Московский экономический журнал 2/2021

image_pdfimage_print

УДК 330.342.22

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10078 

КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «РЖД» ДО 2050 ГОДА – ОТПРАВНОЙ ДОКУМЕНТ ДЛЯ ПОЛНОМАСШТАБНОЙ РАЗРАБОТКИ ТРИАДЫ СТРАТЕГИЙ ХОЛДИНГА «РЖД»: ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ, ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ И РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

THE CONCEPT OF THE ENERGY STRATEGY OF JSC «RZD» TO 2050 IS THE STARTING DOCUMENT FOR THE FULL DEVELOPMENT OF TRIAD STRATEGIES RZD: ENERGY, INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT AND BUSINESS DEVELOPMENT FOR THE LONG TERM

Ефремов С.В., инженер путей сообщений по управлению процессами перевозок, Executive MBA Stockholm School of Economics, аспирант кафедры экономики и обеспечения экономической безопасности, Нижегородский институт управления – Филиал РАНХиГСЮ (Россия, г. Нижний Новгород)

Efremov S.V., Engineer of communication routes for transportation process management, Executive MBA Stockholm School of Economics, Postgraduate Student of the Department of Economics and Economic Security, Nizhny Novgorod Institute of Management — Branch of RANEPA (Russia, Nizhny Novgorod)

Аннотация. В статье обоснованы причины неотложного применения инновационных технологических решений и альтернативных энергоресурсов в транспортной отрасли в России, а также разработки концепции Энергетической стратегии «РЖД» на долгосрочный период до 2050 года.

Целью настоящей статьи является задача ускорить принятие стратегических решений в области управления энергоэффективностью и энергобезопасностью Российской Федерации и в ключевых государственных компаниях.    

Summary. The article substantiates the reasons for the urgent application of innovative technological solutions and alternative energy resources in the transport industry in Russia, as well as the development of the concept of the Russian Railways Energy Strategy for the long-term period until 2050.

The purpose of this article is to accelerate the adoption of strategic decisions in the field of energy efficiency and energy security management in the Russian Federation and in key state-owned companies.

Ключевые слова: Холдинг «РЖД», топливно-энергетический комплекс «РЖД», топливно-энергетические ресурсы, возобновляемые источники энергии, «зелёная» энергетика, декарбонизированная энергетика, низкоуглеродные технологии, э-мобильность, хранение электроэнергии, безуглеродная экономика, сценарии развития событий и выработки будущих стратегий, энергетическая безопасность компании и страны, Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2050 года.

Key words: Russian Railways, the fuel and energy complex «Russian Railways», energy resources, renewable energy, green energy, decarbonisation energy, low-carbon technologies, e-mobility, energy storage, carbon-free economy, the scenarios and to develop future strategies, energy security and the country’s Energy strategy of JSC «Russian Railways» for the period up to 2050.

Идея неотложной разработки Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2050 года обусловлена тем, что в последние годы мировым сообществом современной науки и бизнеса было объявлено о логическом завершении века углеводородов и необходимости разработки инновационных решений применения альтернативных энергоресурсов в России и в мире.

Концепция прогнозной Энергетической стратегии ОАО «РЖД» крайне важна для предупреждающего и сопутствующего технико-технологического и инвестиционного развития отрасли и компании. Своевременно спрогнозированная Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2050 года позволит эффективно развивать энергетическую и технологическую инфраструктуру, а также прибыльно строить бизнес Холдинга «РЖД» и входящих в него структур.

Принципиально новая Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» также может возникать и в результате адаптации деятельности Компании к внешним обстоятельствам фундаментальной трансформации мировой энергетической отрасли. Внимательное отношение к подготовительному процессу разработки Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2050 года во многом определит успех всей инициативы.

Целью проводимого автором статьи исследования является аналитическое прогнозирование деятельности крупнейшего российского транспортного холдинга (ОАО «РЖД») в условиях предстоящих изменений структуры генерации (производства), сбыта и потребления топливно-энергетических ресурсов в стране и в мире.

Для разработки Концепции (структуры) Энергетической стратегии «РЖД» на период до 2050 года автор статьи использовал методики, концепции, модели и инструменты сценарного планирования.

Создаваемая Концепция Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2050 года посвящена идентичности и определению направлений развития бизнеса Холдинга в будущем. Применённые в исследованиях инструменты и методы сценарного анализа, помогут менеджменту отрасли и холдинга глубоко осознать изменения внешней среды и адаптироваться к ним.

По мнению автора статьи, прообраз новой Энергетической стратегии должен отталкиваться от долгосрочной траектории повышения эффективности деятельности Холдинга «РЖД», в соответствии с которой предусмотрены различные формы участия головной (материнской) компании в управлении всеми филиалами и дочерними хозяйствующими обществами и решением главной задачи всех подразделений Холдинга – извлечения прибыли в единый портфель для инвестиционного и стратегического развития отрасли.

Создаваемый прообраз Энергетической стратегии ОАО «РЖД» является функциональной стратегией и всецело зависит от общей Энергетической стратегии Российской Федерации.

Научная новизна проводимого исследования представляется яркими выводами о том, что энергетика и сырьё – это отрасль, в которой в ближайшие десятилетия произойдут самые невероятные и необратимые изменения. Традиционная, в общем понимании, отрасль исчезнет, и на её месте будет встроена новая отрасль (система). Альтернативная энергетика в мире начала развиваться по экспоненте, и на промежутке ближайших 15-25 лет традиционная энергетика, построенная на углеводородах, закончится.

Проведение сценарного анализа начато с исследования внешнего окружения Компании «РЖД», а уже после этого началась разработка и формирование различных сценариев развития событий. На последнем этапе проводимых исследований согласно созданным сценариям будет разрабатываться собственно стратегия Компании.

После проведения всестороннего анализа внешней для «РЖД» среды (внешней внутрироссийской и внешней международной), автором статьи выявлены факторы и тренды изменений на существующих и перспективных рынках топливно-энергетических ресурсов, обозначены сроки появления национального дефицита ТЭР (в целом и в разрезе отдельных их видов) и показано его влияния на российскую экономику, в том числе и Холдинга «РЖД».

На последующих этапах проводимых исследований будут выработаны меры по восполнению и замещению нарастающего дефицита топливно-энергетических ресурсов, а также проведён анализ конкуренции наследуемых и новых топливно-энергетических ресурсов в стране и в мире.

По результатам исследовательских работ автор статьи планирует разработать три наиболее реалистичных сценария стратегического развития экономики страны в области энергобезопасности и энергоэффективности с уклоном нужд наиболее востребованной железнодорожной транспортной отрасли при определённых условиях и состояниях политики и экономики государства.

Исследования, проводимые автором статьи, включают в себя следующие этапы:

  • этап обоснования и актуальности темы, определение цели исследования и его задачи;
  • разработка современной бизнес-характеристика исследуемой компании ОАО «РЖД» и транспортной отрасли в целом;
  • теоретические вопросы формирования стратегии, а также вопросы сценарного планирования будущих состояний экономики страны и исследуемой Компании;
  • анализ внутрироссийской внешней среды и окружения ОАО «РЖД», анализа российских рынков производства энергоресурсов и энергопотребления отраслей экономики, в том числе ОАО «РЖД»;
  • анализ мировой внешней политической и экономической среды, исследование мирового опыта разработки и реализации энергетических стратегий зарубежных стран (отраслей и транспортных компаний);
  • актуальный анализ топливно-энергетического комплекса холдинга «РЖД» и действующей Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на ближайшую перспективу, утверждённой в декабре 2016 года;
  • ключевые выводы из внутрироссийского и мирового странового анализа внешней для «РЖД» среды, а также выработка идей и направлений для разработки сценариев развития событий и выработки будущих стратегий;
  • конкретные предложения о практическом применении основ разработанной Концепции Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2050 года, позволяющие добиться успеха при переходе на новую парадигму топливно-энергетических ресурсов и энергетической безопасности в «РЖД».

По мнению автора статьи разрабатываемая на основе проведённых исследований концепция Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на ближайшие 35 лет, призвана стать ценным отправным документом для неотложной полномасштабной разработки триады стратегий Холдинга «РЖД» – энергетической, инфраструктурного развития и развития бизнеса на долгосрочный период.

Автор исследований и статьи стремился к тому, чтобы созданная прогнозная модель и Концепция для России и ОАО «РЖД» подтвердили главные мысли о растущем спросе на электроэнергию и необходимости его полного удовлетворения в мировой экономике с одновременным решением задач энергобезопасности и снижения негативного воздействия на экологию.

Список литературы 

  1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г.
  2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р; изменения утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 1032-р).
  3. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р.
  4. 5. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
  6. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
  7. Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».
  8. Распоряжение ОАО «РЖД» от 14 декабря 2016 г. № 2537р «Об утверждении Энергетической стратегии холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года».
  9. Риск – дело благородное? Главная тема номера. Раздел «Менеджмент». Журнал Business Excellence № 8, 2016.
  10. Гапанович В.А. Энергоэффективность – путь к снижению затрат и к экологической безопасности. Раздел «Экологический вестник». Журнал Железнодорожный транспорт № 8, 2014.
  11. Акулич М. Экспертные методы, сценарный метод и метод ситуационного анализа в маркетинговых исследованиях. www.marketing.spb.ru.
  12. Грант Р. Современный стратегический анализ. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 544 с.: ил.
  13. Дюков И.И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход. СПб.: Питер, 2012.
  14. Бизнес в стиле фанк: Капитал пляшет под дудку таланта/ Нордстрем К., Риддерстале Й. – 30-е изд.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
  15. Константинов Г.Н. Стратегическое мышление.; – М.: Синтегра СМ, 2015. – 189с. – ISBN 978-5-9906449-0-8.
  16. Коростелева Е.М. Использование сценарного планирования как инструмента для формирования стратегии. Россия, Москва. МГУПИ. УДК 338.242.2.
  17. Линдгрен, М. Сценарное планирование: связь между будущим и стратегией / М. Линдгрен, Х. Бандхольд; пер. с англ. И. Ильиной. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. – 256 с.
  18. Мишарин А.С., Клепач А.Н., Белоусов Д.Р. Посткризисное развитие России: модернизация, инновации и социальное государство. Перспективы до 2025 года. — Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2011 – 160с.
  19. Лапидус Б.М., Мачерет Д.А. Влияние экологической парадигмы на долгосрочное развитие железнодорожного транспорта. Журнал «Экономика железных дорог», 2016. № 9.
  20. «Перспективы развития энергетических технологий 2014» (УЕЗ 2014) International Energy Agency. IEA PUBLICATIONS, 9 rue la Federation, 75739 Paris Cedex 15, May
  21. Фюкс Р. Зелёная революция: Экономический рост без ущерба для экономики. – М.: Альпина нонфикшн, 2016.

References

  1. Federal Law» On Strategic Planning in the Russian Federation » No. 172-FZ of June 28, 2014.
  2. Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved by Order of the Government of the Russian Federation No. 1734-r of November 22, 2008; amendments approved by Order of the Government of the Russian Federation No. 1032-r of June 11, 2014).
  3. Strategy for the development of railway transport in the Russian Federation until 2030. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 877-r of June 17, 2008.
  4. The Energy Strategy of Russia for the period up to 2030, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of November 13, 2009 No. 1715-R.
  5. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208 «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030».
  6. Decree of the President of the Russian Federation No. 642 of December 1, 2016 «On the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation».
  7. Decree of the President of the Russian Federation No. 899 of July 7, 2011 «On Approval of Priority Directions for the development of Science, Technology and Engineering in the Russian Federation and the List of Critical Technologies of the Russian Federation».
  8. Order of JSC «Russian Railways» dated December 14, 2016 No. 2537r » On approval of the Energy Strategy of the holding company «Russian Railways» for the period up to 2020 and for the future up to 2030″.
  9. The risk is a noble thing. The main theme of the issue. Section «Management». Business Excellence Magazine # 8, 2016.
  10. Gapanovich V. A. Energy efficiency – the way to reduce costs and environmental safety. Section «Ecological Bulletin». Journal of Railway Transport No. 8, 2014.
  11. Akulich M. Expert methods, scenario method and method of situational analysis in marketing research. www.marketing.spb.ru.
  12. Grant R. Modern strategic analysis. 7th ed. — St. Petersburg: Piter, 2014. — 544 p.: ill.
  13. Dyukov I. I. Business development strategy. Practical approach. St. Petersburg: Peter, 2012.
  14. Business funky: the Capital dance talent/ Nordstrom K., Ridderstrale Th. – 30-e Izd.- M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2013.
  15. Konstantinov G. N. Strategic thinking.; – M.: Sintegra CM, 2015. – 189с. – ISBN 978-5-9906449-0-8.
  16. Korosteleva E. M. the Use of scenario planning as a tool for strategy formation. Russia, Moscow. MGUPI. UDC 338.242.2.
  17. Lindgren, M. Scenario planning: the link between the future and strategy / M. Lindgren, H. Bandhold; translated from English by I. Ilyina. — M.: CJSC «Olimp-Business», 2009 – — 256 p.
  18. Misharin A. S., Klepach A. N., Belousov D. R. Post-crisis development of Russia: modernization, innovations and the social state. Prospects until 2025. — Yekaterinburg: JSC » IPP «Ural worker», 2011-160s.
  19. Lapidus B. M., Macheret D. A. The influence of the ecological paradigm on the long-term development of railway transport. Journal «Economics of Railways», 2016. No. 9.
  20. «Prospects for the development of energy technologies 2014» (UEZ 2014) International Energy Agency. IEA PUBLICATIONS, 9 rue la Federation, 75739 Paris Cedex 15, May 2014.
  21. Fuks R. Green revolution: Economic growth without damage to the economy. — Moscow: Alpina Nonfiction, 2016.