Московский экономический журнал 2/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10118

РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ И ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

BUSINESS SYSTEM DEVELOPMENT AND PROJECT MANAGEMENT

Мельниченко Вадим Николаевич, аспирант, Российский университет транспорта (МИИТ), mvadimn94@mail.ru

Михненко Олег Евгеньевич, д.э.н., профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), stat0243@yandex.ru

Melnichenko Vadim Nikolaevich, Postgraduate student, Russian University of Transport (MIIT)

Mikhnenko Oleg Evgenievich, Doctor of Economics, Professor, Russian University of Transport (MIIT)

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию вопросов, касающихся развития бизнес-систем. Однако значительное внимание уделяется не только типам развития систем, но также их текущей и стратегической конкурентоспособности. Помимо этого, была затронута тема ролей проектного управления и инноваций в данном процессе.

Summary. The article is devoted to a comprehensive study of issues related to the development of business systems. However, considerable attention is paid not only to the types of systems development, but also to their current and strategic competitiveness. In addition, the topic of the roles of project management and innovation in this process was touched upon.

Ключевые слова: развитие бизнес-системы, проектное управление, инновации.

Key words: development business systems, project management, innovation.

Любая экономическая система, определяемая в дальнейшем как бизнес-система, функционирует в условиях широкой конкуренции, преодолевая те сложности, которые возникают в процессе ее функционирования. Но, как показывает практика, конкурентноспособной может быть только та бизнес-система, которая способна развиваться. Именно развитие как целенаправленное изменение параметров поведения, обеспечивает ей достойное место и заметную роль на рынках реализации ее товаров и услуг, рынках средств производства, рынках рабочей силы, рынках инноваций, финансовых рынках, в том числе рынках инвестиций, традиционно или нетрадиционно, реагировать на всякого рода природные катаклизмы, вызовы со стороны политической системы и т.п.

Решая проблемы развития бизнес-системы, на наш взгляд, следует учитывать следующее.

Во-первых, подобные изменения основаны на сочетании двух типов развития: экстенсивный и интенсивный. При всем многообразии форм присутствия экстенсивного и интенсивного начал, будем:

  • под экстенсивным понимать такое позитивное развитие бизнес-системы, которое, решая проблемы расширения производства, не ставит задачи сколь-нибудь значимого повышения эффективности функционирования в том или ином аспекте ее проявления. Примером служит развитие транспортной системы, обеспечивающее наращивание объемов оказания транспортных услуг, оставляя без внимания проблемы повышения эффективности транспортного производства в таких ее аспектах как техническая, технологическая и экономическая эффективность[4], а решая задачу наиболее полного удовлетворения общественных потребностей в услугах транспорта, не ставит задачу повышения их качества в широком смысле;
  • под интенсивным понимать такое позитивное развитие системы, при котором проблемы наращивая объемов производства решаются в первую очередь за счет существенного роста эффективности ее функционирования. Примером служит такое развитие транспортной системы, когда за счет роста технической, технологической, экономической и организационной эффективности производства решаются проблемы существенного повышения степени удовлетворения потребностей в транспортных услугах более высокого качества.

Учитывая, что в деятельности по развитию производства одновременно присутствует и экстенсивное и интенсивное, вместе с тем следует различать два типа развития бизнес-системы, а именно:

  • развитие экстенсивного типа, когда преобладают изменения, обусловленные экстенсивными факторами;
  • развитие интенсивного типа, когда преобладают изменения, обусловленные интенсивными факторами.

Во-вторых, цель развития экономической системы определяет конкретное сочетание (присутствие) экстенсивного и интенсивного в их взаимообусловленности. Что касается самих целей, то здесь следует различать; цели, связанные с обеспечением текущей конкурентоспособности, цели, связанные с обеспечением стратегической конкурентоспособности. При чем, когда каждая цель в их множестве достигается в результате осуществления определенной совокупности действий, различие целей приводит к существенному различию совокупности действий и необходимости учета в каждом случае конкретных наборов определяющих факторов. Тогда, признавая на то общее, что присуще действиям в достижении текущей и стратегической конкурентоспособности бизнес-системы, следует различать и при определенных условиях выделять соответствующие виды деятельности. И здесь важно учитывать, что при всем их различии деятельность по текущему развитию и деятельность по стратегическому развитию осуществляется в рамках целостной системы, объективная реальность которой обусловлена следующим. Решение задач обеспечения текущей конкурентоспособности является необходимым условием решения задач обеспечения стратегической конкурентоспособности. В свою очередь задачи обеспечения стратегической конкурентоспособности определяют содержание задач обеспечения текущей конкурентоспособности. Отсюда имеем, что, когда условием целенаправленного функционирования целостной системы является наличие системного (общесистемного) свойства, в случае целостной системы деятельности по развитию бизнес-системы в качестве ее системного свойства выступает приоритет задач обеспечения стратегической конкурентоспособности.

В-третьих, всякая целенаправленная деятельность требует функции управления, обеспечивающего разрешение постоянно возникающих противоречий между целенаправленной деятельностью по развитию бизнес-системы, с одной стороны, и факторами внутренней и внешней среды, с другой стороны. Поэтому эффективность решения задач по развитию бизнес-системы во много будет определяться эффективностью управления. Но будучи организованной деятельностью управление эффективно тогда, когда оно адекватно объекту управления во многих отношениях. Тогда согласно требованию адекватности необходимость выделять отличные виды управленческой деятельности, а именно: управление текущим развитием и управление стратегическим развитием. При этом каждый вид управленческой деятельности в силу обособленности соответствующего объекта управления выступает как относительно обособленный элемент целостной системы. 

Вышесказанное в части реализации требования адекватности в конечном итоге определяет, что развитие бизнес-системы должно рассматриваться как большая система, в которой конкретный элемент выступает как относительно обособленный объект управления, выполняет присущую ему функцию и получает результат, обеспечивающий получение результата целостной системы. Причем, когда последний, как правило, не сводится к сумме результатов элементов, эффективность функционирования системы в целом всецело определяется эффективностью функционирования элементов.

Но как бы хорошо не была структурирована система управления, эффективной она будет тогда, когда функции управления адекватны сущности управляемых процессов во всех аспектах ее (сущности) проявления.

Одним из аспектов проявления сущности конкретного следует рассматривать тот факт, что задачи обеспечения текущей конкурентоспособности, в том числе в порядке обеспечения стратегической конкурентоспособности, могут быть реализованы в ходе текущей деятельности бизнес-системы. Такая деятельность, представляет собой целостную систему бизнес-процессов, разнообразие которых можно свести к таким видам: основные, вспомогательные, обеспечивающие, организационно-управленческие. Каждый бизнес-процесс связан с осуществлением на определенной технико-технологической базе с использованием соответствующего контингента работников деятельности по получению результата – конкретной ценности. При этом в своей деятельности они достигают определенного уровня текущей эффективности, где максимум эффекта при минимуме ресурсов есть один из ее критериев. Именно в таком качестве бизнес-система существует как участник конкурентного рынка, положение на котором меняется в силу повышения или снижения текущей эффективности.

Надо признать, что текущая эффективность производства имеет объективные пределы, которые во многом определяются с одной стороны сложившимся уровнем развития производства, а с другой стороны уровнем развития рынков не столько с точки зрения конкуренции на нем, сколько с точки зрения развития спроса на представленные товары и услуги в части их объемов и качества. Субъективные пределы определяет характер поведения коллектива предприятия в сложившихся объективных условиях, одним из критериев эффективности которого служит способность обеспечить объективно достижимый предельный уровень параметров, определяющих объективный уровень текущей эффективности. В такой деятельности коллектива могут присутствовать достижения, выразившиеся в обеспечении повышения уровня текущей эффективности в направлении объективно достижимого уровня, и недостатки, которые выражаются в том, что уровень текущей эффективности понижается. Следовательно, цель текущего развития бизнес-системы состоит не в техническом или технологическом перевооружении производства и не в развитии трудовых ресурсов, а в совершенствовании организационно-управленческих функций. Такое совершенствование направлено на обеспечение такой организации работы, которая не допускает недостатки, нередко путем простого наведения порядка на рабочих местах и в производстве в целом, и реализацию тех объективных резервов, которые имеют место в части достижения объективного уровня текущей эффективности. Поэтому, говоря об текущей эффективности, например, грузового железнодорожного транспорта, одним из аспектов ее проявления следует рассматривать строгое соблюдение правил и регламентов в функционировании всех элементов транспортной системы, которые отражают объективно достижимый наивысший в текущих условиях уровень текущей эффективности их поведения, при решении общесистемной  задачи — наиболее полное удовлетворение объективных потребностей народного хозяйства в перевозках грузов при строгом соблюдении требований к качеству транспортного обслуживания [1]. 

В случае стратегического развития главной задачей ставится существенное приращение эффективности бизнес-системы на основе опережающего развития. Именно опережающее развитие позволяет выигрывать конкуренцию на рынках за счет создания временных и локальных монополий.  Но это означает, что в основе стратегического развития лежит подлежащая внедрению новация как носитель обновления, представляющая то, чего нет у других. По существу такая новация предопределяет такие изменения, которые обеспечивают более высокий уровень качества в широком понимании производимого продукта, используемой технологии, применяемой техники, востребованной рабочей силы, организации и управления производством.

Данное положение стратегического развития бизнес-системы получает реализацию, если новация доведена до состояния инновации, под которой надо понимать соответствующую ценность, обладающую потребительной стоимостью. Здесь последнюю определяют, во-первых, формируемые у носителя обновления свойства, во-вторых, востребованность по меньшей мере в рамках бизнес-системы, в-третьих, и это самое главное, способностью при внедрении обеспечить существенное повышение эффективности бизнес- структуры. Проявляются потребительные свойства инновации в процессе ее использования как ценности, созданной в соответствие с заданными требованиями в результате осуществления комплекса мероприятий с соответствующими целями и масштабами деятельности. И здесь мы сталкиваемся с феноменом: каждая новация и, как следствие, инновация уникальны. Поэтому необходим и уникальный комплекс мероприятий, в таких отношениях как заданная цель, объемы необходимых ресурсов в их объективном разнообразии, относительная изолированность от других намерений, специфическая организация осуществления. Как видно, на лицо все признаки проекта, под которым согласно международным стандартам понимается временное предприятие (предпринятие), направленное на получение уникального продукта в соответствие с заданными ресурсами и требованиями. Реализацию проекта обеспечивает управление,

в процессе которого достигаются четкие цели внедрения инновации при балансировании между объемами работ, объемами ресурсов, включая такой ресурс как время, качеством и рисками,

где ключевыми факторами успеха считается наличие четкого плана, как основы производства гармонизированных в границах строго установленного календарного периода времени работ, минимизация рисков отклонения от плана, эффективное управление изменениями.

Какой бы не была бизнес-система, ее стратегическое развитие осуществляется за счет внедрения множества инноваций, начиная с инноваций в элементы конкретного бизнес-процесса и кончая инновацией в бизнес-систему как таковую. Поэтому такое развитие должно определяться как развитие инновационное, а в случае решающей роли процессов стратегического развития в обеспечении эффективности производства поведение бизнес-системы классифицировать как поведение инновационного типа. Как отражение того, что бизнес-система в своей организации представляет многоуровневую систему из элементов различной степени общности, в реальном управлении инновационным развитием имеют дело с конкретными системными объектами определенной степени общности, различая, например, системы инноваций в бизнес-процесс, системы инноваций в укрупненный элемент бизнес-системы (в частности, основное производство, сопутствующее производство, вспомогательное производства и т.п.), система инноваций на уровне бизнес-системы в целом. В рамках таких целостных систем внедрение конкретной инновации в силу уникальности последней выступает как относительно обособленный объект управления, а управление стратегическим развитием бизнес-системы организуется как управление проектами.

Что касается организации деятельности по внедрению инноваций, то здесь важно учитывать следующую особенность. Поскольку инновация предполагает изменения конкретного элемента бизнес-процесса, будь то или тип технического устройства, или технологический процесс на уровне законченной группы технологических операций, или продукт как результат бизнес-процесса, то при выполнении условия непрерывности производства такие изменения могут принимать только одну форму, а именно; замена регрессивного на прогрессивное. Но когда в реальном производстве регрессивное существует в виде конкретного объекта, то и заменяющее его прогрессивное также должно иметь соответствующую форму, а сам процесс замены имеет место после завершения процесса создания такого прогрессивного. Поэтому деятельность по внедрению инновации осуществляется, как правило, вне процессов текущего производства, в силу чего должны обособляться в отдельную группу — бизнес-процессы развития, где бизнес-процесс выступает как организованная деятельность по созданию конкретной ценности в виде внедренной инновации. 

В границах бизнес-системы как целостной системы бизнес-процессов важно учитывать, что бизнес-процессы развития как процесс создания ценности, внедрение которой обеспечивает повышение эффективности системы бизнес-процессов текущего поведения, по отношению к ним выступают как дискретные. Если, исходя из данного выстраивать управление стратегическим развитием, то не принимается во внимание, что потребительские свойства инновации реализуются в процессе ее использования. И как следствие, эффективность стратегического развития определяется не только и не столько деятельность по созданию и внедрению инновации, сколько характером деятельности по ее использованию в текущем производстве. И это означает, что в управлении стратегическим развитием следует исходить из концепции жизненного цикла инновации.

Здесь жизненный цикл инновации выступает как единый процесс, охватывающий этап создания и внедрения инновации и этап использования инновации в текущей деятельности. Причем последний, протекающий в соответствие присущим ему закономерностям, в том числе и рассмотренными в [3], непосредственно определяет конкурентоспособность бизнес-системы как реакцию на эффективное стратегическое развитие. А максимальную степень эффективности обеспечивает соответствующая организация управления, которая будет исходить из следующего. Все многообразие процессов присутствующих при функционировании бизнес-системы рассматривается как система единичных процессов создания, внедрения и использования конкретных инноваций.  Такой подход не противоречит тому, что при этом существуют как относительно обособленные объекты управления бизнес-процессы как текущей деятельности, так и развития. Это обусловлено тем, что  объективно формируется целостная система из бизнес-процессов, системным свойством поведение которой становится максимизация эффективности поведения бизнес-системы в результате внедрения и использования инноваций.

Список использованной литературы

  1. Михненко О.Е. Проблемы управления экономическими процессами на железнодорожном транспорте: информационный аспект. — М.: МИИТ, 2001. – 200 с.;
  2. Михненко О.Е. Цифровые технологии и эффективность статистических показателей /Цифровая трансформация в экономике транспортного комплекса: материалы международной научно-практической конференции/под ред. Соколова Ю.И.. Бубновой Г.В.. Каргиной Л.А.. Епишкина И.А.. – М.: РУТ (МИИТ). 2019. – С.207 — 216 ;
  3. Мельниченко В.Н, Чикаревский В.С., Михненко О.Е. Инновация как объект проектного управления / Цифровая трансформация в экономике транспортного комплекса: материалы международной научно-практической конференции/под ред. Соколова Ю.И.. Бубновой Г.В.. Каргиной Л.А.. Епишкина И.А.. – М.: РУТ (МИИТ). 2020. – С.00 — 00
  4. Ильин В.В., Михненко О.Е., К вопросу эффективности реформирование организационных структур производственной деятельности /Вклад транспорта в экономическую безопасность //Материалы международной научно-практической конференции. — М.: МИИТ. 2017. -С.00-00