Московский экономический журнал 2/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.832.5

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_2_91

ОБЗОР ПРОГРАММЫ «РЕНОВАЦИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В ГОРОДЕ МОСКВА»

REVIEW OF THE «RENOVATION OF THE HOUSING STOCK IN THE CITY OF MOSCOW» PROGRAM

Никитенко Светлана Николаевна, аспирант, Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА», E-mail: s.niki@list.ru

Nikitenko Svetlana Nikolaevna, postgraduate student of the accredited private educational institution of higher education «Moscow Financial and Legal University MFJA», E-mail: s.niki@list.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос, связанный с обзором программы «Реновация жилищного фонда в городе Москва». Автором подчеркивается, что реновация жилищного фонда в городе Москва является сегодня актуальной и при этом значимой проблемой для местных жителей. Задача программы «Реновация жилищного фонда в городе Москва» заключается в обновлении городской среды жизнедеятельности, в формировании благоприятных условий проживания местных жителей и общественного пространства в целом, а также снижения числа аварийного жилого фонда на территории города Москва, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства в целом. Автором проведен анализ программы реновации жилищного фонда столицы Российской Федерации, как пути решения улучшения жилищных условий местных жителей. В результате данного анализа определен ряд проблемных вопросов, которые требуют своевременной проработки и разработки соответствующих решений с целью повышения эффективности программы «Реновация жилищного фонда в городе Москва». В завершении автор приходит к выводу, что специфической особенностью программы «Реновация жилищного фонда в городе Москва» выступает то, что она включает в себя, как снос ветхих жилых домов с переселением их жителей в новые жилые дома, так и выступает в качестве основного пути решения улучшения качества жизни жителей Москвы и создании благоустроенной городской среды.. Таким образом, автор подчеркивает, что программа «Реновация жилищного фонда в городе Москва» является уникальным проектом по масштабу строительства и по бюджетной стоимости.

Abstract. The article deals with the issue related to the review of the program «Renovation of the housing stock in the city of Moscow». The author emphasizes that the renovation of the housing stock in Moscow is an urgent and significant problem for local residents. The task of the program «Renovation of the housing stock in Moscow» is to update the urban environment of life, to create favorable living conditions for local residents and public space in general, as well as reducing the number of emergency housing stock on the territory of Moscow, ensuring the development of residential areas and their improvement in general. The author has analyzed the housing renovation program of the capital of the Russian Federation, as a way to improve the living conditions of local residents. As a result of this analysis a number of problematic issues that require timely elaboration and development of appropriate solutions in order to increase the effectiveness of the program «Renovation of housing stock in the city of Moscow» have been identified. In conclusion, the author concludes that a specific feature of the program «Renovation of housing stock in Moscow» is that it includes both demolition of dilapidated dwellings with the resettlement of their residents in new residential buildings, and acts as the main way of improving the quality of life of Moscow residents and the creation of a comfortable urban environment. Thus, the author stresses that the program «Renovation of the housing stock in the city of Moscow» is a unique project on the scale of construction and on the budgetary cost.

Ключевые слова: программа, реновация, город Москва, фонд реновации, ветхий жилой дом, новый жилой дом, жители

Keywords: program, renovation, city of Moscow, renovation fund, dilapidated residential building, new residential building, residents

Введение

Реновация жилищного фонда в городе Москва подразумевает под собой снос пятиэтажных домов с последующим переселением жителей в новые многоквартирные дома, которые в будущем возводятся на их месте.

Программа реновации жилищного фонда г. Москва (далее – Программа) выступает в качестве одной из наиболее приоритетных и вместе с тем одним из наиболее крупных проектов по обновлению и улучшению городских территорий. Рассматриваемая тема исследования является сегодня актуальной и при этом значимой для жителей.

Основная задача исследуемой Программы заключается в обновлении городской среды жизнедеятельности, а также в формировании наиболее благоприятных и лучших условий проживания для местных жителей и общественного пространства в целом, а также снижения числа аварийного жилого фонда на территории г. Москва, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства в целом.

Согласно данным, представленным на сайте Московского фонда реновации жилой застройки (далее – Фонд реновации), к основным задачам, которые в обязательном порядке должна решать исследуемая Программа относятся следующие:  обеспечение граждан, которые проживают в ветхих и аварийных домах качественным и добротным жильем; формирование благоприятной и качественной новой городской среды; решение всех актуальных и современных вопросов экологии, благоустройства и транспортного сообщения в целом [5].

Материалы и методы

Программа была принята, основываясь на Постановлении Правительства Москвы от 01.08.2017 №497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве». Программа, в которую включаются дома, построенные в период 1957-1967 гг. и относящиеся к сериям I-510, I-515 и многим другим, принята на период до 2032 г. Однако, представляется возможным, что данная программа может быть и продлена на более длительный период, следовательно, выйти за ранее установленные рамки. Свыше 1 миллиона жителей исследуемого города будут переселены в новые МКД из ветхих и аварийных пятиэтажных домов. Следовательно, жильцы упомянутых домов получат идентичные, своим квартирам, новые в районе своего непосредственного проживания. Стоит отметить, что предоставляемые жильцам квартиры оборудованы более улучшенной отделкой.

Согласно изучению конструктивных элементов, инженерных систем, а также и оборудования жилых домов, которые признаны аварийными и ветхими, и которые подлежат сносу в соответствии с Программой, обладают сниженными эксплуатационными характеристиками строительных конструкций.  Стоит отметить, что ремонтные работы не будут способны улучшить текущие технические изменения в таких ветхих домах, а также не смогут улучшить условия граждан, проживающих в них. Дальнейшая эксплуатация таких домов станет непригодным для постоянного проживания. Капитальный ремонт делать невозможно из-за конструктивных особенностей, а также высокой степени износа. В этих старых домах имеются значительные конструктивные недостатки, такие как, отсутствие подвальных помещений и доступ к инженерным коммуникациям.

Например, при аварийных протечках нет открытого доступа к системам водоснабжения, отопления и ливневой канализации. В результате, ремонт инженерной инфраструктуры практически невозможен. В целом ряде домов полностью отсутствуют стандартные отопительные приборы, которые, как правило, располагаются под окнами. Также в таких домах можно наблюдать, что трубы регистров отопления квартир являются вмонтированными в поперечные панели, что не обеспечивает помещения нормативной внутренней температурой. Такие квартиры являются морально и физически устаревшими, поэтому категорически не подходят для комфортного и нормального проживания в нем граждан. Помимо этого стоит отметить, что планировка подобных квартир является функционально изношенной. И исправить это представляется возможным исключительно посредством сноса исследуемых ветхих домов и переселения граждан в новые МКД.

Программа предоставит возможность улучшить текущие условия граждан города, а также городскую среду и ее облик в целом. Рассматриваемая программа направлена на полное обновление жилого фонда Москвы и эффективное планирование городских территорий, включая и доступность объектов инфраструктуры. В результате реализации Программы, г. Москва приобретет совершенно новый и современный архитектурный облик.

Подчеркивается, что жители самостоятельно принимали решение о том, хотят ли они, чтобы их дом включили в Программу или нет. Подобное решение принималось на основании голосования на интернет-площадке «Активный гражданин» в рамках центра услуг «Мои документы» в период 15.05-15.06 2017 г.

Фонд реновации был создан 11.10.2017 г. Основная его функция состоит в обеспечении реализации таких мероприятий, которые предусмотрены Программой и собственными полномочиями.

Стоит отметить, что Правительство Москвы и Фонд реновации полностью гарантирует соблюдение всех установленных прав участников исследуемой Программы.

По мнению генерального директора Фонда реновации А. В. Константинова, основная задача Фонда реновации состоит в обеспечении соответствующего комплексного подхода реализации программы реновации, начиная непосредственно с проектировки домов и кварталов и завершая переселением граждан в новые МКД, которые возводятся в полном соответствии со стандартами, определенными Программой. Благоприятное изменение облика города станет приятным и важным бонусом для жителей города. Также генеральный директор отмечает, что строить новые дома является очень ответственной и созидательной миссией. Формирование современной развитой инфраструктуры, новых благоустроенных районов города, а также комфортное и безопасное жилье, в котором проживают граждане – это именно то будущее, которое обеспечивает Фонд реновации[5].

Все возводимые МКД являются максимально удобными и доступными для людей с ограниченными возможностями. Это обуславливается тем аспектом, что первые этажи и входные двери МКД располагаются на уровне тротуаров. Для рассматриваемой группы граждан квартиры в МКД преимущественно выделяются на первых этажах, поскольку именно на них квартиры оборудованы максимально широкими дверными проемами специально оборудованной ванной комнатой и т.д. Квартиры включают в себя полную отделку, а также домофоны, приборы учета воды, сантехнику, электроплиту,  люстры и светильники, а также розетки и выключатели. Стоит отметить, что каждая квартира оборудована застекленным балконом или лоджией. Современные МКД оборудованы грузовыми и пассажирскими лифтами. А прилегающая территория новых МКД оборудуется широкими тротуарами, парковочными местами, и различными социальными и инфраструктурными объектами, что благоприятно отражается на качестве зданий, которые вводятся в эксплуатацию.

Согласно п. 1.8 Постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 №45-ПП «О порядке приобретения собственниками жилых помещений в МКД, включенных в Программу реновации, или гражданами, имеющими право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения» (Постановление №45-ПП), участники Программы обладают возможностью приобрети одну квартиру в течение двух лет с момента регистрации права на равнозначную, ветхому жилью, квартиру. Для этого в обязательном порядке требуется подписать соответствующее договорное соглашение и оформить равнозначную квартиру в собственность непосредственно в момент переезда.

Согласно п. 1.2 Постановления № 45-ПП, участники Программы также обладают возможностью на покупку квартиры посредством внесения соответствующей доплаты непосредственно в момент своего переезда.  Для этого переселенцам требуется оформить заявление в соответствующем порядке непосредственно в офисе Фонда реновации в период 30 дней с момента получения проекта договора.

Программа реновации – это значительная целевая инвестиционная программа столицы, которая обеспечит развитие сопутствующих отраслей промышленности, таких как производство строительных и отделочных материалов, производство бытовой техники, мебели, электрооборудования и др.

Собственники, владеющие нежилыми (коммерческими) помещениями в МКД, которые признаны ветхими и подлежат сносу, также получают равнозначные площади на территории другого здания, либо же им выплачивается соответствующая компенсация, равная стоимости их собственности согласно рыночным ценам. Стоит отметить, что успех малого предпринимательства прибывает в непосредственной зависимости от месторасположения и потока клиентов, что вполне могут возместить равнозначные площади новых нежилых помещений.

А. Ю. Бочкарев, занимающий должность заместителя мэра г. Москвы отметил, что Правительство нацелено на выполнение всех взятых на себя обязательств перед участниками Программы в установленные временные сроки, невзирая на существенное и глобальное изменение экономической ситуации в стране [2].

Темпы исполнения Программы не снижаются, а лишь наращиваются для того, чтобы ускорить переселение местных жителей в новые МКД. Как показывает практика, сроки сокращаются, а также вносятся соответствующие корректировки в подходы реализации исследуемой Программы. В будущих планах Правительства Москвы – рост ежегодного ввода жилья и ускорение ритма переселения ее участников.

Современные реалии не способствуют росту сроков строительства новых МКД, а как следствие и не приведет к росту сроков переезда местных жителей. В связи с этим будет сформирован резерв жилых площадей с целью увеличения процесса реализации Программы, а также рассмотрены и другие дополнительные источники финансирования.

На государственном уровне принято решение о строительстве дополнительных 8 000 000 кв. метров жилых помещений. Данное обстоятельство предоставит возможность ускорить процесс переселения, а также и дофинансировать исследуемую Программу посредством продажи имеющихся свободных квартир. Следовательно, Программа будет полностью реализована, а сроки сдачи МКД не будут увеличены.

Освобожденные после демонтажа земельные участки передаются под застройку по Программе. Демонтаж жилых строений ведется с использованием технологии «умный снос». Принцип основан на стандартах безопасности для окружающих стройплощадку инфраструктуры и экологичности. Иными словами, на максимально предельной переработке и повторном применении образующих отходов. На сегодняшний день порядка 95 МКД демонтированы посредством использования такой технологии, как «умный снос», а будущие 102 МКД также будут демонстрированы с использованием упомянутой технологии.

В большинстве своем, в Программу включено типовое жилье соответствующих серий, упомянутых ранее, которые не представляют для города совершенно никакой архитектурной и исторической ценности. Помимо этого в Программу были включены и такие дома, которые признаны объектами авторской архитектуры, поэтому жители из них будут расселены, но здания сохранят. В утвержденный перечень было включено порядка 218 подобных объектов. Стоит отметить, что в 2022 году подошли к концу все обследования МКД, обладающих авторской архитектурой, а также разработаны и согласованы предложения, касающиеся последующего их функционального назначения. После переселения жителей таких домов, они будут реконструированы и оборудованы для последующей эксплуатации.

С. И. Левкин, выступающий в качестве руководителя Департамента градостроительной политики Москвы, подчеркнул, что местные жители, которые проживают на территории домов, обладающих авторской архитектурой, получат соответствующее равнозначное жилье, но в современных МКД своего района [10].

Помимо этого указанный руководитель отметил, что порядка 35 из 218 домов, обладающих авторской архитектурой, были включены в Программу в первые три основных этапа [5].

Порядка десяти подобных объектов были включены в первый этап исследуемой программы. Данный этап рассчитан на период до 2024 г. В расселенных сегодня домах уже начался процесс реконструкции. Другие 10 объектов включены во второй этап, рассчитанный на период 2025-2028 гг., а последующие 15 объектов включены в третий этап, рассчитанный на период 2029-2032 гг.

После проведения соответствующих работ по реконструкции домов, обладающих авторской инфраструктурой, они будут переориентированы под соответствующие, как социальные, так и административные объекты.

Программой предусмотрено, как возведение новых МКД, так и реконструкция ветхих МКД, а также оптимизация и строительство новой инженерной инфраструктуры, которая будет заниматься обслуживанием новых домов и других застроек, располагающихся на районе. Помимо этого, на территории рассматриваемых кварталов возникают совершенно новые социальные объекты, к которым относятся следующие: поликлиники, школы, детские сады и спортивные площадки и (или) комплексы.

На территории первых этажей будут располагаться предприятия, относящиеся, как к среднему, так и малому предпринимательству (например, магазины, кафе, салоны красоты). Данное обстоятельство способствует формированию новых рабочих мест и развитию новой современной инфраструктуры. При этом на территории нежилых помещений предполагается размещение Центров информирования по переселению и Объединённые диспетчерские службы.

В 2022 году благодаря исследуемой Программе удалось расселить порядка 198 ветхих домов, а порядка 37 000 жителей из них были переселены в современные МКД.

Наиболее ярким примером является улица Барклая. Именно на данной улице планируется строительство нового МКД, рассчитанного на 250 жилых квартир. Данный МКД будет состоять из двух односекционных корпусов. Также в новом доме предполагается подземный этаж, на территории которого планируется оборудование одноуровневой парковки на 58 автомобилей, а кроме того и помещения общественного назначения, которые будут размещены на первых этажах дома. На территории всех жилых помещений будет выполнена соответствующая полная внутренняя отделка. Также дома будут оборудованы современными четырьмя пассажирскими лифтами. Кроме того территория вокруг МКД будет благоустроена озеленением, детскими и спортивными площадками, местами отдыха, а также современным освещением.

Реновация включает в себя следующие общие цифры [1]:

  • 5 175 домов включено в Программу;
  • более 1 млн. человек улучшат свои жилищные условия;
  • 350 000 квартир будет построено под переселение;
  • более 20 млн. кв. м. будет построено по Программе.

В настоящее время в рамках Программы достигнуты следующие результаты:

  • 575 стартовых площадок на 9,3 млн. кв. м. жилья утверждено;
  • 386 домов на 7 млн кв. м. проектируется и строится;
  • 237 домов на 3,3 млн кв. м. жилья построено;
  • в 218 новостройках идет или закончено переселение жителей 638 домов;
  • 107 100 москвичей переселяются в новые квартиры;
  • 1 771 семья докупила дополнительные метры;
  • 160 расселенных домов уже снесены.

Далее следует рассмотреть наиболее важные проблемы, связанны с реализацией Программы. Так, по — нашему мнению существует множество подводных камней:

  • новое жилье будет полностью соответствовать всем основным стандартам благоустройства, которые определены на территории Москвы, однако сами стандарты будут несколько ниже;
  • на территории уже построенных кварталов будет недостаточное количество инсоляции (солнцеосвещения), так как недостаточное расстояние между новостройками;
  • недостаточное количество зеленых насаждений;
  • застройка районов многоэтажными зданиями ведет к транспортному коллапсу из-за чего качество жизни сильно снижается для человека;
  • низкая доступность образовательных и медицинских учреждений.

Выводы

Для обеспечения достаточного уровня реновации городских территорий необходимо учитывать качество среды, в которой реализуется инвестиционно-строительные проекты. На вновь застраиваемых территориях появляется проблема уплотнения жилой застройки, из-за встраивания новых жилых объектов в уже сложившиеся зоны. Возникает высокая концентрация населения, что приводит к высокой степени загруженности социальной, транспортной и коммунальной инфраструктур и в целом способствует резкому снижению качества жизни в городе [1].

С целью ускорения срока окупаемости исследуемой Программы требуется замотивировать будущих переселенцев к возможности приобретения дополнительных метров жилья. Особенно при условии, что у жителей тех МКД, которые признаны ветхими и подлежат сносу, существует уникальная возможность по приобретению дополнительных метров к своим новым полученным квартирам со скидкой в размере 10%. Для того, чтобы помочь будущим переселенцам воспользоваться возможностью, которая им предоставляется в рамках Программы, следует разработать и ввести соответствующую льготную программу ипотечного кредитования для исследуемой категории граждан для того, чтобы более обширный круг людей смог существенно улучшить собственные жилые условия [9].

Все указанные выше вопросы являются важными и актуальными, поэтому требуют обязательного и своевременного решения.

Результаты

Основной метод сохранения и повышения эксплуатационных характеристик зданий на территории Москвы состоит в соответствующем и своевременном проведении ремонтно-строительных работы по вопросу реконструкции, реставрации, а также и модернизации жилых территорий.

Наиболее актуальным сегодня методом повышения уровня качества проживания на территории тех домов, которые признаны морально и физически изношенными является именно реновация. Она понимает под собой процесс возобновления и роста эксплуатационных характеристик зданий с более улучшенным подходом к обеспечению соответствующей сохранности жилищного фонда [8].

Стоит отметить, что специфической особенностью исследуемой Программы выступает то, что она включает в себя не только снос ветхих жилых домов с переселением их жителей в новые МКД, а выступает в качестве основного пути решения по улучшению качества жизни жителей Москвы и создании благоустроенной городской среды. Программа обновления является уникальным проектом по масштабу строительства и по бюджетной стоимости и должна служить не только целям переселения жителей в новостройки, а также способствовать развитию Москвы и созданию комфортной, безопасной городской среды.

В завершении подчеркнем, что как отмечают многие критики, современный московский строительный бизнес жаждет дорогих городских земель. А Программа в свою очередь выступает в качестве предлога для того, чтобы «очистить» земли на территории многих районов города с целью будущего массового и выгодного строительства при непосредственном спонсорстве правительства Москвы [3].

Список источников

  1. Авдеева С. Ю. Проблема воспроизводства жилищного фонда в России // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. №12-2 (31). С. 5-6.
  2. Бочкарев А. Ю. Все о мире строительства // Информационно-аналитический журнал. 2022. № 3 (27). С. 90-94.
  3. Мозгоев А. М., Кузьмичева К. И. Реновация жилищного фонда города Москвы // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. 2017. № 4 (23). С. 70-74.
  4. Об учреждении Московского фонда реновации жилой застройки: Постановление Правительства Москвы №517-ПП от 8 августа 2017 года : официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mos.ru (дата обращения: 16.02.2023).
  5. Официальный сайт Московского фонда реновации жилой застройки [Электронный ресурс]. – URL: https://fr.mos.ru/ (дата обращения:16.02.2023).
  6. Постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 г. №497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве» [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/456082244/ (дата обращения:16.02.2023).
  7. Постановление Правительства Москвы от 01.02.2018 г. № 45- ПП «О порядке приобретения собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, или гражданами, имеющими право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения» : официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/38179220/ (дата обращения:16.02.2023).
  8. Сташевская Н. А., Бароева М. Г., Минина А. П. Анализ текущего состояния жилищного фонда города Москвы // Системные технологии. 2018. № 26. С.130-134.
  9. Суптело Н. П. Основные этапы современного градостроительного развития города Москвы // Вестник Московского университета имени С.Ю.Витте. 2018. №1 (24). С. 7-14.
  10. Яковлева А. И. Все о мире строительства // Информационно-аналитический журнал. 2022. № 4 (28). С. 32-33.

References

  1. Avdeeva S. Yu. Problem of housing stock reproduction in Russia // International Research Journal. 2014. №12-2 (31). Pp. 5-6.
  2. Bochkarev A. Yu. All about the world of construction // Information-analytical journal. 2022. № 3 (27). Pp. 90-94.
  3. Mozgoev A. M., Kuzmicheva K. I. Renovation of the housing stock of Moscow // Bulletin of Moscow University named after S. Witte. 2017. № 4 (23). Pp. 70-74.
  4. On the establishment of the Moscow Housing Renovation Fund: Decree of the Government of Moscow No. 517-PP of August 8, 2017 : official website of the Mayor of Moscow [Electronic resource]. — URL: http://www.mos.ru (date of reference: 16.02.2023).
  5. Official website of the Moscow Housing Renovation Fund [Electronic resource]. — URL: https://fr.mos.ru/ (access date: 16.02.2023).
  6. Decree of the Government of Moscow from 01.08.2017 № 497-PP «On the Program of Renovation of the housing stock in the city of Moscow». [Electronic resource]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/456082244/ (date of reference:16.02.2023).
  7. Decree of the Government of Moscow of 01.02.2018 No. 45-PP «On the procedure for acquiring residential premises in apartment buildings included in the Housing Renovation Program in Moscow, or by citizens who have the right to use such residential premises on social rent, for an additional fee residential premises of a larger area and (or) residential premises with more rooms than the equivalent residential premises provided to them». Official website of the Mayor of Moscow [Electronic resource]. — URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/38179220/ (date of reference:16.02.2023).
  8. Stashevskaya N. A., Baroeva M. G., Minina A. P. Analysis of the current state of the housing fund of the city of Moscow // System Technologies. 2018. № 26. Pp.130-134.
  9. Suptelo N. P. The main stages of modern urban development of the city of Moscow // Bulletin of Moscow University named after S. Witte. 2018. №1 (24). pp. 7-14.
  10. Yakovleva A. I. All about the world of construction // Information and analytical journal. 2022. № 4 (28). Pp. 32-33.

Для цитирования: Никитенко С.Н. Обзор программы «Реновация жилищного фонда в городе Москва» // Московский экономический журнал. 2023. № 2. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2023-44/

© Никитенко С.Н, 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 2.