http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 3/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 3/2019

УДК 331.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-13036

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

THE USE OF
PROFESSIONAL STANDARDS AT ENTERPRISES OF THE AEROSPACE INDUSTRY: EXPERIENCE AND
PROSPECTS

Бахтина Анна Геннадьевна, студентка кафедры «Управление персоналом» Института инженерной экономики и гуманитарных наук Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Семина Анастасия Павловна, ассистент
кафедры «Управление персоналом» Инженерно-экономического института Московского авиационного
института (национального исследовательского университета), г. Москва

Bakhtina Anna
G.,
Student of department
«Human resource management» Engineering Economics and Humanities Institute
Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Semina
Anastasiya P.,
Assistant of department
«Human resource management» Engineering and Economics Institute Moscow Aviation
Institute (National Research University), Moscow

Аннотация: В данной статьерассматриваются профессиональные
стандарты в качестве выхода предприятий на новый уровень; приводится основная
терминология, связанная с ними, а также сравнительная характеристика единых
квалификационных справочников, единых тарифно-квалификационных справочников и
профессиональных стандартов. Выявлены основные этапы перехода на
профессиональные стандарты, а также возможные проблемы в ходе данного процесса.

Summary: This
article discusses professional standards as a way for businesses to a new
level; The main terminology associated with them is given, as well as the
comparative characteristics of the unified qualification reference books, the
uniform tariff qualification reference books and professional standards. The
main stages of transition to professional standards, as well as possible
problems during this process are identified.

Ключевые слова: профессиональные стандарты, должностные инструкции, единый квалификационный справочник.

Keywords: professional standards, job descriptions, uniform qualification guide.

Проблема внедрения профессиональных стандартов на сегодняшний день является очень актуальной. С 01.07.2016г. их регулируют пункты статьи 195.3 ТК РФ. Прошло два года, но всеобщего понимания вопросов регулирования, внедрения, правильного применения профессиональных стандартов так и не было достигнуто. В данной статье будут освещены все наиболее важные аспекты, связанные со стандартами.

Основной предпосылкой появления профессиональных стандартов в России стало несоответствие Единых квалификационных справочников (для руководителей, специалистов и служащих) —  ЕКС и Единых тарифно-квалификационных справочников (работ и профессий рабочих) —  ЕТКС изменившейся ситуации на рынке труда. Поэтому внедрение профессиональных стандартов необходимо, в первую очередь, для усовершенствования системы управления персоналом. Стандарты являются ориентиром также и для образовательных учреждений, которые будут готовить специалистов в соответствии с необходимыми требованиями.

Впервые
тема профессиональных стандартов в России возникла в 1997 г., когда этот термин
был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации
на период 1996–2000 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от
26.02.1997 № 222. Разработка профессиональных стандартов стала частью программ
федеральных министерств и ведомств. Но реальные результаты появились гораздо
позже. В 2006г. в составе Российского союза промышленников и предпринимателей
(РСПП) было образовано Национальное агентство развития квалификаций, которое
уже в 2007г. и разработало первый макет профессионального стандарта. И в
2007-2008 гг. стали появляться первые профессиональные стандарты.

Первые
стандарты были приняты лишь 30.10.2013. Указом Президента РФ от 07.05.2012 №
597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Правительству РФ было дано задание разработать к 2015 г. и утвердить не менее
800 профессиональных стандартов.  «По состоянию на 30 декабря 2014 года
приказами Минтруда утверждено 403 профессиональных стандарта», – говорится
в сообщении, размещенном 24 января 2015 г. на сайте Правительства РФ.  Сейчас всю актуальную информацию о
профессиональных стандартах и их проектах заинтересованные лица могут свободно
получать на сайте Минтруда России. 

Что
касается мирового опыта, то лидирующую позицию в области профессиональных
стандартов занимает Великобритания.

Но
чтобы до конца разобраться с понятием профессионального стандарта, следует
обратиться к определению, данному в ТК РФ: «Профессиональный стандарт – это
характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления
определенного вида профессиональной деятельности». «Квалификация работника –
это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника».
Профессиональные стандарты оперируют следующими терминами:

Вид
профессиональной деятельности — несколько обобщенных трудовых функций, имеющих
близкий характер, результаты и условия труда.

Обобщенная
трудовая функция — связанные между собой трудовые функции, сложившиеся в
результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе.

Трудовая
функция (для целей разработки профессионального стандарта) — система трудовых
действий в рамках обобщенной трудовой функции.

Трудовое
действие — процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором
достигается определенная задача. Простейшая (элементарная) производственная
операция.

Квалификационный
уровень — совокупность требований к компетенциям, разделяемых по параметрам
сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и
самостоятельности.

Профессиональное
обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися
знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения
определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой,
служебной деятельности, профессий).

Компетенция
— способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности.

  Из
статьи 195.2 ТК РФ следует, что «Порядок разработки и утверждения профессиональных
стандартов, а также установления тождественности наименований должностей,
профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном
справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике
должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей,
профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах,
устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Так что
же такое ЕТКС и в чем его отличия от профессиональных стандартов?
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый
тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее — ЕТКС) состоит
из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных
видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и
соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к
профессиональным знаниям и навыкам рабочих. Исходя только из определения,
сложно найти отличия, однако, по своему содержанию профессиональные стандарты
более подробно проработаны: помимо простого перечисления должностных
обязанностей, знаний и навыков, в них также указываются права и обязанности,
то, как можно достичь требуемой квалификации, они ориентированы не на
образовательные программы, а на реальный опыт трудовой деятельности.[1] То
есть, по сути, профессиональный стандарт должен стать ближе к реальности. Для
этого перед принятием профессиональный стандарт на государственном уровне вновь
принимаемые стандарты  проходят детальное обсуждение в профессиональных
сообществах. Так, например, профессиональный
стандарт специалиста в области охраны труда
 разрабатывался при непосредственном участии СРО НП
«Национальное объединение организаций в области безопасности и охраны труда»,
ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России, НОУ ДПО «Институт
промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства и 
Института безопасности труда, производства и человека ФГБОУ ВПО «Пермский
национальный исследовательский университет».

Более подробный и наглядный
сравнительный анализ профессиональных стандартов и ЕТКС приведен в таблице 1.[13]

Как
правило, профессиональные стандарты разрабатываются:[14]

  • работодателем
    (для определения трудовой функции работника и фиксации ее в трудовом договоре
    или должностной инструкции; для структурирования профессиональной деятельности
    работника, описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения,
    исключения дублирования функций по должностям; для присвоения тарифных разрядов
    работникам; для установления системы оплаты труда с учетом особенности
    организации производства, труда и управления; для организации обучения и
    аттестации работников; для разработки локальных нормативных актов, в том числе
    штатного расписания; для повышения качества труда и эффективности работников,
    развития их компетенций, освоения требуемой квалификации, достижения высоких
    экономических показателей).
  • объединением
    работодателей;
  • профессиональными
    сообществами; 
  • саморегулирующимися
    организациями;
  • иными
    некоммерческими организациями с участием образовательных организаций
    профессионального образования и других заинтересованных организаций.

Сам процесс разработки
профессиональных стандартов осуществляется следующим образом: разработчик
формирует рабочую группу из тех, для кого непосредственно разрабатывается
стандарт. С учетом анализа состояния и перспектив развития вида
профессиональной деятельности составляется план-график работ. Далее
направляется уведомление о разработке в Минтруд России. Формируется проект
профессионального стандарта. При формировании проекта очень важно получать
обратную связь со стороны рынка, поэтому организуются различные мероприятия по
обсуждению, например, круглые столы и семинары. Затем с учетом выявленных
замечаний и поправок, вносятся коррективы в текст профессионального стандарта. После
этого в Минтруд снова направляется проект профессионального стандарта вместе с
пояснительной запиской, в которой содержатся сведения об организациях,
участвующих в разработке и результаты обсуждений проекта. Минтруд принимает
заявку, анализирует состав рабочей группы и в течение 10 календарных дней
информирует разработчика о своем решении принять или отклонить проект. В случае
принятия размещает проект на сайте regulation.gov.ru для
общественного обсуждения. Затем запрашивают обратную связь от федерального
органа исполнительной власти, который осуществляет нормативно-правовое
регулирование в соответствующей сфере деятельности и вносит свои поправки и
предложения в проект профессионального стандарта. Далее проводится экспертиза
Национальным советом по профессиональным квалификациям. Минтруд принимает
решение на основании заключения Национального совета по профессиональным
квалификациям и информирует разработчика о принятом решении. Утверждает
профессиональный стандарт приказом и передает приказ на регистрацию в Минюст
России. И в заключение, информирует Минобрнауки России об утвержденных
профессиональных стандартах.[15]

При
принятии сотрудника на работу в трудовой договор включаются только те положения
профессионального стандарта, о которых работник и работодатель совместно
договариваются. Что касается вопроса внедрения профессионального стандарта в
деятельность организации, то существует стандартная процедура, состоящая из
следующих этапов: [2]

1)
Формируется временная рабочая группа. В соответствии с приказом ответственным
за внедрение профессиональных стандартов назначается либо отдельное
подразделение, либо в эту группу входят представители нескольких ключевых
подразделений (по усмотрению руководителя).

2)
Назначается руководитель рабочей группы.

3)
Рабочая группа получает приказ о разработке пошагового плана работ по внедрению
профессиональных стандартов (обязательно обозначаются конечный срок и
контрольные промежуточные сроки; распределяются обязанности, назначаются ответственные;
планируется итоговый результат).

4)
Каждый руководитель подразделения, входящего в рабочую группу в обязательном
порядке ознакамливается с законодательной базой по внедрению профессиональных
стандартов (это можно осуществить с помощью показа презентации на корпоративном
семинаре).

5)
Реализация всех мероприятий в соответствии с планом работ (изучается реестр
вышедших профессиональных стандартов и сопоставляется с видами профессиональной
деятельности в организации; сопоставляется штатное расписание с наименованиями
должностей в профессиональном стандарте; сопоставляются трудовые функции,
зафиксированные в должностных инструкциях и трудовых договорах; проводится
оценка персонала на соответствие требованиям профессиональных стандартов и с
опорой на эти требования определить потребность в повышении квалификации
персонала).

6)
Готовится проект плана обучения работников.

7)
Систематизируются итоги, подготавливается отчет о результатах проделанной
работы группой.

Очень
часто работодатели сталкиваются со сложностями при соотнесении должности с
профессиональным стандартом. Ведь в штатном расписании и стандарте одна и та же
должность может звучать по-разному. Для того чтобы провести эту процедуру
правильно и избежать «путаницы», работодателю следует придерживаться следующего
алгоритма: [3]

1)
Определить, для чего нужна должность в организации (анализируются функции,
выполняемые в рамках должности).

2)
Выбрать из перечня те профессиональные стандарты, которые могут подойти к
заданной должности.

3)
Проанализировать из каждого отобранного стандарта «основную цель вида
профессиональной деятельности».

4)
Сравнить основные цели профессии по профессиональному стандарту с целью работы
по должности. Если цели совпадают – профессиональный стандарт выбран верно.

Рассмотрим
ситуацию с наименованием должности — инженер по входному контролю комплектующих
изделий. По профессиональному стандарту позиция называется «специалист по
входному контролю ПКИ в ракетно-космической промышленности». По ЕТКС – «инженер
по входному контролю комплектующих изделий». Что же следует выбрать и на что
ориентироваться: профессиональный стандарт или Единый тарифно-квалификационный
справочник?

В
первую очередь, рассматривается законодательный статус этих двух документов.
Статья 5 ТК РФ гласит: «Нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны
противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента
Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации». Но
так как ЕКС, ЕТКС и профессиональные стандарты утверждены приказами Минтруда,
т.е имеют одинаковый статус, вопрос по-прежнему остается спорным. В ТК РФ нет
прямого ответа на данный вопрос, поэтому следует обратиться к судебной
практике. На территории Российской Федерации действует принцип: «позднейшим
законом отменяется более ранний». Его смысл состоит в том, что при разногласиях
между более ранним и более поздним законом применяются нормы позднейшего закона,
даже если в нём нет явных положений об отмене действия раннего закона. Судебная
практика: Конституционный Суд РФ в определении от 10.11.2002 N321-О отметил,
что, согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, к
числу законодательных актов, утративших силу, следует относить акты не только
формально отмененные, но и фактически не действующие в силу издания более
поздних актов, которым они противоречат. Итак, если два акта обладают
одинаковой юридической силой, то применяется более поздний, то есть
профессиональный стандарт.[4] Даже, несмотря на то, что ЕТКС в указанной норме
продолжает действовать и не был отменен.

Изменяющаяся
конъюнктура рынка диктует новые требования, и профессиональные стандарты  уже в самой ближайшей перспективе станут
неотъемлемой частью системы управления персоналом в организациях.[5]

Если
говорить о преимуществах внедрения и использования профессиональных стандартов,
то в частности в
вопросах формирования и развития кадрового потенциала профессиональные стандарты
играют немаловажную роль.[6] С их помощью возможно решить следующие вопросы:[7]

1)
Актуализация Федерального образовательного стандарта и программ
профессионального обучения

2)
Применение новых средств оценки сотрудников

3)
Разработка улучшенных должностных инструкций, систем оплаты труда.
Усовершенствование системы планирования карьеры. Проведение отбора, подбора и
аттестации.

Еще
одним весомым преимуществом является и то, что посредством внедрения стандартов
укрепляется и корпоративная культура организаций. Это происходит за счет того,
что следование требованиям единого принятого документа, стремление
соответствовать стимулирует общность, сплоченность и единонаправленность целей
во внутренней среде.[8]

Применяя
профессиональные стандарты, работодатели могут контролировать профессионализм
работников, поддерживать и улучшать отраслевые стандарты качества; разработать
систему мотивации, определить виды и размеры поощрительных и стимулирующих
выплат, которые могут зависеть, в том числе, от достижения показателей,
предусмотренных профессиональным стандартом; в сложных ситуациях, связанных с
сокращением численности работников, позволяет объективно оценивать сотрудников,
должным или не должным образом выполняющих свои функции; формировать и
корректировать кадровую политику.[9]

Что
касается работников, то действующие профессиональные стандарты позволят
выяснить, какие умения и знания необходимы для конкретной профессии или
должности; определить свой профессиональный уровень и развить необходимые
компетенции; определить потребности и оценить возможности для профессионального
обучения и переподготовки; планировать пути и возможные карьерные альтернативы,
возможности как для вертикального, так и для горизонтального роста;
конструктивно обговаривать и планировать вместе с работодателем развитие
карьеры и необходимость дополнительного обучения.[10]

Для
образовательных организаций тоже существует ряд плюсов: обновление
образовательных стандартов; разработка адаптированных учебных программ и
модулей. [11]

Недостатком
же профессиональных стандартов является только то, что внедрение (особенно в
первые годы их появления) потребовало значительных структурных изменений,
перекомпоновок и временных затрат. И по сей день нельзя сказать, что внедрение
профессиональных стандартов является стандартной процедурой, до сих пор
существует множество нюансов, с которыми еще предстоит разобраться. Поэтому
многие предприятия откладывают данный процесс в «долгий ящик», что, конечно же,
ошибочно. Разбираться с профессиональными стандартами нужно уже сейчас, пройти
через этот порог внедрения и тогда многие процессы в организации станут
проходить проще, а кадровые задачи решаться гораздо быстрее и эффективнее.[12]

Список литературы

1. Хасянова
А.М., Семина А.П., Федотова М.А. Разработка и внедрение профессиональных
стандартов // 15-я международная конференция «Авиация и
космонавтика». — М.: МАИ, 2016. — С. 707-709.

2.
Семина А.П., Федотова М.А., Тихонов А.И. Обучение персонала в современных компаниях:
проблемы и новые направления // Московский экономический журнал. 2016. № 3. С.
33.

3.
Семина А.П., Силантьева Е.А, Тихонов А.И. Проблемы и перспективы развития
кадрового обеспечения аэрокосмической отрасли // XIII Королёвские чтения. —
Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика
С.П. Королева, 2015. — С. 234.

4.
Федотова М.А., Тихонов А.И., Новиков С.В. Оценка эффективности управления
персоналом на предприятиях авиастроения // СТИН. 2017. №12. С. 6-8.

5.  Краев В.М, Тихонов А.И. Управленческий
консалтинг в авиационно-космическом комплексе. М.: Доброе слово, 2016. 104 с.

6.
Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Интегрированный подход в
подготовке и развитии персонала на предприятиях авиационной отрасли
//
Финансовая экономика. 2018. № 7. С. 202-205.

7. Подвербных О.Е., Тихонов А.И., Кукушкин
С.Г.  Профессиональные стандарты в
оценке персонала ракетно-космического предприятия
//
Московский экономический журнал. 2018. № 5-2. С. 32.

8.  Семина А.П., Федотова М.А,
Тихонов А.И. Возможности использования образовательных технологий для
подготовки кадров авиакосмической промышленности // Новые технологии, материалы
и оборудование российской авиакосмической отрасли АКТО-2016. Казань: Академия
наук республики Татарстан (Казань), 2016. С. 1002-1007.

9. Семина А.П., Силантьева Е.А, Тихонов А.И. Основные тенденции
обеспечения кадрами предприятия ракетно-космической отрасли // В сборнике: К.Э.
Циолковский и этапы развития космонавтики. Материалы 50-х Научных чтений памяти
К.Э. Циолковского. М.: Эйдос, 2015. С. 407-408.

10.  Семина А.П., Тихонов
А.И.  Мотивация и стимулирование персонала в авиакомпании
// Московский
экономический журнал
. 2018. № 5. С. 22.

11. Fedotova M.A., Tikhonov
A.I., Novikov S.V. Estimating the effectiveness of
personnel management at aviation enterprises
// Russian Engineering Research. 2018. Т. 38. № 6. С. 466-468.

12.  Желтенков А.В., Тихонов
А.И., Гришин Д.В. Построение эффективной системы управления персоналом
авиастроительных предприятий с использованием системы мотивации обучения и
трудоустройства выпускников учебных заведений // Вестник Московского
государственного областного университета. Серия: Экономика.
2016. № 4. С. 70-78.

13.  Краев В.М., Федотова
М.А., Тихонов А.И. Управление
персоналом аэрокосмической промышленности. Базовый курс

Учебное пособие / Ставрополь:  ЛОГОС. —
2018. – 108 с.

14. Жданова Д.С., Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Программа тренингов
личной эффективности как важная составляющая подготовки студентов // Экономика
и предпринимательство. 2018. №8(97). С. 1056-1060.

15. Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом. — М.: Академия Естествознания, 2012. — 403 с.