Московский экономический журнал 3/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 330.322.5

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_3_106

ПЕРЕХОД ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ НА РЕЖИМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

TRANSITION OF INDUSTRIAL PARKS TO THE IMPORT SUBSTITUTION MODE

Кузнецова Светлана Николаевна, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, E-mail: dens@52.ru

Козлова Елена Павловна, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, E-mail: elka-a89@mail.ru

Назарова Анна Николаевна, аспирант, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, E-mail:  nazarovaan@st.mininuniver.ru

Назарова Екатерина Николаевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: nazarovaen@std.mininuniver.ru

Некрасов Максим Николаевич, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: zatonirovan52@mail.ru

Kuznetsova Svetlana Nikolaevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: dens@52.ru

Kozlova Elena Pavlovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: elka-a89@mail.ru

Nazarova Anna Nikolaevna, postgraduate student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: nazarovaan@st.mininuniver.ru

Nazarova Ekaterina Nikolaevna, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: nazarovaan@st.mininuniver.ru

Nekrasov Maxim Nikolaevich, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: zatonirovan52@mail.ru

Аннотация. В статье авторы указывают на процесс обновления российской промышленности. В статье рассматривается программа перехода промышленных парков на режим импортозамещения, стоимостью несколько триллионов рублей. Авторы статьи указывают на необходимость использования нового подхода к локализации промышленных парков, так как на фоне санкций промышленные парки сталкиваются с отказом традиционных поставщиков от сотрудничества. Авторы указывают, что промышленным паркам необходимо преодолеть зависимость производства от импорта. Уход западных компаний из России не является проблемой для производственной недвижимости промышленных парков.

В основном происходит переход собственности от иностранных партнеров к российским. Этот процесс затрагивает не объемы производства, а корпоративную структуру.

Целью исследования является создание современных производств, способных понизить зависимость экономики от импорта, особенно в сфере критических технологий.

Задачи исследования: технологическое обновление, локализация производств, развитие не сырьевого экспорта.

В рамках перехода предполагается перевод ряда отраслей на квазиплан, для этого разработана новая модель импортозамещения в промышленности. Крупные проекты, стратегические инициативы по формированию высокотехнологичной продукции, видоизмененный механизм специальных инвестиционных контрактов и межрегиональных офсетных контрактов, со встречными инвестиционными обязательствами положены в основу модели. В судостроении, авиастроении и производстве оборудования применяется квазиплановый режим и разрабатываются продуктовые линейки. Государство формирует длинный рычаг по требованию промышленных парков при переходе на режим импортозамещения, заключает долгосрочные контракты. Модель будет работать по принципам кластеров с финансовой точки зрения. Проектов всего за 2023-2033гг. (без приостановленных, введенных в эксплуатацию, отмененных):  204 (1,18 трлн руб.). Проектов, введенных в эксплуатацию за 2013-2023гг.:  523 (1,33 трлн руб.).

Abstract. In the article, the authors point to the process of updating the Russian industry. The article discusses the program for the transition of industrial parks to the import substitution regime, costing several trillion rubles. The authors of the article point out the need to use a new approach to the localization of industrial parks, as against the backdrop of sanctions; industrial parks are faced with the refusal of traditional suppliers to cooperate. The authors point out that industrial parks need to overcome the dependence of production on imports. The withdrawal of Western companies from Russia is not a problem for the industrial real estate of industrial parks.

Basically, there is a transfer of ownership from foreign partners to Russian ones. This process does not affect production volumes, but the corporate structure.

The aim of the study is to create modern industries that can reduce the dependence of the economy on imports, especially in the field of critical technologies.

Research objectives: technological renewal, localization of production, development of non-commodity exports.

As part of the transition, it is planned to transfer a number of industries to a quasi-plan; for this, a new model of import substitution in industry has been developed. Large projects, strategic initiatives for the formation of high-tech products, a modified mechanism of special investment contracts and interregional offset contracts, with counter investment obligations, form the basis of the model. In shipbuilding, aircraft construction and equipment manufacturing, a quasi-planning regime is applied and product lines are being developed. The state forms a long lever at the request of industrial parks during the transition to the import substitution regime, concludes long-term contracts. The model will work according to the principles of clusters from a financial point of view. Projects in total for 2023-2033 (without suspended, put into operation, canceled): 204 (1.18 trillion rubles). Projects put into operation in 2013-2023: 523 (1.33 trillion rubles).

Ключевые слова: импортозамещение, инвестиции, квазиплан, промышленный парк, технологический суверенитет,  устойчивое развитие

Keywords: import substitution, investments, quasi-plan, industrial park, technological sovereignty, sustainable development 

Введение.  Число резидентов промышленных парков прирастает в среднем на 18,5% в год, рабочих мест в них — на 19,7%. Объем инвестиций в промышленные парки составил приблизительно 100 млрд рублей. Проектов всего за 2023-2033гг. (с приостановленными, без введенных в эксплуатацию и отмененных):  284 (1,38 трлн руб.).

Промышленные парки рассчитывают на инициативность локальных инвесторов. Выход иностранных компаний из промышленных парков компенсируется спросом российской промышленности. Государственная поддержка должна помочь промышленным паркам пройти период трансформации.

Приоритетом государственной политики России является максимально возможное импортозамещение во всех секторах и отраслях отечественной экономики в горизонте ближайших 3 лет.

Необходимость импортозамещения привлекает к проблемам промышленных парков и их поддержке интерес региональных властей. Чтобы кризис дал импульс развитию промышленных площадок, нужны системные меры [1].

Обзор литературы. Степень научной разработанности проблемы. Исследованию перехода промышленных парков на режим импортозамещения посвящены работы: Кирбитовой С.В., Коновалова Ю.В., Моисеева В.В., Назаренко В.С., Широковой О.В.

Такой аспект проблемы, как импотртозамещение промышленных парков, рассматриваемый в исследовании, недостаточно изучен. В настоящее время в научной литературе не рассматривается широко новая модель импортозамещения в квазиплановом режиме.

Методология исследования. Для поддержки импортозамещения разработан ряд шагов [2]:

  • ставка налога на прибыль от реализации проекта импортозамещения составит 0% и до 7,6% снижены страховые взносы для работников сроком на 7 лет (внесение изменений в статьи 284 и 427 части 2 НК РФ);
  • используя механизм специнвестконтракта, заключаемый между инвестором технологически значимых проектов и государством, гарантировать закупки импортозамещающей продукции;
  • возместить приобретения опытных партий продукции промышленного кластера;
  • ввести мораторий на налоговые проверки, перевести в режим налогового мониторинга и отменить таможенные проверки, дистанционно контролировать информацию из систем учета товаров;
  • разработать и внедрить механизм льготного кредитования производственных предприятий. Кредитование проектов по производству продукции по ставке 90% от ключевой ставки, остальные проценты будут субсидироваться государством банкам со сроком кредита не более 10 лет. На их реализацию до 2030 года планируется направить 5,2 трлн рублей: 2,9 трлн рублей составят средства инвесторов, а 2,3 трлн рублей льготными кредитами.

Различные промышленные площадки, дают возможность развивать производство приемлемыми темпами. Предусмотрены механизмы снятия излишней бюрократии, упрощены процедуры, введены специальные правовые режимы, например, запущена программа субсидирования затрат на субъектов Российской Федерации по созданию и развитию технопарков в электронной промышленности.

Максимальная субсидия на проектирование, строительство и оснащение проектно-конструкторских центров, центров прототипирования, центров коллективного пользования опытной техникой составляет до 900 млн руб. (до 300 млн рублей ежегодно в течение 3 лет) [3].

Исследование (анализ). За последние 9 лет объем инвестиций резидентов промышленных парков в производство превысил 1,5 трлн рублей. В развитие инфраструктуры вложено 341 млрд рублей. В среднем на каждый рубль инвестиций в инфраструктуру промышленных парков приходится почти 4,5 рубля частных инвестиций резидентов. Соотношение может достигнуть пропорции 1:10. Две трети промышленных парков, более 250 площадок, основаны на частных инвестициях. Частные парки работают в 55 регионах России из 67 регионов, где развита инфраструктура [4].

Бизнес промышленных парков сохранит свою привлекательность и в текущей экономической обстановке. Часть рисков может быть нивелирована за счет поддержки государства. Наиболее успешные частные промышленные парки в 90% случаев расположены в регионах, принявших законы о предоставлении паркам налоговых льгот и иных мер поддержки.

Государственная поддержка в виде льгот по налогу на имущество и субсидий на компенсацию части произведенных затрат сокращает срок окупаемости проекта до 7–9 лет. Срок окупаемости промышленного парка в зависимости от размера, резидентной политики и бизнес-модели площадки составляет в среднем 12–15 лет.

Наряду с государственными частные промышленные парки пользуются льготами по подоходному налогу (41%), налогу на имущество (40%), земельному (25%) и транспортному налогам (16%). На эти цели в 2023-2025 годах будет выделено 7,2 млрд рублей и одним из результатов станет создание 3000 новых рабочих мест в течение 3 лет.

2,57 млрд рублей будет выделено 5 регионам на создание и развитие технопарков. Будут предусмотрены средства на проектирование и оснащение оборудованием объектов технологической инфраструктуры. К 2030 году технопарки произведут не менее 15 видов электронной продукции и создадут более 1,6 тыс. рабочих мест [5].

Данная модель формировалась в условиях высокой вовлеченности в процесс глобализации. Новые российские производственные мощности построены с расчетом на участие в сложных цепочках поставок.

Поддержку можно осуществлять двумя способами.

Первый вариант – создание нового механизма поддержки кластерных проектов, при котором получателями субсидии будут регионы, а не инициаторы проекта, субъекты будут участвовать в проекте на условиях софинансирования, что будет включать не только НИОКР, но и капитальные вложения в оборудование и строительство в дотируемой деятельности зданий и сооружений [6].

Второй вариант – скорректировать механизм поддержки производства импортозамещающей продукции за счет увеличения максимальной субсидии с 300 млн до 500 млн рублей, доли покрытия затрат от всего проекта с 30 до 50%, доли НИОКР. затраты до 100% [7].

По итогам 2021 года среди лидеров по инвестициям в промышленные парки оказались отрасли, которые лидируют в списке приоритетных государственных проектов в области импортозамещения: автомобилестроение, химическая промышленность, металлургия. В ряде случаев инструментами импортозамещения станут новые проекты, к этому процессу присоединятся действующие производства, например, созданные западными инвесторами, но получившие в результате санкций российских собственников [8].

В России реализовано более 1000 проектов по импортозамещению:

  • разработка холдингом «Росэлектроника» госкорпорации Ростех литий-ионных аккумуляторов, обеспечивающих автономную работу устройств;
  • разработка вертолетного двигателя «ОДК-Климов» ВК-650. Он будет использоваться в вертолетах Ансат, ВРТ-500 и Ка-226Т;
  • разработка Саратовским заводом полимерных материалов полимерных композиционных материалов на основе полипропилена и полиамида для замещения импорта инженерных пластиков;
  • создание корпорацией Ростех системы автоматического управления нового авиационного двигателя ПД-8;
  • изготовление Пермским заводом «Машиностроитель» комплектующих для отечественного авиадвигателя ПД-14;
  • запуск Кушвинским заводом валков производства валков для станов 5000 [9].

Выводы. Спрос на площади промышленных парков стимулирует запуск нового механизма – промышленной ипотеки. Предусмотрено льготное кредитование на приобретение объектов промышленной недвижимости в размере до 500 млн рублей на 7 лет по ставке 3% годовых для технологических компаний и 5% годовых для прочих промышленных предприятий. Годовой спрос на приобретение площадей по данному механизму оценивается более чем в 500 тысяч квадратных метров.

Интерес к освободившимся на фоне санкций площадям проявляют как отечественные предприятия, реализующие импортозамещающие проекты, так и инвесторы из стран, не присоединившихся к санкциям. Разорванные кооперационные связи с зарубежными поставщиками комплектующей базы требуют ускоренного импортозамещения. Значительно сокращаются сроки реализации инвестиционных проектов при покупке свободных площадей, которые часто продаются со скидкой [10].

Список источников

  1. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
  3. Кирбитова С.В. Импортозамещение: сущность, практика реализации, стратегические приоритеты и особенности применения таможенного механизма в России / С. В. Кирбитова. Казань, 2019. 148 с.: табл., схем. Режим доступа: по подписке. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=567434. Библиогр.: с. 125-139. ISBN 978-5-00118-316-7. Текст: электронный.
  4. Коновалов Ю.В. Механизмы промышленной политики, влияющие на импортозамещение и инновационную стратегию предприятий // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 6. с. 957-970. doi: 10.18334/rp.18.6.37653.
  5. Кузнецова С.Н., Голыничева Е.М. Перспективы инновационного развития финансового сектора в России. В сборнике: Общество. Наука. Инновации (НПК-2022). Сборник статей XXII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. Киров, 2022. С. 1040-1046.
  6. Кузнецова С.Н., Козлова Е.П., Некрасов М.Н., Гнездин А.В., Скороходов И.С. Промышленный парк — часть региональной промышленной политики. Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 10.
  7. Матвеева Е.И., Кузнецова С.Н. Влияние санкций на экономическую безопасность России. В сборнике: Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы. Материалы X Международной научно-практической конференции ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов. Нижний Новгород, 2022. С. 303-306.
  8. Миронов Д.С. Механизмы государственной поддержки в формировании и развитии полиотраслевых промышленных парковых структур / Д.С. Миронов, В.А. Благинин // Современная научная мысль. № 3. 2017. С. 117–126.
  9. Моисеев В.В. Импортозамещение в экономике России / В. В. Моисеев. – 2-е изд., испр. и доп. Москва: Директ-Медиа, 2022. 304 с.: ил., табл. (Современная Россия). Режим доступа: по подписке. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=686781. Библиогр.: с. 229-262. ISBN 978-5-4499-3037-8. Текст: электронный.
  10. Широкова О.В., Назаренко В.С. Государственная политика импортозамещения: предварительные итоги и тенденции // Экономические отношения. Том 7. № 4. с. 343-356. doi: 10.18334/eo.7.4.38431.

References

  1. Federal Law of December 31, 2014 № 488-FZ «On Industrial Policy in the Russian Federation».
  2. Decree of the Government of the Russian Federation of December 12, 2019 № 1649 «On approval of the Rules for the provision of subsidies from the federal budget to Russian organizations for financial support of the costs of conducting research and development work on modern technologies as part of the implementation of innovative projects by such organizations and on declaring invalid some acts of the Government of the Russian Federation».
  3. Kirbitova S.V. Import substitution: essence, practice of implementation, strategic priorities and features of the application of the customs mechanism in Russia / S. V. Kirbitova. Kazan, 2019. 148 p.: tables, diagrams. Access mode: by subscription. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=567434. Bibliography: p. 125-139. ISBN 978-5-00118-316-7. Text: electronic.
  4. Konovalov Yu.V. Mechanisms of industrial policy influencing import substitution and innovative strategy of enterprises // Russian Journal of Entrepreneurship. 2017. Volume 18. № 6. p. 957-970. doi: 10.18334/rp.18.6.37653.
  5. Kuznetsova S.N., Golynicheva E.M. Prospects for innovative development of the financial sector in Russia. In the collection: Society. The science. Innovations (NPK-2022). Collection of articles of the XXII All-Russian Scientific and Practical Conference. In 2 volumes. Kirov, 2022. p. 1040-1046.
  6. Kuznetsova S.N., Kozlova E.P., Nekrasov M.N., Gnezdin A.V., Skorokhodov I.S. The industrial park is part of the regional industrial policy. Moscow Economic Journal. 2022. Vol. 7. № 10.
  7. Matveeva E.I., Kuznetsova S.N.Impact of sanctions on the economic security of Russia. In the collection: Economic security of Russia: problems and prospects. Materials of the X International scientific-practical conference of scientists, specialists, university teachers, graduate students, students. Nizhny Novgorod, 2022, p. 303-306.
  8. Mironov D.S. Mechanisms of state support in the formation and development of polysectoral industrial park structures / D.S. Mironov, V.A. Blaginin // Modern scientific thought. № 3. 2017. P. 117–126.
  9. Moiseev V.V. Import substitution in the Russian economy / VV Moiseev. — 2nd ed., Rev. and additional Moscow: Direct-Media, 2022. 304 p.: ill., tab. (Modern Russia). Access mode: by subscription. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=686781. Bibliography: p. 229-262. ISBN 978-5-4499-3037-8. Text: electronic.
  10. Shirokova O.V., Nazarenko V.S. State policy of import substitution: preliminary results and trends // Economic relations. 2017. Volume 7. № 4. p. 343-356. doi: 10.18334/eo.7.4.38431.

Для цитирования: Кузнецова С.Н., Козлова Е.П., Назарова А.Н., Назарова Е.Н., Некрасов М.Н. Переход промышленных парков на режим импортозамещения // Московский экономический журнал. 2023. № 3. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2023-12/

© Кузнецова С.Н., Козлова Е.П., Назарова А.Н., Назарова Е.Н., Некрасов М.Н. 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 3.