Московский экономический журнал 13/2019

image_pdfimage_print

ОБЗОР ТИПОЛОГИИ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ГОРОДА МОСКВА

REVIEW OF THE TYPOLOGY OF TRANSPORT HUBS IN RELATION TO URBAN CONDITIONS OF THE CITY OF MOSCOW

Берендяев Никита Владимирович, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИУ МГСУ)

Berendyaev Nikita Vladimirovich, NATIONAL RESEARCH MOSCOW STATE University of civil ENGINEERING (NRU MGSU)

Аннотация: Цели исследования: рассмотреть типологию ТПУ применительно к градостроительным условиям города Москва.

Методы исследования: в процессе исследования применялись общенаучные методы, такие как: наблюдение, анализ, сравнение, обобщение.

Результаты исследования: По результатам работы подготовлена на публикацию научная статья, содержащая краткое описание обзора типологии ТПУ.

Главные выводы: ТПУ – являются важнейшим элементом инфраструктуры города, в первую очередь, для осуществления комфортных и безопасных пересадок пассажиров.

Summary: the purpose of the study: to consider the typology of TPU in relation to the urban conditions of the city of Moscow.

Research methods: General scientific methods such as observation, analysis, comparison, generalization were used in the research process.

Research results: Based on the results of the work, a scientific article containing a brief description of the review of the TPU typology was prepared for publication.

Main conclusions: TPU is the most important element of the city’s infrastructure, primarily for the implementation of comfortable and safe transfers of passengers.

Ключевые слова: транспортно-пересадочные узлы, организация строительства, инвестиции, метро, пассажиры, комфорт, благоустройство.

Keywords: transport hubs, construction organization, investment, metro, passengers, comfort, improvement.

Введение. В современном градостроительстве поиск решений транспортной проблемы является одним из более актуальных направлений исследований.

Эволюция градостроительства опирается на повышение удобства и комфортности городской среды в соответствии с современными потребностями и способностями людей. Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) Москвы представляет собой пространство, которое не только объединяет виды транспорта: железную дорогу, метро, Московское центральное кольцо и общественный городской транспорт, но и обеспечивает районы необходимой инфраструктурой.

К числу наиболее важных научных трудов можно отнести результаты следующих научных деятелей: Е.В.Булгакова, А.А Савичева, О. В. Моисеева, В. И. Клевеко.

В статье будет рассмотрен обзор ТПУ, выявлены преимущества, а также рассмотрена организация строительства и взаимодействие участников при реализации инвестиционно-строительного проекта ТПУ в городе Москва.

Методы . Научные положения работы основаны на анализе научных источников, а также на исследованиях строительных решений по материалам проектирования и строительства ТПУ.

Результаты. Московский регион – один из самых густонаселенных мегаполисов мира, который уже сам по себе является огромным транспортным узлом в масштабах страны. В границах города и по его окраинам действуют большинство имеющихся на данный момент в мире транспортные системы. Город является конгломератом административных, политических, экономических функций. От него и через него проходят многочисленные межрегиональные и международные маршруты различных видов транспортного сообщения.

На данный момент в Москве предпринимаются меры для улучшения транспортной ситуации в целом, в том числе в рамках целевой программы по строительству транспортно-пересадочных узлов [1].

Преимуществами транспортно-пересадочного узла являются:

  • разделение транспортных потоков;
  • сокращение времени на пересадку;
  • комфортное пересаживание;
  • принятие общественного транспорта;
  • организация торговых зон для удобства транзитных пассажиров;
  • доступность для граждан, включая инвалидов;
  • разгрузка железнодорожных и автовокзалов;
  • благоустроенная территория;
  • удобная навигация.

Представляется необходимым выделить три основных типа ТПУ:

1. Местные транзитные узлы общественного транспорта. Это унимодальные узлы транспорта с минимальной нормой пассажиропотока. Они занимают небольшие территории, и их создание требует только локального обустройства на территориях дорожной сети и объектах инфраструктуры.

2. Муниципальный общественный ТПУ. Это мультимодальные узлы со средним или высоким уровнем пассажиров. Необходимость пассажирского трансфера между видами транспорта требуют большого территориального ресурса.

3. Городские, региональные и другие транзитные узлы общественного транспорта высокого уровня с высокими и очень высокими показателями пассажиропотока.

Плоскостные ТПУ считаются самыми простыми из видов ТПУ. Они в наименьшей степени затратные в применении и облегчают транспортную систему [4]. Первые парковки были оборудованы на станциях метро на местах старых ларьков и парковки, где были полностью выстроены удобные пешеходные дорожки и комфортные зоны ожидания общественного транспорта и машиномест. Главной задачей парковки признаётся принятие транзитного личного транспорта жителей г. Москвы, которые добираются на работу в центр города. Разрабатываемые проектные предложения должны включать архитектурно-функциональную концепцию ТПУ и потенциал развития дорожной сети. В рамках проектов должны быть предусмотрены маркетинговые исследования потенциальных инвестиционных доходов и операционных расходов. 

ТПУ включают помещения, гостиницы или жилые комплексы, автостоянки, остановки и пешеходные мосты.

Капитальные ТПУ целые строения, которые требуют больше времени и затрат на строение, чем некапитальные.  В капитальных ТПУ граждане защищены от «невзгод» погоды. Пересесть с одного вида транспорта на другой пассажиры смогут, не выходя из помещения. Стандартного какого — либо набора ТПУ не существует, ТПУ индивидуален и имеет свои преимущественные особенности. Места и процесс функционирования определяют сотрудники ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» на основе сведений, исходя из потребностей районов города, загруженности дорожной и пешеходной сети, а также интересов граждан.

Здания должны проектироваться так, чтобы, совершая пересадку, гражданам не пришлось пробираться через центры развлечений и офисные здания [3]. Территории пересадки проектируют, а также оборудуют большими распределительными залами, рассчитывая ширину коридоров и перронов залов ожидания в зависимости от пассажиропотока.

Наиболее перспективные районы расположены в непосредственной близости от станций метро, таких как Кунцевская, Очаковская и Варшавская, которые планируется построить «комплекс градостроительной политики и градостроительства Москвы». Еще три участка, отведенные под ТПУ, были перенесены ближе к станциям метро. Так, Дегунино заменено на ТПУ Ховрино, Матвеевская заменена на ТПУ Аминьевская проезжая часть, а ТПУ ст. Сколково планируется построить на базе железнодорожной станции  Трехгорка. Строительство планируется к 2022-2024 годам.

Основные данные для исследования были собраны из официального планирования ТПУ, разработанные в последние годы в г. Москва. Сравнение данных и результаты экспериментальных исследований дали интересные результаты. В общий список доля транспортных технологических объектов составляет 85%, поэтому доля коммерческих объектов не превышает 15 %.  Такие данные являются показателем заинтересованности городских властей в привлечении инвестирования. Как правило, ТПУ строятся за счет средств городского бюджета, а коммерческая – за счет инвесторов.

На сегодняшний день цифры следующие:

  • 134 капитальных узлов находятся в работе;
  • 55 узлов построят на станциях, за счет средств инвестиционной программы (АИП);
  • по 16 проектам определены инвесторы.

Инвестиционные компании вложили в строительство более 1,7 миллиарда рублей. Мосинжпроект осуществил на торгах 14 проектов объектов ТПУ. Сегодня ТПУ строятся на базе: ст. Селигерская, ст. Лермонтовский проспект, ст. Рассказовка, ст. Технопарк, ст. Шелепиха, ст. Некрасовка, ст. Ходынское поле, ст. Ховрино, ст. Озерная, ст. Парк Победы и ст. Рязанская [4].

В дальнейшем на торги выставлено также 26 проектов уже в разных районах Москвы. На базе данных хабов возможно будет спроектировать объекты самого разного назначения — от спортивных и развлекательных центров до офисов и жилых домов. Для привлечения инвестора наиболее привлекательной частью ТПУ – является торгово-развлекательная часть и общественное питание. В меньшей степени привлекательна часть ТПУ такая как (галереи, переходы, обеспечивающие передвижение пассажиропотоков по ТПУ) – по причине того, что не поступает доход для частного инвестора, и в идеале должна быть передана на обслуживание муниципальным организациям после ввода объекта в эксплуатацию. 

Заключение . В данной статье была рассмотрена типология ТПУ, выявлены сущность и преимущества, рассмотрена организация строительства и взаимодействие участников при реализации инвестиционно — строительного проекта ТПУ в городе Москва. Как выяснилось, для привлечения инвестора более привлекательной частью ТПУ – является торговая и развлекательная, в наименьшей степени отведены галереи и переходы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. № 413-ПП в рамках Программы комплексного развития общественного транспорта, приложение 1 в новой редакции от 15 ноября 2012 г. № 649-ПП, от 8 июля 2014 г. № 378-ПП, от 30 июля 2014 г. № 434-ПП.

2. Булгакова Е.А., Савичева А.А. Современные тенденции проектирования транспортно-пересадочных узлов в инфраструктуре мегаполиса // Евразийский союз ученых. 2015. № 4 (13).

3.. Учет безопасности движения пешеходов и стоимости строительства при выборе рационального типа пешеходного перехода / О. В. Моисеева, В. И. Клевеко // Мир науки и инноваций. 2015. — Вып. 2(2).

3. Журнал «ИНЖЕНЕРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ МОСИНЖПРОЕКТ».  [Электронный ресурс] —Режим доступа: http://www.mosinzhproekt.ru/page/71/

4. Подземная урбанизация как необходимое условие устойчивого развития современных городов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.undergroundexpert.info/mnenija-jekspertov/item/1900-podzemnaya-urbanizatsiya-kak-uslovie-razvitiya

LIST OF REFERENCES

1. Resolution Of the government of Moscow of September 6, 2011 No. 413-PP within the program of complex development of public transport, Appendix 1 in new edition of November 15, 2012 No. 649-PP, of July 8, 2014 No. 378-PP, of July 30, 2014 No. 434-PP.

2. Bulgakova E. A., Savicheva A. A. Modern trends in the design of transport hubs in the infrastructure of the metropolis / / Eurasian Union of scientists. 2015.  No. 4 (13).

3.. Accounting for pedestrian safety and construction costs when choosing a rational type of pedestrian crossing / O. V. Moiseeva, V. I. Kleveko / / World of science and innovation. 2015. — Vol. 2(2).

3. The journal «ENGINEERING CONSTRUCTION MOSINZHPROEKT».  [Electronic resource] — access Mode: http://www.mosinzhproekt.ru/page/71/

4. Underground urbanization as a necessary condition for sustainable development of modern cities. [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.undergroundexpert.info/mnenija-jekspertov/item/1900-podzemnaya-urbanizatsiya-kak-uslovie-razvitiya