Московский экономический журнал 3/2020

image_pdfimage_print

УДК 339.13

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10176

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ

DEVELOPMENT OF THE REGIONAL DAIRY PRODUCTS MARKET

Яшкова Наталья Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения, Нижегородский филиал, г. Нижний Новгород, Нижегородский инженерно-экономический университет, Княгинино,

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Федорова Татьяна Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

Сидорова Наталья Петровна, кандидат экономических наук, доцент, Нижегородский инженерно-экономический университет, Княгинино

Yashkova N.V., nv-jaschkova@yandex.ru

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Fedorova T.E., tati2206@yandex.ru

Sidorova N.P., nanada.71@mail.ru

Аннотация. В статье описаны результаты исследования факторов выбора молочной продукции на региональном рынке, конкурентные преимущества ведущих марок “Домик в деревне”, “Северная Долина”, “Простоквашино”, “Наша корова”, “Эго” и “Веселый молочник”. Авторами проведен также конкурентный анализ соответствующих агрохолдингов в Нижнем Новгороде. Авторы выделили ключевые факторы: частота покупки молока, предпочитаемая тара и ее объем, цена, предпочитаемый вид молочной продукции, популярность торговых марок, эффективность рекламы молочной продукции и ее влияние на потребителей.

Summary. The article describes the results of a study of the factors of choosing dairy products in the regional market, the competitive advantages of the leading brands “Domik v derevne”, “Severnaya dolina”, “Prostokvashino”, “Nasha korova”, “Ego” and “Veselyj molochnik”. The authors also conducted a competitive analysis of the relevant agricultural holdings in Nizhny Novgorod. The authors identified key factors: the frequency of milk purchase, the preferred packaging and its volume, price, the preferred type of dairy products, the popularity of brands, the effectiveness of advertising dairy products and its impact on consumers.

Ключевые слова: региональный рынок молочной продукции, предпочитаемые марки, факторы выбора, опрос, исследование.

Keywords: regional dairy market, preferred brands, selection factors, survey, research.

Молоко – один из древнейших продуктов питания. С детства нам твердят о том, что молоко – полезный и необходимый для растущего организма продукт. региональный рынок представлен рядом известных и не очень марок таких как: «Простоквашино», «Княгининское», «Эго», «Домик в деревне» и др [1,4]. Как показывают исследования за 2019 год, региональный рынок молочной продукции значительно подрос и в первую очередь за счет изменения политики позиционирования и грамотной сегментации.

Актуальным является вопрос оценки и повышения конкурентоспособности молочной продукции нижегородских производителей [2,3]. На рынке Нижегородской области представлено множество компаний – производителей молочной продукции. Только региональных насчитывается 52 молокоперерабатывающих предприятия, к этому числу нужно прибавить всероссийские и иностранные компании [5]. В последнее время, в связи с распространением моды на здоровое питание и натуральные продукты, растет спрос на молоко.

Наблюдая за целевой аудиторией, можно сделать вывод, что каждая марка имеет своего постоянного потребителя, который проявляет достаточную лояльность и при повышении стоимости продуктов, остается с ней. Основной целью исследования, результаты которого представлены в статье выступило изучение свойств продукции различных марок и критериев, формирующих спрос на нее.

Исследование было проведено в январе 2020 — феврале 2020 года. Выборка составила 80 человек. Опрос проводился ресурсами google-forms.

В опросе приняли участие 65,4% женщин и 34,6% мужчин. 59,6 % от 18-23 лет, 23,1 % 24-28 лет, 13,5% респонденты в возраст от 29-34 лет (рисунок 1). Большинство опрошенных – работают (55,8%), остальное большинство – студенты (40,4%).

Из 100% респондентов, 78,8 респондентов – любят молочную продукцию, остальные равнодушны к ней.

Самый часто покупаемый продукт – это молоко (84,6%), йогурт покупают 69,2% респондентов, у 55,8% пользуется спросом творог, 48,1% приобретают сметану, ряженку покупают 26,9%, наименьшее количество заинтересованы в кефире – 25%.

Молоко – покупают чаще (96,2%), чем заменители/сухое молоко.

63,5 % респондентов покупают молоко 1 раз в неделю, 23,1% — 1 раз в месяц и 13,5% покупают молоко каждый день.

При разовом посещении опрошенные приобретают молоко объёмом в 1 литр — 48,1%, объём 0,5 литров покупают – 25%, 2 литра — 23,1%.

51,9 % покупателей приобретают молоко от 50 до 80 рублей, остальная часть респондентов (48,1%) приобретают молоко по стоимости до 50 рублей.

84,6% отдают предпочтение пластмассовой таре, а 38,5% выбирают тетрапак, 15,4% приобретают молоко в пакетах и всего 3,8% в стекле.

Покупают респонденты чаще в магазинах самообслуживания (67,3%), в магазинах у дома (51,9%), в гипермаркетах (48,1%), фермерскую продукцию (3,8%).

В результате опроса установлено, что молоко марки «Домик в деревне» покупают чаще (59,6%), чем «Северная Долина» (55,8%), «Простоквашино» (46,3%), «Наша корова» (42,3%), «Эго» (30,8%), «Веселый молочник» (17,3%), «Не молоко» (3,8%).

Рекламу молока “Домик в деревне” видят чаще, отвечают 75% респондентов, чем «Простоквашино» (61,5%), «Не молоко» (59,6%), «Веселый молочник» (36,5%), «Эго» (33%), «Северная Долина» (9,6%), «Наша корова» и «Valio» (3,8%), «Alpro» (1,9%).

Проведем анализ 5-ти производителей молочной продукции: Агрохолдинг ОАО «Молоко» г. Шахунья, ООО «Краснобаковские Молочные Продукты», Городецкий молочный завод, ООО Кстовский молочный завод и ОАО Княгининское Сухое Молоко.

Все представленные компании представляют продукцию среднего ценового сегмента, соответственно, они конкурируют между собой не по цене, а именно по качеству продукции, по широте ассортимента, по внешней привлекательности упаковки.

Самый широкий ассортимент продукции у Агрохолдинга ОАО «Молоко» г. Шахунья, самый маленький – у ОАО Княгининское Сухое Молоко.

В первую очередь, при покупке молока, люди обращают внимание, прежде всего, на цену – 59,6%. Следующим пунктом выделяют объём и акции — 11,5%, а также состав – 9,6%.

Цель покупки молока оказалась многовариантной: 42,3 % покупают кофе для питья, 25 % — покупают для разбавки кофе, 17,3% — для приготовления каш, 11,5 % приобретают молоко для выпечки.

Дизайн упаковки не имеет значения для большинства респондентов (69%), только 1/3 придает важность дизайну (31%). Благоприятно на упаковке будет влиять информация о полезных свойствах продукции, составе и важные надписи. Респондентам было предложено описать дизайн упаковки, который привлек бы внимание (фон, цветовая гамма, другие элементы – фото, важные надписи и др.). Результаты представлены на рисунке 7.

На 69,1% опрошенных реклама не оказывает влияние на выбор молочной продукции, а на 26,9% респондентов реклама работает (рисунок 8).

Только 25% опрашиваемых всегда покупают только одну марку молока, а основная масса из 44, 2% придерживаются акций, либо выбирают то, что дешевле (рисунок 9).

Половина опрошенных (51,9%) выбирают молоко жирностью 3,2%, 34,6% респондентов предпочитают жирность 2,5% и 11,5% покупают молоко жирностью в 1,5%.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы: молоко – покупают чаще, чем заменители/сухое молоко. Основными критериями выбора молока являются цена и близость к дому. Также большое значение имеет наличие акций. Посетители в возрасте от 18 до 28 лет готовы платить минимальную сумму за 1 литр молока.

Молоко марки “Домик в деревне” – покупают чаще, чем “Северная Долина”, “Простоквашино”, “Наша корова”, “Эго” и “Веселый молочник”.

Литература

  1. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Мявлина Н.Ж., Яшкова Н.В. Исследование факторов спроса потребителей на рынке кисломолочной продукции//Московский экономический журнал. 2020. № 1. С. 39.
  2. Яшкова Н.В. Сырьевая зона молочной промышленности: сущность и направления оптимизации//Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 3 (4). С. 19-30.
  3. Яшкова Н.В., Булганина С.В., Емельянова А.М., Калина А.А. Исследование потребительских предпочтений при выборе молочной продукции в Нижегородском регионе//Глобальный научный потенциал. 2019. № 11 (104). С. 233-236.
  4. Яшкова Н.В., Булганина С.В., Мухина М.В., Голованова С.О. Исследование спроса на молочную продукцию//Наука Красноярья. 2019. Т. 8. № 5-3. С. 165-170.
  5. Яшкова Н., Галанина Е. Теоретические аспекты сырьевой зоны производственных кооперативов//Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 1-2. С. 20-23.

Referents

1.   Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Myavlina N.Zh., Yashkova N.V. Issledovanie faktorov sprosa potrebitelej na rynke kislomolochnoj produkcii//Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2020. № 1. p. 39.

2.   Yashkova N.V. Syr’evaya zona molochnoj promyshlennosti: sushchnost’ i napravleniya optimizacii//Vestnik NGIEI. 2011. T. 1. № 3 (4). pp. 19-30.

3.   Yashkova N.V., Bulganina S.V., Emel’yanova A.M., Kalina A.A. Issledovanie potrebitel’skih predpochtenij pri vybore molochnoj produkcii v Nizhegorodskom regione//Global’nyj nauchnyj potencial. 2019. № 11 (104). pp. 233-236.

4.   Yashkova N.V., Bulganina S.V., Muhina M.V., Golovanova S.O. Issledovanie sprosa na molochnuyu produkciyu//Nauka Krasnoyar’ya. 2019. T. 8. № 5-3. pp. 165-170.

5.   Yashkova N., Galanina E. Teoreticheskie aspekty syr’evoj zony proizvodstvennyh kooperativov//Mezhdunarodnyj sel’skohozyajstvennyj zhurnal. 2014. № 1-2. рр. 20-23.