Московский экономический журнал 2/2019

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142-2

УДК  331.54 / 337.3

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-12009

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Людмила Валерьевна Семенова, канд. экон. наук, доцент ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта», e-mail: lsemenova@mail.ru

L.V. Semenova, PhD, assistant professor Immanuel Kant Baltic Federal University

Аннотация: Основой успешности деятельности предприятия зачастую является четкое осознание собственного положения в условиях конкурентной среды и зачастую очень агрессивного соперничества среди всеми игроками на рынке. Индустрия гостеприимства в условиях постоянного увеличения количества субъектов на рынке также не является исключением. Для объективной оценки собственной конкурентоспособности существует множество походов и показателей. В статье представлен теоретический анализ некоторых актуальных подходов, которые применяются при оценке конкурентной позиции субъектов гостиничного и туристического рынка как агентов экономической деятельности как на региональном, так и местном уровнях.

Summary: A basis of success of activity of the enterprise often is accurate understanding of own situation in conditions of the competitive environment and often very aggressive rivalry among all players in the market. The hospitality industry in the conditions of continuous increase in number of subjects in the market is also not an exception. For objective assessment of own competitiveness there is a set of campaigns and indicators. The theoretical analysis of some relevant approaches which are applied at assessment of a competitive position of subjects of the hotel and tourist market as agents of economic activity as at the regional, and local levels is presented in article.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, показатели оценки конкурентоспособности, теоретический подход

Key words:  hospitality industry, competitiveness assessment indicators, theoretical approach.

Любое предприятие, как и индустрия в целом, обладает большим многообразием свойств. Все характеристики практические невозможно учесть, поэтому в работе мы попытались определить наиболее важные группы и наиболее важные свойства в каждой группе. Необходимо отметить, что оценка конкурентоспособности зависит от целей анализа: практической возможности изыскания информации, методики применяемой для измерения показателей и др. Единого подхода к определению конкурентоспособности услуг индустрии гостеприимства не существует, как и нет единого алгоритма определения уровня конкурентоспособности услуг. В целом, необходимо отметить, что конкурентоспособность услуги индустрии гостеприимства – это степень ее привлекательности для покупателя (потребителя), т. е. способность удовлетворить комплекса потребительских запросов (требований), которая характеризуется качественными и стоимостными показателями [1, 2]. Качественные показатели характеризуют ее свойство с точки зрения способности удовлетворять определенную потребность и основывается на определенных критериях (рис.) [3, с. 72].

Безымянный

Основными факторами, влияющими на восприятие качества услуги и конкурентоспособности предприятия индустрии гостеприимства, можно отнести следующие: безопасность (чувство покоя и защищенности), надежность (ощущение высокого качества обслуживания), доступность (легкость, с которой можно получить обслуживание), репутацию (доверие потребителей), поведение обслуживающего персонала, компетенцию, условия (окружающая среда и инфраструктура). Кроме этого, индустрии гостеприимства, как сфере услуг присущи следующие характеристики:

  • неосязаемость (service intangibility), т. е. отсутствие возможности до момента непосредственного их оказания увидеть, услышать или попробовать на ощупь предлагаемую услугу;
  • (separability), определяющая непосредственное одномоментное участие как лица, оказывающего услугу, так и лица, получающего ее;
  • непостоянство качества (service variability), подчеркивающее изменчивость качества услуги и определяющее изменчивостью спроса, состояния оказывающего услугу и момента ее оказания;
  • несохраняемость (service intangibility), т. е. невозможность складировать услуги и продавать их в другое время.

Выделяют следующие критерии оценки услуг индустрии гостеприимства:

  • коммуникабельность — описание услуги выполнено на языке клиента и является точным и понятным для него;
  • компетентность — обслуживающий персонал обладает требуемыми для оказания услуги навыками и знаниями;
  • обходительность — персонал приветлив, уважителен и заботлив;
  • доверительность — на предприятие индустрии гостеприимства, оказывающую услуги, а также на ее служащих можно положиться, так как они действительно стремятся максимально удовлетворить запросы клиентов;
  • отзывчивость — служащие предприятия, реализующие услуги, отзывчивы, творчески подходят к решению проблем и удовлетворению запросов клиентов;
  • осязаемость — осязаемые компоненты услуги верно отражают ее качество;
  • понимание/знание клиента — персонал, предлагающий услуги, стараются как можно лучше понять нужды клиента и каждому из них уделяют внимание индивидуально [4, с. 26].

Оценка качественных показателей осложняется в отсутствии возможности количественной (формализованной) оценки многих параметров и для их оценки используются различные приемы: анкетирование потребителей, экспертные оценки, статистические методы и пр.  Конкурентоспособность отраслевого субъекта экономической деятельности страны неразрывно связано с конкурентоспособностью всего государства. Необходимо отметить, что исследованием рейтинга конкурентоспособности национальных экономик в системе мирового хозяйства занимаются несколько ведущих международных организаций.

Значимым показателем формирования отраслевой и страновой конкурентоспособности является рейтинг конкурентоспособности, в том числе и индустрии гостеприимства как экономической категории. Этот показатель зафиксирован в Индексе глобальной конкурентоспособности, составленном на основе 113 переменных по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum) [5]. Этот индекс ранжирует государства в зависимости от уровня экономического развития в разрезе мировой конкурентоспособности. При составлении Индекса значение факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями, с институциональными или структурными характеристиками, позволяющими позиционировать государство по отношению к другим странам сквозь призму развития. Исследователи постоянно совершенствуют методологию расчёта Индекса для того, чтобы он оставался адекватным инструментом измерения уровня конкурентоспособности в постоянно меняющейся глобальной среде.

Индекс конкурентоспособности туризма строится на следующих ключевых показателях:

  • международные туристские прибытия;
  • международные входящие поступления туризма;
  • средние поступления за каждый день прибытия;
  • доля туризма в ВВП страны;
  • занятость в индустрии туризма;
  • доля занятых в % от общего числа количества работающих.

РФ занимает в этом рейтинге 43 место, с показателем 4,2. Этот показатель сформирован на основе основных показателей, представленных ниже (рис. 2).

  • бизнес-среда (business environment);
  • безопасность (safety and security);
  • здоровье и гигиена (health and hygiene);
  • кадровые ресурсы и рынок труда (human resources and labour market);
  • готовность к ИКТ (ICT readiness);
  • приоритизация путешествий и туризма (prioritization of travel & tourism);
  • международная открытость (international openness);
  • ценовая конкурентоспособность (rice competitiveness);
  • экологическая устойчивость (environmental sustainability);
  • авиатранспортная инфраструктура (air transport infrastructure);
  • наземная и портовая инфраструктура (ground and port infrastructure);
  • инфраструктура туристической службы (tourist service infrastructure;
  • природные ресурсы (natural resources);
  • культурные ресурсы и деловые поездки (cultural resources and business travel).

Безымянный

Индикаторы рассчитываются на основе распределения ответов экспертов и варьируются в пределах от 1 до 7 и каждый из них рассчитывается как не взвешенное среднее из отдельных переменных компонента.

В заключение необходимо отметить, что анализируя конкурентоспособность нужно учитывать тот факт, что отраслевая конкурентоспособность в индустрии гостеприимства сказывается из конкурентоспособности отдельных ее элементов, на которую оказывает влияние множество элементов, некоторые их которых представлены в данной  публикации.

Список источников и литературы

  1. Korneevets V., Semenova L. Specifics of forming the competitive hotel complex in the Kaliningrad region of Russia //Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 3. С. 289-295.
  2. Tsai  H., Song H., Wong K. K. F. Tourism and hotel competitiveness research // Journal of Travel & Tourism Marketing, 26:5-6, 522-546 (дата обращения: 18.02.2019). DOI:10.1080/10548400903163079
  3. Конкурентоспособность гостиничных предприятий: учебное пособие М., 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stroimhotel.ru/files/pdf/metodology/metod/04.pdf (дата обращения: 20.02.2019).
  4. Корнеевец В.С., Семенова Л.В., Драгилева И.И. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе : учебное пособие. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.
  5. Индекс глобальной конкурентоспособности. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info (дата обращения: 15.02.2019).