Московский экономический журнал 3/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК: 331.5

doi:  10.55186/2413046X_2023_8_3_139

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА

MODERN PROBLEMS AND PROSPECTS OF LABOR MARKET DEVELOPMENT

Кожемяко Светлана Вячеславовна, к.э.н., доцент кафедры экономики, АНО ВО «Российский новый университет», г. Москва, E-mail: koghemyko.75@ mail.ru

Алпатова Эльмира Сунгатовна, д.э.н., профессор кафедры экономики, АНО ВО «Российский новый университет», г. Москва, E-mail: 589elsa@gmail.com

Kozhemyako Svetlana Vyacheslavovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Russian New Universitу, Moscow, E-mail: koghemyko.75@ mail.ru

Alpatova Elmira Sungatovna, Doctor in Economics, Professor of the Department of Economics, Russian New University, Moscow, E-mail: 589elsa@gmail.com

Аннотация. Проблема занятости, оказывающая существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, в наши дни становится неотъемлемой частью современной жизни российских граждан. Занятость населения представляет собой важное направление социально-экономического развития общества, соединяющее в себе социальные и экономические результаты функционирования экономической системы.

В связи с этим в статье исследованы теоретические аспекты занятости населения и рынка труда. Проведен анализ рынка труда и занятости населения в России. Определены основные проблемы и перспективы развития российского рынка труда.

Занятость как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами трудоспособного населения и участием человека в производственном процессе и хозяйственной деятельности. Государство не является работодателем, а выступает регулятором отношений в области труда.

Основной целью государственной политики занятости становится формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости.

Abstract. The problem of employment, which has a significant impact on the political and socio-economic situation in the country, is now becoming an integral part of the modern life of Russian citizens. Employment of the population is an important direction of socio-economic development of society, combining the social and economic results of the functioning of the economic system. In this regard, the article examines the theoretical aspects of employment and the labor market. The analysis of the labor market and employment of the population in Russia is carried out. The main problems and prospects for the development of the Russian labor market are identified. Employment as an economic category is a set of economic relations related to the provision of jobs for the able-bodied population and human participation in the production process and economic activity. The state is not an employer but acts as a regulator of labor relations. The main goal of state policy is occupied by.

Ключевые слова: рабочая сила, рынок трудовых ресурсов, рынок труда, проблема занятости, безработица, государственная политика, инновационное развитие, цифровизация

Keywords: labor force, labor market, labor market, employment problem, unemployment, public policy, innovative development, digitalization 

Введение. Современная ситуация в экономике придает особую значимость определению места рынка труда и занятости в обеспечении устойчивого развития государства. Рынок рабочей силы непосредственно зависит от состояния экономики, темпов ее роста, притока инвестиций и уровня инновационного развития. Интенсификация развития производства может формировать и негативные аспекты: инновации, позволяющие уменьшить затраты, направлены, как правило, на автоматизацию производственных процессов, что неизбежно сопутствует росту безработицы. Серьезной угрозой для устойчивости рынка труда выступает проникновение информационно-коммуникационных технологий как в отрасли экономики, так и в социальные сферы. Следует понимать, что автоматизация и цифровизация потребуют появления новых инструментов воздействия на безработицу и управления занятостью населения. Состояние рынка труда также во многом зависит от процессов, связанных с его регулированием. Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.

Методология проведения исследования. Цель подготовки научной статьинеобходимость выработки мер для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов с целью создания правовых и экономических условий для эффективного развития рынка труда и реализации трудовых прав граждан.

Методический аппарат исследования включает в себя методы социально-экономического анализа, анализа законодательства по контрольно-надзорной деятельности, а также системный, структурно-функциональный, статистический, логический, сравнительно-аналитический методы.

Результаты исследования

Рынок труда как сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу и создания предпосылок для рационального их взаимодействия всегда привлекал внимание научных исследователей. Экономисты многих школ на протяжении нескольких веков анализировали факторы, оказывающие влияние на численность трудоспособного населения, работающих и безработных.

Функционирование современного рынка труда призвано обеспечить: занятость экономически активного населения через организации встречи продавцов и покупателей труда; комплектование предприятий и организаций наемными работниками требуемой численности, качества и компетентности; формирование и поддержание конкурентных отношений участников; обеспечение экономически эффективной занятости населения и т.д. Еще в прошлом столетии Дж.М. Кейнс проанализировал две важнейшие проблемы рыночной экономики – несправедливое распределение доходов и невозможность обеспечить полную занятость. Общество развивается, экономика переходит на новый уровень, но проблемы рынка труда не утрачивают своей актуальности. Основными приоритетами государственной политики занятости остаются расширение спроса на рабочую силу, содействие трудоустройству, обеспечение поддержки эффективного использования рабочей силы в соответствии с требованиями и функциями рынка трудовых ресурсов [3].

Государственная политика занятости в РФ осуществляется с помощью мер инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой и социальной политики. Перечисленные меры направлены, в первую очередь, на рациональное размещение производительных сил в стране, повышение мобильности трудовых ресурсов, поощрение гибких режимов труда, создание новых технологий и иных мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест.

На федеральном уровне формируются главные направления политики занятости, определяются ее цели и решаются основополагающие задачи по согласованию политики занятости с демографической, финансовой, миграционной, социальной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой государства. На этом уровне вырабатывается общая политика трудоустройства и меры поддержки безработных.

На уровне регионов идет учет основных направлений и приоритетов государственной политики занятости, выработанных и установленных на федеральном уровне. Следует отметить, что на данном уровне некоторые меры, например, по поддержке малого бизнеса и развитию фермерства носят более эффективный характер.

На местном уровне осуществляется непосредственная работа с населением и практическая реализация положений о политике занятости в области трудоустройства, обучения и переобучения граждан, ведется выплата пособий безработным. Законодательно установлено, что органы местного самоуправления имеют право принимать участие в финансировании и организации ряда мероприятий, направленных на содействие занятости населения, среди которых организация общественных работ, временного трудоустройства подростков, а также проведение ярмарок-вакансий, дней абитуриента, оказание помощи в трудоустройстве впервые ищущим работу.

При государственном регулировании занятости применяются экономические (налогообложение, бюджетная политика), организационные (формирование государственной службы занятости), административно-правовые (общегосударственная регламентация трудовых отношений) методы.

Политика занятости имеет многоуровневый характер: политика занятости на общегосударственном уровне, политика занятости в субъектах федерации, политика занятости в отдельных регионах, политика занятости на отдельных территориях и населенных пунктах, которая осуществляется местными органами власти (рисунок 1) [4].

Процесс реализации государственной политики в сфере занятости для населения четко разграничивает федеральную и региональную ответственность органов управления.

В регионах формируются различные стартовые социальные, демографические и экономические условия для развития и реализации политики в сфере содействия занятости, поэтому именно местные власти обладают более четким представлением о реальном положении дел на территории региона.

Существует ряд проблем, влияющих на развитие регионального рынка труда.  В качестве основных негативных тенденций выделяются:

  • профессионально-квалификационные диспропорции спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
  • снижение численности экономически активного населения области, в том числе занятого в экономике области, что влечет сокращение предложения рабочей силы;
  • негативное воздействие на рынок труда в связи с влиянием последствий пандемии COVID-19 и санкций стран Запада, а также дополнительной мобилизации населения в связи с военными действиями в Украине.

Данные факторы непосредственно влияют на воспроизводство рабочей силы, а также на занятость и безработицу.

Одной из самых острых проблем рыночной модели экономики на протяжении многих лет остается безработица. Потеря работы и ее отсутствие влекут за собой снижение жизненного уровня граждан и вызывают социальное напряжение у значительной части населения.

Пандемия COVID-19 в 2019-2021гг. значительно повлияла на рынок труда, обострив и ускорив целый ряд процессов. Если до пандемии отечественный рынок труда отличался стабильной занятостью и низкой безработицей, а к меняющимся условиям подстраивался через регулирование размера заработной платы, то с введением эпидемиологических ограничений многие отрасли пострадали, значительная часть предприятий прекратила существование, в стране резко выросло число безработных. Уровень безработицы в 2021 году составлял на начало года около 5,8% [1].

На этом фоне ускорилась цифровизация бизнес-процессов и возросла удалённая занятость, что позволило предпринимателям сократить издержки и увеличить прибыль. Изменившиеся условия предъявили новые требования к работникам: владение soft skills наряду с профессиональными компетенциями, универсальность в самостоятельной постановке и решении производственных задач. Высок спрос на услуги системных агрегаторов. Увеличилась потребность во внедрении элементов 1C, с помощью которых можно автоматизировать бухгалтерские процессы. Более востребованными стали специалисты по информационной безопасности (на 18%) и по защите от DDoS-атак (более чем в два раза), а также тестировщики (на 81%). Увеличился спрос на PostgreSQL (на 52%), MongoDB (на 48%), Redis (на 42%) и на SQL (на 21%) — языки и ресурсы, с помощью которых можно создать систематизированную базу данных. IT-специальности почти полностью заполнили список одних из самых высокооплачиваемых вакансий в России. Возглавляет топ-10 главный NET-разработчик со средней зарплатой 300 тыс. руб. на 2022г., завершает список — программист Oracle с зарплатой в 156 тыс. руб.

По мнению философа А.И. Ракитова, смена цивилизаций происходит в рамках особых всеобъемлющих социотехнологических революций, последней из которых, происходящей на наших глазах, является информационно-компьютерная революция, причем в одной и той же цивилизационной системе могут уживаться разные формации, к примеру, выделяемые социальной философией марксизма капитализм и социализм. Информационная революция базируется на фундаменте информационной технологии и реализуется как процесс информатизации общества, в котором все сферы претерпевают радикальные изменения ради достижения конечного результата – создания новой информационной цивилизации [8].

Однако, следует учитывать, что работодатели с целью активизации сотрудников и минимизации издержек могут начать увольнять непроизводительных сотрудников, а более производительным могут повышать уровень заработной платы. Начиная с 2020 года все компании находятся в режиме краткосрочного планирования, стараются спрогнозировать развитие рынка труда, чтобы спланировать опережающие действия, но сделать это в сложившихся условиях не так просто. Выделим основные тенденции на рынке труда в 2022 году. Сокращение персонала: ряды офисных работников становятся малочисленнее. Если брать во внимание столичный офисный персонал за 100%, то скрытая безработица составляет свыше 10%, ранее данный показатель составлял 3–4%. По мировым меркам это немного, но для России увеличение в два-три раза существенно. В сравнении: по регионам ситуация намного хуже, так, чуть ли не половина людей осталась без работы, поэтому биржи труда заполнены соискателями.

Государственные меры не в полной мере способствовали смягчению негативных экономических и социальных последствий пандемии: по расчетам их реализация компенсировала лишь около 1,3–2,3% потерь ВВП в 2022 г. Для сравнения: Италия – 54,6% ВВП, США – 45,7%, Германия – 39,2%, Великобритания – 30,9%, Франция – 19,0%, Россия – 3,9–4,0%. А если еще учесть разные веса этих ВВП, то и вовсе печально.

Благодаря господдержке, госинвестициям и смягчению денежно-кредитной политики, многие прогнозы насчет стремительного роста безработицы все-таки не сбылись. Так, вместо спрогнозированных 10 млн безработных граждан в России насчитывается 2,855 млн безработных, что составляет 3,8%. Данные представляют исторический минимум по безработице в России. Для сравнения: в первом квартале 2021 года количество людей, находящихся без работы, превышало 4,2 млн человек — уровень безработицы был равен 5,6%. С января 2021 по сентябрь 2022 года число безработных людей сократилось во всех регионах страны, в среднем, на 1–2%.

Несмотря на неутешительные цифры, одной из главных целей «плана спасения» российской экономики, разработанного правительством, остается снижение безработицы. Планируется, что ее уровень в первом квартале 2023 года должен достигать 5,2%, а затем вновь ожидается снижение до 4,6% в 2024 году и до 4,5% в 2025 году [10].

Необходимо отметить, что в 2022 году доля пострадавших от санкций работников составила 15%. При этом финансовая ситуация пострадавших от санкций работников существенно хуже, чем среди населения в целом: среди пострадавших доля, жаловавшихся на ухудшение материального положения составила 55%, что заметно выше, чем среди всего населения — 36%.

Пострадавшим от санкций работникам чаще приходится искать более высокооплачиваемую работу, тратить сбережения на повседневные расходы, покупать более дешевые товары и реже покупать или совсем отказываться от некоторых продуктов, товаров и услуг.

Последствия для экономики могут быть длительными из-за ограничений технологического импорта, поставок машин и оборудования и ускоренного ухода ЕС от российских энергоносителей. В результате восстановительный рост экономической активности в 2024 году не сможет полностью компенсировать спад 2022–2023 гг. В долгосрочной перспективе следствием действия санкций могут стать низкие темпы экономического роста — около 1% в год. Основные макроэкономические показатели Российской Федерации представлены в таблице 1.

Такое явление, как безработица, наносит немалый ущерб жизнедеятельности людей, ущемляя их в реализации своего потенциала и возможностей и ухудшая их материальное положение.

Несмотря на то, что временная незанятость экономически активного населения всегда выступала как неотъемлемая часть рыночной экономики и как естественный процесс экономического развития, борьба с ней как никогда остро встала в нелегкое для российской экономики время пандемии и санкций со стороны западных стран, а также военной мобилизации населения.

Есть риск, что такая безработица «затянется» не на один год. Это, конечно, заставит переосмыслить перспективы той или иной отрасли и восстановить производство, обеспечив население дополнительными рабочими местами и предотвратив тем самым снижение уровня жизни и избежав социальных катастроф.

Положительная динамика показателей рынка занятости трудовых ресурсов и низкие значения официальной статистки безработных в значительной мере обеспечены принятыми мерами государства по социальной поддержке жизненного уровня населения и поддержки бизнеса, а также тем, что крупные производства традиционно для кризисных условий способны выживать в сложившихся условиях и сохранять рабочие места (таблица 2). Из социальных соображений и по просьбе властей крупные предприятия не сокращают работников, отправляя их на меньшую рабочую неделю и тем самым фактически снижая заработную плату.

Современное состояние рынка труда и занятости в России характеризуется рядом проблем, особенно остро выраженных в депрессивных регионах, где экономика определяется малым числом предприятий или одним градообразующим.

Сильнее всего сокращение числа безработных произошло в Северо-Кавказском Федеральном Округе — с 14,4 до 9,9% (до 469,6 тысяч человек). При этом уровень безработицы в регионе все равно остается наиболее высоким и превышает показатели других регионов в 2-3 раза: в ЦФО уровень безработицы достигает 3%, в СЗФО — 3,5%, в ЮФО — 3,9%, в ПФО — 3,1%, в УФО — 3,3%, в СФО — 4%, в ДВФО — 4,7% (рисунок 2).

Радикальная трансформация рынка труда и связанные с этим изменения, происходящие в социальной сфере, приведут к возможному кризису традиционной занятости, росту безработицы, особенно среди работников низкой и средней квалификации.

Необходимо обратить внимание, что речь должна идти не только о помощи безработным гражданам, но также и о содействии в поиске другой работы (в другом месте, по иной специальности) с более высоким заработком.  Органом социальной защиты совместно со службой занятости должна оказываться поддержка в поиске трудоустройства, но это не означает, что гражданин должен бездействовать, он также должен добросовестно прикладывать усилия по поиску работы.

Решение проблемы по смягчению негативных демографических тенденций на рынке труда заключается в вовлечении в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, многодетных родителей, родителей детей-инвалидов, а также в создании условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья. На рынке труда существует проблема трудоустройства этих категорий граждан, а также молодежи (из числа не имеющих профессионального образования или выпускников профессиональных образовательных организаций без опыта работы).

В конце 2022 года произошли демографические изменения на рынке труда (рисунок 3), о чем свидетельствуют результаты опроса, проведенного в конце 2022 года сервисами «Работа.ру» и «СберПодбор». Около трети опрошенных утверждали, что в IV квартале 2022 года женщины будут востребованнее мужчин на рынке труда. Доля резюме специалистов-женщин составила 62%, таким образом увеличившись на 3%. Наиболее популярные среди женщин отрасли: страхование, безопасность, спорт и бьюти-сегмент.

Также ожидается повышение спроса на соискателей более старших возрастных категорий (так предполагает 24% опрошенных). Данный выбор связан с поиском и наймом более стабильных в сложившихся условиях специалистов. Следует отметить, что к концу 2022 года в России наметился постепенный уход от возрастной дискриминации на рынке труда. Если до этого специалистов старше сорока лет предпочитали не нанимать, то сейчас именно сотрудники 40–60 лет находятся в приоритете. При найме молодых специалистов возможны риски в связи с опасениями частичной мобилизации. Спрос на молодых специалистов заметнее всего снизился в сфере юриспруденции, управления персоналом, а также в автомобильном бизнесе и консалтинге. Спрос на соискателей в возрасте 35–44 лет и 45–54 лет увеличился на 1% в обеих возрастных категориях [10].

В целях содействия занятости данной категории граждан целесообразна организация их профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Оказание целевой поддержки занятости граждан предпенсионного возраста путем организации их обучения позволит повысить их конкурентоспособность на рынке труда.

Обновление знаний и навыков граждан предпенсионного возраста необходимо также в связи с повышением требований к уровню их квалификации, необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач, которые обусловлены проводимой технической и технологической модернизацией.

Реализация указанных мероприятий будет способствовать продолжению трудовой деятельности граждан предпенсионного возраста как на прежних рабочих местах, так и на новых рабочих местах в соответствии с их пожеланиями, профессиональными навыками и физическими возможностями.

В регионах России осуществление мероприятий государственной программы предусматривает дальнейшее развитие социального партнерства на рынке труда, так как функционирование и регулирование рынка труда является сферой интересов органов исполнительной власти федерального, регионального, муниципального уровней, работодателей, образовательных и других организаций. Использование программно-целевого метода при решении поставленных задач будет способствовать созданию условий для осуществления государственной политики содействия занятости населения на территориях областей и регионов, обеспечению гарантий государства в реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

В результате принимаемых мер на рынке труда до 2025 года ожидается:

  • сохранение стабильной и управляемой ситуации на рынке труда;
  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • смягчение территориальных и профессиональных диспропорций в структуре занятости населения;
  • рост конкурентоспособности граждан на рынке труда и трудовой мобильности, в том числе отдельных категорий граждан (молодых людей, не имеющих практического опыта работы, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей);
  • развитие самозанятости сельского населения;
  • улучшение условий и охраны труда в организациях [9].

Реализация государственной программы предусматривает комплексный подход в отношении разработки и проведения мер по защите и развитию рынка труда с учетом специфики, состояния и перспектив социально-экономического развития регионов и страны в целом.

Выводы. Радикальная трансформация рынка труда и связанные с этим изменения, происходящие в социальной сфере, приведут к возможному кризису традиционной занятости, росту безработицы, особенно среди работников низкой и средней квалификации.

Для устранения наметившихся негативных тенденций понадобится целый комплекс неотложных мер. Некоторые из них уже осуществляются, другие требуют более активного вмешательства государства. В этой связи регулирование занятости населения должно производиться исходя из реальных потребностей рынка труда с четким обозначением целей и задач. Необходимо обратить внимание, что речь идет не только о помощи безработным гражданам, но также и содействии в поиске другой работы (в другом месте, по иной специальности) с более высоким заработком. Необходимо создание новых, адекватных современным условиям институтов социальной сферы и эффективной системы адресного социального обслуживания населения [7].

Вторым направлением выступает борьба с безработицей среди людей, которые обладают той или иной квалификацией. Необходима эффективно действующая программа переподготовки кадров. Темпы технического прогресса столь высоки, что требования к работнику меняются и постоянно возрастают. В последние годы обострилась проблема несоответствия имеющейся профессионально – квалификационной структуры трудовых кадров текущим потребностям экономики региона, а также дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Отмечается недостаточный спрос на рабочую силу при одновременном ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия качества трудовых ресурсов требованиям отдельных производств, территориальной удаленности производств, а главное, низкий уровень оплаты труда. Основные задачи формирования государственной политики регулирования занятости следует свести к следующим:

  • формирование новых рабочих мест в различных компаниях и предприятиях при условии сохранения прежних;
  • поддержка предпринимателей с целью создания новых рабочих мест;
  • поддержка формирования вакансий для людей, трудовые возможности которых ограничены;
  • улучшение системы профессиональной ориентации;
  • улучшение системы обучения, переобучения и повышения профессиональной квалификации людей, оставшихся без работы;
  • поддержка самозанятости населения;
  • регулирование процессов миграции, противодействие нелегальным миграционным потокам;
  • оказание профессиональной психологической и социальной помощи безработным гражданам.

Российский рынок труда нуждается в разработке и реализации мер по оптимальному использованию трудовых ресурсов, содействию предприятиям в налаживании производственных процессов, поддержке работников в поиске работы, эффективному социальному обеспечению и улучшению качества жизни россиян [2].

Список источников

  1. Бондаренко Н.Е. Российский рынок труда в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции: тенденции, вызовы и государственное регулирование. // Инновации и инвестиции. — 2020. — №7. – С. 63–69
  2. Исраилов М.В. Формирование государственной политики регулирования рынка труда на региональном уровне // Вестник Чеченского государственного университета им. А. А. Кадырова. — 2020. — Т. 38. — № 2. — С. 26–31.
  3. Лохтина Т.Н., Метелица В.И. Рынок труда и социально-экономические проблемы населения России // Вестник Евразийской науки, 2019. №1. URL: https://esj.today/PDF/29ECVN119.pdf
  4. Ляпанов А.В. К проблеме занятости населения в Российской Федерации // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2020. – №1 (24). – С. 129–139.
  5. Максимова Е.В., Рябцев А., Сазонова О. Влияние коронавируса на экономику России // Инновации и инвестиции. – 2020. — № 4. – С.283-286.
  6. Максимова Е.В., Мухина Д.Ю. Изменения на рынке труда в современных кризисных условиях. // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2020. — № 6. — С.38-42.
  7. Маслова Е.В., Колесникова О.А., Околелых И.В. Сдвиги на рынке труда в условиях санкционного давления и необходимые направления его регулирования // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 1. – С. 27–46.
  8. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов — Москва: Политиздат, 1991. – 287 с. — ISBN 5-250-01308-2.
  9. Стратегия развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации до 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/4a4UhuR
  10. Эффективность экономики России: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/

References

  1. Bondarenko N.E. Russian labour market under conditions of new coronavirus pandemic: trends, challenges, and state regulation // Innovations and Investments. — 2020. — №7. — С.63-69
  2. Israilov M.V. The formation of state policy to regulate the labor market at the regional level // Bulletin of the Chechen State University named after A.A. Kadyrov. — 2020. — Т. 38. — № 2. — С.26-31.
  3. Lokhtina T.N., Metelitsa V.I. Labour market and socio-economic problems of Russia’s population // Bulletin of Eurasian Science, 2019. №1. URL: https://esj.today/PDF/29ECVN119.pdf
  4. Lyapanov A.V. To the problem of population employment in the Russian Federation // Vestnik of Vladivostok State University of Economics and Service. — 2020. — №1 (24). — С.129-139.
  5. Maximova E.V., Ryabtsev A., Sazonova O. Coronavirus Impact on Russian Economy // Innovations and Investments. — 2020. — № 4. — С.283-286.
  6. Maksimova E.V., Mukhina D.Y. Changes in the labour market in modern crisis conditions. // Norming and Remuneration of Labor in Industry. — 2020. — № 6. — С.38-42.
  7. Maslova E.V., Kolesnikova O.A., Okolelykh I.V. Shifts in the labour market under sanction pressure and the necessary directions of its regulation // Labour Economics. — 2023. — Vol. 10. — № 1. — С.27-46.
  8. Rakitov, A.I. Philosophy of Computer Revolution / A.I.Rakitov. — Moscow: Politizdat, 1991. — 287 с. — ISBN 5-250-01308-2.
  9. Development Strategy of Rosstat and the System of State Statistics of the Russian Federation until 2024. [Electronic resource]. URL: https://goo.su/4a4UhuR.
  10. Effectiveness of Russia’s Economy: Federal State Statistics Service [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/

Для цитирования: Кожемяко С.В., Алпатова Э.С. Современные проблемы и перспективы развития рынка труда // Московский экономический журнал. — 2023. № 3. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2023-45/

© Кожемяко С.В., Алпатова Э.С., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 3.