Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 65

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10764

РАЗРАБОТКА И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 

DEVELOPING AND DEVELOPING ACCOUNTING POLICIES

Лайпанова Зульфия Мудалиповна, к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск

Laipanova Zulfia Mudalipovna, Ph.D., associate professor, FSBOU VO North Caucasus State Academy (FSBOU VO SKGA), Cherkessk

Кубанова Фатима Анзоровна, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск

Kubanova Fatima Anzorovna, FSBOU VO North Caucasus State Academy (FSBOU VO SKGA), Cherkessk

Аннотация. Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета. Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

Abstract. Accounting policy is one of the main documents that establishes the rules for maintaining accounting and tax accounting in the organization. The choice and implementation of a rational, economically sound accounting policy allows you to influence the efficiency of the use of material, labor and financial resources, accelerate the turnover of capital elements, get additional internal sources of financing of capital investments and working assets, improve dividend policy, attract external resources to expand activities.

Ключевые слова: учетная политика, нормативные документы, бухгалтерский учет, объекты учета, подготовительная работа, анализ

Keywords: accounting policies, normative documents, accounting, accounting items, preparatory work, analysis

Непосредственно процессу формирования учетной политики должен предшествовать анализ действующего законодательства. В результате проведенного анализа следует определить круг вопросов, которые организация предполагает рассмотреть в учетной политике.

Сначала целесообразно выделить те направления, разделы и объекты учета, которые непосредственно связаны с деятельностью организации. Именно в отношении них и должна строиться вся последующая работа. Ведь от организации не требуется принять решения о порядке и особенностях учета тех объектов и операций, которые она не осуществляет в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. Напротив, «забегая вперед» при разработке учетной политики, организация рискует установить правила, которые впоследствии, когда будет осуществлена соответствующая операция, будут ей невыгодны или неудобны применительно к реальной ситуации.

Следующим шагом в процессе подготовки к выработке учетной политики должен стать анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на предыдущем этапе направления, разделы и объекты учета. При этом следует учитывать, что учетная политика разрабатывается на следующий год, поэтому возможно, что после завершения текущего года отдельные документы  утратят  силу  или  начнут  действовать новые.

Нормативные документы по бухгалтерскому учету содержат нормы, однозначно устанавливающие порядок ведения учета, — обязательные для применения всеми хозяйствующими субъектами, и нормы, которые предусматривают несколько возможных вариантов, — по ним организации предоставляется право самостоятельного выбора наиболее оптимального способа. Поэтому в учетной политике нет необходимости повторять однозначные, установленные на уровне нормативных документов правила, но следует обязательно указать, какой способ выбрала организация из имеющихся вариантов. В положениях по бухгалтерскому учету и других документах вариативность решения может быть явной (например, п. 16 ПБУ 5/01) .

Организациям также может быть предоставлена возможность принятия

решения из возможных вариантов не в столь явной форме. В этом случае способы не представлены списком, а упоминания об учетной политике может не быть вовсе. Чаще всего это встречается, когда существует альтернатива, т. е. предлагаемых вариантов всего два.

При этом используются словосочетания «организация вправе», «организации могут» и т. п. Примером может служить п. 11 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» , которым установлено: «В случае несущественности величины затрат (кроме сумм, уплаченных в соответствии с договором продавцу), на приобретение таких финансовых вложений, как ценные бумаги, по сравнению с суммой, уплачиваемой в соответствии с договором продавцу, такие затраты организация вправе признавать прочими операционными расходами…». Применительно к данному пункту, если организация решает воспользоваться предоставленным ей правом, она должна сделать соответствующую оговорку в учетной политике. При этом целесообразно сразу дать ссылку на конкретный пункт нормативного документа, которым организации предоставлено право выбора.

Анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на первом этапе направления, разделы и объекты учета организации, должен осуществляться не только в одном направлении — что предписывается или разрешается делать в части учета, рассматривая при этом имеющиеся нормативные документы. Анализировать нормативные документы необходимо еще и с точки зрения охвата всего спектра деятельности организации. Если организация действительно осуществляет операции, которые не противоречат законодательству по своей сути, но не нашли отражения в документах, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, то в случае необходимости она вправе самостоятельно разработать новые способы учета и включить их в свою учетную политику. Эта возможность предусмотрена п. 7 ПБУ 1/2008. Однако при этом существует риск, что специалисты организации недостаточно полно изучат действующую нормативную базу и пропустят норму, которая уже регулирует соответствующий вопрос. В этом случае, если самостоятельно выработанный организацией способ ведения учета отличается от общеустановленного, то соответствующее положение учетной политики будет признано неправомерным.

В результате проведенной подготовительной работы должен быть сформирован полный перечень вопросов, которые непосредственно связаны с деятельностью данной организации и которые она намерена отразить в своей учетной политике. Эти вопросы для оптимизации принятия решения целесообразно разделить на две группы, требующие:

  • выбора из нормативно установленных вариантов;
  • самостоятельной разработки собственного варианта решения.

На этапе подготовительной работы речь идет о серьезном анализе большого количества сложных нормативных документов в области регулирования бухгалтерского учета, доскональном знании особенностей деятельности организации, функций структурных подразделений и их взаимодействия, знании текущих экономических позиций организации и перспектив ее дальнейшего развития, а также необходимости работы в тесном контакте с другими службами организации. Такая серьезная и объемная работа требует значительного количества рабочего времени и полного погружения в проблему. Безусловно, отслеживать изменения в нормативной базе по своему направлению (участку) учета могут все работники бухгалтерии, но это требует наличия у них специальных знаний и навыков достаточно высокого уровня. Поэтому целесообразно иметь в составе бухгалтерии работника, который бы занимался вопросами методологии и организации бухгалтерского учета на постоянной основе. К сожалению, не все организации имеют такую возможность в финансовом  отношении, а иногда это связано с непониманием остроты этой проблемы руководством организации.

Учетная политика касается деятельности всех структурных подразделений организации, поэтому при ее формировании необходимо учитывать мнение специалистов производственных, планово-экономических, финансовых и иных заинтересованных служб. Выбранная организацией учетная политика должна соответствовать стратегическим целям, которые преследует организация в своем развитии, и принимать во внимание, на какой стадии развития бизнеса она находится (расширение производства, выход на новые рынки сбыта, разработки новой продукции или технологии и т. п.).

Например, при выборе способа оценки активов при выбытии целесообразно провести предварительный расчет экономических и финансовых последствий применения разных способов. На отдельных этапах развития бизнеса, применительно к разным категориям имущества и в зависимости от общей экономической ситуации организации, могут быть выгодны разные способы такой оценки.

Такое экономическое «обоснование» должны делать специалисты, работающие в конкретных областях (производстве, материально-техническом снабжении, капитальных вложениях, обращении ценных бумаг и т. п.), совместно с экономическими службами. Обоснование не является обязательным и не регламентируется нормативными документами, но поможет организации сделать осознанный выбор, а затем и оценить его правильность и последствия, соответствие намерений и полученных результатов.

Кроме того, должно соблюдаться требование рациональности ведения бухгалтерского учета, согласно которому затраты на сбор и обработку информации не должны превышать ценность, полезность самой информации. Кроме того, реальный срок сбора и обработки информации не должен превышать период, в течение которого эта информация действительно может быть полезной для принятия решения заинтересованными пользователями. При выборе конкретных способов ведения бухгалтерского учета необходимо находить своеобразный баланс между потребностями производства и возможностями бухгалтерии, а также учитывать, что в настоящее время значительную роль играет автоматизация учетных процессов и оснащенность организации соответствующей техникой и программными средствами.

По результатам предварительных экономических расчетов и экспертных оценок организация должна принять решение, утвердив один из предлагаемых способов ведения учета. Во избежание внутренних конфликтных ситуаций это решение должно быть согласовано со всеми заинтересованными службами до его окончательного утверждения.

Список источников

  1. Бухгалтерский учет: учебник / Н.Г. Сапожникова. – М.: КНОРУС, 2007.
  2. Бухгалтерский учет: Основы теории, тесты, задачи: учебное пособие / Под ред. проф. Н.Н. Хахоновой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К”»; Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2008.
  3. Бухгалтерский учет: теория: учебник / Под редакцией Н.Т. Лабынцева. – М.: Финансы и статистика, 2009.
  4. Бухгалтерский учет: финансовый и управленческий: учебник / Под редакцией Н.Т. Лабынцева. – М.: Финансы и статистика, 2009.
  5. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие / И.В. Анциферов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.
  6. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие / Е.В. Сулейманова. – М.: «Финансы и статистика», 2009.
  7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебник – М.: ИНФРА-М, 2008.
  8. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: учебник- М.: Финансы и статистика, 2007.

References

  1. Accounting: textbook/N.G. Sapozhnikov. — M.: KNORUS, 2007.
  2. Accounting: Fundamentals of theory, tests, tasks: tutorial/Ed. Prof. N.N. Khakhonova. — M.: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K» «; Rostov-on-Don: Science-Press, 2008.
  3. Accounting: theory: textbook/Edited by N.T. Labyntsev. — M.: Finance and statistics, 2009.
  4. Accounting: financial and management: textbook/Edited by N.T. Labyntsev. — M.: Finance and statistics, 2009.
  5. Financial Accounting: Training Manual/I.V. Antsiferov. — 4th ed., Conversion. and supplement — M.: Dashkov and K Publishing and Trading Corporation, 2010.
  6. Financial Accounting: Training Manual/E.V. Suleymanova. — M.: «Finance and Statistics,» 2009.
  7. Kondrakov N.P. Accounting: textbook — M.: INFRA-M, 2008.
  8. Kuter M.I. Theory of Accounting: Textbook — M.: Finance and Statistics, 2007.

Для цитирования: Лайпанова З.М., Кубанова Ф.А. Разработка и формирование учетной политики // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-58/

© Лайпанова З.М., Кубанова Ф.А., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.