Московский экономический журнал 2/2021

image_pdfimage_print

УДК 330

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10108

ПРОЦЕСС ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

THE PROCESS OF DIGITALIZATION OF INNOVATIONS IN RAILWAY TRANSPORT 

Горин Сергей Александрович, аспирант, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения»

Притчин Максим Семенович, аспирант, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения»

Gorin Sergey A., PhD student, Ural State University of Railway Transport

Pritchin Maxim S., PhD student, Ural State University of Railway Transport

Аннотация. В статье обосновано, что в условиях диджитализации транспортно-логистического бизнеса, активного развития транснациональных интернет-ресурсов, сближение поставщиков транспортно — логистических услуг и потребителей, появления новых каналов дистрибуции, а также изменения модели потребления только наукоемкая, высокопроизводительная эксплуатационная деятельность железнодорожного транспорта может стать основой и главным условием обеспечения ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках транспортно-логистических услуг. Проводится детальный анализ имеющихся в науке моделей инновационного процесса, выделены их основные компоненты. Также представляется, что цифровая трансформация является непрерывным процессом, который имеет огромный потенциал для повышения эффективности и развития отрасли, а также предусматривает кардинальные изменения концептуальных положений инновационных бизнес — процессов. Выделен шестой тип модели инновационного процесса (модель цифровых сетей и искусственного интеллекта). Главными особенностями новой модели инновационного процесса является формирование единой цифровой платформы, применение smart-маркетинга и формирования интегрированного интеллектуально — информационной среды с возможностью оптимизации основных инновационных бизнес-процессов.

Summary. In the article it is proved that in the conditions of digitalization of transport and logistics businesses, active development of transnational Internet resources, the rapprochement between providers of transportation and logistics services and consumers, the emergence of new distribution channels, as well as changes in consumption patterns only high-tech, high-performance operational activities may be the basis and the main condition to ensure its competitiveness in the domestic and international markets of transport and logistics services. A detailed analysis of the models of the innovation process available in science is carried out, and their main components are identified. It also seems that digital transformation is a continuous process that has a huge potential for improving the efficiency and development of the industry, as well as provides for fundamental changes in the conceptual provisions of innovative business processes. The sixth type of the innovation process model (the model of digital networks and artificial intelligence) is identified. The main features of the new model of the innovation process are the formation of a single digital platform, the use of smart marketing and the formation of an integrated intellectual and information environment with the ability to optimize the main innovative business processes.

Ключевые слова: диджитализация, инновационный процесс, модель, железнодорожный транспорт, цифровая платформа.

Keywords: digitalization, innovation process, model, railway transport, digital platform.

Актуальность темы исследования. Одной из острых и актуальных проблем является проблема эффективной организации инновационной деятельности железнодорожного транспорта и результативного использования его производственного потенциала в условиях перехода к цифровой экономике, ведь ее развитие в настоящее время определяет основные тенденции развития транспортно-логистического направления в мировом масштабе. РФ также не является исключением. Наиболее значимыми тенденциями развития транспортного комплекса является его глобализация, развитие интернет-технологий, приводящих к сближению поставщиков транспортно-логистических услуг и потребителей, появление новых каналов дистрибуции, изменение модели потребления, которая основной акцент делает на персонификацию подходов к перевозке пассажиров и грузов [1].

Следовательно, только наукоемкая, высокопроизводительная эксплуатационная деятельность железнодорожного транспорта может стать основой и главным условием экономического роста отрасли и всей страны в условиях диджитализации.

Анализ последних исследований и публикаций. Концептуальные основы инновационной деятельности освещены в работах таких ученых, как Р. Росвелл, С. Ильенкова, Л. Гохберг, С. Ягутин, В. Гринев, О. Водачкова.

Целью статьи является совершенствование инновационного процесса инновационной деятельности железнодорожного транспорта на основе его диджитализации.

Современная политика управления инновационной деятельностью железнодорожного транспорта должна прежде всего основываться на трансформации самого инновационного процесса. Что касается имеющихся моделей инновационного процесса, то они не соответствуют современным реалиям функционирования мирового железнодорожного транспорта. Их условно можно разделить на пять типов.

  • Первый тип модели инновационного процесса (1950-1960-е годы ХХ ст.) характеризуется как модель, которая подталкивается технологиями (“technology push-model”), является простой линейно-последовательный процесс с упором на решающее значение НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результатов технической активности производства. Этот тип модели инновационного процесса можно увидеть у таких ученых, как С. Ильенкова, В. Гринев, В. Кардаш, Л. Водачек, О. Водачкова, В. Гончаров [2].
  • Второй тип модели инновационного процесса (1960-1970-е годы ХХ ст.) определяется как линейно — последовательная модель, но с упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР (need pull model”). Этот тип модели можно увидеть в трудах таких ученых, как Дж. Брэдбори, Г. Гольштейн, П. Дойль, Д. Дж. Маргус.
  • Третий тип модели инновационного процесса (1970-1980-е годы ХХ в.) называют Соединенным типом модели (“coupling model”), что является комбинацией моделей первого и второго типов с концентрацией внимания на связях технологических возможностей и возможностей с потребностями рынка. Ярким представителем этого типа является цепная модель (“chainlink model”), представленная в работах таких ученых, как С. Клайн и Н. Розенберг [11].
  • Четвертый тип модели инновационного процесса (1980-2010-е годы) определяется инновационным процессом как одновременная, но не совместная работа нескольких групп специалистов из разных структурных подразделений предприятия над одной инновацией. Примером четвертого типа модели является процесс разработки нового продукта компанией “Nissan”, а также «японская» модель инновационного процесса.
  • Пятый тип модели инновационного процесса (с начала 2010-х годов по сегодняшний день) характеризуется как “strategic networking model”, то есть модель инновационно-стратегических сетей, интеграции и установления связей [3].

Ускорение темпов глобального высокоинтеллектуального развития обусловливает цифровую трансформацию инновационного процесса на железнодорожном транспорте РФ, соответственно, постоянное совершенствование интеллектуально-информационных систем и технологий управления инновационными процессами. Цифровая трансформация является непрерывным процессом, который, несомненно, имеет огромный потенциал для повышения эффективности и развития отрасли, а также предусматривает кардинальные изменения концептуальных положений инновационных бизнес-процессов. Подвергнуться-чене позволило выделить шестой тип модели инновационного процесса, а именно модель цифровых сетей и искусственного интеллекта (“model of digital networks and artificial intelligence”).

Главной особенностью этого этапа развития инновационного процесса является формирование единой цифровой платформы (инновационного портала), которая позволит сделать прозрачными основные бизнес-процедуры и сформировать BigData с возможностью оптимизации основных инновационных бизнес-процессов. При этом smart-маркетинг целесообразно осуществлять от фундаментальных исследований до послепродажного обслуживания готовой продукции, кроме того, путем анализа Big Data и использование достижений современной техники можно влиять на формирование потребностей потребителей, а также разрабатывать и продвигать на рынке ценностные предложения, кастомизации под запросы каждого клиента [4].

Новый подход к инновационному процессу должен предусматривать формирование интегрированной интеллектуально-информационной среды взаимодействия филиалов ПАО РЖД, ведь одним из важных направлений стратегического управления предприятием является процесс принятия управленческих решений, что в современных условиях формирования значительных информационных потоков и неопределенности внешней среды значительно усложняется. Следовательно, сейчас руководству железнодорожного транспорта следует обязательно сформировать интеллектуально-информационную платформу управления инновациями, которая должна стать в дальнейшем ключевым звеном, которое будет поддерживать инновационные бизнес-процессы в отрасли, ведь ее особенностью является концентрация и отражение информации о влиянии каждого филиала ПАО РЖД на процессы реализации инновационных изменений в железнодорожной отрасли [5].

Эффективность протекания инновационных процессов в железнодорожной отрасли в значительной степени зависит от качества формирования интегрированной интеллектуально-информационной платформы обеспечения инновационных изменений в железнодорожной отрасли [10], что, с одной стороны, создает условия для внедрения и использования ведущих интеллектуально-информационных систем и технологий развития филиалов ПАО РЖД, а с другой стороны, обеспечивает их стратегическое взаимодействие в пределах виртуального пространства. В этом контексте стратегическое значение приобретает определение интеллектуально-информационных систем и технологий, которые станут базисом формирования такой интегрированной интеллектуально-информационной платформы. К наиболее распространенным из них относят платформу DSS, которая является классом автоматизированных информационных систем, которые помогают собрать нужную для принятия решения информацию и выбрать лучший вариант решения для достижения определенной цели. Структурно DSS-система имеет следующие составляющие:

  • Data Warehouse (хранилища данных), которая является информационной платформой DSS; хранилища данных позволяют интегрировать информацию, которая будет отображать различные точки зрения на одну предметную отрасль;
  • Business Intelligence Tools (инструментальные средства бизнес-интеллекта), что является программным обеспечением, которое дает возможность пользователям наблюдать и использовать большие объемы сложных данных.

Основными компонентами интеллектуально — информационной системы DSS являются:

  • OLAP (OnLine Analytical Processing);
  • Data Mining; COMFAR;
  • BEST (Business Environment Strategic Toolkit);
  • FIT (Financial Improvement Toolkit) и т.д.

Учитывая указанное актуальным является создание интегрированного банка данных (Big Data) и ситуационных центров управления как инструментов содействия процессу принятия инновационных решений на основе всестороннего анализа факторов влияния субъектов соответствующей системы на процесс реализации стратегических инициатив высокоинтеллектуального развития железнодорожного транспорта за счет использования необходимых интеллектуально-информационных систем и технологий [6].

Как координирующие ситуационные центры инновационной деятельности целесообразно выделить такие, как “Investments”, “Innovation”, “Personal”, “Transport-Logistic”.

Интеллектуально-информационная платформа инновационного развития субъектов инвестиционной деятельности должна быть представлена интеллектуально-информационными системами и технологиями, обеспечивающими аналитическую обработку больших объемов разнотипной информации о финансовых субъектах инновационной деятельности;

Автоматизация и совершенствование интеллектуально-информационного обеспечения процессов разработки инновационной продукции как базиса инновационно-технологического обновления железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава реализуются в рамках интеллектуально-информационного пространства субъектов инновационной деятельности, сотрудничают в рамках реализации проекта [7].

Внедрение интеллектуально-информационных технологий этого направления позволит обеспечить автоматизацию и согласование процессов проектирования и моделирования инновационного продукта; автоматизацию производственных и технологических процессов; управление процессами поставок сырья и материалов; автоматизации процессов наладки и переналадки оборудования; совершенствование взаимоотношений с поставщиками и потребителями; внедрение интеллектуально-информационных систем содействия принятию стратегических управленческих решений в условиях неопределенности и риска и тому подобное. Контроль процессов внедрения и адаптации интеллектуально-информационных систем и технологий развития субъектов инновационной деятельности происходит в рамках ситуационного центра управления “Innovation” [8].

Разработка и внедрение интеллектуально-информационных систем и технологий тесно связаны с адаптированностью и гибкостью персонала железнодорожной отрасли к стратегическим изменениям, которые обусловливают важность обеспечения его интеллектуального развития.  Среди основных интеллектуально-информационных систем, обеспечивающих дистанционное и мультимедийное обучение специалистов железнодорожной отрасли, целесообразно выделить “Webinar”, “Comdi”, “Acrobat Connect Pro”, “Mirapolis”, “Virtual Room”, “eLearning Server”, “iMind”, “iWebinar”, “Moodle” [9].

Некоторые из них уже получили большое распространение среди специализированных высших учебных заведений страны, что дает возможность получить необходимые знания и навыки без отрыва от основной деятельности за счет использования перечисленных интеллектуально-информационных систем и технологий. Реализация процессов интеллектуального развития персонала планируется в рамках ситуационного центра управления “Personal” [10].

Подытоживая, отмечаем, что во время исследований выделен новый этап развития инновационного процесса, обусловленный диджитализацией. Его главными особенностями является формирование единой цифровой платформы, применение smart — маркетинга и формирования интегрированного интеллектуально-информационной среды с возможностью оптимизации основных инновационных бизнес-процессов. Ключевыми звеньями формирования интегрированной интеллектуально-информационной среды взаимодействия филиалов ПАО РЖД должны стать интеллектуально-информационные системы и технологии развития субъектов транспортно-логистической деятельности. Единую информационную среду железнодорожного транспорта следует обеспечить совокупностью уже имеющихся единых автоматизированных систем управления грузовыми и пассажирскими перевозками, инфраструктурой, производства и сервиса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Водачек Л, Водачкова О. Стратегическое управление инновациями на предприятии. Москва : Экономика, 1989. 167 с.
  2. Гончаров В., Иванова Е. Концепция стратегической организации инновационной деятельности предприятий. URL: http://www.maop.vorstu.ru/Gancharov.html
  3. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. Санкт-Петербург : Питер, 1999. 560 с.
  4. Завлин П., Казанцева А., Миндели Л. Инновационный менеджмент. Москва : ЦИСТ, 1998. 173 с.
  5. Ильенкова С., Гохберг Л., Ягутин С. Инновационный менеджмент. Москва : Банки и биржи ; ЮНИТИ, 1997. 327 с.
  6. Интеллектуальные информационные системы в управлении. URL: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/23986/%D0%A2B8.pdf?sequence=11
  7. Мамаева Г. ИТ-решения для цифровой трансформации бизнеса. Эпоха науки. 2018. № 13. С. 81-86.
  8. Науменко Е. К вопросу о моделях управления инновационным процессом предприятий в современных условиях. URL: http://ej.kubagro.ru/2006/04/pdf/03.pdf
  9. Kodama F. Emerging patterns of innovation sources of Japan’s technological edge. Harvard Business School, 1995. 245 г.
  10. Rothwell R. The Changing Nature of the Innovation Process. Technovation. 1993. URL: http://technopark.al.ru/ business/innovation.htm