Московский экономический журнал 2/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338.48(571.121)

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_2_80

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА

PROBLEMS OF TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION

Андреева Оксана Сергеевна, доцент, центр проектного обучения, Тюменский индустриальный университет, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9130-9027, andreevaos@tyuiu.ru

Andreeva Oksana Sergeevna, Associate Professor, Project Training Center, Tyumen Industrial University, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9130-9027, andreevaos@tyuiu.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам проблематики развития отрасли туризма и гостеприимства в Ямало-Ненецком автономном округе. Автор проводит анализ современной ситуации в данной сфере и описывает существующие проблемы, сдерживающиеосновные возможности развития.В заключении, приводится конкретный комплекс мер, способствующий эффективному продвижению туризма и индустрии гостеприимства в регионе.

Abstract. The article is devoted to the issues of the development of the tourism and hospitality industry in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. The author analyzes the current situation in this area and describes the existing problems that hinder development opportunities. In conclusion, a specific set of measures contributing to the effective promotion of tourism and the hospitality industry in the region is given.

Ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, проблемы, комплекс мер, регион

Keywords: tourism, hospitality industry, problems, set of measures, region 

Современная индустрия гостеприимства представляет собой важную отрасль хозяйства РФ и ее регионов, неотъемлемую составляющую экономики туризма [1]. Значимость отрасли гостеприимства для национальной экономики подтверждается и тем, что одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» определено становление высокоэффективного и конкурентоспособного гостиничного комплекса. Реализация программы предполагает: создание нормативно-правовой базы, формирование современного отечественного рынка гостиничных услуг, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, развитие международного сотрудничества в области туризма и гостиничного бизнеса, а также решение целого комплекса задач в области подготовки кадров для отрасли гостеприимства.

Ямало-Ненецкий автономный округ обладает большими резервами для развития гостиничной индустрии, въездного и внутреннего туризма, так как в округе немало исторических, культурных, архитектурных достопримечательностей. На успешность и доходность гостиничного бизнеса влияет такой фактор, как качество оказываемых услуг, который складывается из таких критериев, как состояние номерного фонда гостиницы, технического оснащения и информационного обеспечения, наличие предприятий питания [2,3].

Поэтому, данная тема является актуальной и имеет практическое значение для развития отрасли гостеприимства и туризма [4,5].

Исходя из анализа состояния туризма на сегодняшний день, в основном развивается в ЯНАО этнографический, водный, рыболовный и охотничий туризм. Существует незначительная доля — спортивно-оздоровительного, горнолыжного и социального туризма для пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями [6,7].

Рассмотрим целевую аудиторию туров на Ямал. На рисунке 2 приведены данные о структуре потребителей туров на Ямал по полу, как видно, среди туристов преобладают мужчины.

На рисунке 3, представлена структура гостей ЯНАО по возрастному цензу, где наибольшая доля гостей из России приходится на группы от 16 до 60 лет (при преобладании группы 25-40 лет) — наиболее экономически и социально активного населения.

В структуре гостей по социальному статусу, наибольшую долю составляют рабочие и служащие, что свидетельствует о преобладании экономического туризма (заработки), рисунок 4.

Анализ структуры гостей ЯНАО по цели поездки показал, что преобладают такие виды, как деловые, познавательные и отдых. Другие цели имеют незначительные доли.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно составить представление о целевой аудитории гостей ЯНАО. Основную аудиторию составляют работающие мужчины в возрасте от 25 до 40 лет, основными целями которых являются:

  • деловые (заработки);
  • знакомство с бытом коренного населения Ямала;
  • отдых (экологический туризм, рыбалка).

Наиболее значимые проблемы, требующие формирования комплекса мер государственной поддержки отрасли в целом, можно объединить в три группы (административно-правовые, финансово-инвестиционные и инфраструктурные).

Таким образом, следует констатировать, что рынок гостиничных услуг ЯНАО пока еще окончательно не сформирован. Положительная динамика социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа вызывает интерес российских инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие региона, в том числе, и в гостиничную инфраструктуру [8,9].

Таким образом, повышение эффективности продвижения и сбыта гостиничных услуг в ЯНАО позволит повысить их привлекательность для туристов, что приведет к ощутимому увеличению экономического эффекта от деятельности этого сектора экономики автономного округа.

Список источников

  1. Анимица, Е. Г. Местное самоуправление / Е. Г. Анимица, Е. Б. Дворядкина, Я. П. Силин. – Екатеринбург : Уральский государственный экономический университет, 2006. – 89 с. – EDN VWYUED.
  2. Ермакова, А. М. Рассмотрение туризма как точки роста социально-экономического развития муниципального образования / А. М. Ермакова // International Agricultural Journal. – 2022. – Т. 65, № 2. – DOI 10.55186/25876740_2022_6_2_19. – EDN YIWYOU.
  3. Ермакова, А. М. Инвестиционный проект как элемент развития муниципального района / А. М. Ермакова // International Agricultural Journal. – 2022. – Т. 65, № 4. – DOI 10.55186/25876740_2022_6_4_5. – EDN FWEMWH.
  4. Ермакова, А. М. Тенденции развития муниципального района в экономическом пространстве региона / А. М. Ермакова // Московский экономический журнал. – 2021. – № 3. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10165. – EDN MKNEGJ.
  5. Дворядкина, Е. Б. Социально-экономическое развитие региона / Е. Б. Дворядкина, А. М. Ермакова // Государственное регулирование общественных отношений в регионе: социально-экономические, правовые и историко-культурные аспекты : сборник научных статей, Чебоксары, 24 марта 2022 года. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. – С. 131-135. – EDN BTFWJY.
  6. Дворядкина, Е. Б. Промышленность как системообразующий фактор развития региона / Е. Б. Дворядкина, Н. В. Сбродова // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2008. – № 3(22). – С. 8-13. – EDN PVCHCR.
  7. Дворядкина, Е. Б. Управление пространственным развитием региона: опыт, наследие и задачи на будущее / Е. Б. Дворядкина, Е. И. Кайбичева, Н. И. Гончарова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2017. – № 4. – С. 60-67. – DOI 10.24143/2073-5537-2017-4-60-67. – EDN ZXFFKB.
  8. Кирилова, О. В. Информационные системы управления земельными ресурсами / О. В. Кирилова // Новый взгляд на развитие аграрной науки : Сборник материалов Научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых, Тюмень, 16 апреля 2021 года. – Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2021. – С. 157-161. – EDN XLVSBO.
  9. Чуба, А. Ю. Использование цифровых технологий в бережливом производстве / А. Ю. Чуба, О. В. Кирилова // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 4(129). – С. 1453-1457. – DOI 10.34925/EIP.2021.129.4.293. – EDN QDZNYC.

References

  1. Animitsa, E. G. Local self-government / E. G. Animitsa, E. B. Dvoryadkina, Ya. P. Silin. – Yekaterinburg : Ural State University of Economics, 2006. – 89 p. – EDN VWYUED.
  2. Ermakova, A.M. Consideration of tourism as a point of growth of socio-economic development of a municipality / A.M. Ermakova // International Agricultural Journal. – 2022. – Vol. 65, No. 2. – DOI 10.55186/25876740_2022_6_2_19. – EDN YIWYOU.
  3. Ermakova, A.M. An investment project as an element of the development of a municipal district / A.M. Ermakova // International Agricultural Journal. – 2022. – Vol. 65, No. 4. – DOI 10.55186/25876740_2022_6_4_5. – EDN FWEMWH.
  4. Ermakova, A.M. Trends in the development of the municipal district in the economic space of the region / A.M. Ermakova // Moscow Economic Journal. – 2021. – No. 3. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10165. – EDN MKNEGJ.
  5. Dvoryadkina, E. B. Socio-economic development of the region / E. B. Dvoryadkina, A.M. Ermakova // State regulation of public relations in the region: socio-economic, legal and historical and cultural aspects : collection of scientific articles, Cheboksary, March 24, 2022. Cheboksary: I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, 2022. – pp. 131-135. – EDN BTFWJY.
  6. Dvoryadkina, E. B. Industry as a system-forming factor in the development of the region / E. B. Dvoryadkina, N. V. Sbrodova // Proceedings of the Ural State University of Economics. – 2008. – № 3(22). – Pp. 8-13. – EDN PVCHCR.
  7. Dvoryadkina, E. B. Managing the spatial development of the region: experience, heritage and tasks for the future / E. B. Dvoryadkina, E. I. Kaibicheva, N. I. Goncharova // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics. – 2017. – No. 4. – PP. 60-67. – DOI 10.24143/2073-5537-2017-4-60-67. – EDN ZXFFKB.
  8. Kirilova, O. V. Information systems of land management / O. V. Kirilova // A new look at the development of agrarian science: A collection of materials of the Scientific and practical conference of graduate students and young scientists, Tyumen, April 16, 2021. – Tyumen: State Agrarian University of the Northern Trans–Urals, 2021. — pp. 157-161. – EDN XLVSBO.
  9. Chuba, A. Yu. The use of digital technologies in lean production / A. Yu.Chuba, O. V. Kirilova // Economics and entrepreneurship. – 2021. – № 4(129). – Pp. 1453-1457. – DOI 10.34925/EIP.2021.129.4.293. – EDN QDZNYC.

Для цитирования: Андреева О.С. Проблемы развития туризма и индустрии гостеприимства в социально-экономической системе региона // Московский экономический журнал. 2023. № 2. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2023-33/

© Андреева О.С, 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 2.