Московский экономический журнал 2/2021

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10088

ФАКТОРЫ ВЫБОРА ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИЗМА В ИНДИИ 

FACTORS OF EXCURSION TOURISM CHOICE IN INDIA

Шведов Лев Александрович, кандидат исторических наук, доцент, Российский университет транспорта, г. Москва

Яшкова Наталья Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения, Нижегородский филиал, г. Нижний Новгород

Цапина Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики фирмы, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Shvedov L.A., shvedov_la@mail.ru

Yashkova N.V., nv-jaschkova@yandex.ru

Tsapina T.N., tsapina@mail.ru 

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., taty-lebed@mail.ru 

Аннотация. В статье описаны результаты исследования потребительских предпочтений при выборе отдыха в Индии, в частности в статье рассматривается экскурсионный отдых. Исследование было проведено среди жителей Нижнего Новгорода. Изучению подверглись такие категории как гендерная принадлежность потребителей, цели поездок и их частота, значение звездности отелей  и включенности питания, важность соотношения «цена-качество». По результатам исследования авторы статьи сформировали портрет потребителя отдыха в Индии в сегменте экскурсионного туризма. Ослабление ограничений, связанных с короновирусной инфекцией, должно стимулировать операторов на грамотное формирование продуктов. Выводы статьи соответствуют проведенному исследованию.

Summary. The article describes the results of a study of consumer preferences when choosing a vacation in India, in particular, the article discusses excursion vacation. The study was conducted among residents of Nizhny Novgorod. The study covered such categories as the gender of consumers, the purpose of travel and their frequency, the importance of hotel stardom and food inclusion, the importance of price-quality ratio. Based on the results of the study, the authors of the article have formed a portrait of the consumer of leisure in India in the segment of excursion tourism. Easing restrictions associated with coronavirus infection should encourage operators to formulate products competently. The conclusions of the article are consistent with the research conducted.

Ключевые слова: экскурсионный туризм, выбор, отдых, туризм, Индия, опрос, исследование.

Keywords: excursion tourism, choice, recreation, tourism, India, survey, research.

  1. Введение. На сегодняшний день Индия является очень популярным экскурсионным направлением в туризме. С каждым днём она привлекает всё больше российских туристов [3]. В ходе пресс-конференции 2018 года г-н Аджит Пал Сингх, заместитель директора представительства Министерства туризма Индии, рассказал, что посещение российскими туристами Индии за 2017 год увеличилось на 25-30% по сравнению с двумя годами ранее. А также отметил, что 70% россиян приезжают в эту страну через туроператоров, но и доля самостоятельных туров туристов постоянно растёт. Это связано не только с её природными и историческими богатствами [2]. Ведь помимо достопримечательностей она привлекает туристов своей культурой, яркими праздниками и многим другим, что актуально для развития выездного туризма. Тем не менее, есть большие области, которые являются неиспользованными с туристической точки зрения [1].
  2. Материалы и методы исследования. В течение ноября-декабря 2020 года авторами было проведено исследование среди жителей Нижнего Новгорода и Нижегородской области, предпочтений в области выбора экскурсионного туризма в Индии. В исследовании приняли участие 51 респондент, исследование проводилось средствами google forms.

Целью статьи является исследование экскурсионного туризма в Индии и анализ спроса потенциальных потребителей.

Объект исследования – экскурсионный туризм в Индии и потенциальные потребители.

Предметом исследования является изучение экскурсионного туризма в Индии и анализ спроса потенциальных потребителей.

  1. Результаты исследования.

Для того чтобы узнать потребности и запросы потребителей на данный момент, в том числе, интересна ли им Индия, было проведено маркетинговое исследование в Google Forms, в котором приняли участие 51 человек в возрасте от 18 лет и старше, 68% отвечающих – женщины, и только 32% — мужчины.  41,2% респондентов – 18-30 лет, 25,5% — 31-45 лет и 33,3% — старше 45 лет. 51% опрошенных работает, 25,5% работают и учатся, 13,7% учатся, и 9,8% не учатся и не работают. Это связано с тем, что возраст большинства опрашиваемых 18-30 лет, соответственно большинство из них – студенты.

Частота путешествий, выявила, что 39,2% туристов совершают туристские поездки реже 1 раза в год, 29,4% — 1 раз в год, 17,6% — более 1 раза в год и 13,7% — ни разу не ездили (рисунок 1).

Среди опрошенных 78,4% туристов любят путешествовать с семьёй, 39,2% — с друзьями, 17,6% — в одиночестве и 5,9% отдыхают с коллегами.

На рисунке 2 показано, что 68,6% опрошенных в будущем посетили бы Европу, 49% поехали бы в Америку, 41,2% выбрали Азию, 29,4% — Евразию, 25,5% — Австралию и Океанию, 21,6% — Африку.

На вопрос, «Каким видам туризма отдаёте предпочтение», 76,5% ответили – экскурсионный, 62,7% — пляжный, 45,1% — комбинированный, 29,4% — экстремальный, 25,5% — горнолыжный, 15,7% — паломнический (рисунок 3).

Опрошенным было предложено выразить свое отношение к экскурсионному туризму в Индии, так как до 2020 года Индия входила в ТОП-10, наиболее популярных стран для экскурсионного туризма у россиян. Какова же динамика в настоящее время.

Рисунок 4 показывает, что 78,4% положительно относятся к экскурсионному туризму в Индии, 19,6% — нейтрально и 2% — отрицательно.

На вопрос, «Что вас привлекает в Индии», 60,8% выбрали вариант «достопримечательности», 52,9% — «сама необычность и экзотика страны, загадочность, неповторимость, 47,1% — «культура и традиции (особенность одежды, праздники, менталитет народа, история страны и т.д.)», 37,3% — «тропический климат», 35,3% — «природа страны», 21,6% — «ароматы индийских благовоний», 19,6% — «песни и танцы». А на вопрос «Что сдерживает вашу поездку в Индию», 43,1% ответили «ничего не сдерживает, я готов(а) к поездке в Индию», 35,3% — «грязь и нечистоты некоторых районов страны» и «боязнь змей, пауков и других ядовитых экзотических насекомых», 31,4% — «боязнь подхватить инфекцию», 21,6% — «боязнь воров и мошенников», 3,9% — «просто неприязнь к данной стране, народу, менталитету».

52,9% опрошенных посетили бы в первую очередь «Золотой треугольник» (Дели-Агра-Джайпур), 27,5% — только пляжи Гоа, 19,6% — Мумбай (Бомбей). На вопрос, «Какие достопримечательности «Золотого треугольника» вы бы посетили», 86,3% выбрали Тадж-Махал, 64,7% — Лотос Темпл, 56,9% — Красный форт, 52,9% — мечеть Джама Масджид, 47,1% — Жемчужная мечеть, 45,1% — Сити Палас и Берла Мандир, 37,3% — мавзолей Хумаюна, 33,3% — музей Альберт Холл.

На вопрос, «Хотелось бы вам поучаствовать в «Холли» (праздник красок)», 54,9% выбрали вариант «Да, было бы интересно», 21,6% — «Не знаю, возможно», 11,8% — «Да, мечтаю об этом» и «Нет, не интересно».

86,3% респондентов нуждаются в гиде-экскурсоводе в экскурсионных поездках. При выборе отеля 52,9% отдают предпочтение «4*», 31,4% остановились бы в пятизвездочном отеле и 15,7% выбрали три звезды.

41,2% опрошенных в отеле предпочитают питание «всё включено», 19,6% — «завтрак и ужин», 17,6% — «завтрак, обед и ужин», а также вариант «буду питаться самостоятельно», 3,9% — «только завтрак».

Оптимальной продолжительностью отдыха для опрошенных являются: 45,1% 8-14 дней, 41,2% — 5-7 дней, 9,8% — 15-20 дней, 3,9% — 3-4 дня.

Что касается справедливой цены отдыха, то мнения распределились следующим образом, 47,1% туристов вложили бы в своё недельное путешествие 30-80 тыс. рублей, 41,2% — до 30 тыс. рублей, 11,8% — от 80 тыс. рублей и выше.

На основе проведённого анкетирования и выявленного спроса потенциального потребителя, был составлен портрет туриста. Таким образом, потенциальные потребители, в основном, работают или совмещают работу с учёбой; размер семьи составляет 2-3 человека или более 3-х человек; совершают туристские поездки реже 1 раза в год или 1 раз в год; любят путешествовать с семьёй и друзьями; в будущем посетили бы Европу и Америку; предпочитают экскурсионный и пляжный туризм; положительно относятся к экскурсионному туризму в Индии; в Индии, в основном, привлекают достопримечательности страны, также сама необычность и экзотика страны, загадочность, неповторимость, культура и традиции; на вопрос, «что сдерживает поездку в Индию» большинство ответили «ничего не сдерживает, готовы к поездке», но всё же некоторые выбрали вариант «грязь и нечистоты некоторых районов страны» и «боязнь змей, пауков и других ядовитых экзотических насекомых»; посетили бы в первую очередь «Золотой треугольник» (Дели-Агра-Джайпур); из достопримечательностей «Золотого треугольника» посетили бы Тадж-Махал, Лотос Темпл, Красный форт, мечеть Джама Масджид; с удовольствием поучаствовали бы в празднике красок «Холли»; хотели бы узнать, как правильно носить сари; на вопрос о том, нравится ли михенди и хотелось бы попробовать роспись хной на себе, большинство ответили «не знаю», но есть и те, кто выбрал вариант «да, конечно»; на вопрос о том, нравятся ли индийские фильмы, наибольшее количество туристов ответили «могу иногда посмотреть»; в экскурсионных поездках нуждаются в гиде-экскурсоводе; большинство выбрало 4-х звёздочный отель; в отеле предпочитают питание «всё включено»; отправились бы в путешествие на 8-14 дней или на 5-7 дней; вложили бы в своё недельное путешествие 30-80 тыс. рублей.

  1. Обсуждение и выводы. Таким образом, потенциальные потребители, в основном, работают или совмещают работу с учёбой; размер семьи составляет 2-3 человека или более 3-х человек; совершают туристские поездки реже 1 раза в год или 1 раз в год; любят путешествовать с семьёй и друзьями; в будущем посетили бы Европу и Америку; предпочитают экскурсионный и пляжный туризм; положительно относятся к экскурсионному туризму в Индии; в Индии, в основном, привлекают достопримечательности страны, также сама необычность и экзотика страны, загадочность, неповторимость, культура и традиции; на вопрос, «что сдерживает поездку в Индию» большинство ответили «ничего не сдерживает, готовы к поездке», но всё же некоторые выбрали вариант «грязь и нечистоты некоторых районов страны» и «боязнь змей, пауков и других ядовитых экзотических насекомых»; посетили бы в первую очередь «Золотой треугольник» (Дели-Агра-Джайпур); в экскурсионных поездках нуждаются в гиде-экскурсоводе; большинство выбрало 4-х звёздочный отель; в отеле предпочитают питание «всё включено»; отправились бы в путешествие на 8-14 дней или на 5-7 дней; вложили бы в своё недельное путешествие 30-80 тыс. рублей.

В связи с этим, учитывая результаты исследования, турагентам и туроператорам, работающим по данному направлению необходимо соотносить ключевые потребности туристов и возможности отелей острова, это позволит сохранить конкурентоспособность на рынке туризма в столь трудные времена.

Литература

  1. Анекс Тур. Международный многопрофильный туроператор. Шри-Ланка [Электронный ресурс]. — URL: http://www.anextour.ru/b2c/destinations/sri-lanka.html (Дата обращения 01.02.2021)
  2. Лебедева Т.Е., Витаначчи Л. Тенденции развития туристского бизнеса в Шри-Ланке//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 4 (30). С. 53-57.
  3. Смирнова Ж.В.Кочнова К.А.Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий //Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 1 (26). С. 5.

Referents

  1. Aneks Tur. Mezhdunarodnyj mnogoprofil’nyj turoperator. SHri-Lanka [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.anextour.ru/b2c/destinations/sri-lanka.html (Data obrashcheniya 01.02.2021)
  2. Lebedeva T.E., Vitanachchi L. Tendencii razvitiya turistskogo biznesa v SHri-Lanke//Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2018. № 4 (30). S. 53-57.
  3. Smirnova ZH.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisnyh predpriyatij s ispol’zovaniem informacionnyh tekhnologij //Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T.7. № 1 (26). S. 5.