Московский экономический журнал 13/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10348

Финансовая политика в системах задач местного самоуправления в Российской Федерации

Local governments in the Russian Federation

Ибрагимова Элина Саламбековна, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» ассистент

Ibragimova Elina Salambekovna

Аннотация. Обратимся к понятию «орган местного самоуправления». Орган МСУ это не входящие в систему органов государственной власти, выборные и другие органы муниципального образования. Они создаются с целью осуществлять функции управления на территории муниципального образования. Органы МСУ защищают публичные интересы граждан, обеспечивают развитие экономики, затрагивает все социальные и культурные сферы. Словом, органы местного самоуправления осуществляют решение всех вопросов местного уровня по обеспечению жизнедеятельности населения.

Для исполнения этих и других задач органы местного самоуправления наделены определенными полномочиями и компетенциями.

Рассмотрим, какие органы входят в состав местного самоуправления.

К представительным органами муниципального образования можно отнести: городскую думу, совет депутатов и прочее.

Согласно уставу различных муниципалитетов сегодня существует разделение между «главой администрации» и «главой муниципального образования». К последнему относится зачастую председатель городской думы или совета депутатов.

Глава администрации муниципального образования, как и сама администрация муниципалитета также являются отдельными органами муниципальной власти.

Отдельно можно выделать и категорию «контрольный орган муниципального образования». Существуют и иные органы, которые учреждены по уставу муниципалитета и обладают своими полномочиями.

Summary. Let us turn to the concept of»local government». The LSG body is not included in the system of public authorities, elected and other bodies of the municipality. They are created with the purpose to carry out functions of management in the territory of municipality. LSG bodies protect the public interests of citizens, ensure the development of the economy, affects all social and cultural spheres. In a word, local governments carry out the decision of all questions of local level on ensuring vital activity of the population.

For the performance of these and other tasks, local governments are endowed with certain powers and competencies.

Consider which bodies are part of local government.

The representative bodies of the municipality include: the city Duma, the Council of deputies, etc.

According to the statutes of the various municipalities today there is a division between the «head of administration» and the «head of municipality». The latter is often the Chairman of the city Duma or the Council of deputies.

The head of the administration of the municipality, as well as the administration of the municipality itself, are also separate municipal authorities.

Separately, you can distinguish the category of » control body of the municipality.» There are other bodies that are established by the Charter of the municipality and have their own powers.

Ключевые слова: муниципалитет, совет депутатов, администрация, председатель, образование, сфера.

Keywords: the municipality, the Council of deputies, the administration, the President, the education sphere.

Важно наличие в муниципалитете и органа, который избирается гражданами в рамках реализации местного самоуправления.

Устав муниципалитета – главный документ, который регламентирует создание структуры, спектр полномочий, их срок, а также диктует формы отчетности и контроля органов местного самоуправления.

Каким будет название представительного органа муниципалитете, как будет именоваться руководители местных образований, главы администраций, решается на уровне субъекта Российской Федерации. Согласно Конституции, при этом должны быть учтены исторические и иные традиции региона в целом и местности в частности.

Представительный орган муниципалитета может быть только орган избираемый гражданами. Он обладает правом от лица местных граждан представлять их интересы во властных структурах, пусть и на местном уровне. Избираемый гражданами представительный орган муниципального образования принимает решения, которые обязательны к исполнению на территории муниципального образования.

В Уставе муниципалитета в обязательном порядке прописано, в каком количественном эквиваленте должен быть представлен представительный орган власти. Он состоит из депутатов, народных избранников, которые могут быть как закреплены за определенными территориями, так и являться избранниками от политических партий. Выборы депутатов происходят путем тайного голосования на основании законодательных актов РФ и ее субъектов.

Выборы считаются действительными, в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности народных избранников.

Решение представительного органа является действительным, если оно принято на основании согласия большинства голосов депутатов. Только депутату имеют право в коллегиальном порядке принимать устав города, района, населенного пункта и вносить в него изменения. Исключительно в полномочиях представительного органа находится утверждение главного финансового документа муниципального образования – бюджета и отчета администрации муниципального образования о его исполнении. Этот же орган регламентирует, как будут собираться налоги местного характера. К перечню относится также работа с программой развития муниципального образования. Только по решению депутатов можно произвести манипуляции с муниципальным имуществом. Через представительный орган можно создать, реорганизовать или ликвидировать местные предприятия(муниципальные). Установка стоимости услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, ведение межмуниципального сотрудничества, организация работы местного самоуправления, все это тоже регулируемые органом представительной власти вопросы.

По мнению экспертов и широкого перечня, наиболее важная роль, которой наделены депутаты — это осуществление контроля деятельности исполнительных органов муниципальной власти.

Остальные полномочия регламентируются Конституцией РФ, Федеральным Законом, уставом либо конституцией субъекта РФ и так далее.

Полномочия органов местного самоуправления регламентируются, как мы упоминали ранее, законами и правовыми актами различных уровней. Их главные цели и задачи осуществление местного самоуправления с целью решения текущих и прогнозируемых на будущее вопросом. Местное самоуправление должно осуществляться на принципах защиты интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Глава муниципального образования несмотря на то, что значится в муниципальном самоуправлении, как высшее руководящее должностное лицо, подконтролен представительному органу власти, а в его лице гражданам муниципального образования. Он имеет полномочия, которые позволяют решать текущие вопросы и задачи в долгосрочной перспективе, по обеспечению функционирования всей системы исполнительной власти. Но глава администрации должен отчитываться перед населением и депутатами о проделанной работе и теоретически, в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей может быть снят с занимаемой должности. Его полномочия по закону могут быть прекращены и в случае увольнения по собственному желанию или смерти.

Местная администрация является органом с полномочиями исполнителя и распорядителя. Согласно устава муниципального образования, и при соблюдении все правовых норм и законов РФ, этот орган осуществляет деятельность по содержанию в надлежащем состоянии муниципального имущества (дорог, улиц, парков и иной собственности); муниципальных предприятий и организаций; осуществляет исполнение бюджета муниципального образования и другое.

Как мы уже успели отметить, руководит администрацией высшее должностное лицо, а именно глава. Это должность, в зависимости от устава муниципального образования, может быть избираемой гражданами муниципалитета, либо назначаемой по контракту, в результате проведение конкурса на замещение вакантной должности на срок, определенный муниципальным уставом. В народе такие «назначенцы» получили название «сити-менеджеры», что в переводе с английского означает «управляющий городом».

При этом условия проведения конкурса, а также сроки проведения и период, на который будет назначаться победивший в конкурсе кандидат, устанавливают коллегиально депутаты из представительного органа власти. Далее назначается конкурсная комиссия, которая проверяет кандидатов на соответствие предъявляемым требованиям. После прохождения этапов оценки, депутаты делают свой выбор в пользу наиболее понравившегося кандидата. Это лицо назначается на должность главы администрации муниципального образования.

Далее происходит процедура утверждения структуры администрации муниципального образования. Ее представляет перед представительным органом власти глава администрации, в состав которой могут войти как отраслевые, так и территориальные органы.

Деятельность главы администрации муниципального образования может быть ограничена депутатами, путем внесения соответствующих изменений в устав.

Контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия, комитет имущества, избирательная комиссия – все это примеры контрольных органов муниципального образования. Они формируются на основании устава депутатами представительного органа власти.

Формирование контрольного органа необходимо для того, чтобы профессионально отслеживать процедуру исполнения бюджета, подготовку его проекта и прочих манипуляций с бюджетом.

Контроль необходим и за распоряжением имуществом муниципального образования, и за законностью принимаемых управленческих решений, и за выборным процессом и прочее.

Опираться при осуществлении своих полномочий выборные должностные лица должны на ФЗ об организации местного самоуправления на территории РФ, а также уставом муниципалитета.

Рассматривая систему муниципального самоуправления, важно остановиться и на так называемых «иных органах местного самоуправления». Они создаются и функционируют на основании устава муниципалитета. Имеют собственные полномочия в осуществлении управления на местном уровне.

Издание правовых актов по осуществлению местного самоуправления это основные задачи, которые стоят перед органами местного самоуправления, а также руководителями – должностными лицами, которые ними управляют.

В соответствии с законами субъектов Российской Федерации, определяются перечень названий и видов этих правовых актов. Регулируются акты в отношении выборных и должностных представителей местного самоуправления. Регламентируются полномочия по изданию указанных правовых актов. Каким должен быть порядок по их принятию. В какие сроки и на какой период они должны вступать в силу.

Обнародование нормативно правовых актов, а именно официальное опубликование в публичном источнике информации, официальной бюллетени муниципалитета, а также информационном сайте – означает, что момента опубликования акт вступает в законную силу.

В соответствии с ФЗ представительные, исполнительные, контролирующие и иные органы местного самоуправления отвечают за свою деятельность, что называется «перед богом и людьми». А именно, перед населением, властью всех уровней, физическими и юридическими лицами.

В случае нарушение представителями органов муниципальной власти ФЗ РФ, посягательстве на нарушение Конституции РФ, устава или конституции субъекта РФ, устава муниципального образования, а также неисполнения своих прямых обязанностей в надлежащем виде, верховный суд определяют меру ответственности, которую должен понести нарушитель.

Федеральный закон четко прописывает, какие органы должны осуществлять надзор за исполнением своих обязанностей представителями органов местного самоуправления. К примеру, прокуратура РФ должна следить за соответствием принимаемых чиновниками решению Конституции РФ, федеральным, региональным законам, муниципальным правовым актам, и прочему.

Кроме того, уполномоченные государством органы должны контролировать выполнение местным самоуправлением и его представителями вмененным им государственных полномочий.

Закон устанавливает и порядок обжалования через суд, в том числе арбитражный, решений, которые принимались на основании изъявления воли местного населения, а также решений, действия либо бездействия представителей местного самоуправления.

Как известно, служба представляет собой одно из ключевых направлений деятельности человека, общества и государства. Служба включает в себя управление, реализацию государственной деятельности, обеспечение самого управления, а также социально-культурное обслуживание людей.

Особый вид службы (и вид общественно полезной деятельности) представляет собой государственная служба. Государственная служба рассматривается как вид трудовой деятельности, которую на профессиональной основе осуществляют сотрудники государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. Исходя из такого подхода к определению государственной службы, можно выделить задачи и функции государства, которые выполняются государственными органами и служащими. Кроме того, сюда также следует отнести трудовую деятельность, призванную осуществлять данные функции и решать конкретные задачи.

В процессе осуществления своей профессиональной деятельности служащие различных органов и организаций находятся друг с другом в специфических отношениях. В зависимости от вида службы и организации, в которой она реализуется, формируется характер данных отношений. Что же можно отнести к служебным отношениям? В первую очередь, — это государственно-служебные правовые отношения, далее — служебные отношения в общественных объединениях и прочих организаций, не относящихся к государственной структуре, а также органах местного самоуправления. Специфика службы в каждой организации устанавливает определенный статус служащего.

В соответствии с тем, какую должность занимают служащие, а также в какой организации выполняются обязанности и реализуются функции, выделяются следующие виды представленной категории служащих:

  • служащие государственных органов;
  • служащие государственных учреждений, предприятий, организаций и объединений.
  • муниципальные служащие — к ним относятся служащие, занимающие соответствующие должности в органах местного самоуправления);
  • служащие негосударственных организаций;
  • служащие общественных объединений;
  • служащие органов управления международных, иностранных и смешанных организаций.

К государственной службе следует отнести любую работу, которая осуществляется в государственных органах. Такая служба отличается по форме и содержанию от труда рабочих. Данный подход к государственной службе позволяет выделить две основные формы трудовой деятельности людей. Первая форма включает в себя создание ценностей материального плана. На ее этапе происходит осуществление руководствующих, управляющих, контролирующих функций, а также функций контроля, учета и надзора. Во втором случае люди призваны создавать духовные ценности или осуществлять функции государственных органов.

Существуют соответствующие аспекты государственной службы:

  • социальный аспект — здесь государственная служба выступает как социальная категория. Ее главная задача — на государственном уровне профессионально осуществлять полезную обществу деятельность. Осуществление деятельности реализуется за счет лиц соответствующих должностей государственных организациях;
  • политический аспект – в данном случае деятельность сводится к реализации государственной политики, достижению выработанных всеми политическими силами государственно-политических целей и задач в обществе и государстве. Государственная служба является ключевым фактором стабильности в обществе, поскольку именно ее функционирование и эффективность являются гарантом устойчивости и стабильности в обществе.
  • социологический аспект – призван реализовывать функции государства и госорганов на практике. Исходя из этого, очень важно выявлять степень эффективности государственной службы и практики, а также установить проблемы в функционировании. Орган управления включает в себя совокупность служащих. К последним относятся люди, формально объединенные соответствующими регламентированными целями в пределах определенного типа административной организации;
  • организационный аспект – представляет собой тесную взаимосвязь государственной службы и структурно-функциональных элементов государственного аппарата. Такое сочетание образует систему, включающую в себя следующие элементы: формирование организационных и процессуальных основ деятельности государственного аппарата, комплектование, а также правовое описание должностей в соответствии с определенной иерархией. Оценка, ответственность и стимулирование работников также относятся к важным элементам данной системы;
  • нравственный аспект – главная задача данного аспекта — рассмотреть этические нормы в государственной и муниципальной службе;
  • правовой аспект – юридически устанавливает государственно-служебные отношений, в ходе реализации которых происходит практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих и госорганов. Государственная служба – это сложный социально-правовой институт. Его изучение требует детальный анализ его социальных и юридических основ. Отсюда следует, что государственная служба – это комплексный правовой институт. В его основе лежат норы различных отраслей права, а также пединститутов.

Современное законодательство трактует государственную службу РФ как профессиональную деятельность, основной задачей которой является выполнение государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ наделенных им соответствующих задач. Последние прописываются в определенных нормативных актах.

Ранее служба в органах местного самоуправления рассматривалась лишь как часть государственной службы. Стоит отметить, что два таких понятия, как государственный и муниципальный служащий можно расценивать как равнозначные. Так, муниципальный служащий представлял собой государственного служащего, включенного в работу в орган местного самоуправления.

Конституцией Российской Федерации, в 1993 году, было установлено следующее: органы местного самоуправления не включены в систему органов государственной власти. В соответствии с Федеральным Законом “Об основах государственной службы в Российской Федерации” от 13 июля 1995 года, было призвано обособление государственной службы как профессиональной деятельности, занимающейся обеспечением исполнения полномочий государственных органов.

Исходя из этого, вытекает понятие государственного служащего. Последним выступает гражданин Российской Федерации, который на государственном уровне исполняет обязанности, находясь на государственной должности. При этом госслужащему полагается денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет средств федерального или местного бюджета.

Следует отметить, что муниципальная служба не входит в систему государственной службы, а значит, не является ее составной частью и требует своего правового регулирования.

Среди главных задач муниципальной службы следует отметить:

  • обеспечить права и свободу человека и гражданина на территории муниципального образования;
  • предоставить населению возможность самостоятельного принятия решение вопросов;
  • подготовить, утвердить, ввести в работу и регулировать решения вопросов в рамках надлежащих прав и полномочий органов местного самоуправления;
  • защитить права и интересы муниципального образования.

Таким образом, муниципальную службу можно отнести к сложному социально-правовому институту. Последний выступает в качестве системы правовых норм, регламентирующих права, обязанности, ограничения, запреты и стимулирование служащих. Регламентируется также ответственность служащих, а также порядок возникновения и прекращения служебных отношений. Что касается нравственного аспекта, здесь рассматриваются этические основы муниципальной службы. Следует отметить отличие задач муниципальных служащих от задач государственных служащих. Оно заключается лишь в одном — в уровне (в частности, федеральном, региональном, либо местном самоуправлении). Таким образом, кардинальное отличие отсутствует. В обоих случаях основная деятельность сводится к улучшению благосостояния общества, а также удовлетворению интересов общества.

К функциям муниципальной службы следует отнести ключевые направления реализации правовых норм института муниципальной службы, благодаря которым осуществляются необходимые цели правового регулирования служебных отношений. И еще одна важная задача возлагается на муниципальную службу – это выполнение таковой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Список литературы

  1. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. – М.: Мысль, 1977.
  2. Зобнин А.В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: Инфра- М, 2012.
  3. Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011.
  4. Лаврикова Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.
  5. Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания РФ (http://www.council.gov.ru).
  6. Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум для академического бакалавриата и магистратуры /И.Н. Ильина, И.С. Леонард, Д.Л. Лопатников, О.Б. Хорева [и др.]: под общ. ред. Ф.Т. Прокопова. – М. : Издательство Юрайт, 2018.
  7. Шимширт Н.Д., Крашенникова Н.В. Управление государственными и муниципальными финансами: Учебник. – М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2014.
  8. Энциклопедия государственного управления в России: в 4 т. /Ред. В.К. Егоров; Рос. академия гос. службы. – М.: РАГС, 2004.