Московский экономический журнал 13/2019

image_pdfimage_print

УДК 330.322+338

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10277

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

STRATEGIC VISION FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY

Вершинин Юрий Борисович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры, Ульяновский государственный университет, г.Ульяновск

Вершинина Елена Львовна, кандидат экономических наук, доцент, декан Заволжского экономико-гуманитарного факультета, Ульяновский государственный университет, г.Ульяновск

Vershinin Y.B., 89272703013@mail.ru

Vershinina H.L., 89272708908@mail.ru

Аннотация: Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года, разработанная компанией Strategy Partners Group (г. Москва) в сотрудничестве с авторами данной статьи, определяет приоритеты стратегического видения и стратегические задачи муниципалитета.

Был проведен подробный анализ сложившейся ситуации, но в последние 2-3 года возобладали негативные тенденции в экономике города. Однако, на наш взгляд, опираясь на традиционно сильные стороны экономики Ульяновска, можно переломить сложившуюся тенденцию и выйти на позитивные темпы развития в соответствии со Стратегией-2030.

Summary: The strategy-2030 of the socio-economic development of the municipality “Ulyanovsk City”, developed by the Strategy Partners Group (Moscow) in cooperation with the authors of this article, determines the priorities of the strategic vision and the strategic tasks of the municipality.

A detailed analysis of the current situation was carried out, but in the last 2-3 years negative trends in the city economy prevailed. However, in our opinion, relying on the traditionally strengths of the economy of Ulyanovsk, it is possible to reverse the current trend and reach a positive pace of development in accordance with Strategy-2030.

Ключевые слова: стратегия развития, муниципалитет, инвестиции, стратегическое видение.

Keywords: development strategy, municipality, investment, strategic vision.

Разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» на период до 2030 года, проводилась  компанией Strategy Partners Group (г. Москва) с участием авторов данной статьи в 2015-16 гг.[1][2] Она во многом стала основой последующих городских разработок в данном направлении [3-5].

Город Ульяновск расположен в центре промышленного развитого и густонаселенного Приволжского федерального округа, в центре Европейской части Российской Федерации на пересечении важных международных транспортных коридоров №2, 3 «Транссибирский» и №9 «Север-Юг», является административным центром Ульяновской области, входящий в состав Приволжского федерального округа. Город Ульяновск расположен на двух берегах реки Волга, разделён на четыре района: Железнодорожный, Заволжский, Засвияжский, Ленинский. (рис.1) Территория города (общая площадь в пределах городской черты) – весьма значительна по сравнению с городами — «одноклассниками» (625,0 км²), что создает значительные проблемы в пространственной связности.

Разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года была предпринята руководством МО с целью повышения хозяйственной самостоятельности и «…реализации права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»[3]. Преследовалась цель выработки самостоятельной инвестиционной политики, которая бы со временем стала составной частью инвестиционной политики региона.

Разработка Стратегии-2030 складывалась из следующих частей:

  1. Анализ текущего социально-экономического состояния города,
  2. Стратегическая диагностика конкурентоспособности города (эти два пункта рассмотрены в [1] и [2])

3. Разработка стратегического видения развития города Ульяновск до 2030 года и плана реализации стратегии являлось основной целью исследования, и базировалась на выводах пп.1-2.

Как показал дальнейший тренд развития города, большинство выводов и заключений, выявлены в период работы в 2015-16 гг. оказались адекватными сложившейся ситуации, часть пришлось уточнить в основном в связи с изменением условий внешней среды.

На момент проведения диагностики была сформирована матрица, обобщающая достигнутый уровень городского развития, учитывающий развитие человеческого капитала, бизнес и туристической инфраструктуры, жилищная, транспортная, социальная и ряд других инфраструктур, оценивалась эффективность оказания государственных услуг (рис.2). Эффективное формирование видения стратегических приоритетов города, помимо традиционных инструментов стратегического анализа, таких как матрица SWOT-анализа, включает одну из важнейших сценарных матриц, учитывающих развитие всей страны и его влияние на позиционирование города на конкурентных рынках (рис.3).

Основные выводы по системе стратегического управления городом базировались на возможностях стратегического партнерства России: с ЕС или Китаем.

Матрица учитывала возможность корректировки стратегического выбора в зависимости от ситуации, складывающейся со стратегическим внешним партнерством России, так и с потенциальным качеством ее государственного управления (рис.4). Как показали дальнейшие события последнего пятилетия, сбылся, можно сказать, самый пессимистичный сценарий, предусматривавшийся Концепцией. Комментируя развитие ситуации за последний период, нельзя не привести в качестве одного из основных инструментов стратегического анализа, уже упоминавшуюся нами матрицу SWOT-анализа (рис.5).

Развитие «китайского вектора», отягощенного фактором недостаточной бюджетной обеспеченности города и продолжающегося отсутствия доступа большинства предприятий города к адекватных заемным источникам финансирования, усложняют и так не простую ситуацию, сложившуюся в крупных предприятиях города.

Возникающие новые или реконструируемые предприятия не могут решить проблему новых рабочих мест в промышленности: они небольшие, с высокой степенью автоматизации, сфокусированы на достаточно узких сегментах производственных цепочек.  Предприятия Ульяновска, в том числе т.н. «старопромышленные» и муниципальные, очень активны в вопросах снижения издержек, бережливого производства и оптимизации территории, и в этом направлении в городе есть много хороших практик. Однако,  реальную ситуацию в муниципалитете в гораздо большей степени определяет низкий уровень доходов населения – традиционная проблема региона.

Активизация возможностей и сильных сторон (при условии изменении ситуации в лучшую строну на макроэкономическом уровне) позволит (на наш взгляд) переломить отрицательные тенденции, сложившиеся в экономике года за последние несколько лет.

Основой должны стать приоритеты инвестиционного развития, использующие традиционно сильные стороны экономики города.

Кластеризация городской экономики неизбежна – в среде вяло развивающихся и инвестиционно не перспективных производств в Ульяновске развивается экономика нового века – высокотехнологичные предприятия, созданные с иностранным участием, IT-компании, активно интегрирующиеся с учебными заведениями и некоторые другие направления.

Дальнейшее перспективы развития города (рис.7,8) мы связываем с современными формами муниципально-частного партнерства (МЧП)[6], других форм государственной поддержки инвестиционных проектов предпринимательства [7, 8], кластеризации муници­палитетов по уровню инвестиционного развития [9].

Литература

1. Вершинин Ю.Б., Вершинина Е.Л. ДИАГНОСТИКА В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Московский экономический журнал, №5-2, 2018,  DOI: 10.24411/2413-046X-2018-15059.

2. Вершинин Ю.Б., Вершинина Е.Л. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Московский экономический журнал, №5-2, 2018,  DOI: 10.24411/2413-046X-2018-15060

3. Решение Ульяновской Городской Думы от 08.09.2015 № 102 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года».

4. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД УЛЬЯНОВСК» НА 2018 — 2023 ГОДЫ

5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ муниципального образования «город Ульяновск» до 2024 года (проект)

6. Абубакарова М.М., Хусаинов И.З., Абдулвагапова А.А. Инвестиционная деятельность муниципальных органов власти как фактор развития предпринимательства // Глобальный научный потенциал. 2018. № 4 (85). С. 95-99.

7. Дмитрик Е.Г. Методы регулирования бюджетных финансо­вых рисков в рамках реализации мероприятий поддержки предприни­мательства // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 36 (756). С. 2189- 2196.

8. Алиев Б.Х., Алимирзоева М.Г., Казимагомедова З.А. Анализ действенности налоговых льгот и преференций в механизме государ­ственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 11 (410). С. 13-25.

9. Суржиков В.И. Анализ инвестиционных возможностей регио­на: муниципальный уровень // Фундаментальные исследования. 2017. № 1. С. 209-213.