Московский экономический журнал 3/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10182

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

COMMERCIALIZATION OF AVIATION AND SPACE TECHNOLOGY: ECONOMIC AND EDUCATIONAL ASPECTS

Горчакова  Галина  Евгеньевна, gorchakovagalina@yandex.ru, кандидат философских наук, доцент  кафедры «517Философия», «Московский авиационный институт (национальный  исследовательский  университет)»

Gorchakova, Galina Evgen’evna, gorchakovagalina@yandex.ru, сandidate  of  Philosophical Sciences, Associate Professor of  the  Department   «517philosophy»,Moscow Aviation Institute (national Research University)» 

Матыцин Александр Анатольевич, a.matytsin@rambler.ru, кандидат философских наук, доцент кафедры «517Философия», «Московский авиационный институт (национальный  исследовательский  университет)»

Matytsin Alexander Anatolyevich, a.matytsin@rambler.ru, сandidate  of  Philosophical Sciences, Associate Professor of  the  Department   «517philosophy», Moscow Aviation Institute (national Research University)»

Аннотация.  В статье  рассматриваются вопросы коммерциализации  авиационной и  космической  техники  на  современном  этапе становления развития  российской  экономики. Определяются  требования к  будущему  специалисту  в  области ее создания.  Рассматриваются  направления и  специфика образования  студентов авиационного вуза  в реализации  поставленных  задач.

Summary. The article deals with the issues of commercialization of aviation and space technology at the present stage of the development of the Russian economy. The requirements for the future specialist in the field of its creation are determined. The directions and specifics of the education of aviation university students in the implementation of the tasks set are considered.

Ключевые  слова: коммерциализация, коммерческая  эффективность, частный  космос, космический  туризм, инженерное образование.

Keywords:  commercialization, commercial efficiency, private space, space  tourism,  engineering education.

Суть   обсуждаемой  проблемыПроблемы  коммерциализации  авиационной  и  космической  техники в мире. Специфика  подготовки  инженерных  кадров  в авиационных  вузах для  реализации поставленной  задачи.

Коммерциализация  космоса  набирает  обороты. Сегодня освоение  Космоса – это отрасль,  кардинально изменившая жизнь человечества,  своей главной целью ставит не только изучение космоса или поиск  жизни в космических просторах, а  извлечение  прибыли из  этой  индустрии.

Бизнес и космос уже стали неотделимыми понятиями. Потребность в дешевых и регулярных космических полетах, космическом туризме, добыче ископаемых с астероидов и даже колонизации Марса стали поводом для открытия частных космических  компаний.  

Интерес представляют и  финансовые показатели  ракетно – космической сферы. Так, в  2019  году  компании  мира в  общей сложности  заработали  на коммерческих  запусках 2,5 млрд  долларов.  Прирост  в  сравнении  с  предыдущим  годом  составил  300 млн.  Американские  предприятия на  подобных  услугах  заработали 1.185 млрд долларов.  Европейские -1.152 млрд. Коммерческие  запуски  ракет  принесли  России лишь 130 млн долларов  США.  Для  сравнения, одна  только  частная компания  Space X  заработала примерно  втрое  больше, чем вся  российская   космическая  отрасль.

После  приватизации сферы космических исследований компаниям больше не потребуется финансовая поддержка от государства, зарабатывая  серьезные деньги на  передовых  технологиях. Внедрение  нестандартных  решений и  выгодные  коммерческие  предложения, дополненные агрессивной  рекламной  кампанией привели  к имеющимся  результатам,  позволили отвоевать  заметную  часть  рынка.  По словам основателя SpaceX  Илона  Маска, после этого, процесс освоения космоса  во  много  раз  ускорится. Государство неохотно идет на риск в космической промышленности  и выделение  долгосрочного финансирования, поскольку  только  на  проверку и тестирование  оборудования уходит несколько лет.

Нельзя полностью исключать проверку оборудования перед запуском, но благодаря частному финансированию и увеличению, таким образом, бюджета на космическую промышленность можно ускорить этот процесс, в частности, разработкой  более  точного технического обеспечения.

Лидерами  отрасли, называемой «Частный  космос», являются в  мире только  три  коммерческие  космические  компании, имеющие свои  цели, успехи и достижения. Это:  Blue Origin, Space X и Virgin Galactic.

Компания Blue Origin, основатель  которой является   Джеффри Безос– первый  в 2000году  в сфере коммерциализации космоса.

Нужно признать, что компания по объемам – одна из лидирующих. Только  у  нее есть свой личный  космодром  и  все  предприятия  для  полного  цикла  сборки  и подготовки  оборудования  к  запуску, а занимает она  территорию  примерно 668 км².

Но, к сожалению, внушительная площадь компании еще не означает ее активное участие в развитии  коммерческого  космоса. Колоссальным достижением  для  человечества  ее деятельность  назвать  трудно,  поскольку у нее есть только один до конца реализованный и успешный проект – New Shepard. Эта модульная конструкция, названная в честь Алана Шепарда, должна способствовать первой ступени ракеты вывести в космическое пространство капсулу с туристами. К тому же она предназначена для многоразового использования, что сокращает расходы на постоянные разработки «одноразовых» ракет. Им удалось успешно вертикально посадить первую ступень New Shepard, правда, она не предназначена для орбитального полета.

Компания Space X,  ее основатель – Илон Маск, создана в 2002 году, но уже совершила существенный прорыв в космических исследованиях. Целей у Space X достаточно много, они поражают своей масштабностью. Илон Маск отмечает две главные миссии, которые попытаются реализовать в ближайшее, сократить стоимость космических  полетов :  во-первых, время полетов около Земли  и, во-вторых,  колонизировать Марс.

Считается, для SpaceX нет ничего невозможного, у нее – свой личный ракетный завод и уникальные разработки ракетных двигателей. Компания уверенно шагает в сторону покорения космоса, уже создано целое семейство многоразовых ракет Falcon, одну из которых удалось приземлить вертикально, к тому же она совершила орбитальный полет! Это позволило вывести на орбиту коммерческий спутник связи Orbcomm-G2.

Успехи в колонизации Марса пока не оглашаются в полном объеме, но это дело времени.

Компанию   Virgin Galactic, основал в 2004году – Ричард Бренсон. Количество  сотрудников -721 человек.  Эта американская  компания, входящая в Virgin Group, первая  в  мире  публичная  компания  из  сферы   космического туризма, планирует организовывать туристические суборбитальные  космические  полёты  и запуски небольших искусственных спутников. Начать  туристические  полеты в  космос компания Virgin Galactic  планировала в этом, 2020 году. Однако из-за неудачного лётного испытания корабля VSS Unity  в декабре прошлого года и переноса тестовых полётов от этих планов пришлось отказаться. Источник говорит о том, что Virgin Galactic перенесла первый туристический полёт в космос на 2022 год.Новый корабль SpaceShip 3 официально представят уже 30 марта 2021 года,но космический туризм отложит до следующего года.

До сих пор не осуществила ни одного полета с туристами на борту. К тому же у проекта нет ни постоянного источника доходов, ни прибыли.

Несмотря на это, акции Virgin Galactic выросли в цене более чем на 200% с тех пор, как компания стала публичной. Участники рынка активно инвестируют ожидая, когда она начнет коммерческую деятельность.

По  данным  аналитиков перспектива путешествий в космос на кораблях частных компаний представляется вполне реальной  в ближайшие  десять лет.

UBS прогнозирует, что к 2030 году рынок космического туризма вырастет до $3 млрд. Сейчас в мире есть как минимум семь компаний (Virgin Galactic, «КосмоКурс», Bigelow Aerospace, SpaceX, Excalibur Almaz, Orbital Sciences, Blue Origin), которые занимаются разработками проектов в сфере космического туризма

Вместе  с  тем   на потенциальном  рынке  частных  космических путешествий  существует  конкуренция. Однако игроков со значительной экспертизой и серьезной технологической базой мало. Поэтому,- как  считает директор аналитического департамента инвесткомпании « Фридом Финанс»Вадим  Меркулов,-  «даже если Virgin Galactic займет лишь небольшую долю рынка, бизнес, на наш взгляд, будет успешным».

К  слову, на мысль заняться космическим туризмом Брэнсона натолкнул Михаил Горбачев. Однажды миллионеру позвонил посол СССР в Лондоне и передал предложение генерального секретаря стать первым туристом в космосе. Главными условиями были полтора  года обучения в Звездном городке под Москвой  и  50 млн $.  Брэнсону сумма показалась слишком большой, и он отказался.  Cпустя  25 лет миллиардер пожалел об этом. И тогда спросил окружающих, полетели бы они в космос, если бы у них был обратный билет. 95% ответили утвердительно. Такой ответ, видимо, вдохновил бизнесмена, и в 2004 году  Брэнсон  приступил  к  освоению  космоса, зарегистрировав  компанию Virgin Galactic.

Всего в разработку полетов в космос Virgin Galactic вложила $1 млрд (на конец 2019 года). При этом $380 млн в компанию инвестировал суверенный фонд  благосостояния  Абу-Даби — группа  Aabar   Investments.

Впрочем, сейчас только один  проект отправляет путешественников в космос. Это совместное детище двух компаний — российского  «Роскосмоса»  и  американской  Space Adventures. Компании сотрудничают с 2001 года  и  за  это  время  отправили  погостить  на  международную космическую станцию (МКС) семерых туристов.

Пока у Virgin Galactic нет постоянного  источника  доходов, финансовые показатели  сейчас не  особо  важны  для  оценки  компании, пишет Barron’s. Больший  интерес  представляют  планы, которые в конечном  итоге  могут позволить Virgin Galactic начать  получать  выручку.

Вопрос  вопросов: когда  же  начнутся  регулярные  суборбитальные полеты  в  космос  с  туристами  на  борту?
Сейчас  билеты  на  полет  в  космос  на  корабле  SpaceShipTwo  есть  у  600 человек — компания  продавала  их  до  2014  года  по  цене  $250 тыс. А в ноябре  прошлого  года  объявила, что возобновит  продажи  в 

2021  году .

Проводить туристические  полеты   Virgin Galactic  начнет  в  начале 2022 года.  30 марта 2021 года планируются   испытания нового корабля SpaceShipThree.  По  разным  оценкам, максимальная  высота  полета составляет 135–320 км. Корабль  набирает  нужную  высоту  и  отключает двигатели, а  пассажиры на  борту  в  течение  шести минут испытывают невесомость. Затем корабль  снова  входит  в  атмосферу  Земли  и  планирует, приземляясь  на  взлетно-посадочную  полосу.  SpaceShipTwo   вмещает шестерых  туристов  и  двух  членов  экипажа.

Вместе  с тем, временные  рамки  для  полетов  вызвали  серьезный скептицизм   среди  экспертов.  Когда  на кону стоят  жизни  людей   и общественная  репутация  компании, безопасность — главный приоритет. Им необходимо  сбалансировать безопасность и скорость.

Поскольку  компания  еще  не  начала  коммерческие  полеты  и  не  имеет прибыли, динамика  котировок  сильно  зависит  от  новостей  и  настроений инвесторов,  «терпению  инвесторов  есть  предел»

Эксперты отмечают, что даже если что-то пойдет не так, шансы на то, что Virgin Galactic свернет бизнес, невелики. К тому же компания может использовать знания, полученные при разработке космических технологий, для более «приземленных» вещей. Например, для сверхзвуковых самолетов.

Компания  Virgin Galactic  способна  навсегда  поменять  представление людей  о  путешествиях  в  Космос. Но  риски  есть. Не говоря о финансовых  рисках в целом, существует  ряд   операционных  и  этических  рисков , связанных со  страхом  людей  перед  неизвестностью  или  одиночеством  в космосе.

Как долго будет  длиться  передел  рынка, и к  каким  результатам приведет – пока  говорить рано. Признанные  лидеры  отрасли   предпримут необходимые  шаги  и  попытаются сохранить наиболее выгодную для  себя ситуацию.  Следовательно  обнародуют  новые планы и новые  разного  рода  разработки  ракетно —  космической  отрасли.

Коммерциализация  авиационной  техники,  современное  состояние  российского рынка   авиационной  техники (АТ),  возьмем только военного назначения,   характеризуется несоответствием структуры авиационной  промышленности  объему рыночного спроса на продукцию отрасли. Это  является  закономерным  результатом   трансформации российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на протяжении последних тридцати лет, происходившей  под  влиянием  политических, экономических, научно-технических и других факторов.

Необходимость   изучения  российского рынка АТ как подсистемы международного рынка  вооружения  и  военной  техники  (ВВТ), предполагает анализ основных тенденций развития международно-экономических  связей  в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС) России с другими странами.

Влияние изменений в геополитической картине мира на состояние отечественного ОПК и, в частности, авиационной промышленности, наиболее сильно проявилось в конце 80-х гг. Прекращение   существования Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)   привело к сокращению поставок АТ в страны, находившиеся ранее в военно-политической   и экономической   зависимости  от  СССР.  Как следствие – резкое падение объемов экспорта военной техники (с 16,3 млрд  $  в 1990  до  7,1  в  1991  и 2,3млрд$  в 1992 гг.)

После дезинтеграции СССР и начала рыночных реформ, сокращение государственного оборонного заказа ,практически в 10 раз, привели  к  диспропорциям  между  спросом  и  предложением  на  АТ. Для  отечественного ОПК – это основная проблема.

Расширение географии поставок, рост конкуренции и как следствие усложнение системы рыночных отношений  России  с другими странами в рамках ВТС предопределили  качественные изменения в структуре спроса и предложения.  Многообразие форм осуществления сделок,  а также повышение требований к качеству продукции, соответствие которым является сегодня обязательное  условие стабильного функционирования и дальнейшего развития отечественного ОПК.

Интенсивная  коммерциализация  проявляется, прежде всего, в расширении  номенклатуры  выпускаемой  продукции, усилении специализации производителей  и  сужении сегментов рынка  ВВТ.  Рынок  ВВТ сегодня включает  в  себя  первичный  рынок  (поставки новой техники), вторичный (поставки самолетов, находившихся в эксплуатации), рынок модернизации, лизинга  и  лицензионного  производства.

Высокая рентабельность ППО, возможность  установления  долгосрочных партнерских отношений с заказчиками, влияние  конъюнктурных  факторов внутреннего  и внешнего  воздействия, от  текущего состояния   экономики  государства — заказчика, степени ее милитаризации, расстановки  политических сил, до  информационной  открытости внутреннего  рынка,  наличия собственного производства , лицензий, системы  технической  эксплуатации и  соответствующей  инфраструктуры,   обеспечивает стабильный спрос на ППО  для  данной  авиационной  техники.

Правомерен  вывод:   для  дальнейшего   развития  авиационной  промышленности  России   существует   объективная  необходимость  в  разработке  целостной  стратегии  реализации  отечественной  АТ и соответствующего ППО. Такая  стратегия    в  условиях  постоянного  повышения  требований  к срокам и качеству ППО в  рамках  международной  конкуренции    и  технологической   кооперации  приобретает   принципиальную  значимость.

В экономическом развитии России инженерное образование играет ключевую роль. Технический прогресс и современная российская экономика задают высокие стандарты к квалификации и компетенциям инженеров.

Какие инженеры нужны российской экономике, каких специализаций катастрофически не хватает на рынке труда?

Министерство труда и социальной защиты России в марте 2019 года заявило, что на рынке труда РФ катастрофически не хватает представителей технических профессий. Какие именно инженеры нужны российской экономике в XXI веке, авиационной  и  космической  отрасли, в частности?

Усилия государства по модернизации промышленности, развитии  авиационной  и  космической  техники, в  особенности, должного успеха не принесут, если не будут сопряжены с адекватным обеспечением инженерными  кадрами. Но и само инженерное образование нуждается в модернизации, опирающейся на лучшие российские традиции с учётом опыта передовых университетов мира.

Актуальным проблемам, связанным с инновациями и модернизацией в инженерном образовании в области аэрокосмической техники (философия, методология и практика инноваций) был посвящён Первый международный форум, который проходил в Пекине, в Бейханском университете (BUAA) 8 – 9 сентября 2012 года. В его работе приняли участие представители ведущих школ мира, китайских и международных аэрокосмических предприятий и китайского правительства. Выступали профессора США, Англии, Швеции, Франции, Японии, Китая и Гонконга [7].

Проблему подготовки инженеров, отвечающих требованиям аэрокосмической отрасли в новом столетии, сформулировал профессор Meyer Jacques Benzakein. Он  акцентировал внимание на таких требованиях к инженеру, как высокий уровень знаний математики, физики и технологий производства  конструкций из новых композиционных  материалов  и т.п.). Они имеют большое значение. Инженер также должен уметь работать в глобальных сетях, общаясь через континенты. Подчёркнута  необходимость навыков работы с заказчиками (клиентами) и взаимодействия с промышленностью. Промышленность в России уже давно выступает в качестве активного партнёра университетов в инженерной подготовке. В частности структуры, интегрированные с промышленными предприятиями, созданы в МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, МАИ, МИРЭА.

МАИ в октябре 2012 года вступил не только в сетевой проект CDIO, но и в другой сетевой проект «Pegasus», который объединяет большинство авиационных университетов Европы. Участие МАИ в этих проектах направлено на интенсификацию взаимных обменов студентами и на расширение академических связей в научной сфере.

Так, чем отличается ли инженер XXI века от инженера XX века, какими компетенциями, навыками?

Хороший  современный  инженер  должен  быть  предпринимателем.

Инженер XXI века – изобретатель, создатель новых технологий. Кроме профессиональных навыков и научного подхода к работе, он должен постоянно совершенствоваться и учиться новому. Необходимо уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям, а также оперативно принимать решения в нестандартных ситуациях. Задача современного инженера – не просто идти в ногу со временем, а опережать его на несколько шагов. При этом он должен уделять особое внимание навыкам коммуникации, уметь добиться реализации своего проекта в обществе.

Помимо базовой подготовки (hard skills) технических специалистов важны также их личностные качества (soft skills), знания и навыки в области управления и администрирования, умения  выстраивать отношения с разновозрастными  сотрудниками.

Будущему  инженеру ХХI века необходим высокий уровень непрерывного образования и широкий кругозор, высокие когнитивные способности, хорошая техническая подготовка и навыки в области новых систем проектирования и моделирования. Это требование Четвертой промышленной революции, которая готова  значительно преобразить работу с помощью стремительно растущих передовых технологий, таких как искусственный интеллект, передовая робототехника и когнитивная автоматизация, передовая аналитика и Интернет вещей (IoT).

Сегодня требуется новый тип инженеров, это – ученые, работающие с данными, информацией, аналитикой. Исследование Всемирного экономического форума выявило, что в 2020 году будут востребованы ,в  частности,  такие  навыки как: решение сложных задач,  критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект,  умение вести переговоры с  партнерами и т.д.

В условиях современной российской экономики, будут востребованы специалисты широкого профиля,  специалисты смежных профессий: инженер-технолог, инженер-программист и т. д., особенно  на инженерные кадры в создании  высокотехнологических  производств  гражданской продукции, в  том числе авиационной  промышленности.

Необходимо создавать и развивать новый рынок гражданской продукции.

Сегодня  актуальны  специалисты  в отраслях, которые  пережили наиболее сильный  кризис  после  распада  СССР, в  том  числе    транспорт. С советских времен во многих  НИИ  имела  место  практика  мышления в рамках не рыночной, а  плановой экономики. Но для коммерциализации современных разработок  необходимо  умение  анализировать  рынок  и  находить возможности для интеграции  и    кооперации с российскими и зарубежными партнерами, исследовательскими организациями и бизнес — заказчиками.

Для  инженера очень важен потенциал развития. Это многофакторный параметр, определяющий  актуальную базу знаний,  то, что  должно  закладываться в процессе  обучения в  вузе, где важна компетенция непрерывного образования. Опираясь на рыночную экономику,  предложив  рынку  продукцию, нужно найти способ создать и продать технологию или  продукт как можно дешевле. При  этом  инженер XXI века решает  вопрос  и   бережного  отношения  к  окружающей  природе.

Специалисты XXI века  инженеры-создатели, инженеры-экономисты.

Литература

  1. Алифанов О.М., Семенов В.В., Малахов Ю.М., Севрюков Ю.И., Хохулин В.С. О кадровом потенциале ракетно-космической промышленности // Аэрокосмические технологии: материалы Первой международной научно-технической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Н. Челомея (РФ, Москва — Реутов, 24-25 мая 2004 г.) / под ред. Р.П. Симоньянца. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, НПО машиностроения, 2004. С. 344-345.
  2. Центр анализа стратегий и технологий. Предварительные итоги ВТС России с иностранными государствами в 2007 году // Экспорт вооружений. 2007. Нояб. – дек. 2. Рыбас А.Л. Прорыв на мировой рынок вооружений // Россия в глобальной политике. 2008. № 2. Март – апр. 3. Хозяинов Ю. Экспорт российских вооружений: возможности, проблемы и перспективы // Экспорт вооружений 2002. № 4. 4. Позняков П., Монахов А. Будет ли «цивилизована» российская авиация // Аэрокосмос. 2002. № 23. 5. Лященко В. Источник постоянных доходов. Послепродажный сервис в торговле оружием //
  3. Горчакова Г.Е  Практическое использование  ИКТ в  процессе преподавания философии в техническом вузе.Сб.научных трудов по материалам VIIIМеждународной научно-практической конференции «Наука ХХ1 века: открытия, инновации, технологии». (Смоленск,13янв   2020.)
  4. Горчакова Г.Е. Специфика преподавания философии в техническом вузе. Т.3,С.137. Ф56 Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад-диалог мировоззрений :тезисы докладов VII Российского Конгресса (г.Уфа,6-10 октября 2015г.).В 3-х т.Т.III.-Уфа: РИЦ БашГУ,2015.-384с.ISBN978-5-7477-3899-7Т.2.М: Моск. авиац.ин.2016.654.ISBN 978-5-90363-0707.
  5. Горчакова Г.Е. Отражение политико — экономических  контактов стран Евразийского региона в     процессе преподавания философии в техническом вузе./ Материалы XXIV Международного  философского конгресса.  « Учиться быть человеком».(The  XXVI  World Congress of  Philosophy).Китай.Пекин,13-20 августа 2018года. Секция: Философия образования.