Московский экономический журнал 3/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

УДК 378.18

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13014

Наталья Викторовна Просвирина,

ассистент кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», (e-mail: nata68.92@mail.ru)

Алексей Иванович Тихонов,

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», (e-mail: engecin_mai@mail.ru)

Сергей Вячеславович Новиков,

кандидат экономических наук, доцент, Директор Института инженерной экономики и гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», (e-mail: ncsrm@mail.ru)

Natalya V. Prosvirina,

assistant to department «Human resource management», Moscow aviation institute (national research university), (e-mail: nata68.92@mail.ru)

Alexey I. Tikhonov,

Candidate of Technical Sciences, associate professor, head of the department «Human resource management», Moscow aviation institute (national research university), (e-mail: engecin_mai@mail.ru)

Sergey V. Novikov,

Candidate of Economic Sciences, associate professor, Director of Institute of engineering economy and humanities, Moscow aviation institute (national research university), (e-mail: ncsrm@mail.ru)

Воспитание студенческой молодёжи в контексте культурного развития личности

Education of student’s youth in the context of cultural development of the personality

Аннотация. В настоящее время современная российская молодежь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Резко меняются характер, темп и ритм социально-экономических преобразований, предъявляющих к растущим людям жесткие требования. В статье характеризуются принципы, ориентирующие воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся обстоятельствах жизнедеятельности общества. Рассмотрены «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», направленные на воспитание молодежи в контексте культурного и высоконравственного развития личности.

Ключевые слова: принципы воспитания, студенческая молодежь, социально-культурное воспитание, концепции современного воспитания, гуманитаризация образования, государственная молодежная политика.

Summary. Now the modern Russian youth lives in the world difficult on the content and tendencies of development. Sharply the character, speed and a rhythm of the social and economic transformations imposing strict requirements to the growing people change. In article the principles focusing education on development socially active, educated are characterized it is moral also physically healthy personality in the changing circumstances of activity of society. «The strategy of development of education in the Russian Federation until 2025» and the «Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation until 2025» directed to education of youth in the context of cultural and highly moral development of the personality are considered.

Keywords: principles of education, student’s youth, welfare education, concepts of modern education, education humanitarization, state youth policy.

   В концепции обновления современного российского образования воспитание детей и молодежи рассматривается как один из основных приоритетов деятельности образовательных учреждений. Это обусловлено целым рядом проблем, с которыми сталкивается современное российское общество в целом и образовательные учреждения в частности.

   Современная социокультурная среда, в условиях которой происходит становление мировосприятия школьников, характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. К таким особенностям относятся: увеличение самой скорости изменений в жизни, быстрое освоение новыми поколениями социального опыта; стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира; смещение ценностных ориентаций в индустриально развитых странах; углубление социальных и культурных противоречий, локальных конфликтов и других факторов, угрожающих человеку, его жизни, здоровью и др. [4]

   В ситуации изменения российского гражданского общества целью образования становится создание личности, обладающей компетенциями профессиональной и социальной направленности, способной к творчеству и самоопределению в условиях трансформации социально-экономической ситуации. Система воспитания способна ориентировать молодежь в социально-культурном пространстве, помогает формированию личности, умеющей защищать собственные приоритеты [1].

   На основе изучения приоритетной направленности воспитания (на государство, общество или личность) можно выделить следующие типы концепций современного воспитания (Талица 1) [2].

Безымянный

   Система социально-культурного воспитания опирается на принципы, ориентированные на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся обстоятельствах жизнедеятельности общества. Воспитание молодежи в контексте культурного развития личности включает в себя принципы воспитания, системного исследования новых мотиваций молодежи и ориентации на интересы обучающихся (Таблица 2).

Безымянный

   Система социально-культурного воспитания является определяющим фактором развития студента как креативной, многогранной перспективной личности, в результате чего он способен постигать, мыслить и находить решение проблемам общества с учетом социальных, этических, культурных моментов, быть толерантным, нравственным, обязательным, быстро адаптироваться в коллективе, готов трудиться в условиях конкуренции [1].

   Одним из перспективных направлений воспитания молодежи являются гуманизация образования (и общества в целом) и задачи развития личности и возрождения всех сторон общественной жизни молодежи. Согласно современной теории воспитания, одной из важнейших задач воспитания как процесса формирования и развития личности является его возвращение в контекст культуры. Необходима интеграция образования в культуру. Это означает ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания, гуманитаризацию содержания образования [3].

   Исходя из принципа гуманизации, можно определить важнейшие функции воспитания:

  • приобщение учащихся к ценностям гуманитарной культуры, их интернализация, и на этой основе – воспитание духовности и нравственности; сохранение, передача и воспроизведение культуры;
  • обеспечение исторического процесса смены поколений и социализация личности каждого молодого человека;
  • социальная защита и охрана здоровья учащихся, их достоинства, соблюдение прав человека;
  • создание условий для разностороннего развития учащихся как субъектов культуры и собственного жизнетворчества;
  • оказание помощи учащемуся в развитии творческого потенциала, его способности в жизненном самоопределении, полноценной самореализации его индивидуальности в учебном заведении и окружающем социуме.

   Гуманитаризация образования – это его ориентация не только на знания, умения и навыки, а главным образом на личность и жизнедеятельность учащегося, т.е. на его нравственную сферу, культуру, мировоззрение, интересы, интеллект, отношение, здоровье и образ жизни. Изучаемые в учебном заведении учебные дисциплины оказывают воздействие на становление и развитие не только научных взглядов, но и нравственных идеалов. К гуманитарной составляющей содержания образования относятся система гуманитарных наук, изучаемых студентами; социальное значение знаний и профессиональной деятельности специалистов; история развития научных знаний; сведения из биографии выдающихся ученых той или иной отрасли науки; мировоззренческие, аксиологические и методологические аспекты изучаемых дисциплин.

   Анализ существующей системы образования с точки зрения личностно ориентированного подхода позволяет вскрыть имеющиеся недостатки и наметить пути их устранения.

   Следует подчеркнуть, что важное значение имеет воспитательное влияние всего учебного процесса, начиная с личности каждого преподавателя, его отношения к студентам; воспитывающее и развивающее значение условий учебы, быта и отдыха студентов, а также применяемых методов и средств обучения [3].

   В личностно-ориентированной образовательной системе кардинально меняются функции преподавателя: ослабевают функции информирования и контроля знаний, на первый план выходят функции мотивирования, целеполагания, планирования, организации и координации различных видов деятельности студентов.

   Большую роль в формировании личности современного специалиста играют различные формы нравственного, трудового и эстетического воспитания молодежи в учебном заведении (развитие студенческого самоуправления; вовлечение студентов в общественную работу, художественную самодеятельность и спорт; организация творческих выставок студенческих работ, сочетание учебы с производительным трудом на промышленных предприятиях, в научных лабораториях, студенческих конструкторских бюро и т.д.; возрождение студенческих стройотрядов; организация работы клубов по интересам; проведение конкурсов на лучшую студенческую группу; организация тематических праздников, посвященных знаменательным датам российского государства и т.д.).

   В учебном заведении надо создавать особый психологический климат, чтобы каждый студент мог чувствовать психологическую и физическую защищенность, полностью проявлять и развивать свои способности, свой талант, находить друзей, с которыми интересно общаться, думать, учиться, отдыхать, мечтать. Наличие таких отношений, такой психологической атмосферы является социально-психологическим условием гуманизации образовательного процесса.

   Таким образом, современная система образования предполагает не только обучение, но и воспитание и развитие личности каждого студента. Эта задача может успешно решаться при целенаправленной работе всего коллектива преподавателей, сотрудников, и студентов учебного заведения.

   Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

   Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания [6].

   Отметим, что принятие Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года явилось продуктивным шагом в определении ценностной модели подрастающего поколения. Данный нормативный документ, по сути, возлагает ответственность не только на образовательные организации, но и призывает к консолидации усилий всех заинтересованных сторон. В этом документе выстроена система духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

   Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р были утверждены «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

   Стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям.

   Ключевой задачей является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи.

   Государство и общество должны создать базовые условия для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни России, чтобы молодежь, развивая индивидуальные качества, проявляла высокий уровень социальной активности.

   Совокупность указанных факторов обусловливает необходимость формирования основ государственной молодежной политики, соответствующих современным реалиям и новым вызовам времени. Эффективная реализация государственной молодежной политики должна обеспечивать устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и независимой Российской Федерации [5].

   Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение социально-экономического положения молодежи Российской Федерации и увеличение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь страны.

Список литературы

  1. Бучилина Т.П. Система социально-культурного воспитания молодежи в условиях образовательной среды вуза // Вестник КемГУКИ. — №34. [Электронный ресурс] — режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sistema-sotsialno-kulturnogo-vospitaniya-molodezhi-v-usloviyah-obrazovatelnoy-sredy-vuza
  2. Воспитание молодежи через призму национальных ценностей. [Электронный ресурс] — режим доступа: https://vuzlit.ru/722716/vospitanie_molodezhi_prizmu_natsionalnyh_ tsennostey
  3. Шарипов Ф.В. Актуальные задачи образования и воспитания молодежи // Среднее профессиональное образование. – 2010. — № 2. – С. 27-34.
  4. Тарасов С.В. Воспитание в современных социокультурных условиях // Воспитание в современной образовательной среде: Материалы региональной научно-практической конференции. – СПб.: ЛОИРО. – 2011. – 567с.
  5. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р
  6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  7. Жданова Д.С., Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Программа тренингов личной эффективности как важная составляющая подготовки студентов // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 1056-1060.
  8. Тихонов А.И., Новиков С.В. Институциональные аспекты государственной кадровой политики в России // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. № 2. С. 25-32.
  9. Казакова Е.О., Куликов С.П., Новиков С.В. Молодежная политика вузов: проблемы целеполагания и оценки результатов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 11. С. 35-39.