Московский экономический журнал 2/2021

image_pdfimage_print

УДК 639.313

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10072

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА ТОВАРНОЙ ФОРЕЛИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

MARKETING ANALYSIS OF THE MARKET OF COMMERCIAL TROUT (ON THE EXAMPLE OF THE PERM REGION)

Шаихов Р.Ф., к.т.н., доцент, заведующий кафедрой технического сервиса и ремонта машин, Пермский государственный аграрно-технологический университет, Пермь, Россия

Shaihov R.F., Perm State Agro-Technological University, Perm, Russia

Аннотация. Статья посвящена перспективам развития рынка товарной форели в средней части России на примере Пермского края. В условиях развития импортозамещения в стране и закрытия границ в связи с пандемией коронавируса в мире, видится перспективным развитие товарной аквакультуры на территории Пермского края. В статье отражены риски, связанные с технологическим процессом производства форели и методы их минимизации и решения. Наиболее перспективным являются применение энергоэффективных технологий и страхование объектов аквакультуры с использованием механизмов государственной поддержки. Проведен анализ рынка товарной форели Пермского края. В ходе проведенного исследования установлен явный дефицит предложения свежей живой рыбы в регионе и достаточно низкоконкурентная среда.

Summary. The article is devoted to the prospects for the development of the market of commercial trout in the middle part of Russia on the example of the Perm Region. In the context of the development of import substitution in the country and the closure of borders in connection with the coronavirus pandemic in the world, the development of commercial aquaculture in the Perm Region is seen as promising. The article reflects the risks associated with the technological process of trout production and methods of their minimization and solution. The most promising is the use of energy-efficient technologies and insurance of aquaculture facilities using state support mechanisms. The analysis of the market of commercial trout of the Perm Region is carried out. The study revealed a clear shortage of fresh live fish supply in the region and a fairly low-competitive environment.

Ключевые слова: товарная форель, аквакультура, живая рыба, сельхозпроизводитель, рыбоводное хозяйство.

Keywords: commercial trout, aquaculture, live fish, agricultural producer, fish farming.

Рынок разведения товарной форели в России имеет ярко выраженную тенденцию к увеличению объемов производства в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Этому способствует и всесторонняя поддержка сельхозпроизводителей со стороны Минсельхоза и Правительства РФ. В последнее время для предприятий рыбоводного комплекса существует как грантовая поддержка («Агростартап», «Поддержка семейных животноводческих ферм» и др.), так и субсидирование части затрат на страхование объектов аквакультуры [1, 2].

Лидирующими регионами по разведению товарной форели являются: Карелия, Мурманская область, Кубань, Ставрополье. Они занимают 80-90% ранка производства форели в России [3]. Однако, в связи с большой протяженностью нашей страны и логистическими трудностями регионы средней части России и Поволжья пытаются активно развивать рыбоводные хозяйства, в том числе и по производству форели. На данных территориях страны рынок товарной форели до сих пор остается низкоконкурентным, т.к. предложение качественной свежей рыбы по приемлемым ценам находится на очень низком уровне. По данным аналитических изданий, рынок товарной форели в РФ растет в среднем на 10-15% в год и в 2021 году достигнет объема 43,5 тыс. тонн.

В замороженном и в охлажденном виде форель можно отнести к средней и высшей ценовой категории. Соответственно, целевой аудиторией для данного продукта являются:

  • Физические лица (частные покупатели), имеющие уровень доходов средний и выше среднего по региону, активно покупающие продукты питания в сетевых супермаркетах, следящие за качеством потребляемой пищи и ведущие здоровый образ жизни. При этом каналом продаж будут являться специализированные рыбные магазины и супермаркеты в центральных районах города;
  • Предприятия общественного питания, имеющие средний чек среднего и выше среднего уровня по региону. К ним относятся: гостиничные комплексы, туристические базы отдыха с возможностью платной рыбалки, суши-бары, рыбные рестораны и др. Канал продаж необходимо организовать по системе B2B, т.е. прямой контакт с потребителями продукции на основании заключенных договоров;
  • Санаторно-курортные предприятия, дома отдыха, предлагающие отдыхающим полный комплекс восстановительных процедур, в том числе и качественное диетическое питание. Ввиду принадлежности части учреждений к муниципальной или федеральной собственности, поставки продукции аквакультуры могут проходить по результатам участия в закупках по ФЗ-44 или ФЗ-223 на электронных торговых площадках.

Маркетинговую политику предприятия необходимо построить на основных преимуществах компании: качество (свежая форель, не подвергавшаяся заморозке, выращенная в экологически чистых водоемах) и логистика (доставка до покупателя необходимого объема продукции в кратчайшие сроки).

Спрос на рыбную продукцию в России стабильно растет как со стороны крупных оптовых покупателей (переработчиков), так и со стороны индивидуальных потребителей. Однако производители товарной форели при организации собственного производства могут столкнуться с рядом рисков, такими как: сезонные, технологические и экономические [4-6].

Первые связаны со спецификой производства товарной форели на открытых водоемах, в том числе реках, озерах и прудах. В зимний период, если водоем замерзает, рыба помещается на «зимовку» под лед, при этом она может не только не набрать необходимый вес, но и потерять до 15% массы. Таким образом, в зависимости от продолжительности данного периода предприниматели могут нести убытки, связанные с уменьшением средней навести форели в водоеме. Сезонные риски частично могут быть компенсированы применением устройств замкнутого водоснабжения (УЗВ). Однако данное оборудование приводит к увеличению накладных расходов и, как следствие, снижению рентабельности производства.

Технологические риски связаны с возможностью загрязнения водоема третьими лицами и промышленными предприятиями. Данный фактор может привести как к приостановке технологического цикла производства рыбы, так и к гибели всего поголовья. Кроме того, возможно получение низкокачественного малькового стада от производителя, что также негативно сказывается на непрерывности технологического процесса производства товарной форели. Для снижения технологических рисков необходимо непрерывно следить за качеством воды в водоеме, количеством загрязняющих веществ, а также закупать мальков только на проверенных рыбозаводах с историей и репутацией.

Третий вид рисков, экономические, в первую очередь связан с применением в технологическом процессе УЗВ. Большая часть оборудования в данном случае работает от электрической энергии и в случае ее отключения возможны необратимые последствия для всего поголовья, в том числе и гибель рыб. Кроме того во многих регионах России стоимость электроэнергии достаточно высокая, что опять же приводит к снижению рентабельности производства и прибыли. Решением данных проблем могут быть применение энергосберегающих технологий в производственном процессе, а также возобновляемые источники энергии. Ввиду наличия на рынке устойчивого дефицита качественной рыбы, такой фактор как конкуренция не оказывает значительного влияния на экономические показатели производителей форели. Кроме того, большая часть населения переходит на здоровое белковое питание, в котором рыба занимает лидирующие позиции.

Специфика выращивания товарной форели на территории Пермского края заключается в том, что полный цикл производства длится в пределах 1,5-2 года. За этот период форель из икры вырастает до массы 1-1,2 кг, что соответствует оптимальным размерам продажи товарной продукции. Кроме того существует несколько характерных этапов при росте форели:

  1. Оплодотворенная икра → личинка

         Длительность периода – 1 месяц. Целесообразно осуществлять выклевывание икры в специальных ваннах (инкубаторах), позволяющих контролировать процесс выращивания выклевывания, в том числе температуру воды на уровне 10⁰С, уровень кислорода, загрязнения и др.

  1. Личинка → малек весом 1 гр.

         Длительность периода – 1 месяц. Целесообразно осуществлять выращивание мальков в периоде в ваннах, позволяющих контролировать процесс выращивания мальков форели из икры, в том числе температуру воды на уровне 10⁰С, уровень кислорода, загрязнения и др.

Выход на первых двух этапах – примерно 50%.

  1. Малек весом 1 гр. → малек весом 8-15 гр.

         Длительность периода – 4 месяца. На данном этапе происходит пересадка малька на открытую воду в мелкоячеистые садки. Выход на данном этапе – примерно 85%. Для организации питания рыб необходимы специальные стартовые корма, имеющие большую энергетическую ценность, высокое содержание протеина и минимальный размер гранул (до 1 мм).

  1. Малек весом 8-15 гр. → форель весом 300 гр.

         Длительность периода – 8 месяцев. Выращивание осуществляется на открытых водоемах, т.к. устойчивость рыбы к внешним факторам на достаточно высоком уровне. Выход на данном этапе – примерно 95%. Для организации питания рыб необходимы рыбные корма, имеющие размер гранул 2-4 мм.

  1. Форель весом 300 гр. → товарная форель 1-1,2 кг.

         Длительность периода – 8 месяцев. Выращивание осуществляется на открытых водоемах, т.к. устойчивость рыбы к внешним факторам на достаточно высоком уровне. Выход на данном этапе – примерно 95%. Для организации питания рыб необходимы рыбные корма, имеющие размер гранул 4-6 мм.

Ввиду вышеизложенного, для организации производственного участка полного цикла по выращиванию товарной форели в Пермском крае необходимы следующие мероприятия:

  1. Организация малькового цеха с наличием бассейнов (ванн) для инкубации оплодотворенной икры и подращивания молоди форели до размеров 8-15 гр.
  2. Организация понтонной линии и садков для размещения подрощенной рыбы на открытом водоеме с целью ее содержания и выращивания в период от 8-15 гр. до товарной продукции (1-1,2 кг.)

По данным исследований, проведенных уполномоченным по защите прав предпринимателей в Пермском крае, к началу 2019 года в Пермском крае зарегистрирована 21 организация, осуществляющая деятельность на рынке товарной аквакультуры, все из них относятся к частной форме собственности. Крупными производителями продукции аквакультуры в Пермском крае являются ООО «Добрянский рыбоводный центр», ООО «Яйвинское рыбное хозяйство», КФХ Ланге Ю.Е.

В ходе проведенного анализа рыбных трейдерских площадок fishretail.ru и fishnet.ru, определена средняя оптовая и розничная цена продажи товарной форели (табл. 1)

 В Пермском крае разводят следующие виды аквакультуры: сибирский осетр, стерлядь, форель, муксун, чир, канальный сом, карп.

Товарная продукция аквакультуры представлена в розничных торговых сетях Пермского края, в том числе в ассортименте живая рыба. Однако полноценное производство товарной продукции отрасли на данном этапе сдерживается по ряду причин:

  • высокий уровень физического износа и прогрессирующее моральное старение основных фондов;
  • нехватка рыбопосадочного материала для зарыбления прудов;
  • слабое развитие финансово-кредитных отношений и сложность в получении кредитов;
  • отсутствие развитой рыночной инфраструктуры реализации рыбной продукции в крае;
  • нехватка квалифицированных кадров.

Для продвижения продукции форелевого хозяйства на рынке можно использовать следующие рекламные каналы: средства массовой информации (ТВ, радио, газеты); социальные сети (распространение вирусных видеороликов о технологии производства и качестве товарной форели); создание собственного сайта; e-mail-рассылка (по базе данных потенциальных потребителей); разработка и распространение печатной продукции (буклеты, визитки, купоны); внедрение системы лояльности для существующей клиентской базы.

Кроме того, достаточно эффективным каналом продвижения товара на рынок является участие предприятия в различных ярмарках фермерских продуктов, конкурсах и соревнованиях по спортивному рыболовству и др.

По результатам проведенных исследований мижно сделать следующие выводы:

  1. Производство товарной форели достаточно низкоконкурентная ниша с ярко выраженной тенденцией роста потребительского спроса;
  2. Товарная аквакультура неизбежно связана с достаточно высокими рисками, которые на сегодняшний день могут быть частично компенсированы страхованием объектов рыбоводства с 50% субсидированием со стороны государства;
  3. При должной организации производственных процессов видится целесообразным организация рыбоводного хозяйства на территории Пермского края.

Литература

  1. Русанов Г.А., Темирова С.У. Биотехника выращивания радужной форели в садковом хозяйстве в северо-западной части Ладожского озера // Вестник студенческого научного общества. 2019 — Т. 10. — № 1.  — С. 155-158.
  2. Нечаева Т.А. Опыт выращивания радужной форели в садках на Копанском озере // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. – С. 231-234.
  3. Москаленко С.П., Васильев Д.С. Целесообразность использования продуктов переработки ракообразных в составе комбикормов для радужной форели // Аграрный научный журнал. – 2020. – №2. – С. 55-60.
  4. Ильмаст Н.В., Кучко Т.Ю., Савосин Д.С., Захарова Н.И., Алексеева Е.В., Устинова Д.В. Пути повышения эффективности выращивания форели на рыбоводных предприятиях Карелии // Экологические основы прогрессивных технологий: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2015. – С. 52-56.
  5. Генсон Е.М., Оносов А.Д. Организация системы ТОиР на автотранспортном предприятии при обновлении автобусного парка // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. — 2020. — № 3. — С. 5-11.
  6. Синкевич И.М., Рыбалова Н.Б., Шконда М.В. Садковое выращивание радужной форели в ООО «Карельская форель» // Роль молодых ученых в решении актуальных задач АПК: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых и обучающихся, посвящается 115-летию Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2019. – С. 123-125.