Московский экономический журнал 3/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_3_158

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПУТЁМ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

IMPROVING THE PROCESS OF TRANSPORTING GOODS BY ROAD THROUGH THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES

Максимов Никита С., менеджер, ООО «Фольксваген Груп Рус», Москва, Россия, Krekit2011@yandex.ru

Покровская Екатерина Б., Доцент кафедры мировой экономики, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва, Россия, Peb707@mail.ru

Maksimov Nikita S., Manager, VolkswagenGroupRusLtd, Moscow, Russia, Krekit2011@yandex.ru

Pokrovskaya Ekaterina B., Associate Professor of the Department of World Economy, Russian State University for the Humanities (RGGU), Moscow, Russia, Peb707@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации автомобильных перевозок и методам оптимизации данного процесса. Любые формы отгрузок автомобильным транспортом предполагают собой поиск потенциальных исполнителей данного заказа. Данной статьей затронут основной спектр задач необходимых для решения заказчиком при осуществлении поиска поставщиков услуг. Выявлены сильные и слабые стороны данного процесса и предложены собственные идеи по осуществлению и решению задач лежащих перед заказчиком.Определены перспективные направления и намечены стратегические области дальнейшего развития платформы для поиска грузоперевозчиков путем наименьшего сопротивления. Одним из таких решений, предложенных мною, стала платформа для поиска потенциального перевозчика из пункта А в пункт Bпосредством цифровых технологий. Данная платформа предоставит максимально структурированный подход, и самое главное поможет найти наиболее быстрый способ осуществления процесса поиска поставщика, что в свою очередь должно напрямую повлиять на скорость доставки груза в целом. Таким образом взаимодействие между грузоотправителем и грузополучателем станет наиболее эффективным и сам процесс станет максимально прозрачным для обоих сторон. Взаимодействие между сторонами может осуществляться также в трансграничном формате.

Abstract. This article deals with the problem of organizing road transport and how to optimize the process. Any form of shipment by road transport implies the search for potential contractors for this order. This article touches upon the main range of tasks to be solved by the customer when searching for service providers. Strengths and weaknesses of the process are highlighted, and our own ideas for implementing and solving the customers’ tasks are proposed. Promising directions and strategic areas for further development of the sourcing platform have been identified. One of the solutions I suggested was a platform for finding a potential carrier from point A to point B by means of digital technology. This platform will provide the most structured approach possible, and most importantly will help find the fastest way to carry out the sourcing process, which in turn should have a direct impact on the speed of shipment delivery as a whole. This will make the interaction between shipper and consignee as efficient as possible and make the process as transparent as possible for both parties.

Ключевые слова: автомобильная перевозка, логистика, организация перевозок, грузоотправитель, перевозчик, электронный документооборот, электронная подпись, оптимизация перевозки

Keywords: Road transport, logistics, transport organization, shipper, carrier, electronic document management, electronic signature, transport optimization

Введение

Современные транспортные системы непрерывно усложняются. Разнообразие клиентов и товаров, специфика требований покупателей и провайдеров услуг, функциональные возможности компаний оказывают давление на транспортную отрасль. Рост требований рынка грузоперевозок предполагает значительные изменения транспортной отрасли. Стремительное развитие информационных технологий и коммуникаций в большинстве стран мира стали причинами такого явления как цифровизация. Инициатором множества цифровых проектов становится государство, в целях которого наиболее эффективно использовать транзитный потенциал страны.         Множество событий, начиная с 2020 года, показали ценность информационных технологий и необходимость в цифровой трансформации. Введенные экономические и социальные ограничения в адрес российской стороны стали драйвером перехода на новые бизнес-модели, развития цифровых экосистем, платформ и сервисов, беспилотных технологий. При этом уровень, готовность и возможности отдельных отраслей, секторов и компаний к цифровой трансформации объективно отличаются между собой, что снижает скорость и эффективность процессов.

На текущий день одна из основных проблем в сфере организации грузовыхперевозок — влияние «человеческого фактора». Появляется потребность в создании новой бизнес-модели цифровой экспедиции, в которой у человека заберут функцию регулирования, оставив только контроль за работой системы.

Основная часть

Основным трендом развития цифровых технологий сейчас является платформизация.Не только логистические провайдеры, но и практически все крупные производители транспортных средств вывели на рынок собственные платформы – GeneralElectric (платформа Predix), Siemens (платформа Mindsphere), производитель грузовиков MAN (платформа Rio), а еще есть платформа Skywise от Airbus, Analytics от Boeing.

Совсем недавно появление онлайн-сервиса Uber для пассажирского такси совершило технологическую революцию, полностью разрушив сложившийся бизнес таксомоторных парков и лишив работы целую армию диспетчеров. Для работы такого сервиса стало необходимо только наличие у водителя автомобиля –личного или арендованного, но отвечающему требованиям Uber в определенном городе, а также смартфона или планшета, на котором будет установлено водительское приложение или пользовательское – для заказа автотранспорта. Платформы, позволяющие организовывать перевозку грузов, основываются на бизнес-модели Uber и предлагают пользователям быстро, качественно и без посредников найти необходимый транспорт или груз.

Площадки для поиска грузового транспорта предоставляют инструмент для взаимодействия двух сторон.  Это Интернет-ресурсы, на которых размещены сведения о спросе и предложении на рынке перевозок и контактные данные транспортных компаний, экспедиторов и грузовладельцев. Часто их называют транспортными биржами. Известными представителями этой модели цифровизации являются платформы Timocom, АвтоТрансИнфо. Особенностью данной модели цифровизации транспортных технологий является доход с рекламы и абонентская плата за право пользования информационным ресурсом: такие информационные биржи предлагают фирмам-грузоперевозчикам оформить подписку для доступа к описанию заказов, информации о свободных автомобилях и выставленных грузах и к контактным данным грузовладельцев.

Данные IT-платформы позволяют:

  • Соединять, минуя посредников грузоотправителей и перевозчиков;
  • Производить расчет продолжительности маршрута, получать нескольких вариантов маршрутов и выбирать наиболее подходящий, также определять примерное время, необходимое для доставки груза;
  • Проводить различные тендеры на доставку продукции с целью нахождения самого выгодного предложения от перевозчика и т.д.

Однако, данные платформы не решают проблемы конечных клиентов: процесс выбора перевозчика остается непрозрачным для клиента, обеспечения возможных рисков на себя они не берут.

На основе появившегося сервиса такси Uber во многих странах появилось понятие уберизация. Термин уберизация относят к использованию компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций.

Сегодня уберизация охватывает многие сферы жизни: путешествия, передвижения, покупка продуктов в маркетплейсе.  Начиная с 2020 года, уберизация приобрела новые масштабы, охватила большую часть общества, показала себя в тех отраслях, в которых нуждаются все социальные категории, а от исполнителей не требуется высокая квалификация. Например, доставка потребительских товаров.

Сфера грузовых автомобильных перевозок не стала исключением. Термин уберизация предполагает создание сервиса (приложения), в котором предоставляется возможность организовать перевозку груза быстро, в любое время, минуя посредников.

Организация грузоперевозок по классической схеме предполагает несколько этапов:

  • Поиск перевозчиком заказчика;
  • Обсуждение условий перевозки груза;
  • Заключение договора перевозки груза;
  • Оформление товарно-транспортной сопроводительной документации;
  • Выполнение и контроль перевозки;
  • Подтверждение перевозки;
  • Выставление счета заказчику и оплата перевозчику.

Недостатками такой схемы являются:

  • организация грузоперевозки по классической схеме допускает наличие посредников, что увеличивает себестоимость перевозки;
  • низкая эффективность использования АТС, по причине большого количества холостых рейсов и простоев у перевозчиков;
  • процесс организации автомобильной перевозки грузов и оформления документации занимает большое количество времени;
  • оплату за выполненную перевозку можно ожидать очень длительное время, что не выгодно перевозчику.

При использовании убертехнологии в грузовых перевозках клиент получает удобный сервис – возможность связываться напрямую с грузоперевозчиками, отслеживать свой груз в реальном времени и удобный поиск агентов, перевозчики же со своей стороны могут оперативно брать дополнительные заказы, планировать свою загрузку и сократить долю холостых пробегов.

Организация грузовых автомобильных перевозок с помощью убертехнологии подобна работе сервиса заказа такси.  В 2017 году компания Uber запустила приложение для автомобильных грузоперевозок.

Приложение Freight подобно стандартному приложению Uber. Выбравшему подходящий заказ водителю известна точка А и Б, он уже знает стоимость и ему известно приблизительное время доставки. Если водитель принял заказ и выполнил его, он получает оплату на протяжении 3-4 дней. По сообщению представителей Uber, это является одним из преимуществ такого сервиса для водителей: обычно с перевозчиками рассчитываются в течение 30 дней, а иногда и дольше. При несвоевременной оплате со стороны заказчика компенсацию производит Uber из своих средств. Также компания предлагает, согласно своим тарифам, выплачивать дальнобойщикам компенсацию за простой или если выполнить перевозку оказалось сложнее, чем это было указано в заявке. После того, как поставщик добавит свой заказ в приложении UberFreight, ему будет рассчитана предварительная стоимость перевозки. На нее же сможет ориентироваться и водитель, берущий заказ в работу.

Представители Uber отмечают, что благодаря наличию сервиса Freight устраняются ненужные посредники на телефонах, которые должны были обзванивать заказчиков и водителей, связывать их между собой, а также выполнять массу других функций. Сейчас весь процесс организовывается в пределах одного приложения.

Среди преимуществ данной технологии можно выделить следующие:

  • декларирование функции грузоперевозчика (юридически может не подтверждаться);
  • ведение онлайн-сопровождения груза, что уменьшает вероятность его потери и несвоевременной доставки перевозчиком;
  • повышение производительности труда и рентабельности перевозчиков, за счет снижения доли холостых пробегов и простоя, путем оперативного выбора попутной загрузки для очередного заказа;
  • с использованием «Uber»-технологии ускоряется процесс  оплаты грузоперевозки. Если при классической схеме перевозчикам приходилось ждать оплату длительное время, то «Uber»-технология предоставляет возможность переводить деньги в течение пяти дней;
  • Онлайн-сервисы ставят в равные условия большие компании и индивидуальных предпринимателей, что благоприятно влияет на всех участников транспортного процесса;

Технология Uber позволяет осуществить перевозку груза проще, удобнее и дешевле.До возникновения Uber-сервиса услуги оказывались без информации о потребителях, а теперь компании располагают всей необходимой им для анализа информацией о клиентах, а также получают обратную связь, что помогает им предугадывать ожидания потребителей.

Технология уберизации грузовых перевозок предполагает наличие электронного документооборота, соответственно, и использование системы электронной подписи (простой, усиленной, усиленной квалифицированной) с получением сертификата и ключа подписи. В мобильном приложении – подобии Uber-такси должен осуществляться полный цикл формирования документов в соответствии с Правилами перевозок грузов.

Автомобильные грузовые автомобильные перевозки грузов нуждаются в цифровизации документооборота. В результате перевода документооборота в электронный вид происходит:

  • ускорение процессов обмена, получения, обработки первичных документов грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем;
  • снижение стоимости документооборота (экономия на расходах на почтовую отправку оригиналов документов, экономия на стоимости бумаги);
  • возможность быстрого внесения корректировок в документы, сопровождающие поставку;
  • уменьшение вероятности потери документов;
  • обеспечение прозрачности внутреннего согласования и подписания документов;
  • автоматизация работы с первичными финансовыми документами (Акт выполненных работ/оказанных услуг, Счет-фактура, договор на оказание услуг/договор на оказание разовой поставки);
  • удобная подготовка налоговой отчетности и переход от бумажных архивов к электронным;
  • ускорение процесса получения оплаты за перевозку груза.

На сегодняшний день государство путем цифровизации принимает успешные попытки сделать рынок грузоперевозок более прозрачным, открытым. Первым шагом к этому стало введение в конце 2018 года товарно-транспортных накладных в электронный вид и далее в 2022 официально запущена система Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), что вынудило перевозчиков легализоваться и исключит многие схемы.

При разработке Uber для перевозки грузов необходимо внедрять не только технологии поиска груза и автотранспорта за несколько секунд, электронный документооборот и быструю оплату, но и страхование перевозимых товаров и ответственности перевозчика. Uber-ы для логистики изначально не смогут развиваться без разработанной политики обеспечения сохранности грузов (проверка контрагентов, страхование груза и ответственности и т.д.), четкого ценностного предложения и капитала: технологии, опыта и средств. Для того, чтобы тренд использования IT-технологий для доставки грузов развивался в будущем, необходимо решить вопрос ответственности перевозчиков за качество доставки и сохранность грузов.

На данный момент остро стоит вопрос полной ответственности онлайн-сервиса за груз. Смогут ли грузовладельцы доверять такому приложению? Или ответственность за груз будет распределяться между перевозчиком и грузовладельцем? Под полной ответственностью понимается: проверка надежности перевозчика (тестирование, информация налогового и других ресурсов); страхование рисков утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза, несвоевременной доставки; мониторинг и контроль перевозки груза; контроль документооборота по перевозке груза; обеспечение своевременной оплаты перевозки, а также участие в иных технологических операциях свойственных транспортному процессу автомобильной перевозки груза.  Для этого нужно, чтобы появились сервисы с выстроенными процессами, готовностью слушать требования компаний «по обе стороны» маркетплейса, способные брать на себя гарантии и понимающие рынок и клиентов. Тогда такие площадки смогут стать полноправными участниками логистического рынка и трансформировать его.  В России до 80% автомобильных грузоперевозчиков оформлены как индивидуальные предприниматели, в распоряжении которых находится от одной до пяти машин, но при этом они обслуживают всего около 20% коммерческих перевозок, заказываемых бизнесом «на стороне». Основные риски для клиентов заключаются в отсутствии гарантии надежности этих предпринимателей и исправности их транспортного парка.

Также основным вопросом может стать, смогут ли страны-участники Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) поддержать идею создания цифровой платформы?  Такая возможность должна помочь сторонам осуществлять перевозки не только внутри РФ, но и в рамках таможенного союза.

Нельзя не отметить текущие планы до 2030 года по увеличению товарооборота между Россией и Китаем. Введен в эксплуатацию наиважнейший транспортный объект – мост через реку Амур, соединяющий Россию и Китай единым асфальтовым полотном и позволяющий продолжать развитие логистических производств на территории Приамурья.

Все эти факторы должны оказать положительное влияние на развитие перевозок с использованием цифровых систем в рамках трансграничного аспекта.

Заключение

Развитие электронной торговли, создание интеллектуальных автоматизированных технологий требуют комплексного подхода к организации грузоперевозок с дополнительными сервисами. Поэтому с ростом количества транспортных услуг и, соответственно, спроса на них, создаются новые направления в сфере оптимизации транспортных процессов. Применение цифровых технологий является одним из приоритетных направлений развития транспортной отрасли как в России, так и за рубежом. Данному вопросу уделяют внимание не только коммерческие компании, но и государство. На данный момент есть несколько перспективных направлений цифровизации: создание цифровых платформ, уберизация грузовых перевозок, применение электронного документооборота, развитие беспилотных и автономных транспортных средств. Разработанная онлайн-платформа для организации и управления перевозками грузов предполагает наличие встроенных сервисов, позволяющих оптимизировать выполнение транспортно-экспедиторских услуг. Онлайн-сервис позволит повысить рентабельность как крупных транспортных компаний, так и индивидуальных предпринимателей. Это позволит создать здоровую конкуренцию на рынке грузовых автомобильных перевозок. Грузоотправитель и грузополучатель получат возможность снизить экономические затраты и затраты времени на перевозку, снизить вероятность порчи, утраты груза. Прозрачность сервиса достигается с помощью устранения посредников, встроенного алгоритма формирования стоимости перевозки, электронного документооборота. При  этом ускоряется процессы оплаты перевозчику, предоставления отчетности в государственные органы.

Предполагается, что в ближайшем будущем предложенная онлайн-платформа сможет успешно функционировать не только в рамках транспортной системы одной страны, но окажет влияние на развитие трансграничных перевозок в целом. Для этого необходима вовлеченность, всех взаимодействующих в процессе перевозки, сторон.

Список источников

  1. Официальный сайт Коммераснтъ. Приложения: Последние новости России и мира – Коммерсантъ Логистика (110297) — Страсти по «уберизации» (kommersant.ru) (дата обращения 31.03.2023).
  2. GE PredixPlatform | IndustrialIoTPlatform | GE Digital (дата обращения 02.04.2023)
  3. Uber Freight. Transportation & Logistics Solutions | Uber Freight (датаобращения04.2023)
  4. TIMOCOM GmbH. TIMOCOM (дата обращения 02.04.2023)
  5. АвтоТрансИнфо. Поиск грузов для перевозки бесплатно и без регистрации — Перевозка и доставка грузов автомобильным транспортом по России, Казахстану и Беларуси | АТИ (ati.su) (дата обращения 02.04.2023)
  6. auro.ru; Инициативу цифровой трансформации отрасли грузоперевозок должен взять на себя бизнес: подведены итоги 5-й международной конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности» — Рамблер/авто (rambler.ru) (дата обращения 31.03.2023).
  7. Официальный сайт Министерства Транспорта Российской Федерации (URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10347?ysclid=lfzrlrk6qg759106102). (дата обращения 02.04.2023).
  8. ru; Уберизация грузоперевозок — интересная статья от GroozGo (дата обращения 31.03.2023).
  9. Марат Зайненетдинов – forbes.ru; Эволюция логистики: что останавливает «уберизацию» рынка грузоперевозок | Forbes.ru (дата обращения 31.03.2023).
  10. TransportRussia — Уберизация грузоперевозок — Транспорт на vc.ru (дата обращения 31.03.2023).
  11. Министерство Транспорта Российской Федерации. Открыто движение по трансграничному автомобильному мосту через Амур между Россией и Китаем | Министерство транспорта Российской Федерации (mintrans.gov.ru)(дата обращения 02.04.2023)

References

  1. Oficial`ny`j sajt Kommerasnt«. Prilozheniya: Poslednie novosti Rossii i mira – Kommersant« Logistika (110297) — Strasti po «uberizacii» (kommersant.ru) (data obrashheniya 31.03.2023).
  2. PredixPlatform. GE PredixPlatform | IndustrialIoTPlatform | GE Digital (data obrashheniya 02.04.2023)
  3. Uber Freight. Transportation & Logistics Solutions | Uber Freight (dataobrashheniya 02.04.2023)
  4. TIMOCOM GmbH. TIMOCOM (data obrashheniya 02.04.2023)
  5. AvtoTransInfo. Poisk gruzov dlya perevozki besplatno i bez registracii — Perevozka i dostavka gruzov avtomobil`ny`m transportom po Rossii, Kazaxstanu i Belarusi | ATI (ati.su) (data obrashheniya 02.04.2023)
  6. Rambler.auro.ru; Iniciativu cifrovoj transformacii otrasli gruzoperevozok dolzhen vzyat` na sebya biznes: podvedeny` itogi 5-j mezhdunarodnoj konferencii «Gruzovy`e avtoperevozki: vy`zovy` i vozmozhnosti» — Rambler/avto (rambler.ru) (data obrashheniya 31.03.2023).
  7. Oficial`ny`j sajt Ministerstva Transporta Rossijskoj Federacii (URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10347?ysclid=lfzrlrk6qg759106102). (data obrashheniya 02.04.2023).
  8. GroozGo.ru; Uberizaciya gruzoperevozok — interesnaya stat`ya ot GroozGo (data obrashheniya 31.03.2023).
  9. Marat Zajnenetdinov – forbes.ru; E`volyuciya logistiki: chto ostanavlivaet «uberizaciyu» ry`nka gruzoperevozok | Forbes.ru (data obrashheniya 31.03.2023).
  10. TransportRussia — Uberizaciya gruzoperevozok — Transport na vc.ru (data obrashheniya 31.03.2023).
  11. Ministerstvo Transporta Rossijskoj Federacii. Otkry`to dvizhenie po transgranichnomu avtomobil`nomu mostu cherez Amur mezhdu Rossiej i Kitaem | Ministerstvo transporta Rossijskoj Federacii (mintrans.gov.ru)(data obrashheniya 02.04.2023)

Для цитирования: Максимов Н.С., Покровская Е.Б. Совершенствование процесса перевозок грузов автомобильным транспортом путём применения цифровых технологий // Московский экономический журнал. 2023. № 3. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2023-48/

© Максимов Н.С., Покровская Е.Б., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 3.