http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 3/2022 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 3/2022

Научная статья

Original article

УДК 33

ББК 65

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_196

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ ЗДАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА»

FINANCIAL AND ECONOMIC ASPECT OF PROJECT IMPLEMENTATION «INTELLIGENT LIGHTING SYSTEM OF  UNIVERSITY BUILDING» 

Осипова Елена Эдуардовна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента Высшей школы экономики, управления  и права Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.Ломоносова,  E-mail: e.e.osipova@narfu.ru

Потошина Лариса Евгеньевна, научный стажер кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета, E-mail: lep29@yandex.ru

Osipova Elena Eduardovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Management of the Higher School of Economics, Management and Law of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, E-mail: e.e.osipova@narfu.ru

Potoshina Larisa Evgenievna, Research intern at the Department of State and Territorial Administration of St. Petersburg State University of Economics, E-mail: lep29@yandex.ru 

Аннотация. Освещение является одним из приоритетных направлений энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поэтому разработка проекта интеллектуальной системы освещения на объекте университета определена как пилотный проект цифровизации в рамках университетской программы «Умный кампус». Цель данного исследования – определение экономической эффективности от внедрения интеллектуальной системы освещения, принятие решения о целесообразности проекта и возможности его тиражирования в университетском кампусе. Результаты исследования показали экономию энергетических и денежных ресурсов, предложен финансовый  механизм реализации пилотного проекта c учетом рисков.

Abstract. Lighting is one of the priority areas for energy saving and energy efficiency, therefore, the development of an intelligent lighting system project at a university facility has been defined as a pilot digitalization project within the university’s Smart Campus program. The purpose of this study is to determine the economic efficiency of the introduction of an intelligent lighting system, to decide on the feasibility of the project and the possibility of replicating it on a university campus. The results of the study showed savings in energy and financial resources, and a financial mechanism for the implementation of the pilot project was proposed taking into account the risks.

Ключевые слова. Экономическая эффективность, срок окупаемости, интеллектуальная система освещения, энергосберегающее мероприятие, энергоменеджмент, энергосервисный контракт

Keywords. Economic efficiency, payback period, intelligent lighting system, energy saving measure, energy management, energy service contract

Введение

Ежегодно в России на освещение расходуется около 109 млрд. кВт·ч, или приблизительно 12% от общего энергопотребления. При этом потенциал энергосбережения в освещении составляет около 60 млрд кВт·ч/год [9]. Это связано с развитием научно-технического прогресса, появлением новых устройств и оборудования, масштабно используемых не только в производственных или учебных, но и личных потребительских целях. Встает вопрос о применении в организациях проектов энергоэффективности, отвечающих вызовам сегодняшнего дня: снижению углеродного следа от экономики, цифровой трансформации, разумному потреблению невозобновляемых энергетических ресурсов. В другой стороны, внешняя среда любой организации является нестабильной системой с вновь появляющимися рисками, поэтому предприятиям и организациям необходимо концентрировать свое внимание на всех возможностях энергосбережения, которые дают экономический эффект.

Вопрос снижения финансовых затрат через энергосбережение  актуален и для образовательных организаций – современные энергоэффективные технологи позволяют снизить текущие затраты организации на коммунальные платежи  и  себестоимость образовательных услуг.

Одним из наиболее эффективных технических мероприятий энергетического менеджмента является замена старых систем освещения на светодиодные светильники.  Поэтому разработка технического проекта интеллектуальной системы освещения на объекте университета определена как пилотный проект цифровизации в рамках университетской программы «Умный кампус» [6]. Основной идеей пилотного проекта по внедрению «умной» системы освещения на примере здания университета является снижение энергопотребления за счет замены люминесцентного освещения светодиодным и внедрение интеллектуального управления освещением.

В системе энергетического менеджмента университета существует необходимость решения текущих задач:

  • постоянный рост стоимости ресурса (что обуславливает  необходимость его экономии);
  • вложение собственных средств в разработку технологий, ведущих к возможности экономии;
  • поиск новых источников получения недостающего ресурса.

Эти задачи проявляются в необходимости внедрения и реализации проекта «Интеллектуальная система освещения здания университета». Однако важными для принятия решения о реализации проекта будут расчеты экономических показателей, срок окупаемости  и определение оптимального механизма финансирования проекта. В меняющихся социально-экономических, политических и эпидемиологических условиях необходимо выявить риски, влияющие на возможность реализации проекта.

Методы исследования

Основными методами исследования использовались анализ, индукция и обобщение.  При проведении исследования были использованы научные труды и методические разработки российских исследователей в области управления и энергоменеджмента [1-3] ,   источники нормативно-правовой базы РФ в областях финансов и энергосбережения [5, 9-11], данные государственных докладов о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности [4,8],  информация с официальных сайтов Центрального банка России [13] и Северного (Арктического) университета имени М.В.Ломоносова (САФУ) [12].

Основные результаты и их обсуждение

В структуре затрат САФУ, согласно отчетам и планам финансово-хозяйственной деятельности [12], в  части  прочей оплаты работ и услуг (транспортные услуги, услуги связи, арендная плата за пользование имуществом, работы/услуги по содержанию имущества, коммунальные услуги, прочие работы и услуги)  коммунальные платежи составляют в разные года от 15 до 32 % (рис.1). Динамика изменений платежей на энергоресурсы (коммунальные платежи) представлена на рис.2.

Анализ структуры прочих затрат САФУ на оплату работ и услуг  показывает их неоднородность, однако коммунальные платежи имеют устойчивый тренд к повышению. Это связано как с ростом стоимости энергоносителей, так и с увеличением количества объектов недвижимости по годам.

Этот тренд повышения происходит на фоне принятой в университете энергетической политики и проводимых мероприятий энергоменеджмента, направленных на энергосбережение. Таким образом, для университета продолжает оставаться актуальной задача энергосбережения в условиях  своей активной хозяйственной деятельности и наличия в учебно-образовательном процессе высокотехнологичного энергоемкого оборудования. Задача энергоменеджмента в данном случае – выявлять и реализовывать те мероприятия, которые смогут дать максимальный экономический и энергетический эффект.

Все мероприятия по энерго-ресурсосбережению преследуют одну из целей:

  • учет количества и качества потребляемых ресурсов (установка приборов учета);
  • регулирование потребления ресурсов (например, датчиками движения  или автоматизацией тепловых пунктов);
  • реализация мероприятий по снижению попутных при потреблении водных и энерго-ресурсов потерь  (например, модернизация коммунальных сетей или утепление фасадов здания).

 

Интеллектуальная система освещения по своему целевому назначению относится к мероприятию по регулированию потребления ресурсов – с одной стороны, датчики движения и присутствия, а с другой стороны – программируемые сценарии, задающие время нахождения студентов в аудиториях с функцией контроля. Но основным экономическим эффектом (дающим  синергетический энергетический и экологический эффект), является экономия за счет снижения платежей за электроэнергию, полученная заменой люминесцентного освещения на светодиодиодное.

В 2017 году  в Российской Федерации большая часть контрактов (свыше 60%) [8] была заключена в целях снижения затрат тепловой энергии, оставшаяся доля – по сбережению электроэнергии, однако в стоимостном выражении распределение было противоположное.

В последние годы  в нашей стране отмечается устойчивая тенденция в управлении освещением объектов недвижимости и в бюджетном секторе, и в образовании непосредственно через применение светодиодного оборудования.

Доля энергоэффективных светодиодных светильников, используемых для внутреннего освещения зданий бюджетного сектора России, увеличивается: в 2020 г. было закуплено 6 166 тыс. ламп и прочих осветительных приборов, в том числе светодиодных ламп — 62,6% (3 859,2 тыс.) от общего объема закупок (рис.3). При этом общее количество светильников с низкой эффективностью остается значительным [4].

САФУ, определяя основными задачами и низкоуглеродную концепцию, и процессы цифровизации в энергетике и образовании, реализуя свою энергетическую политику, выбрал пилотным проектом интеллектуальную систему освещения одного из своих зданий.

Для обоснования данного проекта необходимо провести расчеты по энергосберегающим мероприятиям при замене источников света в нескольких помещениях. Приведенные расчеты сведем в основные таблицы и оценим эффективность, эффект и сроки окупаемости проекта. Основные показатели при использовании и замене люминесцентных ламп приведены в табл.1.

Для обоснования экономического эффекта проведем аналогичные расчеты при использовании и замене светодиодных светильников (табл.2).

По проведенным расчетам, экономия эксплуатационных расходов составит 95 958,99 руб. по четырем помещениям, эффективность после замены ламп составит 87%.

Простой срок окупаемости энергосберегающего мероприятия  составит примерно 3 года:

Но для оценки данного мероприятия необходимо рассчитать срок окупаемости с учетом ставки дисконтирования. Ставка (ставки) дисконтирования является ставкой (ставками) до налогообложения и отражает текущие рыночные оценки временной стоимости денег и рисков, характерных для данного актива, по которым не производилась корректировка расчетных оценок будущих денежных потоков [5].

Ключевая ставка ЦБ РФ (ставка дисконтирования)  на 24.02.2022 г. – 9,5 % [13]. При проведении необходимых расчетов дисконтированный срок окупаемости проекта ДТОК составит 2,4 года:

где r- ставка дисконтирования, %

t –простой срок окупаемости.

Реализация проекта является экономически целесообразной.

Вышеприведенные расчеты были выполнены только для четырех объектов: трех аудиторий и холла, прилегающего к ним. Проект «Интеллектуальная система освещения здания университета» является пилотным. Однако выводы по экономическим показателям проекта показывают необходимость модернизации освещения  для всех помещений не только этого здания, но и всех объектов недвижимости университетского кампуса, где есть необходимость  замены люминесцентного освещения. Таким образом, возникает необходимость выявления и выбора источника финансирования под реализацию крупного мероприятий энергетического менеджмента.

Рассматривая возможности финансового обеспечения проекта, обратим внимание на варианты финансирования как внутренние, так и из внешних источников.

Одной из внутренних возможностей финансирования проекта может стать инвестирование из Фонда развития САФУ (эндаумент-фонд). Создание и функционирование фондов целевого капитала (эндаумент-фондов) в сфере высшего образования в Российской Федерации стало возможным с момента принятия Федерального закона № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006 года [11]. Возможность финансирования проекта за счет приносящего от своей деятельности дохода авторы не считают целесообразным, т.к. он составляет, к примеру, в плановом 2022 году 11,3 % от общей суммы всех поступлений. Для реализации точечного пилотного проекта может быть использован грант, в т.ч. иностранных фондов, проектов, организаций. САФУ имеет успешный опыт реализации проектов энергосбережения на своих объектах недвижимости  за счет грантов (проект ПРООН/ГЭФ «Энергоэффективность зданий на Северо-Западе России» и др.), однако в текущих политических и экономических условиях считаем нецелесообразным к рассмотрению этот вариант.

Для реализации проектов под энергосбережение в Российской Федерации законодательно определен  механизм энергосервисного контракта (ЭСКО).

Энергосервисный договор (контракт) – это договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком [10].

Цель ЭСКО- обеспечить экономию потребления энергоресурсов за счет внедрения энергосберегающих мероприятий, при этом   затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения этих мероприятий. Для САФУ этот вариант финансирования проекта может быть оптимальным, т.к. при нем отсутствует необходимость в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании. Инвестиции, необходимые для реализации проекта, энергосервисная компания привлекает самостоятельно (используя собственные средства или кредитуясь), все риски при этом также ложатся на ее плечи.

Согласно Федеральному закону Федеральном законе № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», энергосервисный контракт должен содержать четкие параметры экономии энергоносителей и сроки реализации проекта по внедрению энергосберегающих мероприятий.

Несмотря на очевидные преимущества ЭСКО (заинтересованность в максимальном увеличении экономии ресурсов, отсутствие инвестиций и рисков для заказчика), существуют факторы, которые сдерживают распространение модернизации инфраструктуры объектов по энергосервисным контрактам. Законодательство, регулирующее энергосервисную деятельность и энергосервисные контракты далеко от совершенства, а инвесторы отмечали неоднозначность в вопросах признания выручки, нерешенность вопросов с переходом права собственности на новое оборудование, на отсутствие методологии измерений и верификации полученной экономии [3].

Следует отметить и неразвитость рынка страховых услуг в данной сфере, что затрудняет страхование рисков неисполнения энергосервисного контракта.

К рискам ЭСКО относятся:

  • Риск работы с нежелательным клиентом;
  • Риск ошибочной оценки инвестиционных затрат;
  • Риск ошибочной оценки базисного потребления энергии (baseline);
  • Риск несоответствия мощности закупленного оборудования, заложенной в проекте;
  • Риск неправильно проведенных работ и мероприятий по увеличению уровня энергосбережения;
  • Риск выхода из строя оборудования по причине поломки, износа или недостаточного обслуживания;
  • Риск неверной или небрежной эксплуатации оборудования персоналом заказчика;
  • Риски форс-мажорных обстоятельств
  • Риск изменения цен на энергию
  • Риск банкротства потребителя энергии
  • Риск ошибочного расчета производственного плана [2].

Ситуация, связанная с пандемией 2020 — 2021 годов  усилила  риск ошибочной оценки baseline, т.к. переход на дистанционное обучение и удаленную работу неминуемо ведет к непрогнозируемому уровню снижения энергопотребления. Исследования показывают, что тенденция к переходу удаленной или гибридной модели работы сотрудников организаций будет развиваться [1], также как и тенденция к увеличению применения дистанционных технологий в образовании. Таким образом, этот вид риска для применения ЭСКО требует новых исследований. Экономическая и политическая обстановка 1 квартала 2022 года показала еще один риск для энергосервисных компаний – ограничение возможности поставки оборудования и технологий для энергетической отрасли, связанных с применением санкций европейских компаний [7].

Выводы

Показатели экономической эффективности и срок окупаемости  проекта «Интеллектуальная система освещения здания университета» показывают целесообразность его внедрения и возможность его тиражирования на других объектах недвижимости университетского кампуса. Наиболее целесообразным считаем вариант использования энергосервисного контракта.   Предложенный механизм финансирования проекта через энергосервисные контракты необходимо адаптировать к  текущим социально-экономическим, «пандемийным»,  политико-экономическим рискам. 

Список источников

  1. Гусева Е.А., Майзель А.И. Менеджмент и пандемия: проблемы и перспективы// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 1(133). С.27-35.
  2. Гуськова Н. Д., Ульянкин О. В. Методы управления рисками энергосервисных компаний // Вопросы управления. 2015. № 2 (14). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-upravleniya-riskami-energoservisnyh-kompaniy (дата обращения: 20.03.2022).
  3. Матвеева Е.Ю. Энергосервисные контракты как средство реализации государственной политики в области энергосбережения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/energoservisnye-kontrakty-kak-sredstvo-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-energosberezheniya (дата обращения: 19.03.2022).
  4. Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации в 2020 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ material/file/45f28379991124fa0098b17f21f169ed/Energyefficiency2021.pdf (дата обращения 19.02.2022).
  5. «Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) (ред. от 14.12.2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193674 /e477b00dc89242769fa8fb88d3d5bd92c4bd9291/ (дата обращения 24.02.2022).
  6. О стратегии развития университета: Программа цифровизации САФУ: решение: принято ученым советом 28 июня 2018 г. Архангельск. 2018 г. 5 с.
  7. РБК. Новые санкции Евросоюза. Что важно знать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/ economics/15/03/2022/6230cecb9a79470d0c0052f1 (дата обращения 16.03.2022).
  8. Российская Федерация. Государственный доклад. О состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации в 2017 году. М.: Проспект, 2018. 263 с.
  9. Справка из постановления Министерства энергетики Российской Федерации № 1356 от 10 ноября 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/30118/ (дата обращения 24.02.2022).
  10. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_93978/ (дата обращения 24.02.2022).
  11. Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 N 275-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64939/ (дата обращения 19.03.2022).
  12. Финансово-хозяйственная деятельность САФУ имени М.В.Ломоносова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://narfu.ru/sveden/budget/ (дата обращения 17.03.2022).
  13. Центральный Банк России. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/ (дата обращения 24.02.2022).

References

  1. Guseva E.A., Majzel` A.I. Menedzhment i pandemiya: problemy` i perspektivy`// Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo e`konomicheskogo universiteta. 2022. № 1(133). S.27-35.
  2. Gus`kova N. D., Ul`yankin O. V. Metody` upravleniya riskami e`nergoservisny`x kompanij // Voprosy` upravleniya. 2015. № 2 (14). [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-upravleniya-riskami-energoservisnyh-kompaniy (data obrashheniya: 20.03.2022).
  3. Matveeva E.Yu. E`nergoservisny`e kontrakty` kak sredstvo realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti e`nergosberezheniya // Gumanitarny`e, social`no-e`konomicheskie i obshhestvenny`e nauki. 2014. № 8. [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/energoservisnye-kontrakty-kak-sredstvo-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-energosberezheniya (data obrashheniya: 19.03.2022).
  4. Gosudarstvenny`j doklad o sostoyanii e`nergosberezheniya i povy`sheniya e`nergeticheskoj e`ffektivnosti v Rossijskoj Federacii v 2020 godu. [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.economy.gov.ru/ material/file/45f28379991124fa0098b17f21f169ed/Energyefficiency2021.pdf (data obrashheniya 19.02.2022).
  5. «Mezhdunarodny`j standart finansovoj otchetnosti (IAS) 36 «Obescenenie aktivov» (vveden v dejstvie na territorii Rossijskoj Federacii Prikazom Minfina Rossii ot 28.12.2015 N 217n) (red. ot 14.12.2020). [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193674 /e477b00dc89242769fa8fb88d3d5bd92c4bd9291/ (data obrashheniya 24.02.2022).
  6. O strategii razvitiya universiteta: Programma cifrovizacii SAFU: reshenie: prinyato ucheny`m sovetom 28 iyunya 2018 g. Arxangel`sk. 2018 g. 5 s.
  7. RBK. Novy`e sankcii Evrosoyuza. Chto vazhno znat`. [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/ economics/15/03/2022/6230cecb9a79470d0c0052f1 (data obrashheniya 16.03.2022).
  8. Rossijskaya Federaciya. Gosudarstvenny`j doklad. O sostoyanii e`nergosberezheniya i povy`sheniya e`nergeticheskoj e`ffektivnosti v Rossijskoj Federacii v 2017 godu. M.: Prospekt, 2018. 263 s.
  9. Spravka iz postanovleniya Ministerstva e`nergetiki Rossijskoj Federacii № 1356 ot 10 noyabrya 2017. [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/30118/ (data obrashheniya 24.02.2022).
  10. Federal`ny`j zakon «Ob e`nergosberezhenii i o povy`shenii e`nergeticheskoj e`ffektivnosti i o vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii» ot 23.11.2009 N 261-FZ (poslednyaya redakciya). [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_93978/ (data obrashheniya 24.02.2022).
  11. Federal`ny`j zakon «O poryadke formirovaniya i ispol`zovaniya celevogo kapitala nekommercheskix organizacij» ot 30.12.2006 N 275-FZ. [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64939/ (data obrashheniya 19.03.2022).
  12. Finansovo-xozyajstvennaya deyatel`nost` SAFU imeni M.V.Lomonosova. [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://narfu.ru/sveden/budget/ (data obrashheniya 17.03.2022).
  13. Central`ny`j Bank Rossii. [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/ (data obrashheniya 24.02.2022).

Для цитирования: Осипова Е.Э., Потошина Л.Е. Финансово-экономический аспект реализации проекта «интеллектуальная система освещения здания университета» // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2022-64/

© Осипова Е.Э., Потошина Л.Е., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 3.