Московский экономический журнал 3/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10183

СОВРЕМЕННЫЙ ИНЖЕНЕР В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО РЕГИОНА. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

A MODERN ENGINEER IN THE PROBLEM FIELD OF INTERACTION BETWEEN THE COUNTRIES OF THE EURASIAN REGION. ECONOMIC DIALOGUE

Горчакова  Галина  Евгеньевна, gorchakovagalina@yandex.ru, кандидат философских наук, доцент  кафедры «517Философия», «Московский авиационный институт (национальный  исследовательский  университет)»

Gorchakova, Galina Evgen’evna, gorchakovagalina@yandex.ru, сandidate  of  Philosophical Sciences, Associate Professor of  the  Department «517philosophy», Moscow Aviation Institute (national Research University)»

Иванов Михаил Алексеевич, ivanovmikhailh@gmail.com, кандидат философских наук, доцент  кафедры «517Философия», «Московский авиационный институт (национальный  исследовательский  университет)»

Ivanov Mikhail Alekseevish, ivanovmikhailh@gmail.com, сandidate  of  Philosophical Sciences, Associate Professor of  the  Department «517philosophy», Moscow Aviation Institute (national Research University)»

Аннотация. В  современном  мире  огромное  значение  приобретает международное научное, экономическое и  политическое сотрудничество. Эффективному поиску решения актуальных проблем стран Евразийского региона в целом способствует конструктивный политический и экономический диалог. Его отличает высокая интенсивность взаимодействия  по всему комплексу  проблем глобальной и региональной безопасности.   Новая  парадигма культуры,  создаваемая высшей школой,  требует с необходимостью, знание традиций, особенностей развития, философских  взглядов  партнеров  взаимодействующих  сторон.

Summary. In the modern world, international scientific, economic and political cooperation is of great importance.A constructive political and economic dialogue contributes to the effective search for solutions to the current problems of the countries of the Eurasian region as a whole. It is distinguished by the high intensity of interaction on the entire range of global and regional security issues. The new paradigm of culture created by the higher school requires knowledge of the traditions, peculiarities of development, and philosophical views of the partners of the interacting parties.

Ключевые слова: экономический диалог, конкурентное  преимущество, современный  профессионал,  «практическое  конфуцианство».

Keywords: economic dialogue, competitive advantage, modern professional, «practical confucianism».

Суть обсуждаемой проблемы: Международное  научное, экономическое и  политическое сотрудничество, в том  числе со странами  Евразийского  региона, процесс сложный, сопровождающийся  множеством  объективных  и   субъективных факторов. Экономический  диалог     построить    в  нужном  ключе,  поможет формирующая  знания  культуры  и  мировоззрения  партнерам  по  бизнесу  философия  Древнего Востока. 

Сегодня подготовка  студентов  приобретает государственную  значимость   в интересах России. Бесспорно, будущий прогресс общества зависит от того, чему и как учим   молодежь. Следовательно, изложение  проблем базового курса философии,  следует увязывать с будущей научной  и производственной деятельностью  студентов.   Преподавание гуманитарных наук, философии в том числе, предполагает отход от академизма, учиться быть человеком, учить не мыслям, а мыслить (Кант), помогает формированию специалиста.         Современный  профессионал – это социальная, мировоззренческая, этическая проблема.

Современный   профессионал,  человек   ХХ1 века   —  это  полноценный конкурентно  —  способный   специалист,  обладающий    патриотическим самосознанием, ценностным отношением к Отечеству, критическим   мышлением,  имеющий   чувство собственного   достоинства,  долга,  честь,  восприимчивость  к  инновациям, предвидящий   последствия  своей  деятельности   и  несущий   за    них личную   и   корпоративную  ответственность.     Студенту предстоит  участвовать в решении долгосрочных экономических, политических международных проектах, намеченных обществом. 

Эти   качества  будущего специалиста   приобретают   особую   значимость  в   кризисные    и переломные   моменты   исторического развития.   Идет  поиск новой модели образования, формирующей  исследовательскую, общекультурную и профессиональные компетенции,   ориентированные, в том числе,  и  на  коммерческую  эффективность.

Однако не может быть единой для всех стран модели университета, — писал еще Р.Тагор. Каждый университет является органической частью общественной жизни своей страны.    В  2018  году  в  Пекине  состоялся  ХХIV  Всемирный   философский конгресс,   главная   тема  которого   —  « Учиться  быть  человеком ». Конгресс   предлагает   обсудить   природу,  роль   и    ответственность философии   и  философов  в   повышении   общественной   осведомленности в   вопросах,   как   «  учиться   быть  человеком ».  Конгресс   призван уделить   внимание   проблемам,   конфликтам,  неравенству  и несправедливости,   связанным  с  развитием   планетарной   цивилизации, которая   одновременно   является   научно – технической   и  мульти культурной. Одной   из   секций   на  XXVI  Всемирном философском  Конгрессе заявлена  секция  « Философия   Образования ».   В   современных   дискуссиях   об   оптимизации   высшего образования   не   обходят   вниманием  и   преподавание   философии   в высшей   школе.   С  тем,  что  она   нужна  студентам  —  гуманитариям, согласны   многие.   Но  зачем  она нужна студенту  технического вуза?

Сегодня,  на  данном   этапе   развития  общества,   подготовка  студентов  в  условиях   многоуровневого   образования   приобретает  государственную   значимость   в  интересах   России  и  стран   СНГ.   О   повышении   качества   российского   высшего   образования   говорили в   стенах   Московского   государственного   университета   на   встрече   Владимира   Путина   с  делегатами   съезда   Российского   союза   ректоров.   Президент   предложил    не   забывать   и   о  гуманитарном   образовании,  которое  важно  и  для  физиков —  ядерщиков,  и  для  генетиков.    «  Если  мы  с   вами   не   сможем  сформировать,  воспитать хорошего специалиста   у  нас,  конечно,   не   будет будущего  »,  — заявил  Президент  на встрече,  —   «  Это  очевидный   факт.  Нам   нужны   люди   со  специальными знаниями   и   навыками.  Но   если   мы   не  сможем   воспитать   человека    с   широкими,  глубокими,   всеобъемлющими,  объективными    знаниями     в   гуманитарной   сфере,  если   мы  не  воспитаем   человека   само — достаточного,  но   осознающего  себя  частью   большой,  великой, много национальной  и  много конфессиональной   общности,  если  мы  этого  не сделаем,   у  нас  с  вами  не  будет  страны.  Чрезвычайно   важная   задача стоит   перед  вами  в  гуманитарной   сфере»,  —  подчеркнул   Президент.

Каждое, достаточно развитое, исторически значимое общественное явление со временем порождает более или менее адекватное ему философское осмысление. Современная философская теория рассматривается как. методологическая основа оптимальной деятельности человека, как  новая парадигма  культуры

Именно в таком ключе изложение философских проблем направит студентов на понимание своей будущей деятельности, ее  места и роли в научных, экономических, политических процессах, в предстоящих долгосрочных проектах, в контактах между различными  странами  и системами. Значит, предполагается изменение логики преподавания, разработка  новой методологии.

Одним из ее механизмов  является преподавание философии с учетом профиля технического вуза.  Инструментом такой связи, в частности, в МАИ выступают научно-практические конференции. Их организует кафедра философии при участии НИРС  МАИ. Тематика конференций приближена к специфике  специальностей студентов разных факультетов. В их работе принимают  участие  студенты стран Евроазиатского региона, обучающиеся в нашем университете.

Современная наука, концентрирующая внимание  на сложных    саморазвивающихся системах, в которые включен человек, требует новой методологии, учитывающей  аксиалогические  и  социальные факторы. Формирование и трансформация философских оснований науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя: понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, идеалов и норм исследования.

Последние два столетия жизни человечества названы техногенной цивилизацией, важнейшим ее  признаком  является ускорение НТП и глобализация. Глобальная мировая экономика работает как единое  целое в реальном масштабе времени, образуя единое информационное пространство.

В современном мире огромное значение приобретает международное научное, экономическое и политическое сотрудничество, в процессе которого возникают глобальные научно-инновационные системы, формируется всемирный банк идей и технологий, своего рода, планетарный интеллект.   

Информационные технологии стали мощным преобразователем в экономической, социальной и других видов деятельности. Процесс сложный, сопровождающийся множеством объективных и субъективных факторов.  Его  решение требует осмысления и практической реализации в философском, геополитическом, экономическом, правовом и производственном плане.

На современном этапе эффективному поиску решения актуальных проблем стран Евразийского региона в целом способствует конструктивный политический и экономический диалог. Его отличает высокая интенсивность взаимодействия  по всему комплексу  проблем глобальной и региональной безопасности, о чем, в частности, шла речь на форуме АЭФ в Боао в 2018году.

Стабильно развиваются отношения стран России и Китая. Предпринимаются решительные шаги в области инноваций и развития, расширения открытости и кооперации, сотрудничества с остальным миром, внося вклад в развитие всего человечества. Этому способствуют  недавние  встречи  лидеров, президента России  и председателя КНР  в рамках международного форума «Один пояс, один путь»,

Концепция Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века (сокращенно «Один пояс — один путь») — китайская инициатива, выдвинутая председателем КНР в 2013году во время его визита в Астану, является открытой инициативой и исключительно коммерческим проектом, отрицая наличие политических интересов.

Пекин подписал соглашения с 68 странами и международными организациями, где задействованы различные форматы сотрудничества. Это — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) плюс Китай (10+1), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Форум «Азия — Европа», Азиатский диалог по сотрудничеству, а также Программа  Центрально азиатского  экономического сотрудничества (ЦАРЭС) и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Масштаб проекта потрясает, так как должен объединить страны, на которые приходится около 55% мирового ВВП, около 70% населения и 75% разведанных энергоресурсов. В ноябре 2014 года глава КНР заявил о готовности  Китая  вложить 40 млрд долларов в фонд  проекта .

В качестве основной цели этих мер называлось увеличение объемов торговли со странами Европы. В Китае предполагают, что на реализацию всех намеченных планов, только  по этому проекту уйдет около 35 лет. Все работы могут быть завершены к 2049 году, то есть к 100-летнему юбилею КНР. Пекин считает, что  этот  интеграционный проект изменит облик  Евразии. Планируется  параллельно сформировать международные коридоры экономического сотрудничества, что дает и  России  ряд выгодных возможностей от ее участия в реализации  проекта.  

Новая  парадигма культуры,  создаваемая высшей школой,  требует с необходимостью, знание традиций, особенностей развития, философских  взглядов  партнеров  взаимодействующих  сторон.

Особую  актуальность  приобретает  глубокое  знание  принципов,  школ  философии  Востока. А это – философские системы   Индии  и  Китая.

Вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к общечеловеческим ценностям,  к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию. Она исследует вечные явления, волнующие человека: как хорошо мыслить, хорошо говорить, и хорошо поступать, через уход от материального мира. Это не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения  всех  ценностей  культуры, истории  народов  Востока.

Так, в учении Верховного мудреца Мира, Конфуция решались вечные вопросы современной ему жизни. В них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение нравов. Конфуций писал, если у тебя не будет дурных  мыслей, не будет и дурных поступков.

Свое философско-этическое учение Конфуций переносит на область политики и управления государством на основе добродетели. Гармония человека и Космоса понимается как созвучие поступков человека  космическому порядку. Ничего не бывает рано, ничего не бывает поздно,  все,  писал философ,  бывает  только вовремя.

В основу философии и нравственной культуры Востока положены важнейшие и актуальнейшие на современном этапе принципы.

Принцип Жень. В его основе лежат пять постоянств   праведного  человека. Это — практикующий этический принцип, наиболее ценное качество личности, образец для всего народа, достижимое  в  процессе  образования.

Сформулированный  Конфуцием  принцип  Шу  — золотое правило морали.

Принцип Чжи означает здравый смысл, благоразумие, умение просчитать следствие  своих  действий, посмотреть на  них  в перспективе  и  др.

Формула Конфуция: « управлять – значит поступать правильно»,  имея сегодня  конкурентное преимущество, вошла в повседневную лексику китайцев, обозначила норму поведения во всех сферах жизни. Она — часть  народной  культуры, и массового сознания вплоть до нашего века то, что сегодня называется  «практическое конфуцианство»,  и  стала  одним  из  определяющих  принципов  социальной жизни  и современного Китая.  

Литература

  1. Горчакова Г.Е. Специфика преподавания философии в техническом вузе. Т.3,С.137. Ф56 Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад-диалог мировоззрений :тезисы докладов VII Российского Конгресса (г.Уфа,6-10 октября 2015г.).В 3-х т.Т.III.-Уфа: РИЦ БашГУ,2015.-384с.ISBN978-5-7477-3899-7 Т.2.М: Моск.авиац.ин.2016.654.ISBN 978-5-90363-070-7.  
  2. Горчакова Г.Е. Роль научно-практических конференций в процессе преподавания философии в техническом вузе. Философское образование,№1(33), с.92-94.М.2016г.
  3. Горчакова Г.Е. Отражение политико — экономических контактов стран Евразийского региона в процессе преподавания философии в техническом вузе./ Материалы XXIV Международного  философского конгресса.  « Учиться быть человеком».(The  XXVI  World Congress of  Philosophy).Китай.Пекин,13-20 августа 2018года. Секция: Философия образования.
  4. Связь преподавания философии с профилем вуза (на примере социально-экономического познания). /Г.Е.Горчакова// Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том III/Новосибирск: Параллель,2009, с.382 
  5. Философские и информационные технологии как спецкурс в системе магистратуры./ Г.Е.Горчакова// Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров//МатериалыII Всероссийской научно-методической конференции/Москва,2-3 декабря 2010г., с.11
  6. Шойгу С.К. Военный вестник. Новости МО и МВД РО.  Встреча министров обороны РФ, Китая, Индии. Экономика15мая 2017г.  Перспективы Российско-Китайского военного сотрудничества. Россия и Китай создадут для развития российского Дальнего Востока.