Московский экономический журнал 2/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 339.338

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_2_125 

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ ТОРГОВЫХ ФИРМ

INSTITUTIONAL AND LEGAL SUPPORT OF COMPETITION OF TRADING FIRMS 

Кухаренко Андрей Андреевич, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, г. Краснодар, E-mail: i@akuharenko.ru

Гайдук Наталья Викторовна, кандидат экономических наук, доцент,  доцент кафедры информационных систем, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, г. Краснодар, E-mail: gayduknv@mail.ru

Kukharenko Andrey Andreyevich, Department Institutional Economics and Investment Management, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, E-mail: i@akuharenko.ru

Gaiduk Natalia Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Information Systems, Kuban GAU, Krasnodar, E-mail: gayduknv@mail.ru 

Аннотация. В статье приведены результаты исследований институциально-правового обеспечения торговых фирм. Законодательное регулирование экономики осуществляется с целью  предоставления гарантий независимости коммерческих фирм, здоровой конкуренции хозяйствующих субъектов, предотвращения попыток незаконного вмешательства в ведение бизнеса, а также судебной охраны нарушенных прав предпринимателей. Свободный рынок не всегда может самостоятельно регулировать свободную конкуренцию его участников, поскольку крупный бизнес имеет значительные экономические преимущества и заинтересован в монополизации и устранении конкурентов. Поэтому требуется вмешательство государство в части издания соответствующих нормативно-правовых актов для предупреждения монополизации рынка.

В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование конкуренции торговых фирм. Проанализирована вся иерархия законодательного обеспечения рассматриваемой сферы правоотношений. Изучены соответствующие статьи Конституции Российской Федерации и  Гражданского кодекса РФ, а также Федеральные законы № 147-ФЗ «О естественных монополиях», № 135-ФЗ «О защите конкуренции», № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и  действующий региональном уровне в Краснодарском крае Закон № 879-КЗ «О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности». Современному конкурентному праву присущ межотраслевой характер и не кодифицированность, большую роль в правоприменительной практике играют разъяснения Президиума и Приказы ФАС РФ.

Авторами изучена роль государства в установлении цен на товар и произведен обзор четырех правовых режимов ценообразования на товары. Также проанализировано место Российской Федерации в мировом рейтинге конкурентоспособности и направления дальнейшего совершенствования законодательства, которые позволят увеличить показатели конкуренции в нашей стране, в частности назрел вопрос об отмене естественных монополий в ряде отраслей экономики страны.

Abstract. The article presents the results of studies of institutional and legal support of trading firms. Legislative regulation of the economy is carried out in order to provide guarantees of independence of commercial firms, healthy competition of economic entities, prevention of attempts to illegally interfere in doing business, as well as judicial protection of violated rights of entrepreneurs. The free market cannot always independently regulate the free competition of its participants, since big business has significant economic advantages and is interested in monopolizing and eliminating competitors. Therefore, state intervention is required in terms of issuing relevant regulatory legal acts to prevent monopolization of the market.

The article deals with the regulatory and legal regulation of competition of trading firms. The entire hierarchy of legislative support of the considered sphere of legal relations has been analyzed. The relevant articles of the Constitution of the Russian Federation and the Civil Code of the Russian Federation, as well as Federal Laws No. 147-FZ «On Natural Monopolies», No. 135-FZ «On Protection of Competition», No. 381-FZ «On the Basics of State Regulation of Trade Activities in the Russian Federation» and the current regional level in the Krasnodar Territory Law No. 879-KZ «On the State Policy of the Krasnodar Territory in the Field of Trade Activities» were studied. Modern competition law is characterized by an intersectoral nature and non-codification, an important role in law enforcement practice is played by the explanations of the Presidium and the Orders of the FAS of the Russian Federation.

The authors studied the role of the state in setting prices for goods and reviewed four legal regimes for pricing goods. It also analyzes the place of the Russian Federation in the world ranking of competitiveness and the directions of further improvement of legislation, which will increase the indicators of competition in our country, in particular, the question of the abolition of natural monopolies in a number of sectors of the country’s economy is ripe.

Ключевые слова: конкуренция, антимонопольное законодательство, рыночная экономика, монополистическая деятельность, защита конкуренции, торговая фирма, открытый рынок

Keywords: competition, antitrust law, market economy, monopolistic activity, protection of competition, trading firm, open market 

Введение. Основной задачей законодательного регулирования экономики является предоставление гарантий независимости коммерческих фирм, обеспечение абсолютного соперничества хозяйствующих субъектов, пресечение случаев незаконного вмешательства в ведение бизнеса, судебная охрана нарушенных прав предпринимателей.

Однако на практике сам свободный рынок не всегда может обеспечить его участникам возможность свободно конкурировать между собой. Крупный бизнес, имея очевидные экономические преимущества, проявляет стремление к устранению конкурентов и монополизации [12].

Государство, предвидя этот процесс и все негативные последствия, которые повлечет уменьшение количество коммерческих фирм в различных секторах экономики, пользуется своим правом на издание нормативно-правовых актов, которые должны предупредить монополизацию рынка.

  1. В Российской Федерации современное законодательство, регулирующее конкуренцию торговых фирм, начало формироваться с принятием Конституции. Основной Закон страны установил новую экономическую формацию, изменил государственный строй, гарантировал предпринимателям поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) [1]. Таким образом, в стране установился режим независимой коммерческой деятельности.

Необходимо отметить, что данные нормы Конституции РФ носят общий характер и явились фундаментом, на основании которого в дальнейшем были приняты иные специальные Законы.

  1. Так, спустя год после принятия Основного Закона страны, вступил в законную силу нормативно-правовой акт, регулирующий исследуемую сферу правоотношений, а именно Часть Первая Гражданского кодекса РФ (таблица 1).

Кроме того, данная часть Гражданского кодекса РФ установила такой институт, как право собственности физических и юридических лиц.

Таким образом, Часть Первая ГК РФ закрепила основные принципы деятельности хозяйствующих субъектов, однако детально в ней не расписано содержание правового режима конкуренции.

Принятые в дальнейшем части Гражданского кодекса регулировали правоотношения субъектов при заключении гражданско-правовых договоров, с наследованием и международным частным правом, в области смежных и авторских прав.

В последующем в нашей стране нормативно-правовые акты, регулирующие и устанавливающие конкуренцию торговых фирм, принимались в разных отраслях права и не имели вид кодифицированности.

  1. Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», далее по тексту – Закон № 147-ФЗ, в стране введены правовые основы для деятельности естественных монополий [3].

Отраслями экономики страны, которые попали под действие вышеуказанного закона, являются: трубопроводная транспортировка газа, нефти и нефтепродуктов; железнодорожные перевозки; услуги по общедоступной электросвязи и почтовой связи; услуги по передаче и управлению электрической и тепловой энергии; услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем и прочее.

Авторы считают, что Закон № 147-ФЗ принят в условиях и в период перехода от плановой к рыночной экономике.

Законодатель установил нормы, которые носят сдерживающий характер и затрудняют в дальнейшем преобразования определенных сфер экономики страны от состояния естественных монополий в организацию конкурентного рынка.

В настоящее время оправдан отказ от естественных монополий в таких отраслях экономики, как жилищно-коммунальная сфера и услуги связи.

  1. Полагаем, что наиболее существенную роль в укреплении свободы экономической деятельности и обеспечении защиты конкуренции сыграло принятие Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» – далее по тексту Закон № 135-ФЗ.

Указанным федеральным законом даны определения таким терминам, как «конкуренция», «недобросовестная конкуренция», «монополистическая деятельность», запрещено предпринимателям согласовывать действия, ограничивающие конкуренцию.

Также Законом № 135-ФЗ установлено, что действия предпринимателей, связанные с дискредитацией, введением в заблуждение, некорректным сравнением, незаконным использованием исключительных прав и результатов интеллектуальной деятельности и нарушением режима тайны, установленной и охраняемой законом, признаются недобросовестной конкуренцией.

Остановимся подробнее на понятии доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

Закон № 135-ФЗ в ч. 1 ст. 5 определяет, что таким положением признается ситуация, когда доля оборота для одного субъекта на рынке определенного товара превышает 50 %, а также менее чем 50 %, если доминирующее положение установлено антимонопольным органом [4].

  1. В начале 2010 года в нашей стране вступил в силу Федеральный Закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 381-ФЗ), которым фирмы, осуществляющие торговую деятельность, обязаны руководствоваться.

Закон № 381-ФЗ дает определения таким ключевым терминам, как «торговая деятельность», «оптовая торговля», «розничная торговля», «торговый объект» и прочее. В нем содержатся статьи с рядом запретов для торговых фирм (таблица 2).

Рассмотрим подробнее ст. 13 Закона  № 381-ФЗ.

Данной нормой Законодатель установил запрет на заключение между поставщиком продовольственной продукции и торговой сетью договоров комиссии, поручения, агентского или смешанных договоров, а также ограничения на включение определенных условий в договор поставки продовольственных товаров.

Полагаем, что указанное вето негативно сказывается на продвижении продовольственных товаров и конкуренции в данной сфере экономики, а также нарушает установленный ч. 1 ст. 1 ГК РФ принцип свободы договора.

  1. На региональном уровне в Краснодарском крае действует Закон от 31.05.2005 № 879-КЗ «О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности».

Данным краевым Законом предоставляются гарантии по мерам поддержки товаропроизводителей Краснодарского края в сфере торговой деятельности; кроме того, краевые власти обязаны разрабатывать региональную программу развития торговой деятельности, а также формировать торговый реестр [9].

В остальном содержание краевого закона дублирует нормы федерального законодательства.

  1. Также следует отметить, что огромную роль в установлении порядка и законности в правоприменительной деятельности играют разъяснения Президиума и Приказы ФАС РФ.

Так, примером является Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220, которым утвержден Порядок проведения анализа конкуренции на товарном рынке. В данном нормативном акте даны подробные разъяснения и чёткие критерии наличия признаков нарушения Закона № 135-ФЗ, в том числе порядок проведения процедуры установления доминирующего положения предпринимателя на рынке.

Правовые режимы ценообразования на товары

Отдельного внимания требует рассмотрение роли государства в установлении цен на товар, поскольку в данном случае прослеживается взаимосвязь: чем больше возможности влиять на цену товара у государства, тем пропорционально меньше конкуренции в данной торговой отрасли, и наоборот. 

Несмотря на декларированную независимость коммерческой деятельности фирм, государство установило ряд ограничений в ценообразовании на товары.

Авторы выделяют четыре таких правовых режима.

А. Установление четких тарифов, определяющих плату за различные услуги, предоставляемые предприятиям и населению.

Примером может служить п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» [7]. Данной нормой права установлено, что теплоснабжающие организации обязаны поставлять тепловую энергию (мощность) потребителям по строго установленному уровню тарифов.

То есть коммунальная фирма лишена возможности и права свободно устанавливать цену для потребителей за оказанные услуги. Стоимость в данном случае тепловой энергии строго установлена государством.

Б. Регистрация предельной отпускной стоимости на товар. Исполнительный орган власти устанавливает верхнюю границу стоимости продукции, выше которой запрещена реализация.

Образом данного режима, может случить ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [6], которой регламентирована обязанность Правительства РФ устанавливать и регистрировать предельную отпускную цену производителя на лекарственный препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

В данном случае производитель лекарственных препаратов не имеет право продать медикаменты по стоимости выше, чем это установило Правительство РФ.

В. Право исполнительного органа власти устанавливать предельно допустимые цены при наступлении на рынке определенных условий.

Частью 5 ст. 8 Закона № 381-ФЗ предусмотрено право Правительства РФ на установление предельно допустимых розничных цен на продовольственные товары первой необходимости.

По сути, это предусмотренная возможность государства прямо регулировать цены на продовольственные товары.

Надо отметить, что воспользоваться этим полномочием Правительство может в случае, если в течение 60 дней подряд на территории отдельного субъекта РФ произойдет рост розничных цен на товары десять и более процентов [8].

Вместе с тем, с момента принятия права по установлению предельно допустимых розничных цен на продовольственные товары первой необходимости по настоящее время Правительство РФ им так и не воспользовалось.

Г. Остальной свободный рынок с независимым от государства ценообразованием.

Место России в мировом рейтинге конкурентоспособности

Согласно мировому рейтингу конкурентоспособности за 2021 г., наша страна заняла 45 место из 64 государств списка [10].

Данный рейтинг составлен на основе мнений экспертов Всемирного центра конкурентоспособности и характеризует наличие инвестиций в инновации, диверсификацию экономической деятельности и благоприятную государственную политику.  В таблице 3 представлены динамика позиций Российской Федерации в рейтингах с 2017 по 2021 гг. по различным показателям.

Как видно из анализа данной таблицы наибольшее отставание нашей страны заметно по таким показателям, как «Эффективность государственного управления» и «Эффективность бизнеса».

Вывод: Проблемы совершенствования законодательного регулирования свободной конкуренции в нашей стране имеются и связаны с наличием противоречий.

Так, одними нормативно-правовыми актами запрещена монополистическая деятельность, в то же время имеются законы, которые разрешают монополистическую деятельность (для естественных монополий).

Таким образом, содержание антимонопольного законодательства неоднородно, поскольку присутствует два противоположных порядка:

  • разрешающий монополистическую деятельность (для естественных монополий);
  • запрещающий монополистическую деятельность.   

Полагаем, что проблемой в реализации свободы конкуренции в современной России является высокая доля государственного сектора в экономике.

Данный факт имеет негативные последствия в виде неэффективного управления, создания излишнего бюрократического аппарата, деформирует свободный рынок, в результате чего у предпринимателей снижается стимул к экономической деятельности.

Неблагоприятное влияние на конкуренцию коммерческих фирм оказывают запреты и санкции [11], установленные законодательством в сфере торговой деятельности, которые противоречат основным принципам частного права. 

Также отрицательно влияет на развитие конкуренции в нашей стране значительные административные барьеры в предпринимательской сфере, наличие естественных монополий, непризнание важности конкуренции в бизнес-среде и среди населения, нестабильность макроэкономических условий.

Полагаем, что дальнейшее совершенствование законодательства, направленного на развитие конкуренции, окажет положительное влияние на экономику страны, позволит сформировать независимое бизнес-сообщество, повысить важность соперничества среди предпринимателей, что в конечном счете приведет к снижению уровня цен для конечных потребителей.

Список источников

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Текст опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 года № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Текст опубликован в «Российской газете» № 238-239 от 08.12.1994.
  3. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Опубликован в «Собрание законодательства РФ», 21.08.1995, № 34, ст. 3426.
  4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»// «Российская газета», № 162, от 27.07.2006.
  5. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Опубликован «Российская газета», № 253, 30.12.2009.
  6. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // Опубликован в «Российской газете», № 78, 14.04.2010.
  7. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» // Опубликован в «Российской газете», № 168 от 30.07.2010.
  8. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. №  530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» // Опубликовано в «Российской газете» от 26 июля 2010 г. № 163.
  9. Закон Краснодарского края от 31.05.2005 № 879-КЗ «О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности». – Режим доступа: //https://docs.cntd.ru/document/461608112?marker=B448P7&section=text.
  10. Индекс глобальной конкурентоспособности 2017–2022 гг. Российская Федерация. – Режим доступа: https://www.imd.org/centers/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness/.
  11. Угрозы и возможности развития рынка информационных технологий России в санкционный период / Гайдук Н. В., Вороков А. С. // Московский экономический журнал. 2019. № 10. С. 276-284.
  12. NANOTECHNOLOGY MARKET RESEARCH: DEVELOPMENT AND PROSPECTS / Golubev S.S., Sekerin V.D., Gorokhova A.E., Gayduk N.V. // Espacios. 2018. Т. 39. № 36. С. 4.

References

  1. Konstituciya Rossijskoj Federacii, prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda. // Tekst opublikovan v «Rossijskoj gazete» ot 25 dekabrya 1993 goda № 237.
  2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ // Tekst opublikovan v «Rossijskoj gazete» № 238-239 ot 08.12.1994.
  3. Federalnyj zakon ot 17.08.1995 № 147-FZ «O estestvennyh monopoliyah» // Opublikovan v «Sobranie zakonodatelstva RF», 21.08.1995 № 34, st. 3426.
  4. Federalnyj zakon ot 26.07.2006 № 135-FZ «O zashchite konkurencii» // «Rossijskaya gazeta», № 162, ot 27.07.2006.
  5. Federalnyj zakon ot 28.12.2009 № 381-FZ «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovaniya torgovoj deyatelnosti v Rossijskoj Federacii» // Opublikovan Rossijskaya gazeta № 253, 30.12.2009.
  6. Federalnyj zakon ot 12.04.2010 № 61-FZ «Ob obrashchenii lekarstvennyh sredstv» // Opublikovan v «Rossijskoj gazete», № 78, 14.04.2010.
  7. Federalnyj zakon ot 27.07.2010 № 190-FZ «O teplosnabzhenii» // Opublikovan v «Rossijskoj gazete», № 168 ot 30.07.2010.
  8. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 15 iyulya 2010 g. № 530 «Ob utverzhdenii Pravil ustanovleniya predelno dopustimyh roznichnyh cen na otdelnye vidy socialno znachimyh prodovolstvennyh tovarov pervoj neobhodimosti» // Opublikovano v «Rossijskoj gazete» ot 26 iyulya 2010 g. № 163.
  9. Zakon Krasnodarskogo kraya ot 31.05.2005 № 879-KZ «O gosudarstvennoj politike Krasnodarskogo kraya v sfere torgovoj deyatelnosti». – Rezhim dostupa: //https://docs.cntd.ru/document/461608112?marker=B448P7&section=text.
  10. Indeks globalnoj konkurentosposobnosti 2017–2022 gg. Rossijskaya Federaciya. – Rezhim dostupa: https://www.imd.org/centers/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness/.
  11. Ugrozy i vozmozhnosti razvitiya rynka informacionnyh tekhnologij Rossii v sankcionnyj period / Gajduk N. V., Vorokov A. S. // Moskovskij ehkonomicheskij zhurnal. 2019. № 10. S. 276-284.
  12. NANOTECHNOLOGY MARKET RESEARCH: DEVELOPMENT AND PROSPECTS / Golubev S.S., Sekerin V.D., Gorokhova A.E., Gayduk N.V. // Espacios. 2018. Т. 39. № 36. S. 4.

Для цитирования: Кухаренко А. А., Гайдук Н. В. Институционально-правовое обеспечение конкуренции торговых фирм // Московский экономический журнал. 2022. № 2. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2022-59/

© Кухаренко А. А., Гайдук Н. В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 2.