1

Московский экономический журнал 3/2020

УДК 339.13

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10178

ТЕНДЕНЦИИ
ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

TENDENCIES FORMING A REGIONAL
MILK MARKET IN NIZHNY NOVGOROD REGION

Яшкова Наталья Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения, Нижегородский филиал, г. Нижний Новгород, Нижегородский инженерно-экономический университет, Княгинино

Булганина
Светлана Викторовна,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры
инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный
педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна,кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лисенкова
Елена Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский инженерно-экономический университет,
Княгинино

Зубренкова
Ольга Анатольевна,
кандидат экономических наук, доцент, Нижегородский
инженерно-экономический университет, Княгинино

Yashkova N.V., nv-jaschkova@yandex.ru

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Lisenkova E.V., Lisenkova2008@yandex.ru

Zubrenkova O.A., olelukoe85@mail.ru

Аннотация. В статье описаны результаты
исследования факторов выбора молока жителями Нижегородской области. Авторы
подчеркивают отличие в ключевых факторах выбора молока жителями областного
центра, для которых важными является качество, свежесть и абсолютная свобода от
марок. Жители области предпочитают приобретать молоко от производителей.
Результаты исследования, представленного в статье, являют собой основу для
формирования конкурентоспособного продукта. Сделаны выводы, они соответствуют
поставленным в статье целям и полученным результатам исследования.

Summary. The
article describes the results of a study of the factors of milk choice by
residents of the Nizhny Novgorod region. The authors emphasize the difference
in key factors in the choice of milk by residents of the regional center, for
whom quality, freshness and absolute freedom from brands are important.
Residents of the region prefer to purchase milk from producers. The results of
the research presented in the article provide the basis for the formation of a
competitive product. Conclusions are made, they correspond to the goals set in
the article and the results of the study.

Ключевые
слова:
региональный рынок молока, Нижегородская
область, факторы выбора потребителями областного центра, опрос, исследование.

Keywords: regional milk market, Nizhny
Novgorod region, factors of choice by consumers of the regional center, survey,
research

Среди
50 крупнейших производителей сырого молока России, нижегородских предприятий
нет. Тем не менее, это не мешает области быть на 11 месте по производству
товарного молока (данные Аналитического центра Milknews за 2018 год) [1,3]. По
товарности молока (82,9%) Нижегородская область опережает, например, Татарстан
(79,6%). Производимого молока Нижегородской области хватает с лихвой и довольно
большой объем продается соседям. Из этих полумиллиона тонн в районе 180 тыс. т
в год вывозятся в другие регионы на переработку [2,4].

В
Нижегородской области любят молоко гораздо меньше, чем у ее соседей по
Поволжью. В 2018 году в Нижегородской области потребляли всего 236,3 кг молока
и молочных продуктов на человека в год — 73% от нормы. Ниже эти показатели в
Поволжье только в Пензенской, Саратовской и Ульяновских областях.
Неудивительно, что производство большинства молочных продуктов в области падает.
В связи с этим необходим тщательный мониторинг рынка и поиск наиболее
конкурентоспособных продуктов., а также выявление предпочтений [5].

Исследование было проведено в феврале 2020 года среди жителей Нижегородской области Богородского района. Выборка составила 75 человек. Опрос проводился ресурсами google-forms. В опросе приняли участие в основном женщины — 91,3%, и 8,7% мужчин. В возрасте от 40 до 50 лет, их было большинство — 43,5%, 26,1% респондентов это люди возраста от 29 до 39 лет (рисунок 1).

Из 100% опрошенных, 30,4% приобретают молоко ежедневно, столько же покупают молоко несколько раз в неделю и раз в неделю (рисунок 2).

Жители областного центра приобретают молоко от молочных заводов,
которое привозят ежедневно в бочках на машине — 52,2% В молочных киосках,
предпочитают покупать молоко 34,8% респондентов, остальные респонденты
приобретают молоко у частников на рынке.

Важными факторами при
выборе молока являются: качество — данный показатель выбрали 95,7%
респондентов; подразумевается свежесть продукции –69,6% участников опроса;
стоимость – 52,2% опрашиваемых; вкус – 47,8% респондентов, упаковка является
важным фактором при выборе молока лишь для одного респондента.

Самой популярной маркой
молока является «Домик в деревне» — ее выбрали абсолютно все респонденты. 91,3%
участников опроса знают марку «Простоквашино», 78,3% — «Веселый молочник» и
73,9% — «ЭГО», 17,4% знают молоко «Валио» и столько же «Вкуснотеево». Марку молока
«Авида» указали лишь 8,7%, она является самой неузнаваемой среди прочих
(рисунок 3).

65,2% чаще всего покупают молоко «Домик в деревне», 30,4% – «Простоквашино». Молоко марки «ЭГО» покупают 26,1% респондентов, а «Веселый молочник» и «Parmalat» — 21,7%. Молоко «Зеленое село», «Веселая коровка», «Валио» и «Авида» не покупает никто из участников опроса (рисунок 4).

На вопрос «Укажите вашу
любимую марку молока» 26,9% указали молоко «Княгинино»; 17,39% — «Северная
долина» и «ЭГО», остальные участники указали другие марки молока среди них:
Шахунское, Воротыское, Приволжское, Городецкое и т.д.

В пластиковой упаковке
приобретают молоко 78,3% респондентов, 52,2% останавливают свой выбор на
«TetraPak». Молоко в пакетах покупают 34,8% респондентов и только один участник
опроса отдает предпочтение стеклянным бутылкам. 69,6% респондентов
единовременно покупают не более одного литра молока, 30,4% — более одного
литра.

69,6% приобретают молоко
жирностью 3,2%, 20,9% – молоко 2,5% жирности, 4% участника опроса – молоко
жирностью от 4%, 1 человек – 1,5% жирности.

Большинство, а именно
78,3%, покупают один литр молока за 50-70 рублей, 13% — платят до 50 рублей,
8,7% — от 70 до 90 рублей. Больше 90 рублей за литр молока не готов отдать
никто из участников опроса.

60,9% покупают молоко для
употребления с чаем или кофе, 32,2% пьют его как самостоятельный продукт, 4,8%
активно используют его для выпечки и 2,1% – для разных других целей.

Таким образом, по результатам исследования можно
сделать следующие выводы: жители Нижегородской области достаточно
часто покупают молоко, при этом отдается предпочтение «свежей»
продукции непосредственно от производителей. Жители области обращают в первую
очередь внимание на качество и свежесть продукции, и уже на остальные критерии
после. Оптимальным объемом считают пластиковую тару объёмом в один литр.

Наиболее
популярной является марка

молоко – покупают чаще, чем заменители/сухое молоко.
Основными критериями выбора молока являются цена и близость к дому. Также
большое значение имеет наличие акций. Посетители в возрасте от 18 до 28 лет
готовы платить минимальную сумму за 1 литр молока. Чаще всего покупают молоко
«Домик в деревне», далее следуют «Простоквашино», «ЭГО», «Веселый молочник» и
«Parmalat» — 21,7%. Любимой маркой остается «Княгининское».

Литература

  1. Булганина С.В.,
    Лебедева Т.Е., Мявлина Н.Ж., Яшкова Н.В. Исследование факторов спроса
    потребителей на рынке кисломолочной продукции//Московский экономический журнал.
    2020. № 1. С. 39.
  2. Яшкова Н.В.
    Сырьевая зона молочной промышленности: сущность и направления
    оптимизации//Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 3 (4). С. 19-30.
  3. Яшкова Н.В.,
    Булганина С.В., Емельянова А.М., Калина А.А. Исследование потребительских
    предпочтений при выборе молочной продукции в Нижегородском регионе//Глобальный
    научный потенциал. 2019. № 11 (104). С. 233-236.
  4. Яшкова Н.В.,
    Булганина С.В., Мухина М.В., Голованова С.О. Исследование спроса на молочную
    продукцию//Наука Красноярья. 2019. Т. 8. № 5-3. С. 165-170.
  5. Яшкова Н.,
    Галанина Е. Теоретические аспекты сырьевой зоны производственных
    кооперативов//Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 1-2. С. 20-23.

Referents

1.   Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Myavlina N.Zh., Yashkova N.V. Issledovanie faktorov sprosa potrebitelej na rynke kislomolochnoj produkcii//Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2020. № 1. p. 39.

2.   Yashkova N.V. Syr’evaya zona molochnoj promyshlennosti: sushchnost’ i napravleniya optimizacii//Vestnik NGIEI. 2011. T. 1. № 3 (4). pp. 19-30.

3.   Yashkova N.V., Bulganina S.V., Emel’yanova A.M., Kalina A.A. Issledovanie potrebitel’skih predpochtenij pri vybore molochnoj produkcii v Nizhegorodskom regione//Global’nyj nauchnyj potencial. 2019. № 11 (104). pp. 233-236.

4.   Yashkova N.V., Bulganina S.V., Muhina M.V., Golovanova S.O. Issledovanie sprosa na molochnuyu produkciyu//Nauka Krasnoyar’ya. 2019. T. 8. № 5-3. pp. 165-170.

5.   Yashkova N., Galanina E. Teoreticheskie
aspekty syr’evoj zony proizvodstvennyh kooperativov//Mezhdunarodnyj
sel’skohozyajstvennyj zhurnal. 2014. № 1-2. рр. 20-23.