Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.01

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10763

МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

MONITORING THE ACTIVITIES OF NATURAL MONOPOLIES 

Текеева Х,Э., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск

Текеев И.М., ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск

Tekeeva X, E., Ph.D., associate professor, FSBOU VO North Caucasus State Academy (FSBOU VO SKGA), Cherkessk

Tekeev I.M., FSBOU VO North Caucasus State Academy (FSBOU VO SKGA), Cherkessk                

Аннотация. Статья посвящена мониторингу деятельности субъектов естественных монополии на территории Карачаево-Черкесской республики. Естественная монополия занимает на рынке специфическое положение в силу особенностей ее производства. Это может быть необходимость использования очень дорогого оборудования, единоличное владение природными ресурсами, исключительными технологиями или предельными мощностями и занимает доминирующее положение на  рынке товаров и услуг.

Abstract. The article is devoted to monitoring the activities of natural monopolies in the territory of the Karachay-Cherkess Republic. The natural monopoly occupies a specific position on the market due to the peculiarities of its production. This may be the need to use very expensive equipment, sole ownership of natural resources, exceptional technologies or marginal capacities and occupies a dominant position in the market for goods and services.

Ключевые слова: Естественная монополия, территория, тарифы          цены, электроэнергия, газовая отрасль, сбытовые организации, генерирующие компании, поставщик

Keywords: Natural monopoly, territory, price rates, electricity, gas industry, sales organizations, generating companies, supplier

По Карачаево-Черкесской Республике они составили с 1 января – 0,0% к декабрю 2020 года и с 1 июля – 4,7% к декабрю 2020 года. С учетом принятых тарифных решений максимальный рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги (при одном и том же наборе услуг) в муниципальных образованиях Карачаево-Черкесской Республики составил с 1 января- в пределах 0,0 % и с 1 июля — не более 5 %.

Данные предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Карачаево-Черкесской Республики на 2021 год утверждены Указом Главы КЧР от 14.12.2020г. № 298.

Электроэнергетика на территории КЧР представлена 5 территориальными сетевыми организациями,

Один гарантирующий поставщик, 2 сбытовые организации и три  генерирующие компании.

На территории республики действуют 2 гидроэлектростанции, поставляющие электроэнергию на оптовый рынок: Зеленчукская ГЭС и Усть-Джегутинская МГЭ и еще 2 гидроэлектростанции, Эшкаконская малая ГЭС и  МГЭС на водозаборе р. Б.Зеленчук, а также  2 блокстанции ООО «Генерация», ООО «Эркен-Шахарский сахарный завод» поставляют электроэнергию на розничный рынок по заключенным напрямую договорам с гарантирующим поставщиком и сбытовой компанией.

Также на территории Карачаево-Черкесской Республики действует 2 гидрогенерирующие станции, функционирующие на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированного генерирующего объекта Новокарачаевская МГЭС и Учкуланская МГЭС.

Электроснабжение республики осуществляется по линиям электропередач ПАО «ФСК ЕЭС» и по сетям воздушных линий ПАО «Россети Северный Кавказ».

Общий объем электропотребления по республике за 2020 год составил 1 388,61 млн. кВт*ч. Полезный отпуск электростанции, расположенных на территории республики, составил 338,368 млн. кВт*ч.

Потери электроэнергии по республике снижаются и в отчетном периоде составляют 230,45 млн. кВт*ч или 21,2% от общего поступления региона, аналогичный показатель 2020 года составляет 247,12 или 20,56%).

Прогнозируется и  в дальнейшем поэтапное снижение уровня потерь за счет модернизации электрических сетей, трансформаторных подстанций и внедрения автоматизированных систем контроля и учета энергоресурсов.

Основные параметры согласованного прогнозного баланса на 2021год составляют: потребление региона – 1 433,93 млн. кВтч.; покупка электроэнергии на оптовом рынке – 1 335,46 млн. кВтч.; покупка электроэнергии от розничной генерации – 38,61 млн. кВтч.; технологический расход электрической энергии (потери) в электрических сетях на 2021 год – 191,10 млн. кВтч.; потребления электрической энергии (мощности) населением в 2021 году – 349,41 млн. кВтч.

Потребление с оптового рынка увеличено на 0,3% с 734,75 млн. кВт.ч на 2020 год, до 737,15 млн. кВт.ч на 2021 год. Фактическая покупка с оптового рынка за 2020 год составила 704,41 млн.кВт.ч.

Уменьшение покупки произошло в основном по причине уменьшение потребления АО «Кавказцемент» в связи с вводом в 2020 году собственной газопоршневой генерации.

В рамках реализации функции в части государственного регулирования тарифов на электрическую энергию и осуществления государственного контроля в сфере деятельности субъектов электроэнергетики отделом за 2020 год было принято постановление о корректировке инвестиционной программы, об утверждении тарифов, об утверждении долгосрочных параметров регулирования, также были внесены изменения в установленные размеры оплаты за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Карачаево-Черкесской Республики.

На территории субъекта осуществляют регулируемую деятельность 5 территориальных сетевых организаций. В 2020 году рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии составил 3%. Корректировка необходимой валовой выручки организации, от применения понижающих (повышающих) коэффициентов, по результату достижения показателей надежности и качества поставляемых товаров (услуг), была проведена по всем территориальным сетевым организациям. На территории Карачаево-Черкесской Республики действует 2 гидрогенерирующие станции, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированного генерирующего объекта.

Для данных станции утверждены долгосрочные параметры регулирования на 2021- 2024 гг. и 2020-2023 гг.

В соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2020 №338 «Об утверждении программы газификации Карачаево-Черкесской Республики на 2020-2022 годы, финансируемой за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа акционерного общества «Газпром газораспределение Черкесск» объем выручки необходимый для финансирования утвержденной программы газификации составил – 39 465,34 тыс. руб.

Планируемый объем выручки в размере, необходимом для финансирования утвержденной программы газификации и уплаты возникающего при этом налога на прибыль составил – 48 399,34 тыс. руб. Рост по отношению к 2020 году составил – 254%.

Расчетная величина среднего размера специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа составила — 117,68 руб. за 1 тыс. куб. м. Рост составил так же 254%. «Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению КарачаевоЧеркесской Республики».

Розничная цена на природный газ, реализуемая населению КарачаевоЧеркесской Республики утверждена с ростом 3% с 1 августа 2020 года и составляют 6 569,59 руб./1000 куб. м.

С января 2021 года утверждены стандартизированные ставки для установления платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение» на территории Карачаево-Черкесской Республики внутри земельного участка заявителя (потребителя), это позволит заявителю заранее просчитать стоимость строительства сетей газоснабжения внутри земельного участка.

Ежегодным планом проведения плановых проверок на 2020 год, согласованным с органами прокуратуры, за период с 01.01.2020 по 25.12.2020 включительно утверждено проведение 22 проверок, фактически проведено 2 плановые документарные проверки. В том числе: в сфере водоснабжения, водоотведения, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

По результатам  проведенной проверки: выявлены нарушения действующего законодательства, выданы предписания о прекращении нарушений, осуществлялся контроль их исполнения, материалы переданы в юридический отдел Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам для возбуждения административных дел и привлечения к ответственности.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», 20 проверок были исключены из ежегодного плана проведения плановых проверок на 2020 год.

Также были проведены 2 внеплановые выездные проверки аптечных учреждений в части правильности формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, инициированные по обращениям граждан, по которым нарушения не выявлены.

Список источников 

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года
  2. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», на основании рекомендаций Федеральной антимонопольной службы от 30.05.2018 № ИА/39048-ПР/18
  3. Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 25 февраля 2020 г. № 35 «О мерах по внедрению Стандарта развития конкуренции в Карачаево-Черкесской Республике»
  4. Закон КЧР «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской республики на 2018г. и плановый период 2019 и 2020гг.», от 15 декабря 2017 года.
  5. .Постановление Правительства КЧР от 28.02.2013г. №61 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ КЧР».
  6. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30 октября 2017 г. № 281 (в ред. постановления Правительства от 27 января 2018 г. № 293) «О формировании ежегодного рейтинга деятельности администрации муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики по содействию развитию конкуренции обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата»
  7. Текеева Х.Э., Узденова Ф.М. Оценка реализации программ социально-экономического развития Карачаево-Черкесской республики.
  8. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/soglasheniya
  9. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/normativnye-pravovye-akty/normativnye-pravovye-akty-karachaevo-cherkesskoj-respubliki
  10. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/normativnye-pravovye-akty 

References

  1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 «On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024
  2. Decree of the President of the Russian Federation of 21.12.2017 No. 618 «On the main directions of state policy for the development of competition,» based on the recommendations of the Federal Antimonopoly Service of 30.05.2018 No. IA/39048-PR/18
  3. Decree of the Head of the Karachay-Cherkess Republic dated February 25, 2020 No. 35 «On Measures for the Implementation of the Standard for the Development of Competition in the Karachay-Cherkess Republic»
  4. Law of the KCR «On the republican budget of the Karachay-Cherkess Republic for 2018. and the planning period 2019 and 2020, «dated December 15, 2017.
  5. Decision of the Government of the KCR dated 28.02.2013. No. 61 «On approval of the procedure for the development, implementation and evaluation of the effectiveness of state programs of the KCR.»
  6. Decree of the Government of the Karachay-Cherkess Republic dated October 30, 2017 No. 281 (as amended by Government Decree No. 293 of January 27, 2018) «On the formation of an annual rating of the activities of the administration of municipal districts and urban districts of the Karachay-Cherkess Republic to promote the development of competition and ensure conditions for a favorable investment climate»
  7. Tekeeva H.E., Uzdenova F.M. Evaluation of the implementation of social and economic development programs of the Karachay-Cherkess Republic.
  8. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/soglasheniya
  9. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/normativnye-pravovye-akty/normativnye-pravovye-akty-karachaevo-cherkesskoj-respubliki
  10. http://economykchr.ru/standart-razvitiya-konkurentsii/normativnye-pravovye-akty

Для цитирования: Текеева Х.Э., Текеев И.М. Мониторинг деятельности субъектов естественных монополий // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-57/

© Текеева Х.Э., Текеев И.М., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.