Московский экономический журнал 2/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 33

ББК 65

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_2_126 

ВАРИАНТЫ ПОДДЕРЖКИ ТРАНСПОРТНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ЦЕЛЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ПАНДЕМИИ 

OPTIONS FOR SUPPORTING THE TRANSPORT AND TOURISM INDUSTRY IN ORDER TO OVERCOME THE CONSEQUENCES OF THE PANDEMIC 

Евдокимова Ольга Геннадьевна, кандидат технических наук, доцент, Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения Императора Александра I, РФ, г.Санкт-Петербург

Виноградова Алиса Борисовна, Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения Императора Александра I, РФ, г. Санкт-Петербург 

Evdokimova Olga, candidate of Engineering Sciences, assistant professor in Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Russia, St. Petersburg

Vinogradova Alisa, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Russia, St. Petersburg 

Аннотация. Туристическая отрасль стимулирует развитие сферы услуг, транспортной инфраструктуры, предприятий малого и среднего бизнеса и может способствовать развитию регионов. Санитарные ограничения, которые повлекла пандемия COVID-19, отрицательно сказались на всей экономике, особенно на транспортном и туристическом секторах. Рассмотрены существующие способы поддержки туристической отрасли и сформулированы актуальные применимые на практике новые варианты поддержки авиатранспорта, как драйвера развития внутреннего туризма в России, с учетом сложившейся ситуации в экономике в целом.

Abstract. The tourism industry stimulates the development of services, transport infrastructure, small and medium-sized businesses and can contribute to the development of regions. The sanitary restrictions caused by the COVID-19 pandemic have had a negative impact on the entire economy, especially on the transport and tourism sectors. The existing ways of supporting the tourism industry are considered and new options for supporting air transport as a driver for the development of domestic tourism in Russia are formulated, taking into account the current situation in the economy as a whole.

Ключевые слова: варианты поддержки, туристическая отрасль, пандемия

Keywords: support options, tourism industry, pandemic 

Введение. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и принятые карантинные меры отразились на всех секторах российской экономики. В число наиболее пострадавших вошла туристическая отрасль. По данным Всемирной туристической организации ООН (UNWTO) Международный туризм сократился за первые 10 месяцев 2020 года более чем на 70%, до уровня 1990 года. Самое заметное снижение числа путешествий, как отмечают в открытых источниках, отмечено в Азиатско-Тихоокеанском регионе – за 10 месяцев оно сократилось на 82%. На Ближнем Востоке спад составил 73%, в Африке – 69%. Международные прибытия в Европу и Америку сократились на 68%. Снижение в Европе оказалось наименьшим благодаря кратковременному восстановлению туризма в летние месяцы. После начала второй волны пандемии COVID-19 в регионе вновь были введены ограничения. Однако, по данным UNWTO, 91% стран в регионе в целом ослабили ограничения на поездки.

По оценке правительства России, недополученные доходы в индустрии туризма составили не менее 1,5 трлн рублей. [1].

Аналитический обзор туристического спроса

Мировая экономика в 2020 и 2021 годах теряет огромное количество средств, причиной этому является простой транспортных средств, недвижимости из-за отсутствия клиентов, падение доходов населения.

За 2020 год уменьшилось и общее количество коллективных средств размещения туристов.

Согласно данным, опубликованным в открытых источниках [2] в 2019 году среди туристов преобладал спрос на туры в сфере выездного туризма, а в течение 2020 года происходит переориентирование на внутрироссийский сектор. Данная тенденция сохранится и в 2021 году (Рис.1).

При формировании национального туристического рейтинга [2] за критерии для оценки развития туристической отрасли российских регионов, их туристической привлекательности и туристического потенциала, популярности среди отечественных и иностранных туристов были приняты следующие параметры:

  • уровень развития туристической отрасли и гостиничной инфраструктуры (по данным Росстата за 2020 год и 9 месяцев 2021 года);
  • доходность отрасли туризма и гостеприимства, ее вклад в экономику региона (по данным Росстата за 2020 год и 9 месяцев 2021 года);
  • развитие санаторно-курортной отрасли региона (по данным Росстата за 2020 год и 9 месяцев 2021 года);
  • популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней (по данным Росстата за 2020 год и 9 месяцев 2021 года);
  • популярность региона у иностранцев: число иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения (по данным Росстата за 2020 год и 9 месяцев 2021 года),
  • туристская уникальность и привлекательность региона: количество объектов культурного наследия, включенных в государственный реестр (по данным Росстата за 2020 год);
  • уровень преступности в регионе: количество совершенных преступлений на 100 тысяч населения региона (по данным Росстата за первые 11 месяцев 2021 год, рассчитан на 100 тысяч проживающих);
  • интерес к региону в Интернете как к месту отдыха: количество запросов в поисковых системах об отдыхе в регионе (рассчитывается по количеству запросов в период с 1 декабря 2020 года по 30 ноября 2021 года в поисковой системе «Яндекс» по ключевым словам: «Отдых в + наименование региона»),
  • продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве: количество публикаций и сообщений в СМИ с упоминанием региона (рассчитывалось по количеству публикаций в СМИ в период с 1 декабря 2020 года по 30 ноября 2021 года, в том числе на индексируемых новостных ресурсах, по ключевым словам: «Туризм в + наименование региона», по данным системы мониторинга СМИ «ПрессИндекс»).

Всего в 2019 году смогли совершить путешествие 11 826 тыс. российских туристов, а в 2020 году – 5 866 тыс. Если до 2019 года наблюдалась восходящая динамика количества российских туристов, отправленных в поездки в зарубежные страны, то в 2020 году – в регионы России (Рис.2). [2].

Зарубежные турпоездки в 2020 году сократились на 77,5% по сравнению с 2019 годом, тогда как по России – на 39%.

В связи с закрытием границ в большей степени пострадали туроператоры, специализирующиеся на международном выездном туризме. В структуре туроператоров, ориентирующихся на внутренний туризм, преобладают субъекты малого и среднего предпринимательства, которые понесли меньше потерь благодаря программам господдержки.

Однако спрос на внутренний туризм продолжает расти в России. Массовая вакцинация населения повышает желание потребителей путешествовать, но до выздоровления отрасли еще далеко.

При этом в первый год пандемии COVID-19 самыми популярными регионами нашей страны для турпоездок, как и в 2019 году, стали Краснодарский край, Московская область, Москва и Санкт-Петербург (Рис.3).

Частота поездок в Санкт-Петербург в 2020 году сократилась почти на 80%, в Москву – на 72%, в Московскую область – на 50%.

Согласно Национальному туристическому рейтингу, по итогам 2020 года в Топ-10 «Золотой двадцатки» вошли такие наиболее привлекательные и комфортные с точки зрения инфраструктуры для российских туристов регионы РФ, как Московская область, Москва, Санкт-Петербург, Крым и Краснодарский край (Рис.3). По каждому из перечисленных выше критериев на основе анализа открытых источников и ведомственной статистики за 2020–2021 годы были подготовлены таблицы и проведено соответствующее ранжирование. Первое место в каждой таблице давало 8,5 балла. За каждое последующее место снималось по 0,1 балла. В итоге была сформирована объединенная таблица.

По данным аналитических агентств за май 2021 года, 69% россиян планируют туристические поездки по России и 36% — в зарубежные страны. В рамках внутреннего туризма большинство российских туристов (70%) планируют пляжный отдых (Рис.6), отмечая, что наиболее предпочтительная продолжительность тура составляет от 8 до 14 дней.

На основе аналитической статистики можно сделать вывод, что целью большинства людей является пассивный отдых. Тенденция на внутренний туризм сохранится до полного или хотя бы более свободного посещения стран. Следовательно, уклон в развитии отрасли туризма и сферы обслуживаний нужно сделать именно на этом.

Очевидно, что увеличение туристских потоков внутри России опосредованно окажет положительное влияние на такие сферы как культура, индустрия развлечений, деятельность предприятий питания, а также сферу транспорта.

Роль транспорта в развитии туризма

В сентябре 2020 года на федеральном уровне была обоснована Стратегия развития туризма в России до 2035 года.  Разработанная стратегия включает в себя развитие туристических макротерриторий с установлением и расширением туристических точек привлекательности («магнитов»). К таким макротерриториям отнесены, в частности, «Большое золотое кольцо», «Большой Урал», «Большая Волга», «Байкал» и другие.

Транспорт является одной из важнейших частей экономики любой страны.

Транспортные услуги являются одними из самых важных в туристическом бизнесе. На них приходится большая часть стоимости тура. Путешественники используют различные виды транспорта для поездок. Основная часть в секторе транспортных услуг принадлежит авиации. Туристы, путешествующие на дальние расстояния, пользуются услугами авиационных компаний.

Транспорт также как и туризм является одной из отраслей очень сильно пострадавших от введенных санитарных ограничений в период пандемии.

Автомобильный транспорт занимает второе место среди видов транспорта, используемых для путешествий. Этот вид транспорта еще называют транспортом всеобщего применения. Он используется от трансфертов и экскурсий до внутримаршрутных перевозок, а также арендуется туристами для личного пользования.

Примерно на одном уровне находится и железная дорога. В пределах нашей страны она имеет широкое распространение по сравнению с авиационным или автомобильным транспортом. Преимуществом железной дороги являются более низкие тарифы, а также распространено использование проездных билетов, системы скидок, что позволяет передвигаться по стране, экономя собственные денежные средства.

Водный речной и морской транспорт реализует услуги круизного типа. Водные путешествия имеют как преимущества, так и недостатки. К достоинствам водного транспорта относятся обстановка, отвечающая любым запросам клиента, возможность размещения одновременно большого количества людей, реализация различных видов и целей туризма, полноценный отдых, полный комплекс жизнеобеспечения. Недостатками водного транспорта можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности.[4]

Железнодорожный транспорт — это самый безопасный вид наземного транспорта. Смертность в результате аварий поездов составляет 0,9 пассажиров на 160 млн км.

Автомобильный транспорт. На 160 млн км пройденного пути в ДТП гибнет 1,6 человек. Согласно этой статистике, автомобиль можно смело отнести к наиболее опасному виду транспорта. Каждый год на дорогах мира погибает около 1,2 млн человек, что в тысячу раз больше, чем в авиакатастрофах. Таким образом, больше шансов попасть в ДТП на пути к аэропорту, чем погибнуть в самом самолете.

Рассмотрим Авиационный транспорт подробнее.

Воздушный транспорт — самый быстрый вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта-пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Самым безопасным считается самолет, после него идет водный и железнодорожный транспорт. Данные рассчитываются, исходя из количества пострадавших при использовании того или иного вида транспорта.

Вероятность разбиться в самолете в среднем по миру равна 1 на 10 миллионов 989 тысяч рейсов. На 100 млн миль погибает 0,6 человек. Если взять для примера 2014 год, то во всем мире случилась 21 авиакатастрофа. Из них 10 – грузовые судна, 11 – пассажирские. В общей сложности погибло 990 человек.

Пандемия коронавируса сократила вдвое объемы авиапассажирских перевозок в России в 2020 году. Сильнее всего упали перевозки «Аэрофлота» — на 61%, а наименьшее падение показал лоукостер «Победа» — на 12%. Остальные авиакомпании, входящие в топ-5, сократили перевозки на 30–50%. Скорость восстановления отрасли зависит от того, как быстро будут сниматься ограничения на международные полеты. При этом, отмечают эксперты, авиакомпаниям необходимо повысить тарифы на перевозки, чтобы сделать их рентабельными. Стремительное снижение объемов перевозок началось в марте и достигло дна апреле (–92,1%) и мае (–91,3%) после установления фактического запрета на полеты за рубеж, кроме вывозных и грузовых рейсов, а также после введения карантинных ограничений на территории РФ.

Постепенное смягчение ограничений с наступлением летнего сезона, а также переориентация авиакомпаний на внутренние перевозки, в том числе по туристическим направлениям, позволили замедлить падение. Сейчас Министерство Транспорта Российской Федерации осуществляет программу субсидирования воздушных перевозок по следующим направлениям: на Дальний Восток, в г. Симферополь, в г. Калининград [5]. Больше всего субсидируемых направлений – из Минеральных Вод.

Стоит отметить, на сегодняшний день в России авиаперевозки – самый дорогой транспорта. Для примера произведем сравнение стоимости поездки из Санкт-Петербурга в Читу на различных видах транспорта на 2 декабря 2021 года (таблица 1).

Роспотребнадзор предъявил к авиаперевозчикам самые строгие требования, направленные на минимизацию рисков распространения новой коронавирусной инфекции такие как, мониторинг температуры сотрудников и пассажиров, обязательное ношение масок, перчаток, использование антисептиков, а также дезинфекция салонов и оборудования, включающие социальную дистанцию на борту авиалайнера. По словам авиаэкспертов, при соблюдении требований рассадки «через одно кресло и ряд» салон авиалайнера невозможно заполнить салон даже наполовину, что повлекло увеличение себестоимости перевозки на одного пассажира в разы.

По данным агрегаторов для путешественников цены на авиабилеты в некоторые города России с вылетом в апреле-июне подскочили на 15–120% по сравнению с 2019 годом.

Цены приведены в сравнении с 2019 годом, так как год назад существенное подорожание авиабилетов не приводило к изменению спроса. Больше всего подорожали билеты из Москвы в Набережные Челны, Томск, Нижнекамск, Чебоксары. Авиаперевозчики не могут удерживать тарифы на прежнем уровне из-за растущих затрат, низкой рентабельности и накопленного убытка 2020 года, пояснили эксперты.

Что же касается зарплат, то средняя зарплата в России в сентябре 2021 г. выросла в годовом выражении на 9,6% и достигла 54 687 руб., свидетельствуют данные Росстата. За январь — сентябрь номинальные зарплаты выросли на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В реальном выражении (с учетом инфляции) в сентябре текущего года зарплаты в России выросли на 2% по сравнению с сентябрем 2020 г. За первые девять месяцев 2021 г. этот показатель увеличился на 3% в годовом выражении, подсчитали в ведомстве. Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, по итогам 2021 г. рост реальных зарплат составит 3,1%.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что большинству граждан достаточно трудно финансово осуществлять поездки авиатранспортом.

Однако следует отметить, что для удаленных перевозок актуально именно авиасообщение, т.к. это скорость перемещения с учетом ограниченного установленного законодательством ежегодного отпуска в 28 календарных дней.

Меры по поддержке внутреннего туризма

Транспорт оказывает прямое влияние на социальную сферу, обеспечивая путешествия. Время в пути является важным элементом при принятии решения об отдыхе, при выборе конкретного пункта назначения, особенно в международном туризме.

Туризм определяет функционирование и взаимодействие между видами транспорта, путями и терминалами, которые поддерживают туристские курорты с точки зрения пассажиропотока и грузопотока в направлении и из пунктов назначения, а также предоставление соединительных видов транспорта в регионе, генерирующем туризм. [6].

Из-за того, что авиатранспорт является самым дорогим, но и самым удобным, люди вынуждены экономить и урезать бюджет, чтобы позволить себе комфортные условия поездки. В связи с этим, возникает идея туристического кешбэка. Кешбэк – скидка в виде возврата части стоимости покупки на счёт покупателя.

Туристический кешбэк — программа Государственного субсидирования поездок по России, разработанная Федеральным агентством по туризму действовавшая до 10 сентября 2021 года. В рамках этой Программы туристы могли оплатить путешествие картой «Мир» и получить кешбэк 20% от его стоимости.

Было возможно получить возврат за покупку таких товаров как:

  • за туристические пакеты туроператоров: транспорт (перелет, ж/д проезд или автобусный проезд) и проживание в отелях от 2 ночей;
  • железнодорожные туры с ночевками в поезде и/или отелях;
  • круизные туры;
  • проживание в классифицированных объектах размещения (гостиницы, санатории, пансионаты, парк-отели, базы отдыха, гостиничные комплексы, оздоровительные комплексы и т.д.) от 2 ночей.

Данные о наиболее популярных направлениях среди российских путешественников, которые приобрели туры и отели по действовавшей программе туристичекого кэшбэка осенью 2020 года были проанализированы и представлены на рисунке 5.

Согласно [7] выявленные основные тенденции в подходе к планированию будущих поездок. Большая часть опрошенных, в первую очередь, отдаёт предпочтение возможности бесплатной отмены бронирований.

Большинство экспертов сходятся во мнении о том, что сложившаяся в 2020 году ситуация приведёт к значительным изменениям на рынке мирового туризма, в том числе, и изменениям в предпочтениях туристов и формате путешествий. Так, например, группа специалистов, проанализировав данные агрегатора авторских туров и экскурсий – платформы «Туту Путешествия», выделяет ряд трендов, которые будут влиять на туристскую отрасль в 2021 году и далее:

  • люди будут путешествовать чаще, но их поездки будут короче (причина – ускорение темпов жизни);
  • путешествовать будет удобнее, т.к. увеличатся пользовательские запросы на обеспечение комфорта всех стадий поездки – значительно сократится количество путешествий в больших сборных группах и увеличится число мест размещения с высоким уровнем сервиса (даже в труднодоступных местах);
  • индивидуализация и кастомизация во всём. [8]

Это позволяет судить о том, что люди скорее выберут 1 поездку, но качественную, чем несколько, в которых пострадает их чувство спокойствия. Сейчас все чаще проявляется тенденция, что отпуск – это полный отдых, за который люди готовы заплатить чуть подороже, но они должны расслабиться полностью, отстраниться от работы, проблем и домашних хлопот. Человек пытается набраться сил и энергии, чтобы по прибытии домой «со вторым дыханием» браться за свои обязанности. Сервисы, предоставляющие услуги по туризму, должны это учитывать и акцентировать внимание на персональных желаниях людей, что может способствовать накоплению постоянных клиентов и развитию бизнеса.

Выводы и предложения

Официальной программой Ростуризма кэшбэк за покупку непосредственно самих авиабилетов по России не был предусмотрен. Сейчас напрямую с авиабилета нельзя получить кешбэк, а только с покупки тура. [9]

Предлагается ввести прямые кэш-бэки на авиабилеты по внутренним направлениям, которые нуждаются в развитии и привлекательны с туристической точки зрения (возможно с привязкой к уже разработанным маршрутам Ростуризмом).

По направлениям, которые представлены выше, предлагается введение кешбэка на авиабилеты, т.к. это наиболее популярные места, к которым вряд ли россияне и туристы из других стран потеряют интерес в ближайшие годы. Также предлагается введения возврата средств на путешествия на Дальний Восток. Это край с богатой культурой и невероятной историей, чудесными пейзажами и видами.

Так как вышеперечисленные места находя в приличном удалении друг от друга, то, соответственно, для большой части городов России они являются удаленной точкой, то для такой поездки предпочтителен выбор именно авиасообщения. Введение кешбэка на данные направления увеличит приток туристов и поможет развить гостиничный бизнес и сферу обслуживания. Также поможет в поддержке малого бизнеса в разных отраслях.

Введение прямых возвратов с покупки авиабилетов позволит создать постоянный туристический поток в удаленные и привлекательные районы нашей страны, в свою очередь, и у авиакомпаний, осуществляющих местные и региональные перевозки, появится постоянный пассажиропоток, что сейчас так необходимо для восстановления после перерыва в обслуживании.

Введение кешбэка на авиабилеты поможет людям преимущественно выбирать авиасообщение по равнению с другими видами транспорта.

Поддержка авиакомпаний государством и людьми невероятно важна, т.к. это огромный механизм, который если остановится, то сдвинуть его с «мертвой точки» будет практически нереально. Авиакомпании планируют свои рейсы за месяцы, а иногда за годы вперед. Простои приводят к колоссальным растратам начиная с обслуживания самолета (технических осмотров, уборки) заканчивая работой сотрудников аэропортов. Кроме того, если самолет не вылетел вовремя, то по закону компанию ждет большой штраф. Также при перевозке пассажиров возможны перевозки скоропортящихся продуктов, так что отмена полета сказывается и на других сферах.

Список источников

  1. Карпова Г.А., Валеева Е.О. Проблемы и перспективы развития туризма в условиях пандемии// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета.-2021.-№1(27).-С.97-104
  2. Аналитическое исследование. Российский туризм после пандемии: перспективы восстановления турбизнеса//URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/rossiyskiy-turizm-posle-pandemii-perspektivy-vosstanovleniya-turbiznesa/ (дата обращения 25.02.2022)
  3. Национальный туристический рейтинг 2021 //URL: http://russia-rating.ru/info/20156.html (дата обращения 25.02.2022)
  4. Какой вид транспорта самый безопасный // URL: https://turvopros.com/samyiy-bezopasnyiy-vid-transporta-statistika/(дата обращения 25.02.2022)
  5. Субсидирование воздушных перевозок// URL:https://favt.gov.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-subsidirovanie (дата обращения 25.02.2022)
  6. Овсова О. В. Роль транспорта в развитии туризма [Текст] / О.В. Овсова// Проблемы научно-практической деятельности. Перспективы внедрения инновационных решений: Сб. ст. Всероссийской науч.-прак. конф. / Отв. ред. А.А. Сукиасян – Ижевск, 2019 С. 167-169
  7. Туризм. Прогноз развития отрасли после COVID-19. Июль 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://innoagency.ru/files/Tourism_Prognoz_Covid19.pdf (дата обращения 25.02.2022)
  8. Какие тренды будут влиять на туризм в 2021 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ratanews.ru/news/news_29122020_5.stm (дата обращения 29.12.2022).
  9. Кэшбэк за авиабилеты по России по карте Мир-2022 //URL: https://tourcashback.ru/aviabilety(дата обращения 29.12.2022).

References

  1. Karpova G.A., Valeeva E.O. Problemy` i perspektivy` razvitiya turizma v usloviyax pandemii// Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo e`konomicheskogo universiteta.-2021.-№1(27).-S.97-104
  2. Analiticheskoe issledovanie. Rossijskij turizm posle pandemii: perspektivy` vosstanovleniya turbiznesa//URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/rossiyskiy-turizm-posle-pandemii-perspektivy-vosstanovleniya-turbiznesa/ (data obrashheniya 25.02.2022)
  3. Nacional`ny`j turisticheskij rejting 2021 //URL: http://russia-rating.ru/info/20156.html (data obrashheniya 25.02.2022)
  4. Kakoj vid transporta samy`j bezopasny`j // URL: https://turvopros.com/samyiy-bezopasnyiy-vid-transporta-statistika/(data obrashheniya 25.02.2022)
  5. Subsidirovanie vozdushny`x perevozok// URL:https://favt.gov.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-subsidirovanie (data obrashheniya 25.02.2022)
  6. Ovsova O. V. Rol` transporta v razvitii turizma [Tekst] / O.V. Ovsova// Problemy` nauchno-prakticheskoj deyatel`nosti. Perspektivy` vnedreniya innovacionny`x reshenij: Sb. st. Vserossijskoj nauch.-prak. konf. / Otv. red. A.A. Sukiasyan – Izhevsk, 2019 S. 167-169
  7. Turizm. Prognoz razvitiya otrasli posle COVID-19. Iyul` 2020. [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://innoagency.ru/files/Tourism_Prognoz_Covid19.pdf (data obrashheniya 25.02.2022)
  8. Kakie trendy` budut vliyat` na turizm v 2021 godu. [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://ratanews.ru/news/news_29122020_5.stm (data obrashheniya 29.12.2022).
  9. Ke`shbe`k za aviabilety` po Rossii po karte Mir-2022 //URL: https://tourcashback.ru/aviabilety(data obrashheniya 29.12.2022).

Для цитирования: Евдокимова О.Г., Виноградова А.Б. Варианты поддержки транспортной туристической отрасли в целях преодоления последствий пандемии // Московский экономический журнал. 2022. № 2. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2022-60/

© Евдокимова О.Г., Виноградова А.Б., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 2.