Московский экономический журнал 3/2021

image_pdfimage_print

УДК 338 

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10154 

РЫНОК СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ: ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ 

THE MARKET OF ATHLETICS SPORTS SCHOOLS: CONSUMER PORTRAIT

Белоусова Ксения Владимировна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лабазова Анастасия Васильевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лукина Елена Вячеславовна, старший преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Belousova K.V., ksbel99@yandex.ru

Labazova A.V,. n.labazova99@gmail.com

Lukina E.V., lukina.ieliena@mail.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru 

Аннотация. В статье описаны результаты исследования спроса на занятия и школы легкой атлетики. Уточнен потрет потребителя (возраст, пол, физическая форма, наличие у респондентов значка ГТО, готовность к физическим нагрузкам, условия и частота тренировок, расположенность спортивной школы и т.д.). Авторами раскрываются ключевые факторы формирования спроса на занятия легкой атлетикой в настоящее время в Нижнем Новгороде. Отдельно рассмотрены вопросы связанные с приобретением спортивной экипировки и отношение к спортивным брендам респондентов. Раскрываются и подробно обсуждаются факторы формирования рынка. Сделаны выводы о возможностях и перспективах развития данного рынка. 

Summary. The article describes the results of a study of the demand for classes and schools of athletics. The consumer’s portrait was specified (age, gender, physical form, the presence of a TRP badge among respondents, readiness for physical activity, conditions and frequency of training, location of the sports school, etc.). The authors reveal the key factors in the formation of demand for athletics at the present time in Nizhny Novgorod. Issues related to the purchase of sports equipment and the attitude to sports brands of the respondents were considered separately. The factors of market formation are revealed and discussed in detail. Conclusions are made about the possibilities and prospects for the development of this market. 

Ключевые слова: легкая атлетика, спорт, тренировки, формирование портрета потребителя, опрос, исследование.

Keywords: athletics, sports, training, formation of a consumer portrait, survey, research.

Легкая атлетика — один из самых популярных видов спорта, если не сказать больше, поскольку в широких кругах любителей спорта носит титул — «Королева спорта». Она была в центре внимания с древних времен — с Олимпийских игр, состоявшихся в 776 г. до н э. в Древней Греции. Занятия легкой атлетикой помогут развить выносливость и быстроту, укрепят мышцы и помогут сформировать красивое и грациозное телосложение у юношей и девушек. Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания.

Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию её видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года [1].

Именно этими обстоятельствами обусловлена актуальность проводимого исследования.

Целью исследования является изучение целевой аудитории (ее портрета) и факторов выбора спортивных школ легкой атлетики в Нижнем Новгороде.

Выборка составила 95 человек. Исследование проводилось среди жителей Нижнего Новгорода в январе 2021 года средствами google forms.

Результаты анкетирования позволяют сказать, что в зависимости от пола непосредственно увеличивается потребность занятием спорта, так как женский пол (59,4%) более активный по сравнению с мужским (40,6%).

Результат опроса показал, что 43,8% пребывают в возрасте от 12 до 18 лет, 43,8% от 18 до 25 лет и 12,5% старше 25 лет.

Большинство спортсменов имеют значок ГТО (59,4%). 81,3% привлечены к легкой атлетики друзьями, 65,6 % — родителями,53,1% — тренером,  9,4 % по другой причине и только 3,1% стали заниматься легкой атлетикой по рекомендации врача.

Результат опроса показал, что 87,5% занимаются легкой атлетикой для поддержания здоровья, 81,3 % — для достижения высоких результатов, 53,1% просто нравится этот вид спорта и 9, 4% занимаются с другой целью. 100% респондентов считают данный вид спорта травмоопастным.

Для 53,1% респондентов актуальным является расположение спортивной школы близко к дому, а 46,9% готовы ездить в любую часть города.

96,9% считают, что тренерский штаб должен быть заинтересован в своей работе, 78,1% должен иметь высокую квалификацию, 18,8% должен иметь квалификацию не ниже высшего образования.

Частота посещения тренировок в неделю представлено на рисунке 1

Таким образом, 40,6% готовы посещать 3-4 раза в неделю,34,4% 2-3 раза в неделю, 15,6% 4-5 раз в неделю,6,3% 1-2 раза в неделю и 3,1 % каждый день.

На вопрос об удобном времени тренировок ответы респондентов показали следующее (рисунок 2): в понедельник утром готовы заниматься 19 человек, днем – 4 человека, вечером – 9 человек. Во вторник утром готовы заниматься 10 человек, днем-15 человек, вечером – 7человек. В среду днем -8, днем-14, вечером-10.В четверг днем – 8 человек, днем – 11 человек, вечером 13. В пятницу днем-8 человек, днем -12 человек и вечером- 12 человек.

Результат опроса показал, что 65,6% не готовы посещать тренировки по выходным дням, 50% респондентов готовы посещать занятия в каникулы; при проведении тренировок предпочтение отдается тренировкам на улице (75 %), 71,9% — в тренажерном зале71,9%, в спортивном зале и 68,8% и в манеже 62%.

На вопрос о видах тренировок ответы респондентов показали следующее, что: больше всех нравиться 2 вида тренировок (на выносливость, скоростно-силовая) их показатели равны и составляют 75%. Координационные и круговые тренировки равны 71,9% и скоростные тренировки их показатели составляют 65,6%.

Результат опроса показал, что  37,5 % опрошенных спортсменов готовы тренироваться 2 часа, 34,4% готовы тренироваться 2 часа 30 минут,18,8% готовы тренироваться 1 час 30 минут, 6,3% готовы тренироваться 1 час, 3,1% готовы тренироваться 3 часа и более (рисунок 3).

Далее авторами статьи было уточнено место покупки спортивной экипировки: 87,7% — в Спортмастере, 75,0 % — специализированные магазины в том числе сток, 56,3% — отдают предпочтение сети «Спортсмен», 37,5% не изменяют интернет-магазинам и 15,6% в «АСМспорт».

Отношение к брендам спортивной одежды представлено на рисунке 4.

Далее авторами статьи было уточнено место покупки спортивной экипировки: 87,7% — в Спортмастере, 75,0 % — специализированные магазины в том числе сток, 56,3% — отдают предпочтение сети «Спортсмен», 37,5% не изменяют интернет-магазинам и 15,6% в «АСМспорт».

Отношение к брендам спортивной одежды представлено на рисунке 4.

Таким образом, ASICS предпочитают 28,1%респондентов, adidas — 21,9%, Nike- 21,9%, Reebok и  Puma-9,4 %, Kappa – 6,3 %, другая фирма-3,1%.  

Спортсмены готовы заплатить за полную экипировку до 10 тыс. рублей- 46,9%, до 15 тыс. рублей готовы заплатить 34,4 % спортсменов, до 5 тыс. рублей- 15,6 % спортсменов, а свыше 15 тыс. рублей – 3,1 % спортсменов.

Важным является и тот факт, что 90,6 % респондентов хотели бы вы связать свой спорт с будущей профессией.

Вывод: Проведенное исследование показало уровень интереса к занятиям легкой атлетикой. Результаты позволили сформировать портрет потенциального потребителя (это молодые люди, которые проводят свое свободное время активно. У них есть потребность в новых пробах сил в новом виде спорта; для целевой аудитории характерна хорошая физическая подготовка. Потребители готовы посещать регулярно тренировки, тренироваться они предпочитают в специализированных и хорошо оборудованных помещениях (не важно профессионально или любительски).

Полученные результаты помогут при принятии решений спортивным школам Нижнего Новгорода и области сориентироваться на рынке и кастомизировать свои услуги под целевую аудиторию.

Литература

  1. Лукина Е.В., Булганина С.В., Белоусова К.В., Лабазова А.В., Уткина Е.О. Анализ факторов выбора спортивной организации//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 1 (43). С. 79-86.
  2. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий //Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 1 (26). С. 5.

Referents

  1. Lukina E.V., Bulganina S.V., Belousova K.V., Labazova A.V., Utkina E.O. Analiz faktorov vybora sportivnoj organizacii//Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. № 1 (43). pp. 79-86.
  2. Smirnova ZH.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisnyh predpriyatij s ispol’zovaniem informacionnyh tekhnologij //Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T.7. № 1 (26). S. 5.