Московский экономический журнал 3/2020

image_pdfimage_print

УДК 339.13

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10174

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

MARKET RESEARCH OF THE REGIONAL MARKET OF DAIRY PRODUCTS

Яшкова Наталья Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Нижегородский инженерно-экономический университет, Княгинино,

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Казаков Максим Евгеньевич, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Yashkova N.V., nv-jaschkova@yandex.ru

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Kazakov M.E., kazakov.maksim.98@mail.ru

Аннотация. В статье описаны результаты исследования факторов выбора молочной продукции, а именно молока, которые формируют спрос на данный продукт на региональном рынке. Авторы ключевыми факторами выделили: частоту покупки молока, вид молока, жирность, предпочитаемая тара и ее объем, цена, место приобретения, необходимость доставки свежего молока. Раскрываются и подробно демографические факторы рынка. Сделаны выводы о возможностях и перспективах дальнейшего развития рынка молока в условиях кризиса и экономного потребления.

Summary. The article describes the results of a study of the factors of choice of dairy products, namely milk, which form the demand for this product in the regional market. The authors identified key factors: the frequency of milk purchase, type of milk, fat content, preferred packaging and its volume, price, place of purchase, the need to deliver fresh milk. Disclosed and in detail the demographic factors of the market. Conclusions are made about the opportunities and prospects for the further development of the milk market in the conditions of crisis and economical consumption.

Ключевые слова: молочная продукция, рынок молочной продукции, динамика рынка, опрос, исследование.

Keywords: dairy products, dairy market, market dynamics, survey research.

Рынок молочной продукции испытывает не простые времена, с одной стороны, кризис, удешевление национальной валюты, запрет на ввоз иностранного сырья (из Литвы и Финляндии, например) и готовой продукции (из Украины) плохо повлияли на отрасль, а с другой стороны объем рынка растет при вновь укрепляющемся спросе на молочную продукцию, и в частности, на молоко [1,3]. Основной спрос на фасованное молоко формирует город, именно горожане оказывают влияние на рост уровня потребления молока и молочных продуктов  [2,4].

Целью исследования было изучение предпочтений потенциальных потребителей молочной продукции.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить имеющийся ассортимент молока;
  2. На основе исследований составить опрос-анкету;
  3. Проанализировать результаты исследований.

В качестве главного направления анализа данных в анкетном опросе приняты признаки «пол», «возраст» и «уровень дохода» потенциальных клиентов. Исследование было проведено в декабре 2019 — феврале 2020 года. Выборка составила 280 человек. Опрос проводился ресурсами google-forms. В опросе приняли участие 67,9% женщин и 32,1% мужчин. 28,6% респондентов в возрасте до 20 лет, 57,1% человек в возрасте 20-45 лет, а также 14,3% старше 45 лет, что показано на рисунке 1.

Далее респондентам был задан вопрос об уровне дохода на члена семьи, с целью определить, какое количество человек и с каким уровнем дохода приобретают молочную продукцию. Из 280 человек доход на члена семьи менее 5 тыс. рублей у 7,1%, доход от 5 до 10 тыс. рублей у 35,7% опрошенных, от 10 до 15 тыс. и свыше 15 тыс. на члена семьи у 28,6% респондентов.

В первом блоке анкеты «Общие вопросы по молочной продукции» были заданы вопросы респондентам по отношению к молоку/молочной продукции в целом. Так, 89,3% регулярно приобретают молоко, 10,7% — не приобретают молочные продукты.

Из тех, кто положительно ответил на предыдущий вопрос — 26,9% респондентов ежедневно покупают молоко, 30,8% приобретают молоко 2 раза в неделю, 15,4% один раз в неделю, 23,1% раз в две недели или месяц, 3,8% раз в полгода или год (рисунок 2).

Следующий вопрос был направлен на выявление популярного вида потребляемого молока. Самым популярным молоком является – пастеризованное — 35,7% опрошенных. Второе по популярности – фермерское молоко – выбор 17,9% опрошенных. Третье место разделили два вида молока: топленое и ультрапастеризованное – выбор 14,3% опрошенных. На четвертом месте стерилизованное молоко – 10,7%, на последнем восстановленное (из сухого молока) – 7,1%.

35,7% опрошенных респондентов предпочитают молоко, жирностью 2,5%, 32,1% опрошенных – жирность 2,5%. Это самые популярные виды молока. Далее идет 1% молоко – 14,3%, затем 5-ти % молоко – 10,7%. Самой непопулярной жирностью оказалась 4%, ее выбрали – 7,2% опрошенных.

Важной с точки зрение маркетинга является тара продукта. Итак, первой по популярности видом тары является пластиковая бутылка (42,3% опрошенных покупают молоко в этой таре), далее картонная коробка – 30,8% опрошенных, молоко в пакетах приобретают 19,2% опрошенных, 7,7% — в стеклянных бутылках.

Далее, был задан вопрос, касающийся объема упаковки молочной продукции. 61,5% приобретают молоко 1 литр и более, 25,9% — придерживаются объема 0,5 литра, 11,5% покупают молоко в упаковке не более 0,33 литра.

50% опрошенных готовы платить за литр молока от 50 до 100 руб., 26,9% опрошенных готовы приобретать молочную продукцию дешевле 50 руб. за литр, а 23,1% готовы покупать более 100 руб. за литр молочной продукции (рисунок 3).

На вопрос, «Где вы чаще всего приобретаете молоко», 38,5% респондентов выбрали вариант в гипермаркете, 34,6% — в магазине у дома, 15,4% — в специализированных точках продаж, 11,5% опрошенных приобретают молоко у фермеров (рисунок 4).

В последнне время, в крупных городах, население предпочитает пользоваться доставкой свежих продуктов на дом. Интересным представляется знания и актуальность данной услуги на рынке молочных продуктов среди нжегородцев. Так, 82,1% опрошенных знают о существовании сервиса доставки свежих продуктов на дом, 17,9% — не знают.

Однако, на вопрос, пользуетесь ли вы доставкой, отрицательно ответили 82,1% респондентов, положительно — 10,7% опрошенных, иногда пользуются – 7,1% опрошенных.

В вопросе про услуги доставки свежих продуктов 46,4% опрашиваемых не планируют пользоваться данными услугами, 32,1% — хотели бы, 21,4% — изредка пользовались бы данными услугами.

В вопросе цены услуги 71,4% опрашиваемых готовы потратить в среднем до 300р на доставку, 17,9% — от 300 до 500р, 10,7% — свыше 5000р.

Таким образом, проведенное исследование позволило сформировать требования, предъявляемые потребителями к производимому товару, выявить возрастной сегмент, основные предпочтение и т.д. Данная работа позволила сделать следующие выводы:

  1. Потенциальными покупателями станут люди от 20 до 45 лет, со средним уровнем дохода;
  2. Наиболее популярным является пастеризованное молоко (срок хранения 5 – 10 суток), топленое и фермерское. Наиболее популярный процент жирности 2,5% и 3,2%.
  3. Оптимальным местом продажи является гипермаркеты и специализированные молочные магазины, поэтому стоить уделить особое внимание точке продажи продукции, а для привлечения большего количества покупателей нужно создать достаточно объемный ассортимент молочной продукции впоследствии;
  4. Популярной тарой для молочной продукции у потребителей – пластиковая бутылка, объемом 1 литр. Самая выгодная покупка.
  5. Средняя цена на молоко 40-50 руб. за литр, опрошенные респонденты готовы приобретать молочную продукцию по цене 50-100 руб. литр.
  6. Услуги доставки свежей продукции оказались не популярными у опрошенных, они не готовы тратить большие суммы на доставку молочной продукции на дом.

Литература

  1. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Мявлина Н.Ж., Яшкова Н.В. Исследование факторов спроса потребителей на рынке кисломолочной продукции//Московский экономический журнал. 2020. № 1. С. 39.
  2. Яшкова Н.В. Сырьевая зона молочной промышленности: сущность и направления оптимизации//Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 3 (4). С. 19-30.
  3. Яшкова Н.В., Булганина С.В., Емельянова А.М., Калина А.А. Исследование потребительских предпочтений при выборе молочной продукции в Нижегородском регионе//Глобальный научный потенциал. 2019. № 11 (104). С. 233-236.
  4. Яшкова Н.В., Булганина С.В., Мухина М.В., Голованова С.О. Исследование спроса на молочную продукцию//Наука Красноярья. 2019. Т. 8. № 5-3. С. 165-170.

Referents

1.   Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Myavlina N.Zh., Yashkova N.V. Issledovanie faktorov sprosa potrebitelej na rynke kislomolochnoj produkcii//Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2020. № 1. p. 39.

2.   Yashkova N.V. Syr’evaya zona molochnoj promyshlennosti: sushchnost’ i napravleniya optimizacii//Vestnik NGIEI. 2011. T. 1. № 3 (4). pp. 19-30.

3.   Yashkova N.V., Bulganina S.V., Emel’yanova A.M., Kalina A.A. Issledovanie potrebitel’skih predpochtenij pri vybore molochnoj produkcii v Nizhegorodskom regione//Global’nyj nauchnyj potencial. 2019. № 11 (104). pp. 233-236.

4.   Yashkova N.V., Bulganina S.V., Muhina M.V., Golovanova S.O. Issledovanie sprosa na molochnuyu produkciyu//Nauka Krasnoyar’ya. 2019. T. 8. № 5-3. pp. 165-170.