Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10758

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РАБОТОДАТЕЛЯМИ ФОРМИРОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УНИВЕРСИТЕТАХ

APPROACHES TO EMPLOYERS’ MANAGEMENT OF INNOVATIVE HUMAN CAPITAL FORMATION IN UNIVERSITIES

Иванова Елена Аркадьевна, аспирант, Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

Ivanova Elena Arkadievna, postgraduate, Department of corporate finance and corporate management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки квалифицированных кадров через призму взаимодействия между университетами и работодателями. Предложены три подхода (компетентностно-ориентированный, бизнес-ориентированный, кадрово-ориентированный) по управлению формированием инновационного человеческого капитала в российских вузах на основе целевого принципа, ориентированного на достижение положительного эффекта в процессе и по результатам сотрудничества. С опорой на зарубежный и отечественный опыт проведен анализ наиболее эффективных форм взаимодействия, и представлена модель взаимосвязи различных форм сотрудничества университетов с работодателями и структурных компонентов инновационного человеческого капитала, формируемого на этапе получения высшего образования.

Abstract. The article dwells upon the issue of training skilled personnel from the perspective of collaboration between universities and employers. Three approaches (competence-oriented, business-oriented, personnel-oriented) that are target-oriented and focused on achieving a positive effect in the process and on the results of cooperation are proposed so as to manage the formation of innovative human capital in Russian universities. Based on the foreign and domestic experience, the analysis of the most effective forms of collaboration is carried out and the model of the relationship between various forms of universities – employers cooperation and the structural components of innovative human capital formed at the stage of higher education are presented.

Ключевые слова: инновационный человеческий капитал, управление, формирование, работодатели, университеты, формы взаимодействия, подход, навыки

Keywords: innovative human capital, management, formation, employers, universities, forms of cooperation, approach, skills

Подготовка квалифицированных кадров, обеспечивающих конкурентоспособность страны, является одной из приоритетных задач системы высшего образования, ориентированного на потребности реального сектора экономики. Предприятия и компании должны выступать одновременно как в роли потребителя продукции системы высшего образования, так и в роли заказчиков, которые активно участвуют в процессе формирования и подготовки будущих специалистов. Эта объективная потребность в привлечении работодателей к участию в образовательной деятельности также закреплена в нормативно-правовых документах (подробнее см. [1, 2, 3]).

Человеческий капитал сейчас является самым ценным ресурсом для обеспечения устойчивого экономического развития. В экономике знаний на первое место выходят интеллектуальные способности специалиста в совокупности с ИКТ компетенцией, креативным мышлением, «мягкими» навыками и способностью генерировать новое знание с целью его последующего применения, т.е. встает вопрос о формировании инновационного человеческого капитала как основного фактора развития национальной инновационной системы. Ориентация высшего образования не на потребности рынка и запрос со стороны работодателей в целях стабильного экономического и инновационного развития, а на интерес и популярность среди не владеющих актуальной информацией о конъюнктуре рынка труда абитуриентов и родителей приводит к тому, что вузы не в состоянии подготовить компетентных специалистов, востребованных на рынке труда и отвечающих запросам инновационной экономики. Решением этой проблемы может стать внедрение эффективных подходов по управлению работодателями формированием инновационного человеческого капитала в российских университетах.

Наиболее распространенными формами взаимодействия работодателей с российскими университетами являются организация производственных практик и стажировок на базе предприятий и целевой заказ на подготовку квалицированных специалистов для различных отраслей экономики и государственного сектора; реже реализуются совместные научно-исследовательские проекты, организовано участие в образовательной деятельности (государственная итоговая аттестация, руководство дипломными работами, привлечение работодателей в качестве преподавателей или спикеров). Такой ограниченный выбор форм взаимодействия не способствует активному включению работодателей в образовательную деятельность и разработке прикладных и практикоориентированных образовательных программ, гарантирующих востребованность на рынке труда и качественную профессиональную подготовку с учетом профессиональных стандартов. Высшее образование в первую очередь должно быть практикоориентировано и отвечать запросам экономики знаний, однако, по мнению 37% российских работодателей, несоответствие квалификации работников и дефицит квалифицированных кадров является главной проблемой устойчивого развития бизнеса [4]. Так, например, университеты не в состоянии подготовить компетентных специалистов для сферы информационных технологий по причине стремительных изменений в отрасли [5]. По данным Глобального индекса уровня квалификации, из 34 стран Россия находится в последней трети с показателем 6,1, который отражает высокий уровень несоответствия потребностей бизнеса и умений работников и низкий уровень гибкости образования в сравнении с лидером – Китаем с показателем 3,7 [6].

Необходимость постоянной адаптации обучения на высшей ступени к изменениям и потребностям рынка труда должна стать основной построения принципов и форм эффективного сотрудничества вузов с работодателями. Университеты совместно с бизнес-сообществом и государственным сектором формируют инновационный человеческий капитал, представляющий собой совокупность интеллектуального потенциала, накопленных знаний и практического опыта креативных, обладающих предпринимательскими способностями специалистов и выступающий главным источником конкурентоспособных и квалицированных кадров.

Основой для определения подходов к управлению работодателями формированием инновационного человеческого капитала в российских вузах служит целевой принцип, представляющий собой ориентацию на достижение положительного эффекта в процессе и по результатам взаимодействия:

  • компетентностно-ориентированный подход: целью данного является повышение уровня качества профессиональной подготовки кадров;
  • бизнес-ориентированный подход, нацеленный на развитие бизнеса;
  • кадрово-ориентированный подход, ориентированный на решение кадровых вопросов, развитие кадрового потенциала и создание кадрового резерва.

Компетентностно-ориентированный подход ориентирован на включение работодателей в процесс формирования необходимых профессиональных и личностных компетенций у будущих специалистов в целях повышения качества профессиональной подготовки. Российские университеты реализуют механизмы взаимодействия с бизнес-сообществом (официальные соглашения по организации практик и стажировок, договоры по трудоустройству, целевые программы обучения), однако в силу часто формального характера таких отношений возникает недостаток практической подготовки выпускников, отвечающей потребностям рынка труда, и дефицит профессиональных компетенций, которые формируются только через практикоориентированную деятельность. Примерами эффективной реализации российскими вузами компетентностно-ориентированного подхода в управлении формированием инновационного человеческого капитала служат научно-учебные лаборатории компании Samsung и Яндекс и базовая кафедра Яндекс и SAS на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ; совместная магистерская программа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации «Экономика и финансы высокотехнологичной компании» со стратегическим партнером Ростех [7,8].

Инновационный человеческий капитал начинает формироваться в процессе профессионального обучения, ключевую роль здесь играет содержание образовательных программ, разрабатываемых совместно с работодателями с учетом их конкретных кадровых запросов и потребностей рынка и обеспечивающих развитие необходимых профессиональных компетенций и навыков. Уже на данном этапе инновационный человеческий потенциал студента в совокупности с освоением им практико- и компетентностно-ориентированных программ, преобразованных в результаты его интеллектуально-профессиональной деятельности, трансформируется в инновационный человеческий капитал.

В таком ключе ориентация на высокую прикладную направленность, адаптация к потребностям современного рынка труда и бизнеса через активное вовлечение работодателей в подготовку специалистов становятся ключевыми показателями эффективности образовательных программ высшего образования, примерами которых могут служить зарубежные страны. Университеты США ориентированы на получение практических навыков и профессиональных компетенций, например, реализация нефтегазовой программы предполагает использование университетом штата Луизиана собственной нефтяной вышки для формирования профессиональных навыков у студентов [9]. Вузы тесно сотрудничают с международными компаниями, общественными организациями и крупными научными центрами в целях разработки и реализации гибких образовательных программ, позволяющих студентам менять список изучаемых дисциплин в зависимости от своих академических и будущих профессиональных предпочтений, что говорит о направленности на профессиональную мобильность [10]. В Германии реализуется дуальное образование – эффективная форма взаимодействия между образовательным учреждением и работодателем по профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста, при которой представители бизнес и государственных структур являются непосредственными заказчиками и участниками образовательной деятельности [11].

Положительный опыт западных стран свидетельствует о необходимости внедрения лучших форм сотрудничества вузов с работодателями, являющимися полноценными участниками профессиональной подготовки, в российскую практику через призму компетентностно-ориентированного подхода по управлению формированием инновационного человеческого капитала с целью повышения качества высшего образования и подготовки специалистов. Наиболее эффективными следует считать:

  • участие в разработке и реализации профессиональных практикоориентированных образовательных программ (включая совместные) – от формирования требований к компетенциям и квалификациям с учетом потребностей экономики до участия в аттестационных процедурах, открытие базовых, «корпоративных» кафедр;
  • организация эффективной практики и стажировок с целью развития у студентов профессиональных, коммуникативных, цифровых, «мягких» навыков с обязательным привлечением работодателей в качестве менторов;
  • регулярное участие в проведении совместных научно-практических и образовательных событий, дней карьеры и т.п. с привлечением профессионалов в качестве спикеров;
  • развитие системы профессионального наставничества;
  • финансирование технического переоснащения и инфраструктуры университетов для стимулирования научной деятельности студентов, разработок учебных и практических материалов.

Бизнес-ориентированный подход направлен на развитие бизнеса и подразумевает вовлеченность работодателей в процесс получения продуктов научной и исследовательской деятельности студентов с целью их дальнейшей коммерциализации, получения прибыли и развития. Эффективной формой сотрудничества здесь является выполнение университетом заказов компаний в научно-исследовательской, производственной, инновационной, сферах. Наряду с научными сотрудниками к этой работе вузы подключают студентов, которым предоставляется возможность применить полученные знания на практике и развить не только профессиональные компетенции, но и «мягкие навыки» (креативное и критическое мышление, управление проектами, лидерские качества, принятие решений и пр.) в условиях реальной трудовой деятельности в совокупности с получением ценного профессионального опыта, зачастую с дальнейшим трудоустройством. Результаты интеллектуально-профессиональной деятельности студента в ходе участия в исследовательских и бизнес-проектах формируют его инновационный человеческий капитал, обеспечивающий его носителя конкурентными преимуществами, а компанию – инновационными и технологическими продуктами и разработками.

Выделим наиболее перспективные в рамках бизнес-ориентированного подхода формы взаимодействия вузов с работодателями для формирования инновационного человеческого капитала:  

  • создание лабораторий, бизнес-инкубаторов, экспериментальных площадок для реализации инновационного потенциала и бизнес-идей студентов через инновационно-образовательные траектории обучения, например, инновационно-технологический бизнес-инкубатор Томского государственного университета [12];
  • вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность с последующим приобретением коммерчески значимых стартапов и бизнес-проектов с целью получения прибыли и развития компании [13];
  • выполнение проектными командами, объединяющими научных сотрудников, специалистов и студентов университета, коммерческих заказов стратегических компаний-партнеров на создание и разработку продуктов инновационно-интеллектуальный деятельности (инновационных, технологических, информационных и пр.), повышающих стоимость бизнеса.

Кадрово-ориентированный подход направлен на включение работодателей в процесс подбора и трудоустройства выпускников с целью формирования кадрового резерва и решения вопроса поиска квалифицированных кадров. В современном мире экономические условия и потребности рынка труда динамично меняются, а профессиональная подготовка специалиста занимает длительное время (не менее трёх-четырёх лет), что в результате приводит к большому разрыву между полученной квалификацией выпускника и запросами бизнеса. Учитывая этот фактор, работодателям необходимо участвовать в процессе подготовки специалистов на всех этапах получения профессионального образования, включая программы повышения квалификации и переподготовки, в разработке и реализации которых должны участвовать профессионалы, менеджеры, руководство компании в качестве лекторов, спикеров, преподавателей.

Именно работодатели могут задать правильный вектор движения в отношении профессиональных стандартов и требований к квалификациям, определив, какими компетенциями, навыками и инновационным потенциалом должен обладать выпускник, что может быть реализовано с помощью управлением студенческими проектами в компанией-партнером вуза. Это позволяет не только реализовать и коммерциализировать инновационные проекты, но и отобрать и привлечь перспективных и квалифицированных работников, за счет чего затраты на организацию таких проектов впоследствии окупаются компанией, например, многолетний опыт сотрудничества российской ИТ-компании «Ланит-теркома» и математико-механического факультета СПбГУ [14]. Полноценное погружение в производственную среду в течение работы над совместным проектом расширяет профессиональные компетенции и «мягкие» навыки студента, который развивает навыки командной и проектной работы, лидерские качества, креативное мышление и учится принятию решений и ответственности, что способствует формированию инновационного человеческого капитала студента.

Кроме того, обозначим следующие продуктивные формы участия работодателей в формировании инновационного человеческого капитала в рамках кадрового-ориентированного подхода:

  • организация стажировок и производственных практик на базе компаний с возможностью дальнейшего трудоустройства студентов и восполнения кадрового дефицита;
  • непосредственное участие в разработке и реализации образовательных программ, особенно программ целевой подготовки кадров, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • финансирование лабораторий, бизнес-инкубаторов, экспериментальных площадок с привлечением студентов и молодых специалистов;
  • учреждение стипендий и грантов для поддержки молодых ученых.

На сегодняшний день российские университеты нуждаются в организации систематической и комплексной работы по развитию человеческих ресурсов, а именно реализации в рамках предложенных подходов модели взаимосвязи различных форм сотрудничества университетов с работодателями и структурных компонентов инновационного человеческого капитала (природной и искусственной составляющих), способствующей формированию и накоплению инновационного человеческого капитала на ступени высшего образования в процессе образовательной деятельности будущего специалиста (рис. 1.).

Каждая форма сотрудничества университета с компаниями и организациями в целях подготовки квалифицированных кадров нацелена на формирование компетентного востребованного специалиста, обладающего инновационным человеческим капиталом, в том числе инновационно-цифровыми компетенциями. Описанные подходы к управлению работодателями формированием инновационного человеческого капитала в российских вузах – компетентностно-ориентированный, бизнес-ориентированный и кадрово-ориентированный – позволяют выделить наиболее эффективные формы взаимодействия и те компоненты инновационного человеческого капитала, которые формируются в рамках каждого подхода.

Список источников

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2524c96d4d095febe100517e0800ee7f66b8b347/ (дата обращения: 20.11.2021).
  2. Положение о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 16 апреля 2014 г. № 249 URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=10234892 (дата обращения: 20.11.2021).
  3. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 1456 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/Pr_MON_1456_26112020.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
  4. Работодатели всё чаще жалуются на несоответствие квалификации работников. URL: http://cniicentr.ru/index.php/ru/souyz/64-soyuzmash/402-rabotodateli-vse-chashche-zhaluyutsya-na-ne-sootvetstvie-kvalifikatsii-rabotnikov (дата обращения: 12.06.2021).
  5. Опрос: работодатели снова жалуются на острую нехватку квалифицированных специалистов. URL: https://www.bfm.ru/news/430526 (дата обращения 28.05.2021).
  6. The Hays Global Skills Index 2019. Предложение и спрос: соответствуют ли они друг другу. URL: https://hays.ru/research/hgsi/ (дата обращения 28.05.2021).
  7. Официальный сайт НИУ ВШЭ. URL: https://cs.hse.ru/partners/ (дата обращения 25.05.2021).
  8. Официальный сайт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. URL: https://magistratura.fa.ru/fakultet-ekonomiki-i-biznesa-1/ekonomika-i-finansy-vysokotehnologichnyh-kompaniy-1/(дата обращения 25.05.2021).
  9. Официальный сайт Университета штата Луизиана. URL: https://www.lsu.edu/eng/pete/about/mission.php (дата обращения 19.05.2021).
  10. Шигапова Д. К., Сайфудинова Н. З., Ветчинкина А. В. Система высшего образования России и США: преимущества и недостатки // Московский экономический журнал. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-vysshego-obrazovaniya-rossii-i-ssha-preimuschestva-i-nedostatki (дата обращения: 18.05.2021).
  11. Ивановский Б.Г. Экономические и социальные проблемы высшего образования в странах Запада // ЭСПР. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-i-sotsialnye-problemy-vysshego-obrazovaniya-v-stranah-zapada (дата обращения: 25.05.2021).
  12. Официальный сайт Томского государственного университета. URL: https://www.tsu.ru/science/inno/ (дата обращения: 25.05.2021).
  13. Официальный сайт Московского государственного университета пищевых производств. URL: https://kachestvo.pro/kachestvo-upravleniya/svoy-put/universitet-kak-biznes-angel/ (дата обращения 15.08.2021).
  14. Терехов А. Студенческие проекты помогут IT-компаниям решать кадровые проблемы. URL: https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2016/11/10/664284-studencheskie-proekti-it-kompaniyam (дата обращения 20.08.2021).

References

  1. Federal`ny`j zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2524c96d4d095febe100517e0800ee7f66b8b347/ (data obrashheniya: 20.11.2021).
  2. Polozhenie o Nacional`nom sovete pri Prezidente Rossijskoj Federacii po professional`ny`m kvalifikaciyam ot 16 aprelya 2014 g. № 249 URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=10234892 (data obrashheniya: 20.11.2021).
  3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 26.11.2020 g. № 1456 «O vnesenii izmenenij v federal`ny`e gosudarstvenny`e obrazovatel`ny`e standarty` vy`sshego obrazovaniya». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/Pr_MON_1456_26112020.pdf (data obrashheniya: 20.11.2021).
  4. Rabotodateli vsyo chashhe zhaluyutsya na nesootvetstvie kvalifikacii rabotnikov. URL: http://cniicentr.ru/index.php/ru/souyz/64-soyuzmash/402-rabotodateli-vse-chashche-zhaluyutsya-na-ne-sootvetstvie-kvalifikatsii-rabotnikov (data obrashheniya: 12.06.2021).
  5. Opros: rabotodateli snova zhaluyutsya na ostruyu nexvatku kvalificirovanny`x specialistov. URL: https://www.bfm.ru/news/430526 (data obrashheniya 28.05.2021).
  6. The Hays Global Skills Index 2019. Predlozhenie i spros: sootvetstvuyut li oni drug drugu. URL: https://hays.ru/research/hgsi/ (data obrashheniya 28.05.2021).
  7. Oficial`ny`j sajt NIU VShE`. URL: https://cs.hse.ru/partners/ (data obrashheniya 25.05.2021).
  8. Oficial`ny`j sajt Finansovogo universiteta pri Pravitel`stve Rossijskoj Federacii. URL: https://magistratura.fa.ru/fakultet-ekonomiki-i-biznesa-1/ekonomika-i-finansy-vysokotehnologichnyh-kompaniy-1/(data obrashheniya 25.05.2021).
  9. Oficial`ny`j sajt Universiteta shtata Luiziana. URL: https://www.lsu.edu/eng/pete/about/mission.php (data obrashheniya 19.05.2021).
  10. Shigapova D. K., Sajfudinova N. Z., Vetchinkina A. V. Sistema vy`sshego obrazovaniya Rossii i SShA: preimushhestva i nedostatki // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-vysshego-obrazovaniya-rossii-i-ssha-preimuschestva-i-nedostatki (data obrashheniya: 18.05.2021).
  11. Ivanovskij B.G. E`konomicheskie i social`ny`e problemy` vy`sshego obrazovaniya v stranax Zapada // E`SPR. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-i-sotsialnye-problemy-vysshego-obrazovaniya-v-stranah-zapada (data obrashheniya: 25.05.2021).
  12. Oficial`ny`j sajt Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. URL: https://www.tsu.ru/science/inno/ (data obrashheniya: 25.05.2021).
  13. Oficial`ny`j sajt Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta pishhevy`x proizvodstv. URL: https://kachestvo.pro/kachestvo-upravleniya/svoy-put/universitet-kak-biznes-angel/ (data obrashheniya 15.08.2021).
  14. Terexov A. Studencheskie proekty` pomogut IT-kompaniyam reshat` kadrovy`e problemy`. URL: https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2016/11/10/664284-studencheskie-proekti-it-kompaniyam (data obrashheniya 20.08.2021).

Для цитирования: Иванова Е.А. Подходы к управлению работодателями формированием инновационного человеческого капитала в университетах // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-52/

© Иванова Е.А, 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.