Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10768

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE INFRASTRUCTURE OF INNOVATIVE ACTIVITY OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Сутормина Елена Сергеевна, МКУ «Дирекция по реализации Программы развития города Мичуринска как наукограда Российской Федерации», e-mail: lena.sutormina.85@mail.ru

Sutormina Elena Sergeevna, Directorate for the Implementation of the Program for the Development of the City of Michurinsk as a Science City of the Russian Federation, Michurinsk, Russia

Аннотация. В статье приведены результаты исследований относительно уровня развития инновационной деятельности в сельскохозяйственных организациях, определены факторы, оказывающие непосредственное влияние на инновационную активность сельскохозяйственных организаций. Предложен алгоритм оценки инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций, в котором в качестве ключевого показателя эффективности определен совокупный индекс их инновационной деятельности, в основу расчета которого легли следующие показатели инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций: доля сельскохозяйственных организаций в регионе, осуществляющих технологические инновации; удельный вес инновационной продукции сельского хозяйства в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг; доля расходов на технологические инновации в сельском хозяйстве в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. Для корректной оценки значений анализируемых показателей с учетом влияния инфляции на цифры прошедших периодов и составления прогноза на будущее при расчетах в формулу был введен индекс-дефлятор. Было обосновано создание и развитие целостной системы инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций как основы для развития научно-технической и инновационной деятельности в сельском хозяйстве Тамбовской области. Определены основные направления совершенствования инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций, среди которых можно выделить следующие мероприятия: осуществление государством и бизнесом значительных капитальных вложений в предприятия, определяющие научно-техническую и инновационную политику в сельском хозяйстве, стимулирование внедрения результатов исследований и разработок в применительно к сельскохозяйственной продукции на всех этапах ее производства, совершенствование нормативно-правовой базы, в частности, разработка на уровне субъектов стратегий развития инфраструктурного обеспечения, привлечение союзов и ассоциаций к формированию институтов развития и реализации государственной инновационной политики в агропромышленной сфере, целевая подготовка специалистов в области инновационного менеджмента в сельском хозяйстве, а также разработка мер по их привлечению и закреплению в сельской местности. 

Abstract. The article presents the results of research on the level of development of innovative activity in agricultural organizations, identifies factors that have a direct impact on the innovative activity of agricultural organizations. An algorithm for assessing the infrastructural support of innovation activities of agricultural organizations is proposed, in which the aggregate index of their innovation activity is determined as a key performance indicator, the calculation of which is based on the following indicators of innovation activity of agricultural organizations: the share of agricultural organizations in the region implementing technological innovations; the share of innovative agricultural products in the total volume of goods shipped, works performed, services; the share of expenditures on technological innovations in agriculture in the total volume of goods shipped, works performed, services. In order to correctly assess the values of the analyzed indicators, taking into account the impact of inflation on the figures of past periods and making a forecast for the future, a deflator index was introduced into the formula during calculations. The creation and development of an integrated system of infrastructural support of innovative activities of agricultural organizations as a basis for the development of scientific, technical and innovative activities in agriculture of the Tambov region was substantiated. The main directions of improving the infrastructure support of innovative activities of agricultural organizations are identified, among which the following measures can be distinguished: the implementation by the state and business of significant capital investments in enterprises that determine scientific, technical and innovative policy in agriculture, stimulating the introduction of research and development results in relation to agricultural products at all stages of its production, improving the regulatory framework, in particular, the development of strategies for the development of infrastructure support at the level of subjects, the involvement of unions and associations in the formation of institutions for the development and implementation of state innovation policy in the agro-industrial sector, targeted training of specialists in the field of innovation management in agriculture, as well as the development of measures to attract and consolidate them in rural areas.

Ключевые слова: сельскохозяйственные организации, инновационная активность, инфраструктурное обеспечение, инновации, эффективность

Keywords: agricultural organizations, innovation activity, infrastructure support, innovation, efficiency

Инновационная активность сельскохозяйственных организаций выражается в способности к восприятию, внедрению и практическому использованию передовых достижений науки при производстве и выпуске продукции и представляет собой комплексную оценку инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций, а также характеризует их восприимчивость к опыту, создающемуся внутри организации, и опыту конкурентов, готовность изучать этот опыт, измерять свои и чужие достижения и сравнивать их.  Анализ факторов, влияющих на инновационную активность сельскохозяйственных организаций, позволил выделил следующие причины, оказывающие наибольшее влияние на инновационную деятельность сельхозорганизаций: недостаток собственных денежных средств, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, недостаток квалифицированного персонала, недостаток информации о новых технологиях [1], недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность в сельском хозяйстве [2].

Традиционная оценка инновационной активности сельскохозяйственных организаций не дает конкретного представления о реальной инновационной способности, инновационном потенциале хозяйствующих субъектов, а также об инновационных процессах, протекающих в отраслях сельского хозяйства.

В этой связи для оценки инновационной активности отраслей сельского хозяйства Тамбовской области предложен индексный метод анализа, в основу которого положена методика Е.В. Емельяновой и Н.В. Харчиковой [3], адаптированная для проведения необходимых расчетов применительно к сельскохозяйственным организациям Тамбовской области. Суть данного метода анализа заключается в сопоставлении инновационной активности сельскохозяйственных организаций в регионе с аналогичным показателем по стране в целом. Вместе с тем, данная методика обладает одним существенным недостатком, она не позволяет дать правильной оценки значений анализируемых показателей с учетом влияния инфляции на цифры прошедших периодов и спрогнозировать на будущее. В связи с этим предлагаем для пересчета текущих значений показателей инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций к базовым и для составления корректного экономического прогноза в формулу совокупного индекса инновационной деятельности в сельском хозяйстве Тамбовской области ввести индекс-дефлятор:

  • I инн.деят. – совокупный индекс инновационной деятельности в сельском хозяйстве региона;
  • I инн.акт. – индекс инновационной активности в сельском хозяйстве региона;
  • I инн.прод.- индекс инновационной продукции  в сельском хозяйстве региона;
  • I затр.техн.инн. – индекс затрат на технологические инновации в сельском хозяйстве региона.

При этом ввиду того, что предлагаемый нами механизм определения совокупного индекса инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций Тамбовской области строится на 4-факторном анализе данных, из полученного произведения извлекается корень четвертой степени. Письмом Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и, индекс-дефлятор для отрасли сельского хозяйства на 2020 год определен в размере 1,033 [10].

Совокупный индекс инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций региона, рассчитанный на основании четырехфакторного анализа, более точно отражает изменения в инновационной сфере, происходящие в сельском хозяйстве Тамбовской области.

Разработанная нами методика определения совокупного индекса инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций апробирована в разрезе городских округов и районов Тамбовской области, что позволило провести расчет субиндексов по каждому из показателей, характеризующих уровень инновационной активности сельхозорганизаций. При этом расчеты велись только по городским округам и районам Тамбовской области, в которых ведется использование инноваций в производственных процессах и имеются статистические данные, характеризующие инновационную деятельность хозяйствующих сельхозпроизводителей (табл. 2).

Наиболее высокое значение совокупного индекса инновационной деятельности наблюдается в городах Мичуринск и Тамбов, а также в Тамбовском и Бондарском районах.

Варьирование рассчитанных показателей в динамике позволило провести группировку районов и городских округов по уровню совокупного индекса их инновационной деятельности (табл. 3).

К первой группе можно отнести 4 территориальных единицы, имеющих интегральный диапазон свыше 0,7001. Ко второй – мы относим 5 районов с диапазоном от 0,6001 до 0,7000. К третьей – 7 административно-территориальных единиц с диапазоном от 0,5001 до 0,6000. Мордовский и Первомайский районы следует отнести к последнему типу, характеризующимся менее эффективным внедрением и освоением инноваций на практике. Научно-практическая значимость предлагаемого 4-факторного анализа инновационной активности сельскохозяйственных организаций заключается в том, что позволяет определить административно-территориальные единицы региона, которые имеют высокий инновационный потенциал.

В Тамбовской области особый акцент сделан на развитии инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей как совокупности информационных, организационных, маркетинговых, образовательных, сбытовых, финансовых организаций для трансформации теоретических и экспериментальных знаний в имеющий социально-экономическую ценность инновационный продукт [4] (рис. 1).

Достижение стратегически важных ориентиров развития отечественного сельхозпроизводства возможно при наличии должным образом организованной и эффективно функционирующей целостной системы инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций, комплекс взаимосвязанных элементов которой по своей сути оказывает непосредственное влияние на развитие научно-технической и инновационной деятельности в сельском хозяйстве, что подтверждается составленной картой размещения объектов инфраструктурного обеспечения в Тамбовской области (рис. 2).

Анализ карты и группировки городских округов и районов Тамбовской области показал, что все объекты инфраструктурного обеспечения располагаются в административно-территориальных единицах с наиболее высокими значениями совокупного индекса инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций. Это свидетельствует о том, что уровень развития инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций напрямую связан с уровнем развития ее инфраструктурного обеспечения.

Именно поэтому для повышения инновационной активности субъектов сельскохозяйственного производства и его инвестиционной привлекательности необходимы консолидированные усилия со стороны как федеральных, так и региональных органов власти и сельскохозяйственного бизнеса, направленные на формирование инфраструктурного обеспечения, что в свою очередь предполагает реализацию следующих мероприятий:

  • осуществление государством и агробизнесом значительных финансовых вложений в организации, определяющие векторы научно-технического и инновационного развития в сельском хозяйстве;
  • стимулирование внедрения результатов исследований и разработок посредством предоставления финансовых средств на их покупку, аренду или лизинг. В качестве возможных вариантов бюджетного финансирования, на наш взгляд, целесообразны следующие: предоставление целевых сумм с условием их возврата через определенное время; кредитование на льготной, долгосрочной основе субъектов государственно-частного партнерства на паритетной основе; долевое участие государства в различных инвестиционных проектах и т. д. [11];
  • совершенствование нормативно-правовой базы в сфере развития инноваций в сельском хозяйстве, в частности, необходима разработка на региональном уровне стратегических основ инфраструктурного развития инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций;
  • привлечение союзов и ассоциаций товаропроизводителей сельского хозяйства к формированию институтов развития и реализации государственной инновационной политики в сельском хозяйстве;
  • целевая подготовка высококвалифицированных специалистов в области внедрения инноваций в сельскохозяйственных организациях, а также разработка мер по их привлечению и закреплению в сельской местности.

Таким образом от уровня развития инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций напрямую зависит уровень их инновационной активности ввиду чего первостепенной задачей государства является стимулирование создания объектов инфраструктурного обеспечения сельскохозяйственных организаций. 

Список источников

  1. Блинова Л.А. Эффективность инновационной деятельности в сельском хозяйстве / Л.А. Блинова // Экономика сельского хозяйства России. – 2016. – №7. – С. 31-37.
  2. Емельянова Е.В. Инновационный потенциал регионов Центрального федерального округа: оценка основных тенденций и перспектив развития / Е.В. Емельянова,  Н.В. Харчикова // Экономика в промышленности. — 2019. — Том 12. —  № 4. – С. 443-454
  3. Богачев А.И. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве России: современные тенденции и вызовы/А.И. Богачев// Вестник НГИЭИ. – 2019. — № 5 (96). – С. 95-106
  4. Инвестиционный паспорт Тамбовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tambov.investments/development-institutions/ (Дата обращения 16.01.2020).
  5. О состоянии инновационной активности предприятий и организаций Тамбовской области: статистический сборник / Тамбовстат. – Тамбов. – 2017. – 124 с.
  6. О состоянии инновационной активности предприятий и организаций Тамбовской области: статистический сборник / Тамбовстат. – Тамбов. – 2018. – 131 с.
  7. О состоянии инновационной активности предприятий и организаций Тамбовской области: статистический сборник / Тамбовстат. – Тамбов. – 2019. – 134 с.
  8. О состоянии инновационной активности предприятий и организаций Тамбовской области: статистический сборник / Тамбовстат. – Тамбов. – 2020. – 131 с.
  9. О состоянии инновационной активности предприятий и организаций Тамбовской области: статистический сборник / Тамбовстат. – Тамбов. – 2021. – 142 с.
  10. Письмо Минэкономразвития России от 3 октября 2018 г. № 28438-АТ/Д03и «О доведении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 20 сентября 2018 года (протокол № 26), используемых в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/201825101#:~:text=Письмо%20Минэкономразвития%20России%20от%203,поставляемую%20по%20государственному%20оборонному%20заказу»/ (дата обращения: 20.12.2021)
  11. Терновых К.С. Развитие инноваций в сельском хозяйстве: тенденции, перспективы / К.С. Терновых, В.В. Куренная, А.В. Агибалов // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2020. — № 2(65). – С. 96-104 

References 

  1. Blinova L.A. E`ffektivnost` innovacionnoj deyatel`nosti v sel`skom xozyajstve / L.A. Blinova // E`konomika sel`skogo xozyajstva Rossii. – 2016. – №7. – S. 31-37.
  2. Emel`yanova E.V. Innovacionny`j potencial regionov Central`nogo federal`nogo okruga: ocenka osnovny`x tendencij i perspektiv razvitiya / E.V. Emel`yanova,  N.V. Xarchikova // E`konomika v promy`shlennosti. — 2019. — Tom 12. —  № 4. – S. 443-454
  3. Bogachev A.I. Innovacionnaya deyatel`nost` v sel`skom xozyajstve Rossii: sovremenny`e tendencii i vy`zovy`/A.I. Bogachev// Vestnik NGIE`I. – 2019. — № 5 (96). – S. 95-106
  4. Investicionny`j pasport Tambovskoj oblasti [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: http://tambov.investments/development-institutions/ (Data obrashheniya 16.01.2020).
  5. O sostoyanii innovacionnoj aktivnosti predpriyatij i organizacij Tambovskoj oblasti: statisticheskij sbornik / Tambovstat. – Tambov. – 2017. – 124 s.
  6. O sostoyanii innovacionnoj aktivnosti predpriyatij i organizacij Tambovskoj oblasti: statisticheskij sbornik / Tambovstat. – Tambov. – 2018. – 131 s.
  7. O sostoyanii innovacionnoj aktivnosti predpriyatij i organizacij Tambovskoj oblasti: statisticheskij sbornik / Tambovstat. – Tambov. – 2019. – 134 s.
  8. O sostoyanii innovacionnoj aktivnosti predpriyatij i organizacij Tambovskoj oblasti: statisticheskij sbornik / Tambovstat. – Tambov. – 2020. – 131 s.
  9. O sostoyanii innovacionnoj aktivnosti predpriyatij i organizacij Tambovskoj oblasti: statisticheskij sbornik / Tambovstat. – Tambov. – 2021. – 142 s.
  10. Pis`mo Mine`konomrazvitiya Rossii ot 3 oktyabrya 2018 g. № 28438-AT/D03i «O dovedenii pokazatelej prognoza social`no-e`konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii do 2024 goda, odobrennogo na zasedanii Pravitel`stva Rossijskoj Federacii 20 sentyabrya 2018 goda (protokol № 26), ispol`zuemy`x v celyax cenoobrazovaniya na produkciyu, postavlyaemuyu po gosudarstvennomu oboronnomu zakazu»/ [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa https://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/201825101#:~:text=Pis`mo%20Mine`konomrazvitiya%20Rossii%20ot%203,postavlyaemuyu%20po%20gosudarstvennomu%20oboronnomu%20zakazu»/ (data obrashheniya: 20.12.2021)
  11. Ternovy`x K.S. Razvitie innovacij v sel`skom xozyajstve: tendencii, perspektivy` / K.S. Ternovy`x, V.V. Kurennaya, A.V. Agibalov // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – 2020. — № 2(65). – S. 96-104

Для цитирования: Сутормина Е.С. Методические подходы к исследованию инфраструктуры инновационной активности сельскохозяйственных организаций // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-62/

© Сутормина Е.С, 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.