http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 13/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 13/2019

УДК 379

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10310

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

DEVELOPMENT OF COMPETITIVENESS
OF THE CITY DISTRICT OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION WITHIN THE IMPLEMENTATION OF
THE CLUSTER APPROACH

Корнева Татьяна Алексеевна, Нижегородский
государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний
Новгород

Мададова Камила Халилловна, Нижегородский
государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний
Новгород

Лебедева
Татьяна Евгеньевна
,
кандидат
педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий
менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы
Минина, г. Нижний Новгород

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук,
доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский
государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний
Новгород

Korneva T.A., korneva2015tanya@yandex.ru

Madadova K. Kh., kamila.madadova1997@yandex.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Аннотация: В
статье рассматриваются вопросы повышения конкурентоспособности территории
средствами кластерного подхода. Целью исследования является анализ ресурсов кластера
для повышения инвестиционной привлекательности туристкой дестинации. В качестве
территории выбран Сокольский район Нижегородской области, как самый динамично
развивающийся. В статье приведено описание и экспертная оценка факторов,
влияющих на инвестиционный климат Сокольского района, а также проведен SWOT анализ ресурсов Сокольского района с
целью выявления сильных и слабых ресурсных сторон, которые играют решающую роль
в инвестиционной привлекательности и как следствие в конкурентоспособности геолокации.
Сформулированные выводы отражают проведенное исследование авторов.

Summary: The article discusses the issues of improving the competitiveness of the
territory using the cluster approach. The aim of the study is to analyze the
resources of the cluster to increase the investment attractiveness of tourist
destinations. Sokolsky district of the Nizhny Novgorod region was chosen as the
territory, as the most dynamically developing. The article provides a
description and expert assessment of factors affecting the investment climate
of Sokolsky district, as well as a SWOT analysis of the resources of Sokolsky
district in order to identify strengths and weaknesses of the resource sides,
which play a decisive role in investment attractiveness and, as a consequence,
in the competitiveness of geolocation. The conclusions formulated reflect the
study of the authors.

Ключевые слова: территория, swot-анализ, туристско-рекреационная зона, ресурсы территории, конкурентоспособность, инвестиционная привлекательность, туризм, инфраструктура.

Keywords: territory,
swot analysis, tourist and recreational zone, territory resources,
competitiveness, investment attractiveness, tourism, infrastructure.

Введение. Большая
роль в развитии рынка туризма принадлежит инвестиционной политике, которая,
включает в себя следующие основные элементы: выбор источников и методов
финансирования инве­стиций; определение сроков реализации; выбор органов,
ответственных за реализацию инвестицион­ной политики; создание необходимой
нормативно-правовой базы функционирования рынка инвести­ций; создание
благоприятного инвестиционного климата. Формируется инвестиционный климат под
воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других
факторов, опреде­ляющих условия инвестиционной деятельности в регионе и
предопределяющих степень риска инвестиций [2,3].

Основными
позитивными факторами, которые могут оказать влияние на инвестиционный климат
Сокольского района, являются: наличие в районе уникальных природных ресурсов,
высокий экологический потенциал, выгодное географическое расположение на берегу
Горьковского водохрани­лища. Кроме того, следует отметить конструктивную
позицию региональной и муниципальной власти, принимающих конкретные меры по
развитию туристического потенциала как Нижегородской области в целом, так и
Сокольского округа в частности [4,6].

Основными
негативными факторами, влияющими на инвестиционный потенциал Сокольского
района, является то, что район не имеет достаточно развитой инфраструктуры (отсутствует
раз­ветвленная сеть дорог, через г.о.Сокольский не проходят крупные транзитные
дороги, нарушены транспортные коммуникации по Волге, отсутствует воздушное
сообщение). Кроме того, район является дотационным и не отличается сильной
диверсифицированной экономикой и сильным внутреннем рын­ком. В округе
отсутствуют аналитические, консалтинговые кампании, местные туроператоры. В дея­тельности
иных туроператоров Сокольский район, как объект туризма, не представлен вовсе.
Также район слабо представлен в сети Интернет. Что же касается рекламы
туристического потенциала Со­кольского района, то можно сказать, что она
отсутствует полностью (за исключение отдельных разроз­ненных и
непрофессионально сделанных страниц) [1,5].

Методология. Проведенный анализ различных факторов, влияющих на инвестиционный климат в г.о.Сокольский, может быть представлен в виде таблицы 1 (потенциал оценивается показателями: 1- низкий; 2 — ниже среднего; 3 — средний; 4 — выше среднего; 5 — высокий).

Таким
образом, можно выстроить проблемное поле по созданию кластера:

  • Отсутствует
    системная работа со стороны бизнеса и органов муниципальной власти по инфор­мационному
    продвижению г.о. Сокольский как благоприятного туристиче­ского ареала;
  • Не
    определены основные приоритетные направления развития туризма в среднесрочной и
    долгосрочной перспективе;
  • Не
    выстроена работа по взаимодействию с другими регионами в целях продвижения
    туристи­ческого продукта;
  • Существующие
    исследования и программы развития туризма в Сокольском округе страдают
    поверхностностью и носят фрагментарный характер, они не включены в единую
    концепцию, не связаны с общим развитием туризма в Нижегородской области.
  • Не
    определены интересы и ожидания разных групп участников и отдельных участников
    (в том числе и потенциальных).

Эффективная
стратегия развития туризма базируется на сочетании сильных и слабых сторон,
характеризующих социально-экономическое положение г.о.Сокольский. Она пре­умножает
внутренний потенциал района и укрепляет его положение на межрегиональном и
междуна­родном рынке. SWOT-анализ выявляет как благоприятные, так и
неблагоприятные события, которые влияют либо могут повлиять на ситуацию в
районе. Это так называемые «возможности» и «угрозы». Матрица SWOT-анализа
содержит варианты стратегий, которые будут реализованы в зависимости от
корреляции факторов «сила», «слабость», «возможности», «угрозы».

Оценка возможных угроз развитию Сокольского района была проведена с использованием матрицы угроз по типовой форме, используемой в SWOT-анализе (таб. 2).

С
целью анализа состояния рынка туристско-рекреационных услуг в радиусе 150-180
км от Сокольского округа Нижегородской области (Нижегородская, Ивановская,
Костромская, Кировская, Вла­димирская, Ярославская области) и выявления
предпочтений потенциальных потребителей услуг тури­стско-рекреационных
комплексов в 2019 году было проведено маркетинговое исследование, состоя­щее из
двух этапов. На первом этапе осуществлялся контент-анализ web-сайтов, печатной
продукции (рекламные материалы, прайс-листы и пр.) и других информационных
материалов предприятий, ока­зывающих туристско-рекреационные услуги. На втором
этапе было проведено анкетирование жителей Нижнего Новгорода, направленное на
выявление потребительских предпочтений в туристско-рекреационных услугах.
Методом случайного отбора было опрошено 160 человек. Эмпирическое исследование
проводилось методом анкетного опроса через Google- форму.

Проведенное
исследование показало, что в настоящее время прослеживается тенденция
переориентации россиян на внутренний туризм: почти 45% опрошенных хотели бы
отдыхать на территории России. Следует отметить, что эту группу составили в
основном туристы, уже побывавшие не один раз за границей, увидевшие мир и
готовые отдыхать в России, но при хорошем уровне сервиса и, что не менее важно,
при соответствии качества и цены услуг.

По
результатам исследования, наиболее популярными среди респондентов являются
пляжные туры — около 2/3 опрошенных отдали голоса в их пользу. Этим туристам
нужно солнце, вода и свежий отдых. В этом плане побережье Горьковского
водохранилища на территории Сокольского округа Ни­жегородской области обладает
неплохим потенциалом для удовлетворения таких потребностей.

В
то же время, ярко выраженная сезонность рекреационно-пляжных услуг,
обусловленная гео­графическим месторасположением Сокольского района, требует
создания искусственных объектов позволяющих компенсировать отмеченный
недостаток. В связи с этим необходимо предусмотреть строительство аквапарка,
бассейнов, соляриев, SPA-центров, комплекса банных объектов и т.д.

Принимая
во внимание, что существенное количество респондентов (около 40%) тяготеет к
культурно-познавательным турам, целесообразным является создание в туристском
кластере куль­турно-познавательной зоны. Наличие такой зоны явится хорошей
предпосылкой для при­влечения туристов как из Нижегородской области, так и из
близ расположенных регионов, поскольку подобных объектов там пока нет.

В
результате проведенных исследований установлена тенденция роста интереса к
спортивным турам, в том числе к экстремальным: более четверти респондентов —
28% — отдали голоса за спор­тивный туризм. Поворот к здоровому образу жизни,
понимание людей, что лучше заботиться о своем здоровье, чем в дальнейшем долго
лечиться, требует создания соответствующей инфраструктуры ту­ристско-рекреационных
территорий.

Учитывая
обширный экологический потенциал Сокольского района, ему есть, что предложить
туристам, которые, кстати, готовы отдать хорошие деньги за достойный сервис.
Так, по данным иссле­дования, каждый третий житель Нижнего Новгорода считает
нормальным для себя отдать свыше 25 тыс. рублей за качественный отдых.

Исследование
показало, что округ Сокольский пока никак информационно не представлен, а ведь
для привлечения туристов маркетинговая составляющая играет одну из основных
ролей. Так, на­пример, по мнению 65% нижегородцев, пос. Дивеево является
наиболее интересным населенным пунктом для посещения в Нижегородской области.
Он знаменит своим храмовым комплексом и святы­ми ключами преподобного Серафима
Саровского. Напротив, похожий объект с точки зрения религиоз­ной составляющей в
Сокольском районе — Голиковские ключи — не известен широкой публике, хотя,
следуя официальным документам Нижегородской епархии, он на 3 столетия старше
источник Серафи­ма Саровского [26, с.311].

Выводы. Таким образом, в рамках реализации
системы комплексных мероприятий по формированию комплексного ту­ристского
кластера на территории Сокольского округа важнейшими составляющими будут
являться именно PR-база и маркетинговый аспект.

В
целях увеличения въездного и внутреннего туристского потока в округ Сокольский
необходимо осуществить целый спектр различных мероприятий по форми­рованию его
положительного туристского имиджа и проведение активной маркетинговой политики
на российском и международном рынках туристических услуг. Для этого необходимо
выделение достаточных средств на реализацию маркетинговой программы; разработка
четкой обоснованной маркетинговой стратегии; проведение полного комплекса
необходимых маркетинговых исследований; привлечение высококвалифицированных
специалистов в области рекламы и маркетинга.

Литература

  1. Комплексная вариантная программа управляемого развития туристического потенциала Сокольского муниципального района Нижегородской области на период до 2020 года // аналитическое агентство ИМИДЖ-ФАКТОР. – Иваново, 2012. – 60 с.
  2. Крайнова О.С., Лебедева Т.Е. Особенности государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма: опыт Нижегородской области//Научное обозрение. 2014. № 7-2. С. 668-670.
  3. Кропинова Е.Г. Региональный туристский кластер как туристско-рекреационная система регионального уровня / Е.Г. Кропинова, А.В. Митрофанова //Региональные исследования. – 2011. – №1. – С. 43.
  4. Кудинов А.Н. Региональные научно-технологические кластеры / А.Н. Кудинов, Е.А. Лурье, Н.Е. Барсукова // Инновации. – 2009.– 212 с.
  5. Лебедева Т.Е., Семенова А.С. Предпосылки формирования туркластера в Нижегородской области //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 203-209.
  6. Перова Т.В., Закирова О.В. Проблемы и перспективы развития нижегородского туристического рынка //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 16.