http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 13/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 13/2019

УДК 330.322+338

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10287

РЕАЛИЗАЦИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

IMPLEMENTATION OF STRATEGIC GOALS FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY

Вершинин Юрий Борисович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры, Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

Грищенко Анастасия Юрьевна, Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

Калинкина Ольга Евгеньевна, Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

Починова Мария Александровна, Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

Vershinin
Y.B.,
89272703013@mail.ru

Grischenko
A.Yu.,
Anastasiagri2201@gmail.com

Kalinkina
O.E.,
Kalinkina_o.e@bk.ru

Pochinova
М.А., ya.m1424@yandex.ru

Аннотация:
Стратегия
социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск»
до 2030 года большое внимание уделяет стратегическим приоритетам развития
города. На основе тщательного анализа выделены три базовых стратегии –
повышение конкурентоспособности региональной экономики, повышение
благосостояния населения и повышение ресурсной эффективности и безопасности
города.

Однако реальная ситуация
в 2017-19 годах внесла существенные коррективы в первоначальные планы и
сформировала новые приоритеты инвестиционного развития. Эти приоритеты станут базовыми как минимум до 2030 года.

Summary: The strategy-2030 of socio-economic development of the municipality
“Ulyanovsk city” pays great attention to city’s strategic priorities. Based on
a thorough analysis, three basic strategies are identified — increasing the
competitiveness of the regional economy, increasing the welfare of the
population and increasing the resource efficiency and safety of the city.

However, the real situation in 2017-19 made significant adjustments to
the initial plans and formed new investment development priorities. These
priorities
will become basic until at least 2030.

Ключевые слова: стратегия
развития, муниципалитет, инвестиции, стратегические цели, цифровая экономика,
социальное предпринимательство.

Keywords: development strategy, municipality, investment, strategic goals, digital economy, social entrepreneurship.

Разработка Стратегии
социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» на
период до 2030 года, проводилась  компанией Strategy Partners Group (г. Москва) с
участием одного из авторов данной статьи в 2015-16 гг.[1][2] Она во многом
стала основой последующих городских разработок в данном направлении [3-5].

Разработка Стратегии — 2030
складывалась из следующих частей:

  1. Анализ текущего социально-экономического
    состояния города,
  2. Стратегическая
    диагностика конкурентоспособности города (эти два пункта рассмотрены в [1],[2])

3. Разработка стратегического видения развития города Ульяновск до 2030 года и плана реализации стратегии являлось основной целью исследования, и базировалась на выводах пп.1-2.

Как показали дальнейшие события,
большинство выводов и заключений, выявленные в период работы в 2015-16 гг.
оказались адекватными новой сложившейся ситуации, часть из них пришлось
уточнить в основном в связи с изменением условий внешней среды, еще часть
рекомендаций переделать кардинально.

Проведенный детальный анализ и формирование видения стратегического развития МО показало, что бережно стимулируя факторы, способствующие развитию промышленности и наиболее динамичных отраслей сферы услуг, грамотно пользуясь всеми возможностями стратегической матрицы, МО «город Ульяновск» способно добиться успеха в соперничестве с весьма сильными соседями по ПФО. Из возможной палитры стратегических задач, были выбраны наиболее приоритетные на данный момент времени. Прошедший с момента составления первых стратегических матриц города до настоящего времени период, несмотря на неблагоприятные внешние условия, показал правильность выбора основных стратегических направлений (рис.2).

Ситуация за последние 3-4 года в экономике региона сложилась таким образом, что пришлось нарушить первоначальную логическую цепочку целей «повышение конкурентоспособности и эффективности экономики, и лишь после решения данной задачи, повышение качества жизни и ресурсной эффективности». Падение объемов производства предприятий Ульяновска (рис.3), торможение темпов роста общего товарооборота в розничной торговле и снижение численности населения (Таблица 1) стали своего рода «черным лебедем» Нассима Талеба, которого не могли предусмотреть пять лет назад большинство экспертов в данной области.

Наконец, повышение ресурсной эффективности и безопасности городского хозяйства велось в рассматриваемом периоде исключительно при наличии финансирования из вышестоящих бюджетов – такие инициативы как, строительство методом ГЧП автодорог и создание наземного рельсового транспорта в условиях хронического дефицита региональных и местных бюджетов выглядит скорее мечтой, чем четко сформулированным приоритетом городского развития.

В городе Ульяновске представлены
в основном обрабатывающие виды экономической деятельности, основными из которых
являются:

  • обрабатывающие производства – 46,2 %;
  • ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – 27,0 %;
  • обеспечение электрической энергией, газом и паром,  кондиционирование воздуха – 9,0 %.

Именно на представленные
виды деятельности и пришелся основной удар падения экономических показателей. Так,  оборот организаций по всем видам
экономической деятельности за 2018г. составил 98,3 % к уровню 2017г. (скорее всего,
2019 год повторит эту динамику), в том числе наблюдалось снижение оборота в
обрабатывающих производствах – в 2018г. 91,8 % к уровню 2017г. Увеличилась  доля убыточных предприятий до 31,1 % в 2018г.
Снижаются показатели работы грузового и пассажирского транспорта,  среднесписочная численность работников.

Постепенно, конечно не полной мере, но выровнялась ситуация с инвестициями в основной капитал, хотя с учетом инфляции можно говорить не о росте, а о «не падении» данного важнейшего показателя (рис.4).

Сокращение темпов
развития городской экономики в глазах городского руководства вызвано внешними
причинами и нисколько не зависит от их собственного уровня управления городским
хозяйством. В настоящее время приоритеты городского инвестиционного развития
сформировались в следующих направлениях:

  • сосредоточение усилий на инфраструктурном развитии города без привлечения масштабных финансовых ресурсов — комплексная застройка территории, реновация жилья, развитие общественных пространств, вовлечение городского имущества в хозяйственный оборот (такие направления как «развитие механизма муниципально-частного партнёрства (МЧП)» необходимо отложить, на наш взгляд, на светлое будущее;
  • попытка транслировать довольно успешный инвестиционный опыт региональных властей на городскую среду, путем создания инвестиционных площадок на территории каждого городского района;
  • поддержка участников инвестиционной и предпринимательской деятельности, поддержка инноваций в целом, «цифровизация» экономики МО.

Вышеперечисленные приоритеты
смотрелись бы достаточно не плохо, если бы не страдали тотальным отсутствием
средств на финансовую поддержку МСБ и сосредоточение усилий в Муниципальной
программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном
образовании «город Ульяновск» в основном на «…бизнес-просвещение и
консультирование», а также в «…работе по популяризации предпринимательства». 

Работа по поддержке МСБ
распылена по довольно большому числу административных структур, так в настоящий
момент в городе Ульяновске действуют: 

  • Комиссия по инвестиционной, инновационной деятельности и развитию муниципально-частного партнёрства (МЧП) на территории города Ульяновска;
  • Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Главе города Ульяновска; 
  • Рабочая группа по решению спорных вопросов в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «город Ульяновск»;
  • Городской Совет руководителей (представителей) предприятий, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск» [5].

В 2019 году городу
Ульяновску повезло войти в список 19 пилотных городов, где будет реализован
проект «Умный город», который предполагает

  1. внедрение
    цифровой платформы в решение вопросов городского развития (Активный горожанин),
  2. создание
    единой базы данных «Цифровой двойник города», а также
  3. создание
    интеллектуального центра городского управления для синхронизации работы всех
    оперативных служб города.

В соответствии с
требованиями Стандарта «Умный город», утверждённого Министерством строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, администрацией города
Ульяновска разработана Дорожная карта реализации пилотного проекта по
цифровизации городского хозяйства муниципального образования «город Ульяновск»
на 2019-2024 гг., которая посчитала возможным реализовать в основном небольшие
и мало затратные мероприятия, финансирование которых будет осуществлено из
бюджетов вышестоящего уровня: создание центра компетенций «Умный город» для
организационного и иного содействия в реализации проекта; установка общедомовых
приборов учёта на объектах социальной, культурной и бюджетной сферы и их
диспетчеризация; интеграция действующих информационных систем на базе
муниципальной платформы РИАС ЖКХ; организация системы дистанционного сбора
информации с узлов учёта тепловой энергии.

Какие-то более
существенные действия и мероприятия в данном перспективном направлении на
2019-2020 года не предусмотрены.

На наш взгляд, из всего
вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  • разработанная с участием московских специалистов Стратегия-2030 для Ульяновска стала универсальной основой при обновлении стратегических планов и особенно, инвестиционных стратегий города за последние 3-4 года;
  • последние годы, особенно тяжело переживаемые регионами со средним (и ниже среднего) уровнем роста доходов населения, показали необходимость разработки новых подходов при разработке системы стратегических целей;
  • приоритет будет принадлежать тем решениям, которые смогут интегрировать запрос общества на реальное более активное участие в решении задач муниципалитета с современными и перспективными цифровыми технологиями (интеграция с Internet, социальный VR, блокчейн-технологии и т.д.) во внедрении которых одновременно заинтересован и федеральный центр;
  • необходимо более активно разрабатывать новые формы  стратегического  управления – в условиях тотальной нехватки средств использование социального предпринимательства для решения насущных проблем горожан;
  • в области планирования и прогнозирования социально-экономического развития территории использование технологии форсайта [6], активное использование программного принципа целевого управления, который  позволит полнее акцентировать внимание на стратегических приоритетах развития [7–9].

Список использованных источников

1. Вершинин Ю.Б., Вершинина Е.Л. ДИАГНОСТИКА В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Московский экономический журнал, №5-2, 2018,  DOI: 10.24411/2413-046X-2018-15059.

2. Вершинин Ю.Б., Вершинина Е.Л. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Московский экономический журнал, №5-2, 2018,  DOI: 10.24411/2413-046X-2018-15060

3. Решение Ульяновской
Городской Думы от 08.09.2015 № 102 «Об утверждении стратегии
социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск»
до 2030 года».

4. ИНВЕСТИЦИОННАЯ
СТРАТЕГИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД УЛЬЯНОВСК» НА 2018 — 2023 ГОДЫ.

5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ
СТРАТЕГИЯ муниципального образования «город Ульяновск» до 2024 года (проект)

6. Белый Е.М., Вершинин
Ю.Б., Вершинина Е.Л. ПРОБЛЕМЫ ФОРСАЙТА ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА.
Вестник СамГУПС, г.Самара, №4(18), 2012, стр.17-25, УДК: 330.332.2

7. Афанасьев К. С.
Проблемы оптимизации системы стратегического планирования на муниципальном
уровне // Экономика нового мира. 2016. № 3. С. 69–86.

8. Афанасьев К. С.,
Фролова Н. Н. Социальное предпринимательство в системе территориального
управления // Сб. ст. ≪ Проблемы и пути социально-экономического развития:
город, регион, страна, мир. VII международная 
научно-практическая конференция≫ / отв. ред. Н. М. Космачева. СПб.,
2018. С. 63–69.

9. Большаков С. Н.,
Большакова Ю. М. О проблеме взаимодействия современного российского бизнеса и
государства: общее и частное // Корпоративное управление и инновационное
развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права,
управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного
университета. 2014. № 2. С. 1–14.