Московский экономический журнал 12/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.012.2

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_12_765

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В КУЗБАССЕ

REGIONAL MANAGEMENT OF THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS IN KUZBASS

Работа выполнена в рамках соглашения № 075-15-2022-1195 от 30.09.2022, заключенного между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и федеральным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Кемеровский государственный университет».

The work was carried out within the framework of agreement No. 075-15-2022-1195 dated 30.09.2022, concluded between the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the Federal budgetary educational institution of Higher Education «Kemerovo State University».

Бондарев Николай Сергеевич, доктор экономических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой управления качеством, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет (650000, Кемеровская Область — Кузбасс область, г. Кемерово, Красная ул., д.6), e-mail: 05bns09@mail.ru

Котов Роман Михайлович, кандидат экономических наук, доцент, проректор по цифровой трансформации, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет (650000, Кемеровская Область — Кузбасс область, г. Кемерово, Красная ул., д.6), e-mail: rmkotov@mail.ru

Bondarev Nikolay Sergeevich, Doctor of Economics, Associate Professor, Acting Head of the Department of Quality Management, Kemerovo State University (650000, Kemerovo Region — Kuzbass Region, Kemerovo, Krasnaya str., 6), e-mail: 05bns09@mail.ru

Kotov Roman Mikhailovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for Digital Transformation, Kemerovo State University (650000, Kemerovo Region — Kuzbass region, Kemerovo, Krasnaya str., 6), e-mail: rmkotov@mail.ru

Аннотация. В статье приведены результаты исследований в системе регионального управления реализацией национальных проектов в Кузбассе. Определены основные параметры национальных проектов, реализуемых в Кемеровской области-Кузбасс, рассмотрены региональные проекты, структура управления в регионе. Представлен подход к реализации национальных проектов с использованием проектного управления. Результативность управления рассмотрена с помощью параметров оценки системы управления национальными проектами на основе компонентов эффективности: экономической, технологической, социальной, экологической. Для каждого вида предложен набор ключевых показателей, который позволяет оценить эффективность управления проектами: организационная – затраты труда и времени проектной команды, экономическая – прирост добавленной стоимостью, связанной с реализацией проекта, технологическая – сокращением ручного труда, ростом инновационности в результате реализации проекта, социальная – стабильность социума,  экологическая – уровнем изменения окружающей среды. Для учета ключевых показателей оценки эффективности управления реализацией проектов предложено внедрение с учетом параметров жизненного цикла, включающее: проектирование, разработку и внедрение, оценку и корректировку. Для аналитических целей предложено дополнить ключевые показатели основными, применение которых обосновывается данными многопараметрического анализа с целью выявления их взаимосвязи с ключевыми показателями.

Abstract. The article presents the results of research in the system of regional management of the implementation of national projects in Kuzbass. The main parameters of national projects implemented in the Kemerovo region-Kuzbass are determined, regional projects and the management structure in the region are considered. An approach to the implementation of national projects using project management is presented. The effectiveness of management is considered using the parameters of the assessment of the national project management system based on the components of efficiency: economic, technological, social, environmental. For each type, a set of key indicators is proposed that allows evaluating the effectiveness of project management: organizational – the labor and time costs of the project team, economic – the increase in added value associated with the implementation of the project, technological – the reduction of manual labor, the growth of innovation as a result of the project, social – the stability of society, environmental – the level of environmental change. To take into account the key indicators for evaluating the effectiveness of project implementation management, an implementation is proposed taking into account the parameters of the life cycle, including: design, development and implementation, evaluation and adjustment. For analytical purposes, it is proposed to supplement the key indicators with the main ones, the use of which is justified by the data of a multiparametric analysis in order to identify their relationship with key indicators.

Ключевые слова: регион, управление, национальные проекты, эффективность, бюджет, региональная система управления, проектная группа, ключевые показатели оценки эффективности

Keywords: region, management, national projects, efficiency, budget, regional management system, project team, key performance indicators

Изучение системы регионального управления реализацией национальных проектов необходимо в целях совершенствования управления устойчивым развитием территории, позволяет использовать идею о необходимости выделения обособленных компонентов в деятельности органов (передача полномочий), которые дают определенные возможности для решения общенациональных проблем, используя систему государственных органов власти во взаимодействии на уровне межпроцессного функционирования с муниципалитетами (местным самоуправлением) [1, 2, 3].

К Кемеровской области – Кузбассе реализуется широкий перечень национальных проектов, таких как: Семья и дети, Здоровье, Карьера и бизнес, Образование, Саморазвитие, Цифра, Дороги, Жилье, Экология, Туризм, Социальная активность и другие. В таблице 1 представлены основные параметры проектов.

В системе управления данными проектами установлен перечень ответственных министерств, ведомств, лиц, кураторы, то есть ответственные за реализацию проектов [4, 5]. Кураторами проектов являются заместители Губернатора Кузбасса, заместители председателя Правительства Кузбасса, руководителями – руководители (заместители) профильных министерств, ведомств, департаментов, администраторами – руководители (заместители) профильных министерств, ведомств, департаментов или начальники профильных отделов.

В системе национальных общенациональных проектов разработаны и реализуются региональные проекты, представленные в таблице 2.

Реализация национальных проектов предполагает использование проектного управления в деятельности региональных органов, который предполагает оперативный учет вклада каждого исполнителя проекта в достижение поставленных общенациональных целей, кроме того, появляется возможность взаимодействия разных органов власти для реализации каждого проекта [6, 7, 8]. Фактически создается команда исполнителей (проектная группа), объединенных общей целью – исполнением проекта. При этом объектом управления определяется достижение поставленной в проекте цели с помощью методов и механизмов, имеющихся в распоряжении проектной группы.

Результативность такой системы реализации достигается за счет межведомственного, межмуниципального и межпроектного взаимодействия, в результате чего решение стратегических вопросов управления реализуется значительно оперативнее, чем только ведомственное исполнение. Оценки системы управления национальными проектами осуществляется на основе компонентов, которые реализованы и достигнутых результатов, в классическом виде это организационная, экономическая, технологическая, социальная и экологическая эффективность [1, 3, 6, 9].

Для каждого вида эффективности применяется набор показателей (ключевые показатели), который и позволяет оценить эффективность управления проектами, определяя целесообразность принятия тех или иных управленческих решений в процессе реализации национальных проектов, которые позволяют скорректировать управленческое воздействие для достижения поставленных общенациональных целей [10].

По нашему мнению, набор ключевых показателей оценки эффективности управления реализацией проектов ориентирована на количественные и качественные показатели результативности развития по компонентам эффективности. Так организационная эффективность определяется затратами труда и времени проектной команды, экономическая – приростом добавленной стоимостью, связанной с реализацией проекта, технологическая – сокращением ручного труда, ростом инновационности в результате реализации проекта, социальная – в стабильности социума и экологическая эффективность определяется уровнем изменения окружающей среды [11].

В целях учета ключевых показателей оценки эффективности управления реализацией проектов определены основные этапа процесса внедрения данного подхода с учетом параметров жизненного цикла [12]: проектирование с определением параметров и ответственных лиц, разработка и внедрение в проектную деятельность показателей оценки, оценка и корректировка в результате внедрения. Для более детального анализа предлагается ключевые показатели дополнить основными, применение которых обосновывается данными многопараметрического анализа с целью выявления их взаимосвязи с ключевыми показателями [13].

Таким образом, представленный подход позволяет акцентировать внимание только на наиболее существенных показателях, выработать научно-обоснованный подход к управлению реализации национальных проектов, осуществить поддержку принятий управленческих решений на основе эффективности. Так для экономической эффективности универсальной стратегической целью развития является максимизация приведенной стоимости проекта [14]. Для достижения данной цели возможно использование совокупности показателей по каждой составляющей стадии реализации проекта: финансы (бюджет), затраты (выручка), сотрудники (население), организация (процессы). Исходя из этого, проблема выбора показателей оценки управления состоит в оценке результативности реализации национального проекта.

Для того чтобы выявить не только качественные, но и количественные значения элементов системы управления проектами возможно использование моделей устойчивого развития, основанной не только на количественных показателях, но и на качественных составляющих, для того чтобы выявить другие параметры и характеристики. Далее необходимо связать ключевые составляющие оценки эффективности применения системы оценки, учитывающей взаимодействие потоков, имеющих и не имеющих стоимостную оценку.

Список источников

  1. Косинский, П. Д. Качество среды обитания и ее влияние на качество жизни населения региона / П. Д. Косинский, Н. С. Бондарев, Г. С. Бондарева // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 8-1. – С. 180-184.
  2. Бондарева, Г. С. Методический подход к типологизации территорий регионов / Г. С. Бондарева, Н. С. Бондарев // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2020. – № 2(50). – С. 54-65.
  3. Bondareva, G., Kosinskiy, P., & Bondarev, N. (2019). Institutional Approach To Food Security. In & V. A. Trifonov (Ed.), Contemporary Issues of Economic Development of Russia: Challenges and Opportunities, vol 59. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 161-166)
  4. Стратегирование экономического и инвестиционного развития Кузбасса / В. Л. Квинт, М. К. Алимурадов, К. Л. Астапов [и др.]. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2021. – 364 с. – ISBN 978-5-8353-2724-9. – DOI21603/978-5-8353-2724-9.
  5. Бондарев, Н. С. Оценка эффективности реализации социальной политики территорий аграрно-промышленного типа / Н. С. Бондарев, Г. С. Бондарева // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2022. – № 4(60). – С. 80-90. – DOI 10.26456/2219-1453/2022.4.080-090.
  6. Infrastructure investment projects: financing and management mechanisms / T. Yurieva, L. Voropaeva, M. Beliakova, N. Adamchuk // Journal of Modelling in Management. – 2021. – DOI 10.1108/JM2-12-2020-0323.
  7. Бондарева Г. С. Систематизация основных направлений социальных программ устойчивого развития сельских территорий // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 12(59). С. 650-653.
  8. Методология управления развитием региональных социально-экономических систем в условиях реализации национальных проектов РФ / Е. Э. Аверченкова, А. В. Аверченков, А. В. Паринов, Л. И. Пугач // Вестник Воронежского института ФСИН России. – 2021. – № 3. – С. 33-44.
  9. Яковлева, Е. Н. Реализация национального проекта «экология»: региональный уровень / Е. Н. Яковлева, А. В. Смирнов, М. В. Андреева // Управление устойчивым развитием. – 2022. – № 5(42). – С. 39-46. – DOI 10.55421/2499992X_2022_5_39.
  10. Bogdanov, V. S. Problem of Forming Expert Groups in Regions with Different Levels of Socio-Cultural Development / V. S. Bogdanov, A. A. Pochestnev // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. – 2021. – Vol. 14. – No 1. – P. 154-168. – DOI 10.15838/esc.2021.1.73.11.
  11. Арсланов, Ш. Д. Актуальные направления развития системы управления государственными программами: региональный аспект / Ш. Д. Арсланов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2021. – № 10(132). – С. 148-153. – DOI 10.26726/1812-7096-2021-10-148-153.
  12. Дощатов, А. А. Внедрение национальных проектов Российской Федерации в государственное управление / А. А. Дощатов // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 35. – С. 2278-2287.
  13. Водолагина, К. С. Проект как важнейший инструмент программно-целевого управления государства / К. С. Водолагина, И. А. Езангина // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 1. – С. 92-98. – DOI 10.34755/IROK.2020.63.36.014.
  14. Hutto, J. W. Power dynamics at the global-regional nexus: examining structural constraints on regional conflict management / J. W. Hutto // International Politics. – 2021. – DOI 10.1057/s41311-021-00307-2.

References

  1. Kosinsky, P. D. The quality of the habitat and its impact on the quality of life of the population of the region / P. D. Kosinsky, N. S. Bondarev, G. S. Bondareva // Fundamental Research. – 2017. – No. 8-1. – pp. 180-184.
  2. Bondareva, G. S. Methodical approach to typologization of territories of regions / G. S. Bondareva, N. S. Bondarev // Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. – 2020. – № 2(50). – Pp. 54-65.
  3. Bondareva G., Kosinsky P. and Bondarev N. (2019). Institutional Approach To Food Security. V. and V. A. Trifonov (ed.), Modern problems of economic development of Russia: Challenges and Opportunities, volume 59. European Works on Social and behavioral sciences (pp. 161-166)
  4. Strategizing the economic and investment development of Kuzbass / V. L. Kvint, M. K. Alimuradov, K. L. Astapov [et al.]. – Kemerovo : Kemerovo State University, 2021. – 364 p. – ISBN in 978-5-8353-2724-9. – In doi 10.21603/978-5-8353-2724-9.
  5. Bondarev, N. S. Evaluation of the effectiveness of the implementation of social policy of agricultural-industrial type territories / N. S. Bondarev, G. S. Bondareva // Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. – 2022. – № 4(60). – Pp. 80-90. – DPI 10.26456/2219-1453/2022.4.080-090 .
  6. Infrastructure investment projects: financing and management mechanisms / T. Yuryeva, L. Voropaeva, M. Belyakova, N. Adamchuk // Journal of Modeling in Management. – 2021. – DOI 10.1108/JM2-12-2020-0323 .
  7. Bondareva G. S. Systematization of the main directions of social programs for sustainable development of rural areas // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2017. No. 12(59). pp. 650-653.
  8. Methodology for managing the development of regional socio-economic systems in the context of the implementation of national projects of the Russian Federation / E. E. Averchenkova, A.V. Averchenkov, A.V. Parinov, L. I. Pugach // Bulletin of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. – 2021. – No. 3. – pp. 33-44.
  9. Yakovleva, E. N. Implementation of the national project «ecology»: regional level / E. N. Yakovleva, A.V. Smirnov, M. V. Andreeva // Management of sustainable development. – 2022. – № 5(42). — Pp. 39-46. – DOI 10.55421/2499992X_2022_5_39.
  10. Bogdanov, V. S. The problem of forming expert groups in regions with different levels of socio-cultural development / V. S. Bogdanov, A. A. Pochestnev // Economic and social changes: facts, trends, forecast. – 2021. – Vol. 14. – No. 1. – pp. 154-168. – DOI 10.15838/esc.2021.1.73.11.
  11. Arslanov, Sh. D. Actual directions of development of the state program management system: a regional aspect / Sh. D. Arslanov // Regional problems of economic transformation. – 2021. – № 10(132). – Pp. 148-153. – DOI 10.26726/1812-7096-2021-10-148-153.
  12. Doschatov, A. A. Introduction of national projects of the Russian Federation in public administration / A. A. Doschatov // Innovations. The science. Education. – 2021. – No. 35. – pp. 2278-2287.
  13. Vodolagina, K. S. The project as the most important tool of program-target management of the state / K. S. Vodolagina, I. A. Ezangina // Actual issues of modern economy. — 2020. – No. 1. – pp. 92-98. – DOI 10.34755/IROK.2020.63.36.014.
  14. Hatto, J. U. The dynamics of power in the global-regional relationship: the study of structural constraints on the management of regional conflicts / J. U. Hatto // International Politics. – 2021. – DOI 10.1057/s41311-021-00307-2.

Для цитирования: Бондарев Н.С., Котов Р.М. Региональное управление реализацией национальных проектов в Кузбассе // Московский экономический журнал. 2022. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2022-68/

© Бондарев Н.С., Котов Р.М., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 12.