http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2018 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2018

1МЭЖлого

УДК 378.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14024

Тихомирова Анна Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной социологии Уральский государственный экономический университет

Мылтасова Ольга Валерьевна, старший преподаватель кафедры прикладной социологии Уральский государственный экономический университет

Tikhomirova A.M.

Myltasova O.V.

Роль вторичной занятости студентов в формировании трудовых компетенций

The role of secondary employment of students in the formation of labor competencies      

Аннотация. Статья посвящена анализу причин и обоснования повышения НДС с 18% до 20% в Российской Федерации с 01 января 2019 года. Анализируя возможности Статья опирается на публикации по данной теме российских исследователей и материалы собственных исследований, проведенных авторами, главными методами которых было анкетирование, в 2016-2018 гг., в которых было опрошено 1963 студента из 14 вузов Екатеринбурга. Рассматриваются современные особенности феномена «работающих студентов», роль совмещения учебы и работы студентов в формировании у них компетенций, важных для овладения профессией  и в процессе трудоустройства после окончания вуза. Компетенции делятся на две группы: профессиональные и общие навыки, важные для работы, т.е. обще трудовые. Выводы делаются на основе распространенности работы студентов, связи их учебной и трудовой специализаций, понимания самими студентами роли работы для лучшего овладения профессией и послевузовского трудоустройства. Затрагивается и еще одна проблема. Это отношение вузов, администрации и преподавателей к данной категории студентов и к феномену «работающий студент» вообще. Подчеркивается объективная необходимость для вузов содействовать данному феномену, в связи с положительным влиянием работы студентов во время учебы на их послевузовское трудоустройство, что благоприятно для успешности прохождения вузом государственной аккредитации и, в конечном  счете, для рейтинга вузов. Формулируются некоторые предложения, позволяющие облегчить студентам такое совмещение.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the reasons and justification for the increase in VAT from 18% to 20% in the Russian Federation from January 1, 2019. Analyzing the possibilities The article is based on publications on this topic by Russian researchers and materials of their own research conducted by the authors, the main methods of which was a survey, in 2016-2018, in which 1,963 students from 14 universities in Yekaterinburg were surveyed. We consider the modern features of the phenomenon of «working students», the role of combining study and work of students in the formation of their competencies that are important for mastering the profession and in the process of employment after graduation. Competences are divided into two groups: professional and general skills, important for work, i.e. general labor. The conclusions are made on the basis of the prevalence of students’ work, the connection of their academic and labor specializations, the understanding by the students themselves of the role of work for better mastery of the profession and post-graduate employment. Another problem is affected. This is the attitude of universities, administration and teachers to this category of students and to the phenomenon of «working student» in general. It emphasizes the objective need for universities to promote this phenomenon, due to the positive impact of the work of students during their studies on their post-graduate employment, which is favorable for the success of the university state accreditation and, ultimately, for the ranking of universities. Some sentences are formulated to make it easier for students to make this combination.

Ключевые слова: первичная и вторичная занятости студентов, профессиональные и общетрудовые компетенции, мотивы вторичной занятости студентов, послевузовское трудоустройство, трудовой потенциал населения.

Keywords: primary and secondary employment of students, professional and general labor competences, motives of secondary employment of students, post-graduate employment, labor potential of the population.

   Студенты в России работали, совмещая учебу в ВУЗе с работой,  со времен Александра II, когда после реформ 60-ых г. г. XIX века в университеты пришли выходцы из «подлых (низших)» сословий, т.е. не дворяне. Именно тогда впервые появился феномен «работающих студентов». Этот феномен существует и в западных странах, где он также связан переходом от элитарного высшего образования к массовому. По некоторым оценкам, в настоящее время в США и странах Европы работает около половины студентов [15, с.11].  Сегодня часто для характеристики этого феномена используется термин «вторичная занятость». Имеется ввиду, что получение высшего профессионального образования на дневном отделении,- это первичная занятость студентов, а работа параллельно с учебой — это их вторичная занятость.   Однако данный феномен во многом остается «теневым». Масштабы совмещения, его причины, систематичность или эпизодичность работы, график работы и периоды года, когда работает большинство студентов, отношение к такому совмещению администрации и преподавателей вузов, и, главное, значимость трудовой занятости студентов для формирования их профессиональных и в целом трудовых компетенций, карьеры после окончания вуза, а также для рынка труда и общества в целом, сегодня существенно отличаются даже от недавнего прошлого и изучены лишь фрагментарно. Это делает актуальным изучение данной проблемы.

   Феномен «работающий студент» достаточно активно изучается в нашей социологии. Анализу данной проблемы посвящены работы  Варшавской Е.Я., Варламовой А.В, Заборовой Е.Н. и Мылтасовой О.В., Ключаревой Г.А., Коротковой М.С., Константиновского Д.Л. и Поповой Е.С., Нагимовой А.М. и Сафиуллиной Ф.Р., Лавриковой В.Н. и Михайловской С.А., Рощина С.Ю. и Рудакова В.Н., Родионовой А.В., Устиновой К.А., Шафрановой-Куцевой Г.Ф и некоторых других исследователей.

   Цель данной статьи – рассмотреть роль вторичной занятости студентов в формировании у них профессиональных и общетрудовых компетенций, а также  в процессе трудоустройства после окончания вуза.

   Наша гипотеза состояла в том,  что вторичная занятость студентов способствует с одной стороны развитию их трудовых, т.е. как профессиональных компетенций так и таких знаний, умений и навыков, которые важны для выполнения любой трудовой деятельности-общетрудовых компетенций, и, с другой стороны, облегчает выпускнику трудоустройство после окончания вуза. Это делает необходимым повышение интереса вузов к данному феномену.

   Данная статья опирается на публикации по данной теме российских авторов,  на материалы опросов, проведенных  авторами индивидуально или в составе исследовательских коллективов, в ходе которых было опрошено 1963 студента из 14 вузов Екатеринбурга.

   Будущее России определяется профессиональным и трудовым потенциалом населения. Особую роль в его формировании играет система высшего образования. Сегодня особенно важно  сочетание теоретической и практической составляющих в данной сфере. Частый упрек высшему образованию — разрыв с практикой, ориентация вузов преимущественно на теоретическую подготовку. К сожалению, многие вузы не имеют реальных возможностей для внедрения практикоориентированного обучения. Несоответствие, рассогласованность  сферы образования и рынка труда в настоящее время ведет к количественным и качественным диспропорциям на последнем. Это несоответствие проявляется в дефиците кадров, особенно квалифицированных, в несоответствии квалификации работников требованиям рабочего места, массовому трудоустройству не по специальности [20, с.98] Как говорится, дипломированных все больше, специалистов все меньше! В подтверждение – цифры из социологических исследований. «По данным общероссийских опросов, практически  половина руководителей предприятий считают, что профессиональное образование в России не соответствует их представлению о его необходимом современном уровне»[14, с.52]. Количество специалистов, работающих не по специальности, полученной в образовательном учебном заведении, в 2012 г составляло по одним оценкам 42,5%[13,С.101],а по другим -60% [18]. Расхождения связаны с разными методиками расчета. В 2014 г-46,7% [8]. В настоящее время, по оценкам профессора Е.Я.Варшавской, каждый третий выпускник вуза работает не по полученной в вузе специальности, а еще четверть(26,6%)выполняет работу, не требующую высшего образования вообще [4]. Интересно, что « …отмечается принципиальное расхождение в понимании ситуации между представителями учебных заведений и работодателями. Вузовские эксперты убеждены, что высокие качество обучения в их образовательном учреждении и репутация – это наиболее важная позиция, которая существенно отличает их вуз от других высших учебных заведений. Однако при ответе на вопрос о том, может ли их выпускник сразу стать квалифицированным специалистом на основе знаний и навыков, полученных в вузе, мнения экспертов – представителей вузов становятся более сдержанными. Лишь треть убеждена в этом, а две трети считают, что выпускникам нужна дополнительная профессиональная подготовка» [9, с.52].  Одним из способов смягчения остроты данной проблемы, на наш взгляд, может быть трудовая занятость студентов, их выход на рынок труда еще во время учебы. Это в принципе дает возможность студенту овладевать теорией в вузе и, одновременно, получать практические навыки на работе.

   Масштабы трудовой занятости студентов дневного отделения вузов по оценкам разных исследований существенно различаются и колеблются от  25% [16, с. 123] до 50% [2, с. 41] и даже 67,4% [17, с.155]. В нашем исследовании, охватившем 14 вузов г. Екатеринбурга, 74% опрошенных отвечали, что совмещают учебу с работой. Из них утверждали, что работают, но нерегулярно,  38,%, а еще 36% говорили о наличии постоянной работы. В трех из 14 задействованных в исследовании вузов,  постоянную работу имели даже около половины опрошенных. Это Уральский институт экономики, управления и права (49,3%), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (48,2%), Российский государственный профессионально-педагогический университет (47,4%). Никогда не совмещали учебу с работой только 25,6% опрошенных.

   Массовость совмещения студентами учебы в вузе и работы, возникшая в нашей стране 90-ые г.г. — первая заметная особенность данного феномена в наши дни. Также произошел еще ряд изменений. Если в прошлом работа большинства студентов носила эпизодический характер и осуществлялась в основном в период каникул, в трудовой семестр,  то сейчас работа студентов приобрела систематический характер и осуществляется в течение всего учебного года. Еще одна особенность — более раннее вовлечение студентов в трудовую деятельность. Большинство студентов начинает работать  со 2 курса. В нашем пилотажном опросе о трудоустройстве после окончания вуза, анкета которого распространялась через гугл-форм, большинство респондентов-55%- отметили, что начали работать еще в школе, а еще 30% -на 1 курсе.

   Анализ того, где и кем работают студенты, позволяет оценить, помогает ли студентам работа расширить профессиональные компетенции, получаемые в вузе. Опросы  и наблюдения показывают, что студенты обычно выполняют малоквалифицированные работы. Большинство студентов работает  продавцами, кассирами, консультантами, официантами, курьерами, грузчиками, агитаторами и т.п. У большинства работающих студентов работа не совпадает с учебной специализацией. Эта тенденция зафиксирована рядом исследователей и даже численные оценки данной группы студентов в них  очень близки, хотя опросы проводились в разных регионах страны. Это 61-62%. [1, с. 66; 15, с. 27].  По данным Сафиулиной Ф.Р. соотношение тех, у кого специальности учебная и рабочая : а. не совпадают вообще; б. совпадает частично и в. совпадают полностью  составляют 62,6% -28,6% — 8,8%. [19, с. 16]. В нашем пилотажном исследованиях (60 студентов) у 63,6% опрошенных работа оказалась никак не связана с учебной специальностью, а полностью они совпадали лишь у 13,6% респондентов. Цифры очень близки. В исследовании, проведенном Е. Заборовой и О. Мылтасовой, «29% всех опрошенных утверждали, что их работа связана с учебной специализацией,  а вот 39,3% ответило «не очень» и «совсем не связана» отметило еще 31,5%.  Можно сделать вывод, что большинство профессий, предлагаемых сегодня студентам на рынке труда, не обеспечивают закрепление и расширение  профессиональных компетенций, формируемых в вузе» [7, с. 208]. Таким образом, говорить о серьезном и всеобщем, обязательно позитивном влиянии совмещения работы с учебой на формирование профессиональных компетенций студентов, не приходится. Однако мы считаем, что возможно, по-видимому, говорить о положительном влиянии вторичной занятости на общие навыки, важные для работы. Это, например, развитие ответственности, умение планировать время, контактировать с руководством и коллегами, приобретение некоторых коммерческих знаний, рост уверенности в себе и т.п.. Кроме того, мы считаем, что человек с высокой трудовой мотивацией (а о студенте, который уже в вузе начинает работать, так можно сказать с уверенностью) в принципе лучше адаптирован к современным рыночным условиям. Не нужно забывать, что официальный трудовой стаж выпускника к моменту окончания вуза, или даже просто наличие трудового опыта, является его серьезным конкурентным преимуществом при трудоустройстве о чем в данной статье будет сказано ниже.

   Во всех исследованиях работающих студентов рассматриваются мотивы вторичной занятости. Все фиксируют, что сами студенты не рассматривают свою работу во время учебы в вузе как средство лучшего освоения учебной специальности. На первом месте для них  материальные  мотивы, стремление заработать,  причем в основном не на удовлетворение первичных жизненных потребностей, а на развлечения или престижное потребление. Но далее, на 2 и 3 местах, располагаются уже желание приобрести трудовой опыт, завязать полезные для трудоустройства связи и контакты. Правда, разрыв между главным, 1 мотивом, и 2 и 3 мотивами может быть очень велик, что подчеркивает существенно меньшую важность всех остальных мотивов по сравнению с главным, с потребностью в деньгах. В нашем исследовании  материальные мотивы выбрало 83% опрошенных, а стремление приобрести опыт и связи лишь 30% и 15% соответственно( в данном вопросе можно было выбирать несколько вариантов,  поэтому сумма ответов превышает 100%). Таким образом, полезность совмещения учебы и работы для будущей профессиональной деятельности  все-таки осознается студентами и является одной из движущих сил поиска работы во время учебы.

   В феномене «работающих студентов» есть еще один аспект, особенно интересный нам в данном случае. Это отношение вузов, администрации и преподавателей к данной категории студентов, а также к феномену «работающий студент» вообще. Трудовая занятость студентов дневного отделения в большинстве вузов воспринимается отрицательно или в лучшем случае, нейтрально. Преподавателей и администраторов раздражают пропуски занятий работающими студентами, часто ведущие к академическим задолженностям. Возникает необходимость дополнительных затрат времени преподавателей на таких студентов, что тяжело воспринимается многими педагогами,  особенно на фоне роста интенсивности их нагрузки и снижения оплаты за учебную составляющую в зарплате. Иногда студенты так увлекаются работой, что бросают учебу вообще, что невыгодно вузу, или переводятся на заочное отделение, которое давно стало облегченным путем к диплому. А между тем, объективно,  у вузов есть высокая заинтересованность в  том, чтобы студенты после окончания учебы быстрее находили лучшую работу, ведь показатель трудоустройства выпускников вуза в первый год после окончания вуза – один из главных критериев оценки эффективности учебного заведения и важное условие государственной аккредитации. Оказывается, наличие опыта и официального стажа — хорошие помощники в этом. «Учащиеся и студенты, подрабатывающие во время обучения, в 2 раза быстрее находят работу. Более трети из них (37,3%) приступают к работе сразу после окончания учебы, часто продолжая работать на том же месте, что и во время обучения» [10, с. 43] Средняя продолжительность поиска работы выпускниками вузов-9 месяцев [2, с. 43]. В нашем пилотажном опросе респонденты, которые сочетали учебу в вузе с работой, тратили на поиски работы только 1-2 месяца: 21 человек из 41 опрошенных устроились на работу в течение первого месяца после получения диплома, 12 человек – через 1 — 2 месяца, 4-через 3-6 месяцев. Такой успех сами респонденты объяснили тем, что они еще в процессе обучения в вузе совмещали учёбу с работой, и к моменту окончания ВУЗа все они имели официальный трудовой стаж

   Из 41 опрошенных нами респондентов, 40 окончили государственный ВУЗ, который должен быть заинтересован в том, чтобы его выпускники быстрее устраивались на работу по специальности хотя бы потому, что, как уже сказано выше, трудоустройство выпускников важный показатель государственной аккредитации. Тем не менее, подавляющее большинство (30 человек) отметили, что ВУЗ никак не содействовал им в поиске места работы. Двое отметили, что в их ВУЗе была возможность получить помощь в трудоустройстве, но не уточнили, какая. 4 опрошенных сказали, что ВУЗ помогал будущим выпускникам трудоустроиться путём организации встреч с работодателями, ещё 2 опрошенных — путем предоставления хороших мест для прохождения практики. Кроме того, 1человек отметил, что в ВУЗе проходил обучение навыкам самопрезентации, что способствовало его успеху на собеседованиях с работодателями. Лаврикова В.Н.и Михайловская С.А. отметили, что в их исследовании  большинство студентов (87%) выражают желание получать помощь вуза в трудоустройстве.  Парадокс в том, что почти 60% студентов не знают, что в их вузе есть подобные структуры [12, с. 126] Есть очень интересный как зарубежный, так и отечественный опыт такой помощи. Например, в Боннском университете на веб-портале вакансий университета  размещено 38 тысяч объявлений, отдельно — вакансии в самом университете, в том числе для студентов. Любая фирма может добавить к ним свою вакансию после регистрации. В университете действует 3 организации, целью которых является поддержка студентов и выпускников на этапе выбора профессии, в процессе учебы, при поиске работы, в том числе работы еще во время учебы. Специальный исследовательский отдел университета постоянно отслеживает востребованность профессий университета, открывая новые направления, расширяя количество мест на популярных специальностях и закрывая неэффективные. Боннский университет предоставляет студентам возможность овладевать дополнительными квалификациями, которые могут оказаться полезными для трудоустройства: иностранные языки, компьютерные программы, ораторское искусство, навыки самопрезентации, грамотное решение конфликтов и т.п. [6] Ярмарки вакансий вошли в повседневную практику  многих российских вузов, в том числе и в нашем университете активно реализуется программа по трудоустройству как выпускников, так и обучающихся в вузе студентов.

   Мы считаем, что роль вуза в трудоустройстве и регуляции работы студентов во время учебы необходимо резко расширить. И это не «благотворительность» со стороны вузов, Это в интересах самих вузов. Вторичная занятость студентов может повышать  потенциал студентов, причем, как в учебной, так и трудовой  сферах,  увеличивая востребованность выпускников на рынке труда и повышая рейтинг вуза. Однако в тех формах, в которых трудовая занятость студентов реализуется сегодня, это происходит не достаточно эффективно. Вторичная занятость студентов формируется стихийно. Существующая организация учебного процесса затрудняет студентам возможность совмещать учебу с работой. В публикациях по данной теме высказываются предложения, облегчающие студентам двойную занятость. Например, очень полезной для этого была бы простая стабильность расписания! Каждый день и весь учебный год учимся, предположим, до 14.00, а потом занятий нет, можно заниматься,  чем хочешь, в том числе работой. Интересно, на наш взгляд, и предложение об организации студенческих трудовых отрядов, создаваемых с учетом профессиональных профилей будущих специалистов [17]. В нашем вузе есть некоторый подобный опыт. В советские времена много лет действовал летний отряд «Торговля» для студентов – товароведов и экономистов торговли. Члены отряда работали на розничной сезонной торговле овощами и фруктами. Сегодня действует отряд «Отель» для студентов специальностей «гостиничное дело» и « туризм», который обеспечивает студентов работой в курортный сезон на южных курортах страны. Для его участников официально осуществляется перенос сессии на более ранние сроки. Студенты охотно работают в этом отряде.

   Необходим поиск и других форм, активная помощь вуза студентам в поиске вакансий, облегчения возможности совмещения учебы и работы.

Список литературы

  1. Варламова А.В. Трудовая занятость студентов как социальная проблема// Сервис в России и за рубежом. – 2016 г. – №6 – С.64-71.
  2. Варшавская Е. Я. Успешность перехода «учёба — работа»: для кого дорога легче //Социологические исследования. – 2016. – № 2. – С. 39-46.
  3. Варшавская Е.Я. Где и кем работают высокообразованные россияне //ДемоскопWeekly. – 2017. – №713-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0713/tema01.php (Дата обращения 30.07.2018)
  4. Галеева А.Д., Тихомирова А.М. Причины и последствия совмещения работы и учебы студентом очной формы обучения //Достойный труд — основа стабильного общества. – Екатеринбург, 2016. – С. 35-40.
  5. Гильманов А.З., Коваленко С.О.. Роль вузов в трудоустройстве выпускников: опыт Боннского университета //Социс. – 2015. – №1. – С.134-135.
  6. Заборова Е.Н., Мылтасова О.В. Работающий студент в современной высшей школе //Не расстанусь с молодежью, буду… сборник научных статей к 80-летию профессора Ю. Р. Вишневского. под общей редакцией Ю. Р. Вишневского, ответственный за выпуск Д. Ю. Нархов. – Екатеринбург, 2018. – С. 202-213.
  7. Из директоров в клоуны. Половина россиян работает не по специальности // Российская газета (15.04.2014). – № 943. URL: https://rg.ru/2014/04/15/specialnost.html (Дата обращения 30.07.2018)
  8. Ключарева Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов //Социологические исследования. – 2015. – № 11. – С. 49-56.
  9. Константиновский Д.Л., Попова Е. С.. Молодёжь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. – 2015. – № 11. – С. 37-48.
  10. Короткова М.С. Социальный портрет работающего студента.// Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2016. – №5. – С.47-51.
  11. Лаврикова В.Н., Михайловская С.А. Вторичная занятость студенческой молодежи Забайкальского края //Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Социологические науки». – 2017. – №3. – С.123-128.
  12. Мылтасова О.В. Сложности совмещения работы и учебы студентов на примере студентов уральского региона //Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. – Екатеринбург, – С. 986-995.
  13. Нагимова А.М., Сафиуллина Ф.Р.. Совмещение обучения в вузе и трудовой занятости студентов Казани //Социологические исследования. – 2014. – №4. – С.121-124.
  14. Российский инновационный индекс /Под ред. Л.М. Гохберга. –М.:НИУ-ВШЭ, 2011.
  15. Родионова А.В. Трудовая занятость студентов в условиях реформирования высшего образования в России. Автореферат диссертация на соискание степени к.с.н. – СПб., 2012.
  16. Рощин С.Ю. Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов //Вопросы образования – 2014. – №2. – С.152-177.
  17. Росстат: По специальности работают только 40% россиян // БалтИнфо: Балтийское информационное агентство. URL: http://www.bia-news.ru/2012/08/13/Rosstat-Po-spetcialnosti-rabotayut-tolko-40- rossiyan-297586 (Дата обращения 30.07.2018)
  18. Сафиулина Ф.Р. Трудовая занятость студентов как социальный фактор формирования профессиональных компетенций. Автореферат диссертации на соискание степени к.с.н. – Саратов, 2014. 
  19. Устинова К.А.. Сфера образования и рынок труда: проблемы рассогласования //Социологические исследования. – 2014. – №6. – С.96-103.
  20. Шафранова-Куцева Г.Ф. Современные вызовы и реальность профориентационной деятельности в системе «школа — ВУЗ — рынок труда» //Социологические исследования. – 2015. – № 1. – С. 120-128.