Московский экономический журнал 3/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.37

DOI10.24411/2413-046Х-2020-10153

Общетеоретические аспекты формирования контроллинга на предприятии

General theoretical aspects of the formation of controlling in the enterprise

Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) – филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород

Чайкина Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Smirnova Zh.V., z.v.smirnova@mininuniver.ru

Chaikin Zh.V., jannachaykina@mail.ru

Аннотация. В данной научной статье раскрываются общетеоретические аспекты формирования контролинга на предприятии. Дано четкое определение контролинга, как механизм  управления экономическими  организациями в качестве повышения прибыли. Актуальность этого инструмента управления обусловлена тем, что контроллинг позволяет компании надежно ориентироваться в рыночных отношениях по сравнению с ранее существовавшими системами планирования и учета. В статье изучена  история происхождения основных этапов формирования генезиса теории систем управления. Проведено исследование по историческим этапам развития функций контролинга на предприятии.

Summary. This scientific article reveals the general theoretical aspects of the formation of controlling in an enterprise. A clear definition of controlling is given as a mechanism for managing economic organizations as an increase in profit. The relevance of this management tool is due to the fact that controlling allows the company to reliably navigate market relations in comparison with previously existing planning and accounting systems. The article studies the history of the origin of the main stages in the formation of the genesis of control system theory. A study was conducted on the historical stages of the development of controlling functions in the enterprise.

Ключевые слова: контролинг, экономическая политика, хозяйственные предприятия, процесс управления.

Keywords: controlling, economic policy, business enterprises, management process.

Мастерство хозяйствования — это умение прогнозировать экономическую и рыночную ситуацию, находить оптимальное соотношение «затраты – прибыль» и тем самым обеспечивать достижение запланированных целей и, главное, получение желаемого результата.

Контроллинг — это механизм этого мастерства, разработкой и совершенствованием которого занимаются зарубежные и российские специалисты.

Актуальность этого инструмента управления обусловлена тем, что контроллинг позволяет компании надежно ориентироваться в рыночных отношениях по сравнению с ранее существовавшими системами планирования и учета.

Развитие рыночной экономики, по мнению экспертов, повлияло на появление контроллинга. С развитием техники и технологий организация производства предприятий становится все более наукоемкой. Эта тенденция связана не только с новейшими технологическими секторами, но и с другими, где наибольшая часть средств вкладывается в технологии.

Исследование теоретических основ контроллинга можно считать достаточно полным. Контроллингу посвящены работы таких авторов как: Асаул, А.Н., М.Г. Квициния, Беляев, А.А.,Э.М. Коротков, О. Буреш, Л. Гербеева, Н. Чигрова, Голов, Р.С., Дайле А., Дейнека, А.В., Дубровин, И.А.,Живаева, Т.В.,Кадинская О.А. и др. [4].

Но практическое применение мероприятий и методов контроллинга в литературе описано скупо.

В современном мире довольно быстро происходит процесс объединения традиционных методов планирования, учета, контроля, анализа и регулирования в единую систему сбора, суммирования, преобразования и хранения информации, на основе данных которой принимаются управленческие решения.

Эта система называется контроллингом. Слово контроллинг происходит от английского «to control» — контролировать, управлять [3].

Анализ научно-методической и учебной зарубежной и российской литературы позволяет сделать вывод об отсутствии однозначного определения понятия «контролирование».

Т. Райхман является одним из представителей концепции контроля и называет её системой, ориентированной на достижение финансовых результатов, сфера деятельности которой включает сбор и обработку информации в процессе разработки, координации и контроля реализации основных целей предприятия.

Контроль в широком смысле — это система обеспечения выживания организации в двух аспектах: краткосрочная (максимизация чистого дохода) и долгосрочная (поддержание эффективного взаимодействия между внутренней и внешней средой предприятия) [2].

Отметим, что большинство авторов упоминают, что контроллинг – это современное понятие управления предприятием. Такое разнообразие определений и взглядов говорит о том, что контроллинг является динамично развивающейся областью в области теории и практики управления организацией. Определение контроллинга часто различает философскую, функциональную, научную и организационную составляющие.

Вводя контроллинг в управление, руководители предприятий руководствуются рациональным использованием ресурсов и стратегическим развитием своего предприятия в будущем.   

Большинство ведущих мировых компаний, успешно достигших своих целей, всегда использовали контроллинг как инструмент управления, возможно, они даже не использовали этот термин, но учитывали изменения внешней среды и вероятность прогнозов будущего состояния предприятия.

Контроллинг может быть представлен как сервисная функция. Главные пользователи этой функции — эффективность топ-менеджеров, менеджеров и специалистов функциональных отделений предприятия.

Анализируя текущую практику управления предприятием, необходимо подчеркнуть, что контроллер является поставщиком информации для менеджеров.

Что касается организационной стороны, то контроллинг является структурным элементом предприятия — звеном, отделом или сервисом, выполняющим функции контроллинга, которые руководствуются внутренней документацией предприятия [1].

Контроллинг как наука занимается теорией измерения ресурсов, производственными результатами предприятия, а также его процессами. Если измерения не являются точными, объективными, единообразными и сопоставимыми, то контроль, анализ и планирование становятся безосновательными и неоправданными.

Деятельность любой компании всегда направлена на достижение конкретных целей. Чтобы не отходить от намеченного курса, необходим постоянный мониторинг того, как реализуются разработанные программы. Сегодня традиционная система управления является одним из важнейших (хотя и устаревших) инструментов управления [6].

Контроллинг предназначен для предотвращения и предсказания возникновения кризисных ситуаций.

Анализ управления как важной составляющей современной системы управления, изучение истории происхождения и основных этапов его формирования, генезис теории систем управления, которые представлены в  таблице, важны для понимания современной сущности этого термина.

В 1931 г. основан институт «Controller’s Institute of America» как профессиональная организация контролеров. В Германии возник институт контролеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета  [5].

После 1950 года наступает подъем экономики в Германии и странах Европы. Развивается малый и средний бизнес, который и по сей день является основой благосостояния экономики, а необходимость в его развитии послужила стимулом для внедрения контроллинга и на предприятиях этого типа.

Решение этой задачи потребовало от руководства небольших кампаний вкладывать значительные инвестиции в разработку современных систем и методов эффективного управления. Д. Хан, А. Дайле Германия, страны Европы, США.

С активным развитием компьютерной техники и технологий формируется инструментарий контроллинга. Появляются программы контроллинга, такие как «АВС», «1C», «JIT», «Кайзен» и др.

Исторические этапы контроля за развитием охватывают довольно длительный период, в течение которого эта область деятельности развивалась в сочетании с социально-экономическим развитием общества.

Методология контроллинга имеет довольно большое практическое значение в любой отрасли, поскольку все операции и действия должны осуществляться в соответствии с определенными правилами, инструкциями и стандартами.  

Однако внедрение любого нововведения сопровождается появлением степени определённого риска, который может иметь как положительные, так и отрицательные стороны.

Постоянно меняющиеся экономические условия современных предприятий влияют на изменение потока управленческих решений. И как отмечается, при принятии решений при реализации всех этапов управления, таких как планирование, организация, контроль, анализ, мотивация, принадлежит контроллингу, который оказывает и информационную, и консультационную поддержку менеджменту. При этом невозможно представить себе создание эффективно функционирующей системы контроля без использования информационных технологий, которые поддерживают и внедряют такие инструменты.

В настоящее время существует большое число классификаций эффективности компании по различным критериям. Так, по критерию среды выделяют такие типы эффективности компании как:

  • внешняя эффективность – характеризуется уровнем достижения поставленных перед предприятием целей, связанных с внешними факторами
  • воздействия на компанию (например, динамика рыночной среды, изменения нормативного регулирования и пр.);
  • внутренняя эффективность – характеризуется результативностью определенных внутренних процессов организации, т.е. состоянием функционирования внутренней системы компании.

Внутренняя эффективность компании связана прежде всего с такими факторами как: качество управленческих решений, личностные и профессиональные качества руководителя, уровень корпоративной культуры, качество и инновационность продукции и т.д.

По критерию времени выделяют следующие типы эффективности компании:

  • статическая эффективность – отражает результативность деятельности компании на непродолжительном временном промежутке в рамках реализации оперативных и тактических целей;
  • динамическая эффективность – отражает результативность деятельности компании в длительном временном горизонте.

По критерию содержания выделяют такие типы эффективности компании как:

  • экономическая эффективность – характеризуется экономической результативностью деятельности, т.е. уровне натуральных или количественных показателей (доходов, прибыли и пр.) на определенные единицы затрат;
  • технологическая эффективность – определяется уровнем интенсивности и оптимальности использования существующих ресурсов при производстве продукции или услуг в рамках поставленных производственных целей;
  • социальная эффективность – характеризуется степенью удовлетворенности работников за счет их благосостояния, условий труда и пр.

Необходимо отметить, что непрерывное развитие экономических отношений и социально-экономических систем обуславливает также и развитие подходов к пониманию эффективности компании.

Например, в последние годы с расширением деятельности транснациональных компаний получил распространение синергетический подход, утверждающий, что система может оставаться эффективной даже при неэффективности одного или нескольких ее элементов, при условии отсутствии тенденции увеличения таких элементов  [4].

Заключительным этапом является непосредственное внедрение организационных изменений с последующим анализом и оценкой достигнутых результатов.

При проведении организационных изменений возможны отклонения и несоответствия прогнозу в случае, если не будут учтены следующие факторы:

  • в процессе преобразований некоторые имеющие значение ценности могут быть, как приобретены, так и утрачены;
  • предприятие должно быть готово к функционированию в преобразованном состоянии и способно реализовать необходимые для этого мероприятия;
  • количество, масштаб и последовательность организационных изменений;
  • возможность коррекции ожидаемых результатов организационных изменений;
  • желание, инициатива и компетентность сотрудников в проведении преобразований;
  • возможность адаптации корпоративной культуры к ожидаемым результатам и др.

Однако при практической реализации системы управления и ее инструментов может возникнуть ряд факторов, которые могут препятствовать эффективной реализации системы управления. Сами факторы можно разделить на несколько групп:

  • ошибки установки целей;
  • исторический
  • организационный;
  • психологический;
  • методологический.

Оценить готовность руководителей делегировать оперативные решения первоначально на уровень среднего руководства, поскольку существует риск того, что контроль может оставаться лишь аналитической системой поддержки принятия решений на уровне «менеджер-контролер», хотя он должен быть логически интегрирован в процессы компании бизнес- цикла.

Таким образом, введение системы контроля для предприятий позволит, во-первых, повысить уровень управляемости бизнеса и сократить время принятия управленческих решений, во-вторых, это поможет более эффективно контролировать активы компании, управление затратами, в- третьих, это существенно повысит доходность акционерных компаний и обеспечит контроль рисков и снижение рисков для повышения инвестиционной привлекательности бизнеса.

Список литературы

  1. Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepova L.I., Kutepov M.M., Vaganova O.I.  Organization of the research activities of service majors trainees// Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. С. 187-193.
  2. Егорова А.О., Романовская Е.В., Повалёва Ю.А.  Роль системы управления качеством продукции в повышении конкурентоспособности предприятия машиностроения //  Финансовая экономика. 2019. № 4. С. 386-388.
  3. Лешукова А.А., Рекун О.В., Романовская Е.В.  Инвестиции будущего // В сборнике: Промышленное развитие России: проблемы, перспективы. Сборник статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Мининский университет. 2019. С. 159-161.              
  4. Романовская Е.В., Бакулина Н.А. Теоретические аспекты проведения процесса реструктуризации промышленных предприятий // В сборнике: Математика и математическое моделирование. Сборник материалов XIII Всероссийской молодежной научно-инновационной школы. 2019. С. 166-167.
  5. Седых Е.П., Житкова В.А. Модель автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29). С. 1.
  6. Черней О.Т., Груздева К.Е., Смирнова Ж.В. Совершенствование производственно-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 8 (42). С. 142-150.