http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2018 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2018

1МЭЖлого

УДК 378.18

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14002

Марина Александровна Федотова,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Адриан Алексеевич Михайлов, 

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Управление персоналом»,

ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Алексей Иванович Тихонов,

кандидат технических наук, доцент, Заведующий кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Сергей Павлович Куликов,

кандидат социологических наук, проректор по молодежной политике, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Marina A. Fedotova, 

Candidate of  Economics Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Department «Human Resource Management» Moscow Aviation Institute (National Research University)

Adrian A. Mikhaylov,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Department «Human Resource Management»  Moscow Aviation Institute (National Research University)

Alexey I. Tikhonov,

Candidate of in Technical Sciences, Associate Professor, Head of Department «Human Resource Management»  Moscow Aviation Institute (National Research University)

Sergey P. Kulikov,

Candidate of Sociological Sciences, Vice Rector for Youth Policy Moscow aviation institute (national research university), (e-mail: kulikov@mai.ru)

Развитие направлений взаимодействия вуза с внешними партнерами для формирования трудовой активности молодежи

Development of areas of interaction between the University and external partners for the formation of youth labor activity

Аннотация. В статье рассматривается роль вузов с позиции задач социально-экономического развития общества на базе модели «тройной спирали». Работа образовательных структур (вузов) рассматривается как сложная сеть взаимодействий с: другими вузами; разноуровневыми учебными организациями; предприятиями, бизнесом, государственными структурами. Авторы выделяют направления, формы и результаты взаимодействия вуза с различными партнерами для формирования трудовой активности молодежи. Ряд примеров в рамках данной статьи приводится на основании опыта работы кафедры «Управление персоналом» Московского Авиационного Института.

Summary. The article deals with the role of universities from the perspective of socio-economic development of society on the basis of the «triple helix» model. The work of educational structures (universities) is considered as a complex network of interaction with: other universities; multi-level educational organizations; enterprises, business, government agencies. The authors identify areas, possible forms and results of interaction between the University and various partners for the formation of youth labor activity. A number of examples in this article are based on the experience of the Department of «personnel Management» of the Moscow Aviation Institute.

Ключевые слова: вузы, трудовая активность молодежи, взаимодействие вуза с партнерами, направления и формы формирования трудовой активности молодежи, современный университет.

Keywords: universities, the labour activity of young people, the interaction of the University with its partners, the direction and shape of the formation of a labour activity of the young, modern University.

   Современные вузы представляют собой сложные социально-экономические системы, выполняющие роль связующего звена между школой, предприятиями, вузами и различными государственными институтами (учреждениями культуры, научно-исследовательскими институтами, фондами и пр.).

   Одним из важных направлений деятельности современных университетов является содействие проведению взятого в России политического курса на инновационное развитие и повышению конкурентоспособности соответствующих регионов через создание научно-технических разработок и выработку инновационных решений, их коммерциализацию и внедрение в реальные сектора экономики регионов и страны в целом [3]. Данная задача решается как напрямую, посредством  создания малых инновационных предприятий при вузе, разнообразных технологических площадок для реализации проектов, практик, так и косвенно, посредством программ профориентации и формирования позиции молодежи к трудовой деятельности.

   Одной из наиболее успешных и признанных в мире форм взаимодействия и участия университетов в экономической деятельности страны является предложенная профессором Генри Ицковичем концепция «Тройной спирали» [2,6]. Модель предполагает тесное взаимодействия бизнес среды и университетов при неотъемлемой роли государства, влияние которого особенно важно в России.

   Идея модели «Тройной спирали» в сближении указанных институциональных сфер и даже частичном перекрытии друг друга. Так, отмечается, что «каждая институциональная сфера выполняет свои институциональные функции. Именно там, где институциональные сферы частично перекрывают друг друга, встречаются люди и генерируются новые идеи: так появляются инновации. Таким образом, подобная модель становится сбалансированной. Институциональные сферы выполняют свои традиционные роли, но также приобретают новые функции» [2,6].

   За последние 50-70 лет, университеты трансформируют свои функции и кроме непосредственно образовательных, выполняют следующие:

— Создание новых знаний (например, в рамках лабораторных работ, которые имели перед собой значимые перспективы). Наблюдалось в 20 веке.

— Способствуют созданию новых предприятий (существуют примеры, когда на основе мировых технологических университетов были созданы компании по производству научно-исследовательского оборудования и инструментов, поскольку для производства оборудования, изобретенного в этих университетах, потребовалось участие специальных предприятий). Наблюдалось с середины 20 века.

— Участие университета совместно с бизнес средой и государством в развитии экономики региона и/или отрасли (например, за счет развития специфического ресурса в регионе или за счет особого изобретения, которое является результатом исследовательской деятельности университета). Активнее наблюдается с последней четверти 20 века.

— Смещение акцентов в образовании к групповому принципу работы (пример, университетские инкубаторы, которые нацелены на коммерциализацию результатов университетских научных исследований и на организации, работающие в традиционных отраслях). Конец 20 – начало 21 века и по сегодняшний день.

— Формирование человеческих ресурсов нового типа, в том числе, за счет формирования  общекультурных компетенции необходимых в процессе глобализации мира в сочетании с сохранением пластов традиционных культур (например, модель Novum Trivium включает три части: изучение дисциплин специализации, инноватику и предпринимательство, иностранные языки и общекультурные компетенции, что позволяет использовать полученные знания в комплексе). Конец 20 – начало 21 века и по сегодняшний день.

   При этом университеты, как сложные образовательные и научно-производственные комплексы, должны включать в себя творческие коллективы, коммерческие компании, различные общественные, профессиональные  и региональные/территориальные объединения и др. Именно такие форматы взаимодействия способствуют экономическому развитию и формирование человеческих ресурсов нового типа.

   Подобные процессы модернизируют традиционный процесс обучения и превращают университеты в сложные образовательные, исследовательские и  научно-производственные комплексы, работающие на различные запросы общества [4,5].

   Рассмотренные выше функции современных вузов и модель профессора Ицковича делают акцент на взаимодействие «государство-университет-бизнес» для целей развития производства. При этом не затрагивается:

  1. важность взаимодействия «университет-школа», которая особенно значима в России, поскольку формирует основу указанного выше тройного взаимодействия;
  2. задачи профессиональной ориентации и формирования трудовой активности молодежи как основа поддержания социально-экономической модели общества.

   Далее в статье исследуем возможности решения второй из указанных задач.

   Сегодня работа образовательных структур (вузов) строится на сложной сети взаимодействии: а) вузов между собой («горизонталь образования»), б) разноуровневых учебных учреждений – школа, вуз, творческие мастерские и пр. («процесс образования»), в) предприятий, бизнеса, государственных структур («вертикаль образования»). В этой связи для решения задачи профессиональной ориентации и формирования трудовой активности молодежи необходимо реализовывать и усиливать формы сетевого взаимодействия. Концептуально, модель предлагаемого взаимодействия представлена на Рис. 1.

Безымянный

   Рассмотрим возможные формы и результаты взаимодействия вуза с различными партнерами для формирования трудовой активности молодежи.

   Практически каждая форма взаимодействия вуза с партнерами может напрямую или косвенно включать элементы формирования трудовой активности. Ряд примеров в рамках данной статьи приводится на основании опыта работы кафедры «Управление персоналом» Московского Авиационного Института.

  1. Направление взаимодействия «Вуз-школы».
  2. Направление взаимодействия «Вуз-предприятия».
  3. Направление взаимодействия «Вуз-образовательная среда».
  4. Направление взаимодействия «Вуз-государство и общественные организации».
  5. Направление взаимодействия «Вуз-внутривузовские структуры».
  1. Направление взаимодействия «Вуз-школы». По данному направлению формирование трудовой активности молодежи включает следующие формы: проведение университетских суббот, разработка квестов для школьников, дни открытых дверей, выезды в школы и др.

   Например, кафедра «Управление персоналом» в 2016 году проводила университетские субботы на тему «Управление персоналом в аэрокосмической отрасли: история и современность». Важными задачами мероприятия были задачи: рассказать о важности управления персоналом в современной организации; дать представление о сути управления персоналом как профессиональной деятельности в аэрокосмической промышленности. Такая работа способствует формированию представлений о профессии, закладывает основу трудовой активности. В 2018-2019 годах планируется продолжение данного формата взаимодействия и проведение для школьников мастер-класса «Управление персоналом в аэрокосмической отрасли: история, современность и перспективы».

 Еще одной формой начинающей формировать трудовую активность является разработка квестов для школьников. С этой связи, при тесном взаимодействии с «Роскосмосом» силами студентов кафедры «Управление персоналом»  разработан квест, направленный на знакомство с отраслью и перспективами ее развития. Квест проводился в двух школах, со школьниками 6-8 классов.

   Дни открытых дверей, проводимые по плану вуза, с одной стороны,  позволяют получить представление о программе обучения, а с другой, знакомят школьников с рынком труда, компаниями в которых работают выпускники кафедры и тем самым закладывают основы трудовой активности.

   Выезды в школы, например, от кафедры, проходят в формате открытых уроков-лекций на которых преподаватели рассказывают о возможной профессиональной деятельности, о программе подготовки в вузе, о возможностях прохождения стажировок и практик в реальных компаниях, о дополнительном образовании.

   В этой связи взаимодействие «вуз-школа» реализует те функции, которые должен выполнять современный университет:

— Создание новых знаний: первоначальное вовлечение школьников в научную работу, формирование интереса к исследовательской работе на базе университетских лабораторий, первичная профориентация [1,2].

— Участие университета совместно с бизнесом и государством в развитии экономики региона и/или отрасли: формирование возможностей для молодых людей «найти себя» и быть востребованном в данном регионе/отрасли, в том числе, за счет знакомства с особенностями и возможностями данного региона/отрасли на базе вуза, первичная профориентация.

— Смещение акцентов в образовании к групповому принципу работы: знакомство школьников с работой университетских образовательно-научных площадок, формирование навыков командной работы при участии в проектах, попытки создания школьниками собственных проектов и участие в конкурсах, как в инновационных, так и в традиционных областях.

— Формирование человеческих ресурсов нового типа: школьники получают первоначальные знания по специальным университетским дисциплинам, знакомятся с научной базой и основами предпринимательства, общаются на базе университета с представителями разных культур и поколений и, в целом, начинают понимать какой комплекс знаний и компетенций необходим специалисту в современном мире.

   Все перечисленное выше формирует базу трудовой активности.

  1. Направление взаимодействия «Вуз-предприятия». Данное направление оказывает прямое и наиболее сильное влияние на формирование трудовой активности молодежи. Здесь выделяем следующие формы: практики студентов, помощь в проектах компаний-работодателей, стажировки преподавателей и студентов, выступление практиков с лекциями и мастер-классами, участие студентов в профессиональных выставках и коференциях, экскурсии на предприятия и др.

   Так, например, кафедра «Управление персоналом» предоставлят возможность прохождения практики на предприятиях аэрокосмической отрасли и транспортной отрасли («Сухой», «Туполев», «Ангстрем», «Аэрофлот», «Роскосмос» и др.), такая практика проходит в структурах управления персоналом в соответствии с профилем подготовки кафедры. На начальном этапе студенты проходят тестирование и определяются в отделы и закрепляются за отдельными специалистами, далее, по итогам прохождения, могут продолжить последующие практики, написать квалификационную работу и получить приглашение работать на предприятии отрасли.

   Стажировки преподавателей и студентов позволяют усилить трудовую активность и снизить последующие задачи трудовой адаптации. Преподаватели узнают об актуальных задачах организаций аэрокосмической отрасли, используют полученные материалы для проведения занятий и целенаправленной отраслевой подготовки студентов. Большая стажировка преподавателей и аспирантов ИНЖЭКИН МАИ в ОАО «ОРКК» проходила в 2015 году и была направлена на ознакомление с опытом и достижениями предприятий РКП в области исследования проблем технико-экономического обоснования перспективных космических проектов и программ. Практически ежегодно кафедра «Управление персоналом» отправляет на стажировки на предприятиях отрасли 1-2 преподавателей (примерно 10% кадрового состава). В этой связи позиция кафедры заключается в том, что масштабные стажировки, в которых задействованы до 90% сотрудников кафедры закладывают базу трудовой активности за счет формирования учебных кейсов по всем основным курсам кафедры.

   Предварительным этапом формирования трудовой активности являются выступление практиков с лекциями и мастер-классами. Кафедра «Управление персоналом» имеет опыт такой работы с отделом развития аэрокосмический отрасли. Студенты напрямую узнают о возможностях поучаствовать в проектах предприятий аэрокосмической отрасли. Кроме того, такая работа способствует формированию положительного имиджа работодателя с целью постоянного привлечения «лучших из лучших» студентов в Ракетно-космическую отрасль. По итогам встреч всегда определяется состав студентов для участия в проектах отрасли в разных форматах (разработчики квестов, организациры проф.конференций). Так, например, студенты кафедры ежегодно помогают в качестве профессиональной практики в конкурсах отрасли «Ключ на старт», Всероссийском молодёжном конкурсе научно-технических работ «Орбита молодежи» и Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Орбита молодежи» и перспективы развития российской космонавтики» и др. Такой опыт дает представление о трудовой деятельности по своей профессии, а также позволяет взаимодействовать с представителями разных поколений и различных структур в рамках отрасли.

   Говоря об участии студентов в профессиональных выставках и конференциях, стоит, прежде всего, выделить профессиональные, поскольку они способствуют формированию трудовой активности, т.к. на них студенты видят реальные примеры проектов и возможные направления профессионального развития. Практическими примерами такой работы кафедры «Управление персоналом» являются участие в конференциях «Авиация и космонавтика», «Гагаринские чтения» (по кадровым секциям), специализированном кадровом форуме «Всероссийский межвузовский кадровый Форум им. А.Я. Кибанова «Инновационное управление персоналом»», профессионалных конференциях MK Group и др.

   Посещение предприятий с экскурсиями позволяет сформировать комплексное представление о целях работы и связанности различных бизнес-процессов предприятия с учетом своей будущей профессиональной деятельности, а также, познакомиться с историей и достижениями организации, тем самым формировать приемственность поколений в рабочей среде. Примерами экскурсий на предприятия отрасли кафедры «Управление персоналом» является посещение студентов предприятий «Роскосмоса», НПО Наука и др.

  1. Направление взаимодействия «Вуз-образовательная среда».

   Данное направление оказывает косвенное влияние на формирование трудовой активности молодежи. В этой связи рассматриваем различные формы дополнительного профессионального образования, выделим следующие формы: обучение на профессиональных курсах внутри вуза, выступление практиков с лекциями и мастер-классами, обучение студентов в рабочих группах (хакатоны, world skils и другие профессиональные конкрсы).

— обучение на профессиональных курсах внутри вуза возможно на базе центров переподготовки, так студенты могут получить дополнительные языковые знания, коммуникативные знания и др. Примером работы кафедры «Управление персоналом» в этом направлении является разработка программы профессиональной переподготовки по направлению «Управление персоналом», подготовка профессиональных курсов на английском языке, курсов по спец.темам в рамках управления персоналом. Такая форма удобна для дополнительной подготовки с учетом развития профессии, например IT-программы для HR и наоборот, HR-аналитика для информатиков и программистов.

— обучение профессиональным навыкам внутри вуза при посещении открытых занятий по любым программам вуза для развития профессиональных и смежных профессиональных знаний, самостоятельное прохождение открытых курсов, размещенных на образовательных площадках внутри вуза.

— обучение студентов в рабочих группах, это, прежде всего, подготовка профессиональных проектов в смешанных командах «технари+гуманитарии». Например, студенты кафедры «Управление персоналом» в таком формате участвовали в конкурсе worldskills, участие в конкурсах на основании социального исследования и др. Дополнительное  обучение и погружение в профессию здесь происходит за счет привлечения в качестве консультантов специалистов и преподавателей различных направлений.

  1. Направление взаимодействия «Вуз-государство и общественные организации». В рамках данного направления можно стоит отметить влияние на формирование трудовой активности молодежи за счет взаимодействия с Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь), Министерствами, государственными фондами, профессиональными ассоциациями и др.

   Так, например, стоит отметить направления деятельности Федерального агентства Росмолодежь: Инновационная деятельность и научно-техническое творчество, содействие профориентации и карьерным устремлениям молодёжи, предпринимательство.

   Минпромторг России представил единый формат профориентации и популяризации научно-технического творчества детей и молодежи, в том числе в сентябре 2018 года в Краснодаре завершился  Международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества «От Винта!», направленный на развитие технологического предпринимательства.

  1. Направление взаимодействия «Вуз-внутривузовские структуры».

   Данное направление оказывает косвенное влияние на формирование трудовой активности молодежи. В этой связи рассматриваем различные формы дополнительного профессионального образования, выделим следующие формы: обучение на профессиональных и реализуется за счет перекрестных форм взаимодействия факультетов и институтов внутри вуза (участие в совместных мероприятиях, комплексные проекты и конкурсы, открытые встречи с успешными специалистами и др.). Некоторые примеры отвечающие задачам этого направления рассмотрены в рамках направления взаимодействия «Вуз-образовательная среда» и касаются внутривузовских возможностей по дополнительному образованию и формированию смежных профессиональных навыков.

   В целом стоит отметить важность использования разных направлений формирования трудовой активности молодежи, поскольку они усиливают друг друга. С практической точки зрения многие мероприятия отражают несколько направлений взаимодействия, таким примером сочетания направлений может быть участие молодежи в студенческих профессиональных конкурсах на базе практики на предприятиях.

Список литературы

  1. Зотова Н.Н., Федотова М.А., Шевырев А.В. Раннее профессиональное самоопределение и проектное управление в школе как основа выбора профориентации // Вестник Университета. Государственный университет управления. – 2014. — №14. – С. 305-312.
  2. Ицкович Г. Модель тройной спирали // Инновационная Россия – 2011. – № 4. – С. 25-29.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/#ixzz3RF1ksFFo
  4. Семина А.П., Федотова М.А., Тихонов А.И. Обучение персонала в современных компаниях: проблемы и новые направления // Московский экономический журнал. — 2016. — № 3. —  С. 33.
  5. Семина А.П., Федотова М.А., Тихонов А.И. Дуальное обучение как форма, обеспечивающая опережающую подготовку кадров аэрокосмической отрасли // В книге: Системы управления жизненным циклом изделий авиационной техники: актуальные проблемы, исследования, опыт внедрения и перспективы развития Тезисы докладов V Международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 234-236.
  6. Тройная спираль профессора Генри Ицковича // Известия –– 13 января 2011. [Электронный ресурс] http://izvestia.ru/news/370024
  7. Жданова Д.С., Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Программа тренингов личной эффективности как важная составляющая подготовки студентов// Экономика и предпринимательство. — 2018. —  № 8 (97). — С.1056-1060.
  8. Тихонов А.И., Новиков С.В.  Институциональные аспекты государственной кадровой политики в России// Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2017. —  № 2.  — С. 25-32.
  9. Казакова Е.О., Куликов С.П., Новиков С.В. Молодежная политика вузов: проблемы целеполагания и оценки результатов// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2017. —  № 11. —  С. 35-39.
  10. Просвирина Н.В., Тихонов А.И., Новиков С.В. Воспитание студенческой молодёжи в контексте культурного развития личности // Московский экономический журнал. — 2018. — № 3. —  С. 19.
  11. Просвирина Н.В., Тихонов А.И., Куликов С.П. «Организация дополнительного образования молодёжи как инструмент формирования нового поколения // Московский экономический журнал. — 2018. — № 3. —  С 24.