http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2021

Научная статья

Original article

УДК 65.011

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10775 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

ECONOMIC ASPECTS OF CONTROL OF EMISSIONS TO THE ATMOSPHERE AT THE ENTERPRISES

Цымбалов Сергей Дмитриевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Экономика предприятия», Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: sergey.cymbalov@mail.ru

Шабаров Александр Александрович, аспирант кафедры «Экономика предприятия», Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail:  alex11247@mail.ru

Цымбалова Елена Николаевна, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: ptashnikovaen@mail.ru

Tsymbalov Sergey Dmitrievich, Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Enterprise Economics, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, E-mail: sergey.cymbalov@mail.ru

Shabarov Aleksandr Aleksandrovich, postgraduate student of the Department of Enterprise Economics, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, E-mail: alex11247@mail.ru

Tsymbalova Elena Nikolaevna, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, E-mail: ptashnikovaen@mail.ru.

Аннотация. В статье приведена информация об организации производственного экологического контроля (ПЭК) в части контроля за выбросами загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу на предприятиях первой категории опасности. Показано, что существующая система измерения и учёта данных не обеспечивает необходимый уровень контроля. Измерения выполняются 2 раза в год аккредитованными лабораториями. Результаты измерений предприятия получают в виде протоколов через 2-3 недели после взятия проб на анализы и проведения измерений, что не позволяет принимать оперативные меры по устранению возможных нарушений, выражающихся в превышении установленных нормативов для каждого контролируемого ЗВ. В результате, в статистическую отчётность по выбросам попадают сведения, не подтвержденные статистикой. На основании этих же разовых замеров производится расчёт платы за негативное воздействие на атмосферный воздух. Указанные недостатки могут быть устранены с использованием систем автоматического контроля (САК). Приведены требования к их созданию. Предприятия первой категории опасности в ближайшие годы будут активно внедрять наилучшие доступные технологии (НДТ) с целью достижения вновь установленных более жёстких технологических нормативов по загрязнению окружающей среды.

Abstract. The article provides information on the organization of industrial environmental control (PEC) in terms of control over emissions of pollutants into the atmosphere at enterprises of the first hazard category. It is shown that the existing system for measuring and recording data does not provide the required level of control. Measurements are performed 2 times a year by accredited laboratories. The measurement results of the enterprise are received in the form of protocols 2-3 weeks after taking samples for analysis and measurements, which does not allow taking prompt measures to eliminate possible violations, expressed in exceeding the established standards for each monitored pollutant. As a result, information that is not confirmed by statistics is included in the statistical reporting of emissions. Based on the same one-time measurements, the payment for the negative impact on the atmospheric air is calculated. These disadvantages can be eliminated using automatic control systems (ACS). The requirements for their creation are given. Enterprises of the first hazard category in the coming years will actively introduce the best available technologies (BAT) in order to achieve the newly established more stringent technological standards for environmental pollution.

Ключевые слова: производственный экологический контроль, выбросы, загрязняющие вещества, системы автоматического контроля, источники выбросов

Keywords: industrial environmental control, emissions, pollutants, automatic control systems, emission sources

Перечень мероприятий по созданию безопасной среды обитания человека содержит, в том числе, контроль качества атмосферного воздуха. В ближайшее время ожидается рост числа реализуемых предприятиями инвестиционных проектов с внедрением НДТ, направленных на повышение экономической эффективности и снижение техногенной нагрузки на окружающую среду [1-3]. По существующим правилам контроль за выбросами ЗВ в атмосферный воздух осуществляется на стационарных источниках выбросов, кроме того — в контрольных точках на границе санитарно-защитных зон. Рассмотрим, как организован контроль за выбросами ЗВ на примере предприятий 1-й категории опасности, относящихся к особо опасным производствам. Выбросы контролируются периодически в соответствии с утвержденной программой ПЭК 2 раза в год. Все остальное время они осуществляются бесконтрольно. Как следствие, базой для статистической отчётности предприятий по форме 2-ТП (воздух) и расчёта платы за негативное воздействие выбросов ЗВ на окружающую среду являются результаты разовых, кратковременных замеров. Между проведением замеров и получением протокола лабораторных исследований проходит довольно значительный промежуток времени, что не позволяет достоверно оценить ситуацию по загрязнению атмосферы в текущий момент времени и принять своевременные меры для устранения превышения установленных нормативов выбросов ЗВ, если таковые будут установлены. Очевидно, что существующая система контроля за выбросами ЗВ в атмосферный воздух не соответствует требованиям времени, поскольку, не позволяет объективно оценить уровень загрязнения атмосферы, а сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается недостаточно корректно.  В настоящее время имеются технические возможности и нормативная база для организации контроля за выбросами в атмосферу в режиме on-line. Предприятия 1-й категории обязаны в срок до 1 января 2025 г., а 300 наиболее «грязных» — до 1 января 2023 г. получить комплексные экологические разрешения (КЭР) [4,5]. Далее, в течение 4-х лет с момента получения КЭР – необходимо оснастить стационарные источники выбросов САК. Существующие Программы ПЭК должны быть дополнены программами создания САК [6]. В 2019 г. Постановлением Правительства были утверждены Правила создания таких систем [7], согласно которым стационарные источники выбросов включают в программу создания САК при соблюдении следующих условий:

  1. Выбросы от источника образуются при эксплуатации технических устройств;
  2. В выбросах от источника присутствует одно из загрязняющих веществ (см. таблицу 1), массовый выброс которых превышает значение (кг/ч).

Для цементной промышленности, например, необходимо контролировать уровень выбросов неорганической пыли с содержанием SiO2<20%, NOx, SO2 и CO.

В соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства [8] системы должны:

  1. Обеспечивать верхний предел измерения не менее 2,5-кратного значения показателя выбросов ЗВ, установленного для конкретного стационарного источника выбросов ЗВ в окружающую среду КЭР.
  2. Обеспечивать измерение и передачу в технические средства фиксации информацию о результатах измерений выбросов ЗВ, усредненных за каждые 20 или 30 минут;
  3. Обеспечивать учет результатов измерений выбросов ЗВ;
  4. Сохранять работоспособность при сбоях в системе энергоснабжения, возникновении нештатных ситуаций и аварий, сбоях в технологическом процессе.

Первоначально планировалось оснастить САК предприятия, расположенные в 12 городах Российской Федерации с самой загрязненной атмосферой в которых осуществляется эксперимент по квотированию выбросов [9]. Последние события показывают, что для этих предприятий сроки внедрения САК будут существенно сокращены. 14 декабря 2021 г. Президент РФ В.В. Путин провел в режиме видеоконференции совещание с членами Правительства по мерам, принятым для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха. Обсуждалась возможность достижения целевых показателей программы «Комфортная и безопасная среда для жизни», а именно, снижения уровня выбросов ЗВ к 2030 г. в 2 раза. В результате было принято решение об установлении САК на предприятиях где проводится эксперимент по квотированию выбросов в течение 2022г. Можно сказать, что с большой вероятностью сделать этого не удастся по ряду причин. Во-первых, необходимо провести инженерный аудит предприятий, который включает их разностороннее обследование. Надо выполнить инвентаризацию стационарных источников выбросов, воздействие от которых необходимо учитывать с помощью САК, определить подбор технологий в соответствии с законодательными требованиями, техническими и экономическими возможностями предприятия, возможностями рынка,
подбор типов измерительного оборудования, места установки датчиков, сервера, маршруты прокладки кабелей, возможность обслуживания устанавливаемого оборудования и многое другое. Далее идёт проектирование САК, поиск поставщиков оборудования, закупка, поставка, монтаж, пуско-наладка, сертификация САК, разработка протоколов передачи сведений на серверы уполномоченных государственных структур и многое др. К тому-же, следует учесть потери времени от бюрократических процедур по выпуску нормативного акта, направленного на сокращение сроков по внедрению автоматизированных систем. На сегодняшний день на российском рынке достаточно много компаний, предлагающих к продаже и установке под ключ САК. Большинство из них комплектуются зарубежными компонентами, хотя, по мнению представителей Минпромторга, отечественная промышленность готова к массовому выпуску комплектующих изделий. Закупать, безусловно, предпочтительнее отечественное оборудование, чтобы не попасть в зависимость от поставок импортных запасных частей. По поступающим на предприятия цементной промышленности коммерческим предложениям можно приближенно оценить затраты на внедрение САК в 18-20 млн. руб.

Сейчас плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается следующим образом. Сначала определяют платёжную базу. За основу берут данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножают на ставки платы с коэффициентами [7]. Очевидно, что при использовании САК, плата за выбросы будет рассчитываться более корректно на основании статистических данных, осредненных за каждые 25-30 минут, против данных, полученных по результатам замеров 2 раза в год.

Для стимулирования предприятий к организации непрерывных измерений в декабре 2021 г. Госдумой в третьем чтении одобрен законопроект о крупных штрафах за отсутствие или несвоевременную установку САК, а также за нарушение требований при их применении. Кодекс РФ об административных правонарушениях будет дополнен нормой, согласно которой «невыполнение или несвоевременное выполнение требований к оснащению САК в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды» повлечет штраф для должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. рублей, а для юридических — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. В случае, если работающие на источнике загрязнения системы контроля были установлены с нарушением требований или если они некорректно передают данные в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, штраф для должностных лиц составит от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Повторное такое нарушение повлечет штраф от 20 тыс. до 30 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года для должностных лиц, штраф от 100 тыс. до 200 тыс. рублей — для юридических лиц. Закон должен вступить в силу с 1 февраля 2022 года.   

Список источников

  1. Garina E.P., Romanovskaya E.V., Andryashina N.S., Kuznetsov V.P., Shpilevskaya E.V. Organizational and economic foundations of the management of the investment programs at the stage of their implementation // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 91. С. 163-169.
  2. Андряшина Н.С., Романовская Е.В., Севрюкова А.А. Методическое обеспечение процесса создания нового продукта на предприятиях машиностроения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-2. С. 396-400.
  3. Kozlova, E.P., Kuznetsova, S.N., Garina, E.P., Romanovskaya, E.V., Andryashina, N.S.The Concept Interpretation of Sustainable Development Mechanism in the Conditions of Technological Transformation of Industrial Enterprises 2021 Studies in Systems, Decision and Control 314, с. 729-736.
  4. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  5. Приказ Минприроды РФ от 18.04.18 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов».
  6. Федеральный закон от 29.07.2018 г. №252-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ».
  7. Постановление Правительства № 262 от 13 марта 2019 года “Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ”.
  8. Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 N 263 «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
  9. Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».
  10. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

References

  1. Garina E.P., Romanovskaya E.V., Andryashina N.S., Kuznetsov V.P., Shpilevskaya E.V. Organizational and economic foundations of the management of the investment programs at the stage of their implementation // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Т. 91. С. 163-169.
  2. Andryashina N.S., Romanovskaya E.V., Sevryukova A.A. Metodicheskoe obespechenie processa sozdaniya novogo produkta na predpriyatiyax mashinostroeniya // Mezhdunarodny`j zhurnal prikladny`x i fundamental`ny`x issledovanij. 2017. № 4-2. S. 396-400.
  3. Kozlova, E.P., Kuznetsova, S.N., Garina, E.P., Romanovskaya, E.V., Andryashina, N.S.The Concept Interpretation of Sustainable Development Mechanism in the Conditions of Technological Transformation of Industrial Enterprises 2021 Studies in Systems, Decision and Control 314, s. 729-736.
  4. Federal`ny`j zakon ot 21 iyulya 2014 g. N 219-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal`ny`j zakon «Ob oxrane okruzhayushhej sredy`» i otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami).
  5. Prikaz Minprirody` RF ot 18.04.18 № 154 «Ob utverzhdenii perechnya ob«ektov, okazy`vayushhix negativnoe vozdejstvie na okruzhayushhuyu sredu, otnosyashhixsya k I kategorii, vklad kotory`x v summarny`e vy`brosy`, sbrosy` zagryaznyayushhix veshhestv v Rossijskoj Federacii sostavlyaet ne menee chem 60 procentov».
  6. Federal`ny`j zakon ot 29.07.2018 g. №252-FZ «O vnesenii izmenenij v FZ «Ob oxrane okruzhayushhej sredy`» i otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii v chasti sozdaniya sistem avtomaticheskogo kontrolya vy`brosov zagryaznyayushhix veshhestv, sbrosov zagryaznyayushhix veshhestv».
  7. Postanovlenie Pravitel`stva № 262 ot 13 marta 2019 goda “Ob utverzhdenii Pravil sozdaniya i e`kspluatacii sistemy` avtomaticheskogo kontrolya vy`brosov zagryaznyayushhix veshhestv i (ili) sbrosov zagryaznyayushhix veshhestv”.
  8. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 13.03.2019 N 263 «O trebovaniyax k avtomaticheskim sredstvam izmereniya i ucheta pokazatelej vy`brosov zagryaznyayushhix veshhestv i (ili) sbrosov zagryaznyayushhix veshhestv, k texnicheskim sredstvam fiksacii i peredachi informacii o pokazatelyax vy`brosov zagryaznyayushhix veshhestv i (ili) sbrosov zagryaznyayushhix veshhestv v gosudarstvenny`j reestr ob«ektov, okazy`vayushhix negativnoe vozdejstvie na okruzhayushhuyu sredu».
  9. Federal`ny`j zakon ot 26.07.2019 N 195-FZ «O provedenii e`ksperimenta po kvotirovaniyu vy`brosov zagryaznyayushhix veshhestv i vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii v chasti snizheniya zagryazneniya atmosfernogo vozduxa».
  10. Federal`ny`j zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ «Ob oxrane okruzhayushhej sredy`».

Для цитирования: Цымбалов С.Д., Шабаров А.А., Цымбалова Е.Н. Экономические аспекты контроля выбросов в атмосферу на предприятиях // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-69/

© Цымбалов С.Д., Шабаров А.А., Цымбалова Е.Н., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.