http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2021

Научная статья

Original article

УДК 316.334.22

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10752

ПЕРВЫЙ ТРУДОВОЙ НАЕМ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ВЫПУСКНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ УНИВЕРСИТЕТА

FIRST EMPLOYMENT: REGIONAL EXPERIENCE OF UNIVERSITY ECONOMIC GRADUATES

Ивашова Валентина Анатольевна, к.социол.н., начальник отдела мониторинга ожиданий потребителей,ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет, E-mail: vivashov@mail.ru

Симен-Северская Ольга Викторовна,к.п.н., доцент кафедры социологии,ФГАОУ ВОСеверо-Кавказский федеральный университет, E-mail: osimen-severskaia@ncfu.ru

Ющенко Ирина Валерьевна,к.социол.н., доцент  кафедры регионального управления, ФГБОУ ВОМИРЭА-Российский технологический университет, филиал в г. Ставрополе, E-mail: irina-971@mail.ru

Ivashova ValentinaAnatolyevna, candidate of sociological sciences, Head of the Department for Monitoring Consumer Expectations, Stavropol State Agrarian University, E-mail: vivashov@mail.ru

Simen-Severskaya Olga Viktorovna,candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Sociology, North Caucasus Federal University, E-mail: osimen-severskaia@ncfu.ru

Yushchenko Irina Valerievna, candidate of sociological sciences, Associate Professor of the Department of Regional Management, MIREA-Russian Technological University, branch in Stavropol, E-mail: irina-971@mail.ru 

Аннотация. В статье приведены результаты исследований региональных практик первого трудового найма выпускников вуза, которые успешно завершили экономические программы бакалавра. На основе проведенного обзора научных публикаций была подтверждена актуальность и значимость изучаемой предметной области и выделены направления для анализа эмпирических данных, которые определяют готовность выпускников к первому трудовому найму: мотивация получения профессии; жизненные, профессиональные цели выпускников; самооценка уровня сформированности профессиональных и гибких компетенций; опыт профессиональной деятельности и ожидания от первого трудового найма. В инструментарии исследования направления анализа эмпирических данных были развернуты в индикаторах и сформированы информационные блоки анкеты. Опрос проведен в 2021 году среди выпускников экономических программ вузов Ставропольского края. Всего в опросе приняли участие 846 человек, которые успешно завершили обучение в последние 3 года по направлению подготовки «Экономика». Положительными факторами влияния на мотивационную готовность к первому трудовому найму являются высказанные мнения об интересе к профессиональной сфере, желании активно включаться в социально-профессиональные связи и своей профессиональной деятельностью приносить пользу людям. Исследуемая профессиональная группа выпускников имеет позитивные планы относительно трудоустройства и высокий уровень уверенности в возможностях достижения личных и профессиональный целей в ближайшие 10-20 лет. Институциональная поддержка первого трудового найма молодых специалистов сделает усилия государства по предоставлению возможностей получения профессионального и в том числе высшего образования более эффективными и положительно скажется на социально-профессиональном воспроизводстве населения – как отдельных территорий, регионов, так и страны в целом.

Abstract. The article presents the results of research on regional practices of the first employment of university graduates who have successfully completed bachelor’s economic programs. Based on the review of scientific publications, the relevance and significance of the subject area under study was confirmed and directions for the analysis of empirical data that determine the readiness of graduates for the first employment were identified: motivation for obtaining a profession; life, professional goals of graduates; self-assessment of the level of formation of professional and flexible competencies; professional experience and expectations from the first employment. In the research tools, the directions of empirical data analysis were deployed in indicators and information blocks of the questionnaire were formed. The survey was conducted in 2021 among graduates of economic programs of universities of the Stavropol Territory. A total of 846 people who successfully completed their studies in the last 3 years in the field of Economics took part in the survey. Positive factors influencing the motivational readiness for the first employment are the opinions expressed about the interest in the professional sphere, the desire to actively engage in social and professional relations and to benefit people through their professional activities. The studied professional group of graduates has positive employment plans and a high level of confidence in the possibilities of achieving personal and professional goals in the next 10-20 years. Institutional support for the first employment of young specialists will make the state’s efforts to provide opportunities for obtaining professional and higher education more effective and will have a positive impact on the socio-professional reproduction of the population – both individual territories, regions, and the country as a whole. 

Ключевые слова: экономические программы университета, выпускники вуза, первый трудовой наем, готовность к трудоустройству, профессиональные цели, опыт профессиональной деятельности, ожидания от первого трудового найма

Keywords: economic programs of the university, university graduates, first employment, readiness for employment, professional goals, professional experience, expectations from the first employment 

Процесс и процедуры трудоустройства выпускника университета по первому трудовому найму принципиально не отличаются от обычного трудоустройства. Работодатель имеет право брать на работу сотрудников, не имеющих опыта работы, но предоставляющих документы о получении высшего образования в определенной профессиональной сфере. По результатам опросов работодателей, регулярно проводимых Ставропольским государственным аграрным университетом для получения актуальной информации о региональном рынке труда установлено, что руководители предприятий и организаций охотно берут на работу выпускников образовательных программ университета, если они имеют очень хорошие знания в профессиональной области и высокий личностный потенциал. В меньшей степени решение о принятии на работу зависит от наличия или отсутствия опыта работы претендента на трудовой наем. Вместе с тем, воспроизводственный процесс специалистов с высшим образованием, в котором принимают участие университеты, не может считаться успешным, если выпускники не трудоустраиваются или трудоустраиваются не по полученной специальности. Поэтому, в частности для вузов России, установлен мониторинговый показатель эффективности деятельности — трудоустройство выпускников.

Вопросы первого трудового найма тесно связаны с успешностью процесса профессиональной социализации в период обучения в университете. Данная проблема актуальна и активная дискуссия идет по разным направлениям подготовки инженеров, медиков, педагогов, аграриев, экономистов и других.

На примере исследований Koedyk C., Satur J., Vaughan B. мы видим, как социальные условия, традиционный уклад жизни могут оказывать существенное влияние на успешность социально-профессиональной адаптации выпускников-медиков [1]. Мельбурнская стоматологическая школа студентам последнего года обучения предлагает программу, не только связанную с получением практического клинического опыта, но и ознакомления с сельским образом жизни, поскольку это важно для последующей работы в сельской местности. Критериями оценки стали качество полученного клинического опыта; значимость социального капитала; принятие сельского образа жизни и оценка инфраструктуры. Для нашего исследования важный вывод – обеспечить включенность студентов-экономистов на этапе завершения образовательной программы в социально-профессиональные практики именно в той местности, где планируется трудоустройство выпускников для понимания традиционного уклада жизни, что повышает их готовность к первому трудовому найму в определенном регионе.

Вопросы успешности первого трудового найма выпускников представлены в публикации авторов Ivec N., Beauchamp A., Sutton K., Bowles K.-A., Williams B. [2]. В ходе исследования авторы анализируют влияние текущей практики студентов, начиная с первого года обучения, на принятие решения о трудоустройстве в определенной местности. Результаты подтверждают существенное влияние факторов «возможность карьерного роста» и «объем практики в должности» на принятие последующего решения о трудоустройстве. Таким образом, качество организации практической подготовки и определение баз практик для студентов на протяжении всей образовательной программы имеет ключевое значение в принятии решения о трудоустройстве по специальности и выборе региона трудоустройства. Именно в процессе практической подготовки идет существенное накопление опыта профессиональной социализации и социальной адаптации [11].

В связи с глобализацией цепочек поставок внедрение методов социальной устойчивости набирает актуальность в разных регионах мира. Авторы статьи Tran T.H.U., Lau K.H., Ong C.E. предлагают вьетнамский опыт [3]. Для обеспечения социальной устойчивости необходимо кадровое воспроизводство с ориентацией на организационное поведение, поддерживающее идеи устойчивости в производственных процессах. Для выпускников экономических программ важно понимание, принятие и готовность к воспроизводству организационного поведения, в основе которого лежат идеи социальной устойчивости.

Анализ существенного влияния молодежной безработицы на последующую карьеру и доходы, приведенный авторами статьи DeFraja G., Lemos S., Rockey J. усиливает социально-профессиональную актуальность обеспечения положительного опыта первого трудового найма [4]. Институциональная поддержка старта карьеры молодого специалиста делает усилия государства по предоставлению возможностей получения профессионального и в том числе высшего образования более эффективными [22]. И положительно сказывается на социально-профессиональном воспроизводстве населения, как отдельных территорий, регионов, так и страны в целом. Это качественно характеризует состав населения и способствует устойчивому развитию территорий и отраслей. Для выпускников экономических программ в силу универсального характера их деятельности, обобщающей результаты производственных процессов и работающих с информационно-аналитическими данными, в том числе стратегического управления, необходимо найти применение их профессионального потенциала для внедрения инновационных подходов к деятельности предприятий и организаций.

Авторы статьи OzcanS., OkanSakarC., SulogluM. показывают возможности использования технологий BigData для понимания секторов экономики, где наиболее востребованы исследовательские компетенции и навыки НИОКР [5]. Обозначение таких секторов (предметных областей) дает возможность своевременно настраивать образовательные программы на подготовку к первому трудовому найму со спецификой научно-исследовательской работы выпускников [21], как и аналогично по другим сферам профессиональной деятельности [15]. Авторы подчеркивают, что выделение ключевых кластеров прогресса в НИОКР характеризует и национальный человеческий капитал. В период перехода на новые форматы цифровой экономики для выпускников экономических образовательных программ открывается не только собственное новое профессиональное поле деятельности с постоянно трансформирующимся функционалом, но и большая экономическая исследовательская и проектная работа по цифровому переходу организаций и предприятий в сфере труда и оплаты. Готовность к продвижению цифровых инноваций, оценке отношения производственного коллектива, решение вопросов высвобождения рабочей силы – вызовы, с которыми могут столкнуться выпускники экономических программ университета в процессе первого трудового найма.

Вопросы цифровой трансформации организации и готовности персонала к реализации данной стратегии представили в своей статье авторы RitalaP., BaiyereA., HughesM., KrausS. [6]. На основе самооценки участников исследования из числа сотрудников средней производственной фирмы Северной Европы установлено, что индивидуальная предпринимательская ориентация, высокий уровень проактивности и новаторства способствуют достижению целей цифровой стратегии организации. Данный вывод вносит вклад в наше исследование, направленное на повышение готовности выпускников экономических программ к трудовому найму через развитие предпринимательских компетенций и профессиональной проактивности [20]. Кроме того, речь идет не об индивидуальном предпринимательстве, а выстраивании собственных профессиональных целей работников в соответствие со стратегическими целями развития организации. Это говорит о необходимости уделить внимание в процессе подготовки выпускников экономических программ вопросам профессионального и жизненного целеполагания.

Обобщение практик трудоустройства выпускников зарубежных образовательных программ ведущих университетов сделали в своем исследовании Jonbekova D., Kim, T., Kerimkulova S., Ruby A., Sparks J. [7]. На примере глубинных интервью показаны как преимущества, так и проблемы первого трудового найма. Имеющееся преимущество в знаниях и технологиях международных образовательных программ встречает сопротивление на уровне персонала организаций, не желающих организационных и технологических оптимизаций. Таким образом, трудности первого трудового найма выпускников ставят под вопрос результативность целевых установок государственных стипендиальных программ, направленных на развитие человеческого капитала страны [8, 9, 10]. Данный вывод ярко показывает актуальность и практическую значимость отслеживания проблемного поля первого трудового найма, для обеспечения эффективности образовательных программ с точки зрения бюджетного процесса  и развития человеческого капитала [12, 13, 14].

Таким образом, проведенный краткий анализ литературы, затрагивающий вопросы первого трудового найма выпускников университетских, в том числе экономических программ, показывает актуальность и значимость разработки направлений профессиональной социализации в период обучения в вузе и готовности к успешному трудоустройству [16, 17, 18, 19].

Для организации эмпирической части исследования с целью определения готовности выпускников экономических программ университета к первому трудовому найму был разработан инструментарий, в котором 4 информационных блока включали 45 вопросов. Готовность к первому трудовому найму рассмотрена в таких аспектах как мотивация получения профессии (1 информационный блок); жизненные, профессиональные цели выпускников (2 информационный блок); самооценка уровня сформированности профессиональных и гибких компетенций (3 информационный блок); опыт профессиональной деятельности и ожидания от первого трудового найма (4 информационный блок). Такое системное рассмотрение готовности выпускников экономических программ университета к первому трудовому найму позволяет выделить наиболее проблемные области для последующего совершенствования как самих образовательных программ данного профиля, так и условий их реализации в университете – материально-техническое обеспечение, содержание и преподавание дисциплин, формирующих универсальные и профессиональные компетенции, актуальную практическую подготовку и профессиональную социализацию в период обучения и др.

Опрос проведен среди выпускников экономического факультета Ставропольского государственного аграрного университета. Респонденты ответили на вопросы анкеты в электронном формате (Google Форма). Всего в опросе приняли участие 846 человек, которые успешно завершили обучение в последние 3 года по направлению подготовки «Экономика». База данных опроса обработана в программе SPSS Statistics (версия 23). При генеральной совокупности 1487 человек, доверительном интервале 95% и случайной выборке 846 человек погрешность результатов выборочного исследования составляет около 2,0%.

Статистический анализ результатов исследования дает возможность сделать выводы о готовности выпускников экономических программ университета к первому трудовому найму.

Анализ результатов эмпирической части исследования проведен в соответствие с заявленными информационными блоками.

Мотивация получения профессии (1 информационный блок). Ранжирование значимости факторов, которые определили изначально выбор образовательной программы «Экономика» показывает, что на первом месте по значимости находится желание получить профессиональные знания и навыки (отметили 59,2% респондентов); на втором месте – трудоустройство на хорошо оплачиваемую работу (отметили 53,5% респондентов); на третьем месте с одинаковым количеством выборов – высокий престиж высшего образования в обществе и под влиянием родителей, родственников (отметили соответственно по 26,8% респондентов). Среди значимых факторов, которые были названы в ходе опроса, но набрали менее 20% выборов респондентами, оказались следующие мотивы – интересное содержание профессиональной деятельности (отметили 19,7% респондентов); желание приносить пользу людям (отметили 18,1% респондентов); приобретение новых социально-профессиональных связей (отметили 14,1% респондентов). Таким образом, распределение мнений респондентов показывает изначально высокую нацеленность выпускников на успешное трудоустройство и желание на практике показать профессиональные знания и навыки. Дополнительными положительными факторами влияния на мотивационную готовность к первому трудовому найму являются высказанные мнения об интересе к профессиональной сфере, желании активно включаться в социально-профессиональные связи и своей профессиональной деятельностью приносить пользу людям.

Жизненные, профессиональные цели выпускников (2 информационный блок).Позитивные планы относительно трудоустройства имеют 88,7% участников опроса;2,8% – планируют продолжить образование за границей; 1,4% – планируют посвятить себя семье (следует отметить, что среди выпускников университетской программы «Экономика» около75% приходится на лиц женского пола); 7,1% не дали определенного ответа на вопрос о планах по завершению учебы. Именно по специальности собираются работать 45,1% респондентов, из которых 28,2% продолжат получение образования – поступают в магистратуру. Планируют устроиться на работу не обязательно по специальности 32,3%. 11,3% выпускников планируют открыть собственное дело. Таким образом, практически у 90% выпускников есть позитивные планы по трудоустройству на момент окончания обучения в университете. Среди первых трех основных целей, которые выпускники хотели бы достичь в течение ближайших10-20 лет – материальная обеспеченность, высокий заработок (67,6%); интересная работа, профессиональная самореализация (64,8%); создание семьи и воспитание детей (56,3%). 91,6% участников опроса считают, что смогут достичь поставленных целей. Оставшиеся 8,4% респондентов разделились на сомневающихся в своих силах и затруднившихся дать определенный ответ. В достижении поставленных целей выпускники планируют опираться на личные качества (78,9%), терпение и труд (57,7%) и установление социально-профессиональных связей (56,3%). Для понимания ожиданий выпускников от будущего места работы был предложен перечень значимых факторов, которые респонденты оценили по пятибалльной шкале. В данной статье приводятся статистические показатели, характеризующие полную объясненную дисперсию, матрицу повернутых компонент, на основе которых построены 2 модели, описывающие приоритеты выбора места работы исследуемой социально-профессиональной группы.

Полная объясненная дисперсия для участников опроса из числа выпускников бакалаврских экономических программ составила 65,56% и определилась 2 компонентами. Перечисленные 11 оценочных критериев выбора места работы, актуальность которых измерялась участниками опроса по пятибалльной шкале, в результате факторного анализа, выполненного Rotation Method: Varimax with Kaiser Normalization (Rotation converged in 3 iterations) были сгруппированы в 2 факторные модели.

По содержанию сгруппированных характеристик можно сказать, что первая модель определяется набором переменных: хорошие отношения с руководителем (коэффициент факторной нагрузки 0,922); благоприятный психологический микроклимат в коллективе (коэффициент факторной нагрузки 0,915); возможности для отдыха (время, финансы и др. условия) (коэффициент факторной нагрузки 0,853); возможность совмещать работу и домашние обязанности (коэффициент факторной нагрузки 0,844); хорошие условия труда (социальные гарантии, организация рабочего места, наличие перерывов, комфортность помещения и т.п.) (коэффициент факторной нагрузки 0,660); высокий уровень материального благополучия (коэффициент факторной нагрузки 0,586). Первая модель приоритетов выбора места работы выпускниками экономических программ интерпретируется как приоритет собственной социально-профессиональной экосистемы над карьерным ростом и амбициями на участие в менеджменте организации.

Вторая модель определяется набором переменных: высокий социальный статус в коллективе и обществе (коэффициент факторной нагрузки 0,780); возможность профессиональной и личной самореализации (коэффициент факторной нагрузки 0,684); возможность занять руководящую должность, сделать карьеру (коэффициент факторной нагрузки 0,683); возможность обеспечить благосостояние компании, общества и конкретных работников (коэффициент факторной нагрузки 0,673); возможность принести пользу людям (коэффициент факторной нагрузки 0,645). Вторая модель приоритетов выбора места работы выпускниками экономических программ интерпретируется как приоритет высокого социально-профессионального статуса и карьерного роста с ориентацией не только на личное материальное благополучие, но и благосостояние компании, общества и конкретных работников.

Таким образом, очевидны 2 статистически подтвержденные модели приоритетов выбора места работы выпускниками экономических программ:

  • приоритет собственной социально-профессиональной экосистемы над карьерным ростом и амбициями на участие в менеджменте организации;
  • приоритет высокого социально-профессионального статуса и карьерного роста с ориентацией не только на личное материальное благополучие, но и благосостояние компании, общества и конкретных работников.

Самооценка уровня сформированности профессиональных и гибких компетенций (3 информационный блок). По мнению выпускников экономических программ университета, можно говорить о высоком уровне сформированности профессиональных и гибких компетенций по итогам обучения в Ставропольском государственном аграрном университете. 46,5% выпускников экономических программ университета уверены, что  подготовлены к жизни и труду в современных условиях и адаптации на рынке труда. 42,3% готовы вложить в труд все свои способности и знания, независимо от оплаты, только если эта работа интересна и приносит пользу обществу, что говорит о высоких морально-нравственных принципах и ценности труда и общественного блага для молодых специалистов. В отношении экономистов данные ценности особенно важны, так как занимаясь профессиональной деятельностью, такие убеждения позволят не сводить производственные эффекты только к экономической результативности, но и принимать во внимание социально значимые результаты труда, учитывать отложенные во времени эффекты (наращивания кадрового потенциала, участия в экологических программах и т.п.), обеспечивающие устойчивое развитие организации и региона.

Опыт профессиональной деятельности и ожидания от первого трудового найма (4 информационный блок). На момент окончания вуза уже имеют опыт профессиональной деятельности около 80% респондентов: работают по специальности 19,7%; работают по смежным профилям 28,2%; подрабатывают периодически по специальности и смежным профилям 31,1%. По мнению выпускников экономических программ в настоящее время работодатель в первую очередь обращает внимание на хорошие знания в предметной области (отметили 69,0% респондентов); хороший личностный потенциал (отметили 54,9% респондентов); наличие опыта работы (отметили 52,1% респондентов). На будущем месте  работы основными требованиями к работодателю у выпускников являются своевременная выплата заработной платы (отметили 73,2% респондентов); полный социальный пакет (отметили 62,0% респондентов); возможность карьерного роста (отметили 57,7% респондентов).

26,8% участников опроса убеждены, что при трудоустройстве встречаются факты дискриминации, относящиеся именно к первому трудовому найму, еще 28,2% – считают, что, скорее всего, это именно так. В целом такое распределение ответов говорит не только о нежелании работодателей брать выпускников на работу, но и показывают изначальную неуверенность самих выпускников в положительном результате поиска работы. Несмотря на все опасения и некоторую неуверенность 64,8% участников опроса очень высоко оценивают свои перспективы на рынке труда.

Результаты ежегодного мониторинга «Жизненные стратегии и планы по трудоустройству выпускников экономических программ университета» были обсуждены на рабочем совещании с лидерами студенческого сообщества экономического направления подготовки. Результатом интерактивного мероприятия с участием студенчества стало генерирование сильных и слабых сторон деятельности экономического факультета, которые сформулированы на основе обратной связи со студентами-выпускниками, высказавшими свои пожелания относительно совершенствования процесса обучения в вузе.

Среди наиболее сильных сторон обучения в ответах выпускников лидеры студенческого сообщества увидели высокую оценку качества полученного образования, которое позволяет при наличии желания успешно трудоустраиваться в столичном регионе и за рубежом. Так же были названы лидерский потенциал и оптимизм, установка на здоровый образ жизни и положительные социальные практики, которые были сформированы в процессе обучения на экономических программах Ставропольского государственного аграрного университета.

Совершенствование образовательной деятельности на экономических программах в ближайшей перспективе будет сфокусировано на поддержку индивидуальных траекторий профессионального и личностного развития студентов через вовлечение в работу студенческого актива, творческие, спортивные коллективы, волонтерское движение, дополнительные образовательные программы по смежным профилям обучения.

Участие лидеров студенческого сообщества в обсуждении результатов социологических исследований повышает вовлеченность обучающихся в принятие управленческих решений относительно совершенствования образовательной деятельности, развивает профессиональные компетенции будущих руководителей, показывает информационно-аналитический потенциал обратной связи с заинтересованными сторонами.

Проведенный анализ готовности выпускников экономических программ университета к первому трудовому найму говорит о высокой актуальности тематики, входящей в область  задач устойчивого регионального развития.

В ходе теоретической части исследования сформулированы актуальные положения, определяющие готовность к первому трудовому найму: мотивация получения профессии; жизненные, профессиональные цели выпускников; самооценка уровня сформированности профессиональных и гибких компетенций; профессиональной деятельности и ожидания от первого трудового найма.

В ходе эмпирической части исследования были определены 2 статистически подтвержденные модели приоритетов выбора места работы выпускниками экономических программ:

  • приоритет собственной социально-профессиональной экосистемы над карьерным ростом и амбициями на участие в менеджменте организации;
  • приоритет высокого социально-профессионального статуса и карьерного роста с ориентацией не только на личное материальное благополучие, но и благосостояние компании, общества и конкретных работников.

На примере выпускников экономических программ Ставропольского государственного аграрного университета мы видим высокий уровень готовности к первому трудовому найму.

Список источников

  1. Koedyk, C., Satur, J., Vaughan, B. What do dental students value about their rural placements—Is clinical experience enough? (2021) Australian Journal of Rural Health, 29(5), с. 670-677
  2. Ivec, N., Beauchamp, A., Sutton, K., Bowles, K.-A., Williams, B. Investigating first-year graduate paramedics’ reason for current work location: A cross-sectional, data linkage study (2021) Australian Journal of Rural Health, 29(5), с. 678-687
  3. Tran, T.H.U., Lau, K.H., Ong, C.E. Adoption of social sustainability practices in an emerging economy: Insights from Vietnamese handicraft organizations (2021) Sustainable Production and Consumption, 28, с. 1204-1215
  4. De Fraja, G., Lemos, S., Rockey, J. The Wounds That Do Not Heal: The Lifetime Scar of Youth Unemployment (2021) Economica, 88(352), с. 896-941
  5. Ozcan, S., OkanSakar, C., Suloglu, M. Human resources mining for examination of R&D progress and requirements (2021) IEEE Transactions on Engineering Management, 68(5),09106800, с. 1372-1387
  6. Ritala, P., Baiyere, A., Hughes, M., Kraus, S.Digital strategy implementation: The role of individual entrepreneurial orientation and relational capital(2021) Technological Forecasting and Social Change, 171,120961
  7. Jonbekova, D., Kim, T., Kerimkulova, S., Ruby, A., Sparks, J. Employment of international education graduates: Issues of economy and resistance to change (2021) Higher Education Quarterly, 75(4), с. 618-633
  8. Šnýdrová, M., Depoo, L., Šnýdrová, I. How university graduation shapes attitudes toward employment in different generations operating at job market? (2021) Journal on Efficiency and Responsibility in Education and Science, 14(3), с. 143-153
  9. Alfano, V., Gaeta, G., Pinto, M. Non-academic employment and matching satisfaction among PhD graduates with high intersectoral mobility potential (2021) International Journal of Manpower, 42(7), с. 1202-1223
  10. Heafala, A., Mitchell, L.J., Williams, L.T. Studying the transition from graduate to health practitioner: The Griffith Dietetics Graduate Outcomes Survey (2021) Nursing and Health Sciences, 23(3), с. 723-732
  11. Holford, A. Access and returns to unpaid graduate work experience (2021) Labour, 35(3), с. 348-377
  12. Timonen, V., Greene, J., Émon, A. ‘We’re Meant to Be Crossing Over … but the Bridge Is broken’: 2020 University Graduates’ Experiences of the Pandemic in Ireland (2021) Young, 29(4), с. 349-365
  13. Henager, R., Anong, S.T., Serido, J., Shim, S. Does Financial Satisfaction Vary Depending on the Funding Strategy Used to Pay for College? (2021) Journal of Family and Economic Issues, 42(3), с. 429-448
  14. Nelson-Hurwitz, D.C., Tagorda, M., Kehl, L., Patil, U. What Can You Do With a Bachelor’s in Public Health? A Case Study of Graduate Outcomes From the University of Hawai‘i (2021) Frontiers in Public Health, 9,661629
  15. Lyu, B., Wang, N., Chen, J. Monte Carlo Modeling of Employment Distribution of College Graduates based on Data Mining Technology (2021) Proceedings of the 2nd International Conference on Electronics and Sustainable Communication Systems, ICESC 2021, с. 1537-1540
  16. Çelik, A.A., Kılıç, M., Altindağ, E., Öngel, V., Günsel, A. Does the reflection of foci of commitment in job performance weaken as generations get younger? A comparisonbetweengen x and gen y employees (2021) Sustainability (Switzerland), 13(16),9271
  17. Jones, O., Meckel, P., Taylor, D. Situated learning in a business incubator: Encouraging students to become real entrepreneurs (2021) Industry and Higher Education, 35(4), с. 367-383
  18. Zhan, Y.W., Feng, A.P., Liang, B.W., (…), Shu, Y.L., Zou, H.C. Employment, turnover intention and the associated factors among public health graduates in China (2021) Zhonghuayu fang yixuezazhi [Chinese journal of preventive medicine] ,55(7), с. 910-915
  19. Hiew, W., Tibok, R.P., Ngui, W., Gabda, D., Suyansah, Q. Science graduate employability and english language proficiency: Findings from a malaysian public university (2021) International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, 20(7), с. 23-43
  20. Ncube, T.R., Lekhanya, L.M. Evaluation of the effectiveness of entrepreneurship education in public institutions of learning in the province of kwazulu-natal (2021) Journal of Management Information and Decision Sciences, 25(7), с. 1-18
  21. Abulhassn, A., Roberts, E.P.L. Exploring the impact of an NSERC CREATE program on job readiness among science and engineering graduate students and postdoctoral fellows (2021) Education for Chemical Engineers, 36, с. 176-189
  22. Maquera-Luque, P.J., Morales-Rocha, J.L., Apaza-Panca, C.M. Socio-economic and cultural factors that influence the labor insertion of University Graduates, Peru (2021) Heliyon, 7(7),e07420 

Для цитирования: Ивашова В.А., Симен-Северская О.В., Ющенко И.В. Первый трудовой наем: региональный опыт выпускников экономических программ университета // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL:  https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-46/

© Ивашова В.А., Симен-Северская О.В., Ющенко И.В., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.