Московский экономический журнал 3/2021

image_pdfimage_print

УДК 338.48(571.12)

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10176 

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА 

TRENDS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TOURIST SERVICES ON THE EXAMPLE OF THE URBAN DISTRICT

Ознобихина Людмила Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности института сервиса и отраслевого управления Тюменского индустриального университета (ТИУ), 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38 

Oznobikhina L.А., oznobikhina.58@mail.ru

Аннотация. Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике. По данным Всемирной Туристской Организации обеспечивает десятую часть мирового валового национального продукта, доходы от туризма устойчиво занимают третье место после доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. Ожидается, что такая позитивная тенденция сохранится и в начале нового тысячелетия. Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике. Рост туризма должен произойти преимущественно за счет появления новых посещаемых территорий, поскольку традиционные районы мирового туристского рынка уже практически достигли предела рекреационной емкости. Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

Summary. Tourism plays a major role in the global economy. According to the World Tourism Organization, provides a tenth of the world’s gross national product, tourism revenues are consistently ranked third after revenues from the export of oil, petroleum products and cars. This positive trend is expected to continue at the start of the new millennium. Tourism plays a major role in the global economy. The growth of tourism should occur mainly due to the emergence of new visited territories, since the traditional areas of the world tourism market have almost reached the limit of the recreational capacity. Tourism belongs to the service sector and is one of the largest and most dynamic sectors of the economy. The high rates of its development, large volumes of foreign exchange earnings actively influence various sectors of the economy, which contributes to the formation of its own tourism industry. 

Ключевые слова: инфраструктура, туризм, инвестиционная площадка,  земельный участок, придорожный сервис, муниципальное образование.

Key words: infrastructure, tourism, investment site, land plot, roadside service, municipality.

В настоящее время сфера услуг и прежде всего туристских услуг получает стремительное развитие. Оказание туристские услуги состоят в основном из перевозок, размещения и развлечения. Следует так же отнести к туристическому рынку и оказанию туристических услуг, такое направление как туристические базы [1]. Исторически туристические базы возникали для спортивного и экскурсионного туризма и были предназначены для размещения и отдыха активных туристов и спортсменов, участвующих в пеших турпоходах, лыжных, горных и т.п. они так же могут предоставить туристам необходимый спортивный и туристский инвентарь, а когда нужно, инструкторов, проводников и экскурсоводов [16]. Актуальность заключается в увеличение желания жителей на возможность проводить время на свежем воздухе вдали от шумного запыленного города, замечательной возможностью для поддержания здорового образа жизни, отдыха после трудовой деятельности, получения позитивных впечатлений от природной красоты региона, а также возможность привлечения новых инвестиций в город. Следует так же отнести к туристическому рынку и оказанию туристических услуг, такое направление как туристические базы. Туристические базы в России — это особая категория мест отдыха, не имеющая точных аналогов в западных странах в силу истории своего возникновения в нашей стране. Туристские базы расположены, как правило, в узловых пунктах туристских маршрутов и представляют  собой совокупность строений и сооружений для отдыха и питания туристов [9,10]. Многообразие природных, климатических, ресурсных, исторических условий, способствующих формированию туристского продукта, стали основой для построения региональных туристских зон хозяйствования. Туристские базы расположены, как правило, в узловых пунктах туристских маршрутов и представляют  собой совокупность строений и сооружений для отдыха и питания туристов [11,12]. Город  Заводоуковск имеет уникальную возможность занять свою нишу в мировом туристском рынке. Сегодня туристические базы предлагают высокий уровень комфорта, приравнивающийся к уровням соответствующий отелям, пансионатам. А для того что бы поддерживать такой уровень на всех туристических базах, их следует размещать на определенных территориях. Данные территории это,  как правило, земельные участки, расположенные в лесах. Рассмотрим и обоснуем одну из таких инвестиционных площадок. От обоснования инвестиционной площадки зависит будущее состояние туристической базы, совокупный финансовый результат, перспективы роста [13].

Объект исследования инвестиционная площадка, расположенная по адресу – Тюменская область, г. Заводоуковск, севернее автомобильной дороги Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск на 93 км. Её площадь составляет 6,3 га (уточненная площадь 62998 кв.м). Сведенья о данном объекте внесены в единый государственный реестр недвижимости, о чем свидетельствует наличие кадастрового номера 72:08:0505001:65. Разрешённое использование определенно, как для размещения туристической базы, стационарных и палаточных, туристическо-оздоровительных лагерей, а также для размещения домов рыболовства и отходничества, детских туристических станций. Объект исследования находится в муниципальной собственности, категория земель определена как земли населённых пунктов (рисунок 1).

Согласно 2 приложению к распоряжению Тюменской области от 03.05.2007 г. № 304-рп «О порядке формирования инвестиционных проектов и инвестиционных площадок в Тюменской области»  прописаны основные сведения о данной инвестиционной площадке. Обратим особое внимание на такие параметры как электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, подъездные пути и стоимость аренды или возможность выкупа земли и иные параметры площадки. Земля находится в муниципальной собственности. Годовая арендная плата определена в размере 191 тыс. руб. Стоимость выкупа в свою очередь будет составлять 550,3 тыс. руб. Выкуп земельного участка можно осуществить после ввода объекта в эксплуатацию.  У объекта исследования  есть точка подключения к электрическим сетям: опора №79/42 ВЛ-10 кВ ф. «ЖБИ», ПС 220/110/35/10 кВ «Заводоуковска». Расстояние от сетей до точки подключения 1000 м, ориентировочная стоимость подключения (рассчитывается по стандартизированным тарифным ставкам) заявителя по III категории электроснабжения со строительством ВЛ-10 кВ, ТП 10/0,4 кВ составляет 15,7 млн. рублей. Газоснабжение, водоснабжение и стоимость их подключения определяются в соответствии с проектным решением. Подъездные пути так же определяются в соответствии с проектным решением. Под проектным решением понимают промежуточное или конечное описание объекта проектирования, необходимое и достаточное для рассмотрения и определения дальнейшего направления или окончания проектирования. Совокупность проектных решений обеспечивает формирование информационной модели проектируемого объекта, которая представляется проектными организациями в форме проектной документации для строительства предприятий, зданий и сооружений [14,15]. Учитывая этот факт, можно будет скорректировать сумму затрат на подведение газоснабжения, водоснабжения и подъездная пути. Один из таких подъездных путей можно направить с автомобильной дороги Р-402. Объект исследования как раз расположен севернее автомобильной дороги Р-402.  Эта дорога является дорогой федерального значения на территории России с направлением движения в обе стороны. Начинается в Тюмени, проходит через Ялуторовск, Заводоуковск, Омутинское, Ишим, Абатское, Тюкалинск и заканчивается в Омске. Трасса соединяет европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Отрезки Тюмень — Ишим и Ишим — Омск являются составными частями европейских маршрутов E 22 и E 30 соответственно. Протяженность — 632 км. Для данной дороги характерен высокий трафик с большим числом грузового транспорта. Инфраструктура развита средне и на протяжении всей дороги прослеживается недостаток в наличие кафе, гостиниц, а автостанции располагаются в основном в крупных населенных пунктах. Ниже на рисунке 2 можно наглядно рассмотреть,  как проходит данная дорога по отношению к объекту исследования.

Местоположение инвестиционной площадки так же удачно и по отношению к ближайшим населенным пунктам, примерное расстояние составляет от 500 м до 2,5 км (на легковом автомобиле будет составлять примерно 10 мин до получаса), на общественном транспорте (который будет разумно пустить в этом направление) будет чуть дольше. По официальным данным известно, что на территории города Заводоуковск расположен данный участок [2]. По этим же данные известно о находящиеся участки уже определенны под строительство других объектов, таких как развитие рыболовства (2016-2020гг), логопедический центр (2016-2020гг.), производство керамзитового гравия (2016-2020) на рисунке 3 представлена схема расположения данной инвестиционной площадки и других соседствующих инвестиционных площадках.

В рамках обоснования инвестиционной площадки, следует отметить, что ее площадь позволяет разместить все возможные планировочные решения, таких туристических баз [3,18,19,20]. К примеру, одним из вариантов может быть размещение трех корпусов,  главный корпус – административный и два гостиничных для размещения постояльцев, в дополнение можно разместить 5 — 6 коттеджей разной вместимости для постояльцев, желающих ощутить себя «как дома» спортивную площадку, детскую площадку, летнюю сцену и несколько беседок. Так же на базе можно будет оборудовать небольшую площадку под размещение палаток, что позволит ночевать прямо под открытым небом и участок, предназначенный для разведения открытого огня (мангалов), что тоже будет привлекать посетителей [8,16,17]. Кроме того, в прокате в летнее время будут квадроциклы и гидроциклы, в зимнее время – снегоходы, что будет являться дополнительные возможности проведения досуга. В процессе развития бизнеса список услуг можно расширять. На рисунке 4 представлен вариант обустройства части территории туристической базы, не соприкасаемся с территорией отведенной под размещение обектов придорожного сервиса.

Вариантом обустройства данной территории может являться следующая планировочная вариация, которая будет включать в себя размещение к имеющимся объектам, объекты придорожного сервиса, таких как гостиничный комплекс, парковка, автосервис, автомойки, торгово-бытовые объекты, пункты питания и связи, медицинская помощь и тому подобные объекты [4,14,15]. Обустроить такой сервис можно в независимости от основной части туристической базы, но на этой же территории. Это позволит сделать данную базу уникальной в своем роде,  и единственно расположенной на федеральной трассе Р-402. Вариант обустройства части территории туристической базы, не соприкасаемся с территорией, отведенной под размещение объектов основных объектов туристической базы (рисунок 5).

Местонахождение данной инвестиционной площадки именно по этому адресу позволяет сделать ее доступной не только для посещения жителей муниципального образования, но и для транзитного автомобильного транспорта [6,12,13].

Таким образом, инвестиционная площадка наибольшим образом подходит для размещения туристической базы, так как отвечает многим требованиям необходимых для ее успешного развития и высокого уровня обслуживания. Размещение туристической базы на данном объекте исследования будет являться актуальной и успешной [7,8,9]. Размеры земельного участка позволяют предусмотреть,  не зависимо от туристической базы, возможность обслуживать транзитный автомобильный транспорт, предоставит новые рабочие места для жителей г.  Заводоуковск, а также  обеспечит поступление налоговых платежей в бюджет муниципального образования [5,10,11].

Для повышения эффективности предоставления земельного участка под инвестиционную площадку следует предложить:

  • предусмотреть предоставление земельного участка для реализации инвестиционной площадки через торги;
  • обеспечить возможность подъездов и выездов к данной инвестиционной площадке, так как рядом с объектом исследования находиться федеральная автомобильная дорога.

Туризм является огромным экономическим сегментом рынка, который просто невозможно игнорировать, может быть связан с практически любой деятельностью, будь то спорт, религия, культу, наука, именно поэтому туризм так быстро набирает обороты. Для того, чтобы экономика региона постоянна росла, надо создавать новые предприятия, создавать новые возможности и ни в коем случае нельзя отказываться от новых идей, в противном случае регион будет следовать по стопам своих старших коллег и никогда не сможет выйти на их уровень.

Литература

  1. Бударова В.А. , Черезова Н.В., Мартынова Н.Г., Перспективы развития транспортной инфраструктуры территории Тюменской области / Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 12.
  2. Зубарева Ю.В., Ермакова А.М. Сценарное прогнозирование как инструмент разработки стратегии развития АПК Тюменской области / Аграрный вестник Урала. 2013. № 9 (115). С. 88-90.
  3. Ермакова А.М., Зубарева Ю.В. Стратегическое развитие сельских территорий юга Тюменской области / Тюмень, 2017
  4. Ермакова А.М. Влияние ценообразующих факторов на стоимость земли в городе Екатеринбурге / Московский экономический журнал. 2019. № 10. С. 50.
  5. Ермакова А.М. Современное состояние и потенциал развития территории на примере муниципального района / International Agricultural Journal. 2021. Т. 64. № 1. С. 20.
  6. Ермакова А.М. Зубарева Ю.В. Основные направления развития содействия занятости населения в Тюменской области / Аграрный вестник Урала. 2013. № 8 (114). С. 70-71.
  7. Ермакова А.М. Прогноз и сценарии развития рынка жилья в городе Тюмени / Московский экономический журнал. 2019. № 10. С. 41.
  8. Лешневская Е.Ф., Ермакова А.М., Попов А.М. Направления развития инфраструктуры рынка земли / АПК: регионы России. 2012. № 4. С. 59-61.
  9. Менщикова А.О., Черезова Н.В., Мероприятия по борьбе с оврагообразованием / В сборнике: Современные проблемы земельно-кадастровой деятельности. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 73-76.
  10. Сидоренко В.А., Черезова Н.В., Проблемы сохранения памятников истории и культуры в урбанизированной территории / В сборнике: Водные ресурсы – основа устойчивого развития поселений Сибири и Арктики в XXI веке. Сборник докладов XXI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 637-644.
  11. Черезова Н.В., Гузева И.В., Проблемы становления земельных отношений при реализации «дачного» закона на землях сельскохозяйственного назначения и землях населенных пунктов / Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 4. С. 28-32.
  12. Черезова Н.В., Редькина К.А., Влияние карьерных разработок на территорию и рекультивация земель на примере песчаного карьера (Пуровский район, ЯНАО) / В сборнике: Современные проблемы землепользования и кадастров. Материалы 2-й международной межвузовской научно-практической конференции. 2018. С. 326-331.
  13. Черезова Н.В., Редькина К.А. Недяк А.А., Особенности рекультивации песчаного карьера Яро-Яхинского месторождения (Пуровского района, ЯНАО) / В сборнике: Нефть и газ Западной Сибири. Материалы Международной научно-технической конференции. 2017. С. 255-254.
  14. Черезова Н.В., Проблемы проведения рекультивации нарушенных земель на примере песчаного карьера Пуровского района, ЯНАО / Аграрный вестник Урала. № 1 (155). С. 11.
  15. Cherezova N., Shirokova A., Rational for necessity of production enterprises entering in zones of residential development, borders of settled points, by example of «Plemennoe» swine complex in Zavodoukovsk city of Tyumen region. / В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2018. C. 012078.
  16. Filippova I.A., Ermakova A.M., Gabdrakhmanova L.N., Bogdanova J.Z., Cherepanova V.N., Abramova S.V. / Innovative approach to assessing natural resources / International Journal of Recent Technologi and Engineering. 2019. Т. 7. № 6. C. 998-1004.
  17. Bogdanova, O.V., Chernykh, E.G., Kryakhtunov, A.V. Zonas naturales especialmente protegidas como objeto de actividad inversora // Revista ESPACIOS. — 2018. — Vol. 39 (Number 16). — P. 36. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/a18v39n16/a18v39n16p36.pdf
  18. Пелымская, О. В., Кравченко, Е. Г., Кряхтунов, А. В. Особенности оформления линейных объектов — кабельных линий электропередачи на примере города Тюмени // Современные проблемы науки и образования, 2014, № 4.
  19. Merkuryeva K.Kryakhtunov A.Features of the integrated development of the territory of the settlement. — 2019. № 2. — рр. 1-7.
  20. Меркурьева К.Р.Особенности формирования и развития планировочного района на примере города Тюмени // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования Электронный сборник статей по материалам XLIX студенческой международной научно-практической конференции. 2018. №14(49). С. 8-14.