Московский экономический журнал 2/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10077

Анализ основных показателей формирования и развития контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Республике Коми

Analysis of the main indicators of the formation and development of the contract system in the field of procurement for state and municipal needs in the Republic of Komi

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0412-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год, регистрационный номер ЕГИСУ АААА-А20-120022790009-4

The article was prepared within the framework of state task No. 0412-2019-0051 under section X 10.1., subsection 139 of the Program of the FNI of State Academies for 2020, the registration number of the USISU AAAA-A20-120022790009-4 

Облизов Алексей Валерьевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт агробиотехнологий им. А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар, Россия

Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт агробиотехнологий им. А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар, Россия

Тарабукина Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт агробиотехнологий им. А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар, Россия

Oblezov Alexey Valeryevich, candidate of economic Sciences, research fellow, Institute of agrobiotechnology them. A. V. Zhuravsky is a separate unit of the INSTITUTE of FITS Komi SC URD RAS, Syktyvkar, Russia

Yudin Andrey Alekseevich, candidate of economic Sciences, research fellow, Institute of agrobiotechnology them. A. V. Zhuravsky is a separate unit of the INSTITUTE of FITS Komi SC URD RAS, Syktyvkar, Russia

Tarabukina Tatiana Vasilevna, candidate of economic Sciences, research fellow, Institute of agrobiotechnology them. A. V. Zhuravsky is a separate unit of the INSTITUTE of FITS Komi SC URD RAS, Syktyvkar, Russia 

Аннотация. Анализ основных показателей формирования и развития контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Республике Коми проведен с учетом положений Федерального закона № 44-ФЗ. Закупка — это форма размещения заказа на поставку товаров и услуг. Закупку проводит заказчик с помощью конкурентных или неконкурентных способов отбора поставщиков. Наблюдения осуществляются на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации информации об осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Коми.

Анализ основных показателей развития контрактной системы проведен за три года 2017-2019 гг. на основе данных «Аналитического отчета по результатам оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Коми», который формируется ГКУ Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов».

Анализ основных показателей развития контрактной системы Республики Коми за период 2017-2019 гг. показал положительную динамику. Прослеживается положительная динамика увеличения доли финансового обеспечения контрактов, заключенных по результатам конкурсных процедур в структуре закупок. Положительная динамика наблюдается и по итогам процедур, участниками которых могли быть только СМП и СОНКО.

Summary. The analysis of the main indicators of the formation and development of the contract system in the field of procurement for state and municipal needs in the Komi Republic was carried out taking into account the provisions of Federal Law No. 44-FZ. A purchase is a form of placing an order for the supply of goods and services. The purchase is carried out by the customer using competitive or non-competitive methods of selecting suppliers. Observations are carried out on an ongoing basis by collecting, summarizing, and systematizing information on procurement to meet the state and municipal needs of the Komi Republic.

Analysis of the main indicators of the development of the contract system was conducted three years 2017-2019. on the basis of the «Analytical report on the results of the evaluation of the effectiveness of procurement of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs of the Komi Republic», which is formed of the civil code of the Republic of Komi «to ensure that the organization and tendering».

The analysis of the main indicators of the development of the contract system of the Komi Republic for the period 2017-2019 showed a positive trend. There is a positive trend of increasing the share of financial support for contracts concluded as a result of competitive procedures in the procurement structure. Positive dynamics is also observed following the results of the procedures, in which only SMP and SONKO could be participants.

Ключевые слова: контрактная система, республика Коми, коммерческие закупки, контрактная служба, госзакупки.

Keywords: contract system, Komi Republic, commercial procurement, contract service, public procurement.

Анализ основных показателей формирования и развития контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Республике Коми проведен с учетом положений Федерального закона №  44-З.

Заказчик размещает закупки разными способами в зависимости от того, как он будет отбирать поставщика. Самые популярные способы — электронный аукцион, конкурс и запрос котировок [1].

Закупки делят на 3 группы в зависимости от заказчиков:

  1. Госзакупки по закону № 44-ФЗ государственные и муниципальные организации.
  2. Закупки по закону № 223-ФЗ проводят:

Процесс проведения закупки такой же, как по 44-ФЗ, но каждая организация устанавливает свои способы отбора и сроки, выбирает формат проведения закупки [2].

  1. Коммерческие закупки — коммерческие организации.

Конкурсы и аукционы проводятся в соответствии с Гражданским кодексом [3].

Вся информация, освещающая тендеры и госзакупки Коми, представлена на специализированных ресурсах в сети, а также в средствах массовой информации республики.

Наблюдения осуществляются на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации информации об осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Коми [4].

Анализ основных показателей развития контрактной системы проведен за три года 2017-2019 гг. на основе данных «Аналитического отчета по результатам оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Коми», который формируется ГКУ Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов».

Основой формирования объема закупок является определение совокупного годового объема закупок (СГОЗ).

Определение совокупного годового объема закупок (СГОЗ) дано в п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ.

Под совокупным годовым объемом закупок (СГОЗ) понимается общее количество финансовых средств, которые выделяются заказчику для приобретения необходимых товаров, работ и услуг на финансовый год.

Формирование совокупного годового объема закупок осуществляется по схеме, представленной на схеме рисунка 1 [5].

Совокупный годовой объем закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ необходим для принятия ряда решений и расчета важных показателей экономической деятельности, в том числе:

  • предельного объема закупок, которые можно провести конкурентным способом в форме запроса котировок или неконкурентным способом уединственного поставщика на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ;
  • минимального объема привлечения в качестве контрагентов представителей субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Отметим, что заказчики самостоятельно определяют структуру СГОЗ в части деления на конкурентные и неконкурентные процедуры.

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) Республики Коми на 2019 год, согласно отчетным показателям, составил 29,109 млрд. рублей [6].

Динамика значения СГОЗ Республики Коми с 2017 года представлена на диаграмме рисунка 2.

Мы можем наглядно увидеть на диаграмме, как неравномерна динамика изменения СГОЗ за анализируемый период 2017-2019 гг.

Повышение СГОЗ в 2017 году сменилось резким снижением на 10,62% в 2018 году, в 2019 году СГОЗ превысил уровень 2017 года на 0,97%, а уровень 2018 года на 12, 97%.

По итогам 2019 года заказчиками всех уровней Республики Коми завершено заключением контракта 143258 процедур, осуществленных как конкурентными способами, так и неконкурентными способами с единственным поставщиком. 

Соотношение количественных и стоимостных показателей конкурентных и неконкурентных процедур, приведено в таблице 1.

Таким образом, показатели позволяют сделать вывод о том, что в стоимостном выражении финансовое обеспечение контрактов, заключенных в 2019 году по результатам конкурентных процедур, в 2,9 раза превышает объем денежных средств, предусмотренных на оплату контрактов, заключенных в этом же периоде по результатам неконкурентных процедур.

В 2018 году суммарное значение цен контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур в 1,6 раза превышало аналогичное значение по неконкурентным процедурам.

Наглядно соотношение количественных и стоимостных показателей конкурентных и неконкурентных процедур представлено на диаграмме, рисунков 3 и 4.

Представленная на диаграмме информация о конкурентных и неконкурентных закупках по количеству закупок, в результате которых был заключен контракт, показывает негативную динамику [7-8].

Получено незначительное, но увеличение доли неконкурентных закупок по количеству в 2019 году по сравнению с 2018 годом. Финансовое обеспечение контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур, в 2019 году увеличилось более чем в два раза по сравнению с 2018 годом, а суммарное значение цен контрактов, заключенных заказчиками Республики Коми с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – на 15,3% по сравнению с 2018 годом.Основной причиной увеличения доли конкурентных процедур по стоимостному показателю, является увеличение стоимости одной конкретной закупки [9-11].

Следует отметить, что от особенностей построения закупочной системы, в части выбора конкурентного или неконкурентного способа тем, или иным заказчиком, во многом зависит экономическая эффективность контрактной системы региона [12].

Общий показатель экономии в 2019 году составил 4,68%, что меньше показателя 2018 года (5,36) на 0,68%.

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения является исполнение (расторжение) контрактов.

В 2019 году 114 295 контрактов (94,57%) исполнено на общую сумму 11,650 млрд. руб. 6497 контракта (5,43%) расторгнуты, на общую сумму 3,878 млрд. руб.

В 2018 году было расторгнуто 1410 контрактов на общую сумму 2,882 млрд. руб. При этом, в 2019 году, как и в 2018 году, более чем в 90% случаев контракты были расторгнуты по соглашению сторон.

В суммовом выражении общий объем контрактов, расторгнутых в 2019 году, составила 3,879 млрд. рублей, в 2018 году -2,458 млрд. руб.

Анализ показал, что в 2019 году количество случаев расторжения контрактов увеличилось, но объясняется это увеличение тем, что, расторжение контрактов по соглашению сторон в большинстве случаев носит «технический» характер, и как правило связано с объемами потребления коммунальных услуг [13].

Участие малых и средних предприятий в госзакупках — один из самых востребованных форматов господдержки бизнеса.

 Одной из наиболее действенных мер поддержки спроса на продукцию малых и средних предпринимателей (МСП) и наращивание ими объемов производства в условиях сниженного платежеспособного спроса населения стал государственный заказ. Анализируя динамику закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций по Республике Коми, рассмотрим показатели статистики, характеризующие динамику за  2017- 2019 гг., данные отразим в таблице 2.

Рассматривая итоги 2019 года по итогам процедур, участниками которых могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНКО), отметим, заключено 10107 контрактов на сумму около 5,419 млрд. рублей, что составляет 38,93% от СГОЗ. Следует отметить, что представленные показатели значительно превышают итоги 2017-2018 гг.

Наглядно динамика показана на диаграмме рисунка 5.

Что касается динамики процента размещения закупок у СМП и СОНКО от СГОЗ, то согласно отчетным данным наибольшее значение зафиксировано по итогам 2019 года, превысив значение 2017 года на 0,53%.

На диаграмме рисунка 6 представлена динамика суммарного объема контрактов за 1-ое и 2-ое полугодие в денежном выражении заключенных с СМП и СОНКО (млрд. руб.)  в динамике за 2016-2019 гг. по Республике Коми.

На диаграмме наглядно показана динамика изменения показателей по объемам заключенных контрактов в разрезе полугодий, отражены изменения относительно предыдущих периодов, показан спад и подъем, отражающий изменения размещения закупок у СМП и СОНКО [14-15].

Подводя итог, отметим, что анализ основных показателей развития контрактной системы Республики Коми за период 2017-2019 гг. показал положительную динамику.

 Прослеживается положительная динамика увеличения доли финансового обеспечения контрактов, заключенных по результатам конкурсных процедур в структуре закупок. Положительная динамика наблюдается и по итогам процедур, участниками которых могли быть только СМП и СОНКО.

Список литературы

  1. О мерах по формированию Федеральной контрактной системы: указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. N 826// Рос.газ. – 1992.- 14 августа.
  2. О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми: указ Главы Республики Коми от 20.10.2020 года
  3. О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми: постановление Правительства Республики Коми от 10.12.2013 года № 482//газета «Республика. – 2013. – 17 декабря.
  4. Об осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием электронного ресурса «Закупки малого объема Республики Коми»: постановление Правительства Республики Коми от 11 января 2019 г. N 1//журнал. Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. – 2019. – 30 января.
  5. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2011. — № 30 (часть I). – Ст.4571.
  6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ//Собр. законодательства РФ. – 2013. — № 14.- Ст. 1652.
  7. Алёшин, Н. П. Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд / Н. П. Алёшин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66829/ (дата обращения: 21.11.2020).
  8. Гафурова, Г.Т. Государственные закупки как инструмент развития малого и среднего предпринимательства в России[Текст]: / Г.Т. Гафурова, [и др.]/  Экономика региона. —  т.12, вып.4 -2016.
  9. Кауфова Ф. Б. Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути совершенствования законодательства[Текст]: / Ф. Б. Кауфова // Молодой ученый. – 2017. – № 50. – С. 296–298.
  10. Лытнева Н.А. Оценка результатов контрактной системы в сфере управления государственными закупками [Текст]: / Вестник Академии знаний — №34(5) -2019
  11. Моргунова Н.В., Хадыкина Е.В. Контрактная система Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг [Текст]: учебное пособие/Моргунова Н.В., [и др.] – 2 изд., перераб. и доп. – Хабаровск: ТОГУ, 2017. – 208 с.
  12. Першин, Д.А. Эволюция системы госзакупок в Российской Федерации[Текст]: / Д.А. Першин-Социально-экономические явления и процессы- 2013.-№ 3 (061).- С.1
  13. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты:монография [Текст]: / Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова, Ю. В. Истомина и др. ; под ред. Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исаковой. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2019. – 233 с.
  14. Чемерисов, М.В. Основные цели и положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[Текст]: /М.В. Чемерисов: Режим доступа: URL: http://www.economic.kurganobl.ru/assets/files/goszakaz/44-fz/celi.pdf
  15. Шацкий, Д.Е. Теоретические и организационные основы формирования государственной контрактной системы в Российской Федерации [Текст]: / Д.Е. Шацкий// Вестник университета – М: Издательский дом ГУУ (Государственный университет управления)- 2018. – №1.- С.2