовательно при закупке ценность будет составлять 0,4. Группа «Z» — находится в наличии и имеет широкое распространение среди поставщиков, соответственно ценность равна 0,1.

   На основании полученных экспертных оценок значимости закупаемых материалов, составим новую таблицу:

Безымянный

   Перемножив соответствующие столбцы и строки матрицы получим окончательные значения ценности каждой из подгрупп приобретаемых товаров.

Безымянный

   Далее рассортируем выше указанную таблицу по убыванию значимости:

  1. «АХ»
  2. «ВХ»
  3. «АУ»
  4. «СХ»
  5. «ВУ»
  6. «СУ»
  7. «AZ»
  8. «ВZ»
  9. «СZ»

   Таким образом, с помощью метода АВС-XYZ анализа и основываясь на экспертных оценках товарных групп, мы получили линейную зависимость закупаемых материалов. Благодаря этому можно объективно установить приоритетность закупки разных групп материалов.

   Результаты данных исследований необходимо внедрить в стандарт предприятия (СТП) и распространить по всем производственным и конструкторским отделам.

Список литературы:

  1. Иванов И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях. – М.: Инфра-М, 2010. – 352с.
  2. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ Л.Л. Ермолович. – М: БГЭУ, 2009. – 324с.
  3. Палангин Ю.И. Логистика – планирование и управление материальными потоками: учеб. пособие. – СПб.: Политехника, 2009. – 286с.
  4. Бодряков Р.Е. АВС-анализ для повышения эффективности работы склада — [Электронный ресурс]
  5. Стерлигова А.Н. Управление запасами широкой номенклатуры: с чего начать? — [Электронный ресурс]
  6. Корунов С.С. Организационно-экономические подходы и инструменты развития инновационных процессов в ракетно-космической промышленности. – М: Доброе слово, 2015. – 192с.
  7. Konovalov V.B., Tikhonov A.I., Fursov V.A., Sogacheva O.V., Pyanova N.V. Marketing planning in industrial enterprises in the context of import substitution strategy // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 12. С. 171-182.
  8. Kulikova N.N., Smolentsev V.M., Tikhonov A.I., Kireev V.S., Dikareva V.A.  Planning of technological development of new products and its impact on the economic performance of the enterprise // International Journal of Economics and Financial Issues