http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 2/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 2/2020

УДК 332.3(571.12)

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10132

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

FORMATION OF A SPECIAL ECONOMIC ZONE IN THE TYUMEN REGION

Черезова Наталья Викторовна, доцент кафедры геодезии и
кадастровой деятельности, канд.с/х наук, Тюменский индустриальный университет,
г. Тюмень

CherezovaN.V.,
cherezovanv@tyuiu.ru

Аннотация. Особые экономические зоны (ОЭЗ) – один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности. В России функционирует 26 особых экономических зон. В статье автор проанализировал основные направления, предпринятые правительством Тюменской области для развития особых экономических зон. Приведены данные о выборе земельных участков для размещения и работы индустриальных парков на территории области.  Сделаны основные выводы о их деятельности и выгодах, которые получили территории для своего развития.  Все площадки обеспечены абсолютно новой и современной инфраструктурой и предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ, для реализации проектов. Рассмотрен вариант размещения особой экономической зоны в г.Тобольск.

Summary. Special economic zones (SEZs)
are one of the most ambitious projects to attract direct investment in priority
economic activities. There are 26 special economic zones in Russia. In the
article, the author analyzed the main directions taken by the government of the
Tyumen region for the development of special economic zones . Data on the
choice of land plots for the placement and operation of industrial parks in the
region are given. The main conclusions about their activities and the benefits
that the territories received for their development are made. All sites are
provided with a completely new and modern infrastructure and offer businesses a
number of competitive advantages for the implementation of projects. A variant
of placing a special economic zone in Tobolsk is considered.

Ключевые слова: особые экономические зоны, индустриальные парки, Тюменская область, земельный участок, резиденты, требования к размещению индустриальных парков, развитие территорий.

Keywords:special economic zones, industrial parks, Tyumen region, land, residents, requirements for the placement of industrial parks, development of territories.

Попытки создания инструментов ускоренного развития
отдельных территорий предпринимались с самого начала существования Российской
Федерации в качестве независимого государства. За последние 20 лет образовалось
множество инструментов регионального развития с различной эффективностью и
близким функционалом. Назрела необходимость их четко упорядочить [3].

Первые инструменты территориального развития,
функционирующие до настоящего времени, появились только в 1999 году, когда был
принят закон о наукоградах и создана особая экономическая зона в Магаданской
области. Более масштабно процесс формирования современных механизмов начался
после принятия в 2005 году Федерального закона № 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации». Новый подход включал в себя весьма
компактный характер льготной территории, оказание существенной инфраструктурной
поддержки и довольно четкие требования к отбору и деятельности резидентов [4].

Данные условия открывают  возможности для инвестиционной деятельности Российской Федерации, стимулирования экспорта, расширения производства импортозамещающей продукции, повышения занятости населения и бюджетных доходов [5]. 

Тюменская область входит в состав Уральского
федерального округа (УФО). Площадь территории Тюменской области — составляет
160,1 тыс. кв. километров.Численность населения области на начало 2017 года
составила 1477,9 тыс. человек, на начало 2018 года – 1498,8 тыс. человек (4
место по УФО и 32 и 31 место по РФ соответственно). Средняя плотность
населения: на 01.01.2017 – 9,2 человека на кв. км, на 01.01.2018 – 9,4 человека
на кв. км. Административным центром является городской округ город Тюмень.

В общероссийском масштабе Тюменская область является
лидером по объему произведенной промышленной продукции. Более 86% объема
производства области приходится на топливную промышленность. 64 % нефти и 91 %
газа России добывается именно в этом регионе.   

Инвестиционная политика в Тюменской области это не
новшество. О значении и привлечении инвестиций на территорию области было
заявлено еще в 90- годах [6,12].   В 1992
году в Тюменской области была создана 
Дирекция инвестиционных программ 
администрации  Тюменской
области.  В 1997 году создано
Государственное учреждение «Дирекция 
инвестиционных  программ —
Сибинвестконсалт.  Учредитель  — департамент имущественных отношений
Тюменской области. В 1997 году издано совместное Распоряжение о  Первом инвестиционном форуме Тюменской
области.  В 1998 году решением Тюменской
городской думы  № 274 утверждено «Положении
о защите и гарантиях инвестиций и инвестиционной деятельности на территории
города Тюмени». В 1999 году  в порядке
реализации «Положения о защите и гарантиях инвестиций и инвестиционной
деятельности на территории города Тюмени» был создан  Комитет перспективных программ и инвестиций в
администрации города Тюмени.  В 2000 году
создан Инвестиционно-экономический совет города Тюмени. 22 июня 2012 года.
Проект закона об утверждении Стратегии социально-экономического развития
Тюменской области до 2030 года  является
документом стратегического планирования, в котором определены приоритеты, цели
и задачи государственного управления в Тюменской области на долгосрочный
период, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития
Российской Федерации, Уральского федерального округа, а также сформулированы
меры и механизмы их достижения на основе эффективного использования потенциала,
ресурсов и конкурентных преимуществ Тюменской области.

Стратегия разработана на основании Закона Тюменской
области от 25.02.2015 №13 «О стратегическом планировании
социально-экономического развития Тюменской области», постановления
Правительства Тюменской области №384-п от 17.08.2015 «О Порядке разработки,
корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии
социально-экономического развития Тюменской области» и во исполнение плана
подготовки документов стратегического планирования Тюменской области,
утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 10.10.2014
№517-п, с учётом следующих нормативных правовых актов:

  • Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683);
  • Указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №596-606, от 07.05.2018 №204;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р);
  • Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 №207-р);
  • Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 №1757-р);
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года (распоряжение Правительства Тюменской области от 25.05.2009 №652-рп);
  • другие документы федерального уровня.

Стратегия является основой для разработки
государственных программ Тюменской области, схемы территориального планирования
Тюменской области, плана мероприятий по реализации Стратегии
социально-экономического развития Тюменской области.

В настоящее время Тюменская область относится к числу
регионов с наиболее высокой инвестиционной активностью. В Национальном рейтинге
состояния инвестиционного климата Тюменская область входит в число лидеров
среди субъектов Российской Федерации (2016 год – 5 место, 2017 год – 6 место).
На динамику роста инвестиций оказала влияние реализация региональных
стратегий  развития машиностроительного
комплекса, пищевой промышленности, сельского хозяйства и рыболовства,
строительного комплекса, легкой промышленности, транспорта и логистики, лесного
комплекса [2].

Малое и среднее предпринимательство области – это
порядка 73 тысяч субъектов, обеспечивающих рабочими местами более чем 197 тыс.
человек (около 30% всех занятых в экономике). В Тюменской области создана
инфраструктура содействия развитию малого и среднего бизнеса, разработаны,
применяются и постоянно совершенствуются государственные механизмы финансового,
имущественного, информационного, консультационного, обучающего и иного
содействия в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для развития обрабатывающих отраслей экономики, производства
новых видов продукции и внедрения новых технологий производства создаются зоны
экономического развития. С 2016 года развивается сеть индустриальных парков,
резиденты которых получают льготы по аренде земельных участков, региональные
налоговые льготы, доступ к готовой инфраструктуре (сети и дороги), инструментам
финансовой поддержки [1].

Правительством Тюменской области в Министерство экономического развития Российской Федерации направлена заявка на создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Тюменской области [9,10].  Особую экономическую зону (ОЭЗ) предлагалось  создать на трех участках: на двух участках  в г. Тобольске и одном – в г. Тюмени. Потенциальными резидентами  ОЭЗ определялись предприятия нефтехимии, деревообработки, других сфер обрабатывающей промышленности. Основными целями  создания ОЭЗ в Тюменской области  являются:

  • формирование крупного производственного конгломерата — нефтехимического кластера, удовлетворяющего потребности российской экономики в полимерах и изделиях из продуктов нефтехимии;
  • импортозамещение – в  первые годы после запуска проектов по нефтехимии 60% производимой продукции будет  реализовываться на территории России, в 2020 году планируется довести этот показатель до 80%; и др.

 Потенциальными
резидентами особой экономической зоны предусматривается создание более 2,8 тыс.
новых рабочих мест.

В результате 
Распоряжением  Правительства
Тюменской области от 20.06.2012 №1144-рп уполномоченным органом для
осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской
Федерации по вопросам создания особой экономической зоны в Тюменской области
определен департамент экономики Тюменской области. На базе всех основных
производств появилась необходимость в развитии перерабатывающих технологий,
поэтому стала интенсивно развиваться химическая промышленность, появилась необходимость
глубокой переработки углеводородного сырья.

Переработка углеводородного сырья осуществляется
заводами в городах — Губкинский, Муравленко, Сургуте. В Тобольске расположено
крупнейшее в России предприятие нефтехимической промышленности — Тобольский нефтехимический
комбинат. В Тюмени — Антипинский нефтеперерабатывающий завод. Эти предприятия
являются основными площадками для включения Тюменской области в реестр
свободных экономических зон [5,7].  Кроме
того, чтобы попасть в реестр необходимо создание площадок для  развития производств попутных товаров с
привлечением малого и среднего бизнеса.

19 декабря 2013 года Тюменской областной Думой
приняты  изменения в закон Тюменской
области от 28.12.2004 № 295 «О поддержке отдельных видов промышленной
деятельности». Законом введены такие понятия, как «индустриальный парк»,
«резидент индустриального парка», «оператор индустриального парка». Также
предусмотрена возможность предоставления государственной поддержки операторам и
резидентам.  В результате в  Тюменской области появились Боровский и
Богандинский индустриальные парки. Индустриальный парк — это специально
организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная
энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми
условиями, управляемая специализированной компанией [8,11].

Разместившие свои производства на общей территории предприятия связаны общими цепочками и делят совместную инфраструктуру парка.

Общая площадь созданного индустриального парка
«Боровский» составляет около 30 га, «Богандинский» – 268
га.( рис. 1,2). Согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра эти
территории  использованы под промышленное
производство, переработку продукции и складирование товаров. В настоящее время
управляющая компания индустриальных парков ведет переговоры с потенциальными резидентами.

Земельные участки особой экономической зоны предоставляются во временное владение и пользование резидентам исключительно на основании договора аренды. Индустриальный парк «Боровский» ориентирован на работу с малым и средним бизнесом, занимающимся самыми различными видами переработки.

В то же время специализация парка «Богандинский»-
биотехнологии, фармацевтическая промышленность, производство лекарственных
препаратов, эта площадка предназначена для крупных производств.

Парки сформированы с удобной транспортной развязкой —
Четыре федеральные трассы и два тракта местного значения. Именно вдоль них  расположены 160 инвестиционных площадок,
способных привлечь внимание потенциальных инвесторов. Все они пригодны для
реализации разнообразных проектов, начиная от строительства небольшого
придорожного комплекса и заканчивая возведением серьезных промышленных
объектов.  Инвестиционные площадки
создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и
муниципальной собственности, и не могут быть расположены на территории
нескольких муниципальных образований.

Резиденты, которые работают в уже существующих
индустриальных парках получили следующие преимущества:

  1. сформированные земельные участки;
  2. инвестиционные и налоговые льготы различной продолжительности;
  3. торговые привилегии (снижены ставки таможенных пошлин и т.д.);
  4. дешевое обеспечение электроэнергии, водой, дорогами, транспортными и коммуникационными услугами);
  5. низкая арендная плата;
  6. доступ к рынкам сбыта;
  7. срок действия перечисленных преимуществ – 20 лет, этот срок не подлежит продлению.

Площадки сформированы с учетом охранной зоны в 50
метров. Боровский индустриальный парк при полной заполняемости площадки получит
общий объем инвестиций  873,8 млн.
рублей, общее количество рабочих мест составит 314 человек.( На сегодняшний
день наполненность 90%). Парку в Богандинке потребуется больше времени для его
наполняемости. Пока там возводят инфраструктуру, проектируют железнодорожные
пути. Этот парк масштабнее, соответственно там потребуется еще больше усилий,
будет больше резидентов и увеличится эффект для экономики по объему инвестиций
и созданию рабочих мест.

Особая экономическая зона может быть создана в
Тобольске на базе нефтехимической площадки «СИБУРа». Об этом заявил губернатор
Тюменской области Александр Моор, общаясь с журналистами во время открытия
завода ООО «Прованс Групп» в индустриальном парке «Боровский».

Тобольский промышленный узел сформировался на базе
развития нефтегазохимии в г. Тобольске (рисунок 3). Ключевой производственной
площадкой промышленного узла является предприятие «СИБУР Тобольск»
(бывш.«Тобольск-Нефтехим»), входящее в структуру «СИБУР Холдинга».Тюменская
область в результате получила:

  1. развитие территорий Боровского и Богандинского муниципального образования;
  2. увеличение количества рабочих мест;
  3. развитие производственных процессов, приносящих капитал в местные бюджеты.

Для активизации 
привлечения инвестиций в область и в районы  необходимо усилить деятельность
администраций  муниципальных районов
в  сфере формирования разнообразного
земельного фонда для развития новых производств .

Литература

1. Авилова
Т.В. Кряхтунов А.В., Ознобихина Л.А. Анализ современного использования и
состояния земель на примере Тюменской области/ Московский экономический журнал
– 2019 – № 1 – С. 76- 84.

2. Ермакова
А.М., Зубарева Ю.В., Ермаков Д.В. Государственная поддержка промышленных
предприятий Тюменской области / Агропродовольственная политика России. 2013. №
4 (16). С. 15-16.

3. Ермакова
А.М., Зубарева Ю.В. Оценка земельных участков с повышенной инвестиционной
привлекательностью / Управление экономическими системами: электронный научный
журнал. 2017. № 11 (105).
С. 7.

4. Ермакова
А.М. Рынок труда сельских территорий промышленно-аграрного региона: факторы и
тенденции развития (на примере Тюменской области) / диссертация на соискание
ученой степени кандидата экономических наук / Уральский государственный
экономический университет. Тюмень, 2008

5. Зубарева
Ю.В., Ермакова А.М. Сценарное прогнозирование как инструмент разработки
стратегии развития АПК Тюменской области / Аграрный вестник Урала. 2013. № 9
(115). С. 88-90.

6. Одинцева
С.Е, Петрунько Е.Д., Ознобихина Л.А. Влияние результатов мониторинга на
экономическую оценку земель /XX научно-образовательная конференция студентов
ТИУ С. 189-197. Тюмень 2016 г.

7. Ознобихина
Л.А. Экологическая обстановка в Западной Сибири (на примере г. Тюмени 204.) / Сборник
статей «IVМеждународная научно-практическая конференция» Пенза – 2017. – С.
197-204.

8. Ознобихина
Л.А., Кряхтунов А.В. Развитие транспортного каркаса на примере города
Заводоуковска Тюменской области /Московский экономический журнал – 2019 – № 1 –
С. 71-76

9. Рыбаков С.А.,
Орлова Н.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и
преимущества/ С.А. Рыбаков, Н.А. Орлова. –М.: Вршин, 2006.-248 с.: ил.,табл. –
ISBN 5-9626-0159-9

10. http://www.tyumen-region.ru/news/industrial/2694/

11. http://ipark72.ru/

12. http://russiaindustrialpark.ru/tags/tumenskaya-oblast