Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 374 + 374.3 + 378

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10710

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «СУББОТЫ МОСКОВСКОГО ШКОЛЬНИКА»

PROFESSIONAL ORIENTATION OF SCHOOLCHILDREN WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT «SATURDAYS OF A MOSCOW SCHOOLBOY» 

Широкорад Ирина Ивановна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва

Фадеева Олеся Михайловна, директор центра стратегического развития аграрного образования, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва

Shirokorad I.I., shirokorad_irina@mail.ru

Fadeeva O.M., olesya.fadeeva@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается важность профориентационной работы на различных этапах школьного обучения и актуальность популяризации профессиональной ориентации среди учащихся посредством реализации проекта «Субботы московского школьника». Мероприятия, проводимые в рамках проекта «Субботы московского школьника», позволяют создавать новые формы дополнительного образовании и новые возможности для организации интеллектуального досуга обучающихся, способствуют повышению образовательного уровня школьников и студентов колледжей города Москвы, популяризации науки и научных достижении, способствуют профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся, формируют у учащихся умения и навыки, необходимые для будущей профессии. 

Abstract. The article reveals the importance of career guidance at various stages of school education and the relevance of popularizing vocational guidance among students through the implementation of the project «Saturdays of the Moscow schoolboy». The events held within the framework of the project «Saturdays of the Moscow schoolboy» allow creating new forms of additional education and new opportunities for organizing intellectual leisure of students, contribute to improving the educational level of schoolchildren and college students of Moscow, popularization of science and scientific achievements, contribute to professional orientation and professional self-determination of students, form students’ skills and skills necessary for future profession. 

Ключевые слова: профориентация школьников, специальность, популяризация специальностей, инженерные субботы, университетские субботы, субботы правовой грамотности, субботы московского школьника 

Keywords: vocational guidance of schoolchildren, specialty, popularization of specialties, engineering Saturdays, university Saturdays, Saturdays of legal literacy, Saturdays of a Moscow schoolboy 

Наша страна старается обеспечивать максимально необходимые условия формирования интеллектуальной рабочей силы, способной творчески мыслить и успешно реализовывать свои замыслы. Неверный выбор профессии является одним из основных препятствий этому, порождающих в дальнейшем нежелание совершенствоваться в профессии, текучесть кадров, нежелание реализовывать и воспринимать новые, инновационные методы.

«Перевод трудовых отношений на рыночную платформу вызвал необходимость по-новому рассматривать профориентацию подрастающих поколений как новый подход к самореализации личности и к профессиональному самоопределению» [6].

Множественные разговоры о цифровизации, профессиях будущего порождают интерес школьников и их родителей к сферам деятельности, взаимосвязанным в той или иной степени с компьютеризацией, роботизацией, цифровизацией. Однако цифровизация в настоящее время стремительно проникает во все сферы экономической и трудовой деятельности, в связи с чем основные векторы развития и выбираемых профессий вызывают неопределенность у школьников.

«Выбор профессии играет самую существенную роль в жизни человека. Не просто занятость, а именно служение своему делу, своей профессии наполняет смысл каждого из нас. Но порой иногда по независящим от нас причинам приходится менять профессию: она устарела, либо разорилось предприятие, на котором вы работали (трагедия моногородов), выполнение служебных обязанностей оказались уже не под силу и др. объективные причины. Но самой неприятной причиной смены профессии является разочарование в ней. Особенно тогда, когда уже пройден длительный путь обучения в колледже, ВУЗе, когда действительно истрачены лучшие годы для освоения профессии» [4].

Многие исследования свидетельствуют о незнании, неопределенности большинства школьников в выборе будущей профессии. Раннее знакомство с профессией один из самых эффективных способов помочь школьнику лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся, в которых он возможно хотел бы реализовать себя. Данную возможность дают различные профориентационные мероприятия.

С 2010 года Министерством образования и науки Российской Федерации утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, на основании которого осуществляется деятельность образовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования. Ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы может быть реализован при условии сочетания как урочной деятельности, так и различных форм дополнительной активности учащихся. Такой программой дополнительной активности учащихся являются «Субботы московского школьника».

Одним из требований стандарта является «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов». Повышение порога мотивации к обучению и познанию возможно осуществлять внутри школы, но даже при условии обеспечения образовательного учреждения высококвалифицированным кадровым составом и прекрасной материальной базой, практически невозможно продемонстрировать дальнейшие перспективы развития, без участия следующего образовательного звена. Своевременность такой программы дополнительной активности заключалась в том, что учащимся предлагались различные формы внеурочной деятельности, позволяющие выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, но выбор программы предпрофильной подготовки за них часто осуществляли родители, так как сами школьники профессионально не определились. Суть предпрофильной подготовки заключается в создании образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся, через организацию курсов по выбору, информационную работу, профильную и профессиональную ориентации.

Посещение «Суббот московского школьника» позволяет ученикам, посетившим лекции и мастер-классы в разных вузах и по разным направлениям, сделать свой выбор программы предпрофильной подготовки осознанно.

Не менее важным вопросом остаётся профессиональное ориентирование. И в вопросах выбора профессиональных предпочтений «Субботы московского школьника» являются эффективным инструментом.

Необходимо отметить, что посещение «Суббот московского школьника» – это не ориентирование учеников на форму высшего образования, а ознакомление с большим спектром различных профессиональных областей, где они в будущем смогут занять определённую нишу, выбирая колледж, соответствующей направленности или вуз.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в систему базовых национальных ценностей включена ценность «наука», которая определяется как «ценность знания, стремление к истине, научная картина мира». Спектр мероприятий, проводимых вузами города Москвы, позволяет выбрать тот уровень категории «знания», который востребован учащимися различного возраста, уровня познавательной активности, предметной готовности. Так для учеников, хорошо ориентирующихся в изучаемом предмете, существует возможность расширить свои теоретические знания, посещая лекции. Школьники, ориентированные на практическое применение знаний, полученных на уроках, посещают мастер-классы, экскурсии. Информация, представленная на сайте «Суббот московского школьника» позволяет выбрать мероприятие по возрастной категории, предметной области, и получить контактную информацию.

Посещение «Суббот московского школьника» способствует формированию коммуникативной компетентности, сотрудничеству со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Результативное участие в проекте «Субботы московского школьника» возможно при выполнении ряда условий:

  1. Выбор тематики.
  2. Выбор учебного заведения, которое предстоит посетить.
  3. Формирование контингента участников, запланированных мероприятий.
  4. Теоретическая и практическая подготовка к мероприятию учителем-предметником. Подготовка вопросов по теме.
  5. Деятельное участие в мероприятии. Осуществление фото и видеосъёмки.
  6. Составление творческого отчёта для пополнения «методической копилки» школы.
  7. Ознакомление с отчётом других учеников школы посредством сайта, видеоролика, презентации.

Подготовка к мероприятию также очень важна, так как ознакомление с основной терминологией, настрой на тему, «заинтриговывание» учащихся даёт положительную мотивацию. При правильной подготовке дети активно участвуют в мероприятии, им не приходится скучать.

Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Составленный учениками отчёт помогает усвоению навыков оформления результатов научной деятельности.

ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» уже не первый год принимает активное участие в реализации проекта «Субботы московского школьника».

Проведение в ГУЗ цикла просветительско-профориентационных мероприятий в рамках городского проекта «Университетские субботы» способствует реализации задач, поставленных перед системой образования города Москвы.

«Целью мероприятия является создание новых форм дополнительного образования и новых возможностей для организации интеллектуального досуга обучающихся, повышение образовательного уровня школьников и студентов колледжей города Москвы, популяризация науки и научных достижений, профориентация и профессиональное самоопределение обучающихся, формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для будущей профессии» [7].

В 2021 году учащиеся, посетившие мероприятия, в рамках городского проекта «Субботы московского школьника», проводимых Государственным университетом по землеустройству, окунулись в мир «Волшебных» и чудодейственных вод, научились определять качество питьевой и минеральной воды. Слушатели узнали об истории открытия и изучения минеральных вод России; о лечебных их свойствах; возможностях и перспективах развития минеральных курортов и лечебных местностей. Практические навыки были закреплены в работе «Определение качества питьевой и минеральной воды». Качество питьевой воды интересует многих. Задачи мастер-класса (практикума) — показать и рассказать о способах определения качества природных вод, проверить, насколько безопасна водопроводная вода, кипяченая вода из чайника и питьевая вода, продающаяся в бутылках.

На мастер-классе «3D моделирование по аэроснимкам при дистанционном мониторинге территорий» участники в научно-популярной форме познакомились с современными технологиями создания реалистичных измерительных 3D моделей местности по аэроснимкам, полученных с квадрокоптера. Был дан краткий обзор методов построения измерительных реалистичных 3D-моделей, их сравнение и применение. Продемонстрированы возможности современных инженерных программ и географических информационных систем, для построения и визуализации 3D-моделей городов и практические примеры использования таких моделей для решения широкого круга задач при дистанционном мониторинге. Мастер-класс проводился в форме теоретического и практического занятия. Под руководством преподавателя школьники смогли осуществить свой небольшой 3D проект – создать измерительную реалистичную трехмерную модель участка городской территории. Попробовали решить прикладную задачу, например, определение зон затопления при наводнении, навигация по территории, инвентаризация существующей инфраструктуры, оценить обзорность с учетом высотности сооружений, экологическое картографирование и многое другое.

Мастер-класс «Азбука скульптуры» познакомил участников с одним из самых древних видов изобразительного искусства – мастерством скульптора. На примере мировых шедевров слушатели научились определять виды скульптуры, постигли технологические основы ее изготовления. Отдельное внимание уделяется скульптуре малых форм. Кульминация творческого занятия – создание авторских произведений и инсталляций участниками мероприятия.

Брейн-Ринг: «Семь раз подумай, сориентируйся и измерь» позволил участникам узнать: Какие ноты можно использовать для измерения расстояний? Что получится если соединить компас и подзорную трубу? Как подручными средствами измерить расстояние до Луны?

В архитекторы пойду – пусть меня научат! – профориентационная деловая игра для тех, кто мечтает стать архитектором. В рамках деловой игры участники узнали все секреты профессии архитектора. В игровой форме участники мероприятия познакомились с творчеством древних и современных зодчих. Какими качествами надо обладать, чтобы посвятить себя преобразованию окружающего мира, рассказали ведущие игры. Динамика игры предполагала прохождение участниками серии познавательных этапов архитектурной викторины, индивидуальных и командных творческих заданий.

Викторина «Я-картограф» состояло из двух частей — презентационной и анимационной. Первая часть интерактивная лекция о картографии, как науке и ее роли в нашей повседневной жизни. Вторая часть состояла из викторины, базирующейся на основных картографических и географических понятиях и знакомстве с дисциплиной в увлекательной форме.

Мастер-класс «Геометрия + AutoCAD = ПРОСТО!» рассказал участникам о том, что курс школьной геометрии (планиметрия и стереометрия) требует от школьника пространственного мышления, оперирования с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве. Задания по геометрии являются обязательной частью ОГЭ и ЕГЭ. На практическом занятии участники узнали, как программа AutoCAD может помочь в решении геометрических задач и помочь развить пространственное мышление обучающегося.

Государственный служащий — интересная и престижная профессия, особенности прохождения госслужбы — мастер-класс, с помощью которого участники узнали, что государственная служба привлекает стабильностью, большими зарплатами и административными возможностями. В ходе мастер-класса действительным государственным советником Российской Федерации 3 класса, находившимся на такой службе более 20 лет, в том числе занимавшим должности высшей группы, были раскрыты особенности работы госслужащих, предъявляемые к ним требования и установленные для них ограничения. Эти знания будут полезны для тех, кто решил посвятить себя госслужбе, выбору ее конкретного вида, помогут поступить на нее и сделать успешную карьеру госслужащего.

На практическом занятии по дешифрированию космических снимков городской территории участники мероприятия ознакомились с материалами аэрофотосъёмки и космической съёмки. Узнали об их достоинствах и преимуществах для изучения поверхности Земли. Выполнили полевое дешифрирование и камеральное распознавание объектов местности в специализированных компьютерных программах, отобразили границы изучаемых объектов.

Защита прав несовершеннолетнего как участника уголовного судопроизводства — в ходе проведения мастер-класса обучающиеся, их законные представители, преподаватели образовательных учреждений узнали подробно о правовом статусе (правах и обязанностях) несовершеннолетнего как участника уголовного судопроизводства, способах защиты своих прав, ознакомились с материалами судебной практики с участием несовершеннолетних.

На практическом занятии «Измерения на местности углов, расстояний, превышений и определение координат современными геоприборами» участникам было предложено познакомиться с бытовыми и геодезическими приборами для измерения расстояний, углов и превышений: с теодолитами, нивелирами, тахеометрами, а также с современными геодезическими приборами: с ГНСС-оборудованием и лазерным сканированием. В течение практического занятия участники самостоятельно провели полевые измерения, сравнили разные способы измерений и узнали наиболее простые способы проведения полевых геодезических работ. На десерт — конкурс на самые точные измерения расстояния, углов и превышений среди участников.

Мастер-класс «Как обеспечить свою безопасность на работе, в учебе и в быту?» поведал участникам о том, что хотя наука и техника, всевозможные системы безопасности постоянно развиваются, человек остается достаточно уязвимым к природным (ураганы, наводнения, землетрясения и т.п.) и техногенным опасностям (аварии, вредные факторы производства). Также возможно проявление злого умысла со стороны других людей, или просто неосторожность на работе, при учебе или в быту. Подробнее вопросы о том, как обезопасить себя и близких, были рассмотрены в ходе мастер-класса.

Как стать Оценщиком? — в ходе мастер-класса участники узнали об истории возникновения профессии. Плюсы и минусы; престижность и востребованность профессии. Оценка – популярное направление, поэтому специалисты обеспечены работой на долгие годы вперед.

«Как управлять своей жизнью на основе поставленных целей? Простые и эффективные способы целеполагания» — данный мастер-класс позволил участникам узнать ответы на такие вопросы, как: Отчего зависит успех жизни? Как сделать так, чтобы несбыточная, самая фантастическая мечта стала реальностью, осуществила, сбылась. Ответ прост — успех приходит только тем людям, которые умеют, а главное, знают, как ставить и достигать цели. Самые успешные люди во все времена и эпохи не только мечтали и верили в свою мечту, они ставили очень конкретные цели, чтобы осуществить задуманное.  «Не бойтесь будущего. Вглядывайтесь в него, не обманывайтесь на его счет, но не бойтесь. Вчера я поднялся на капитанский мостик и увидел огромные, как горы, волны и нос корабля, который уверенно их резал. И я спросил себя, почему корабль побеждает волны, хотя их так много, а он один? И понял — причина в том, что у корабля есть цель, а у волн — нет. Если у нас есть цель, мы всегда придем туда, куда хотим» -писал Уинстон Черчилль. «Определите свои цели! Работайте для их достижения! Направляйте свои мысли, контролируйте эмоции, действуйте, и вы станете подлинным творцом своей судьбы. Вы найдёте нужные ответы, если будете искать их» —  советовал Франклин Рузвельт. Мастер-класс помог научиться определять свои цели, эффективно ими управлять, овладеть методами контроля достижений намеченного.  Участники овладели понятиями: «целеполагание», «целедостижение», «контроль достижения целей», «алгоритм управление целями». Мастер – класс помог понять, что такое цель, чем она отличается от мечты, как её формулировать, как планировать и контролировать, чтобы она осуществилась. А главное, позволил открыть в каждом слушателе скрытые возможности для достижения целей, с помощью увлекательных игр, упражнений, заданий, вовлекая каждого участника мастер-класса в творческую работу по овладению методикой постановки и управления целями.

Квест «В поисках клада» — в игровой форме проводилось знакомство с картой и ее структурой. Решая загадки и продвигаясь по маршруту квеста, участники дополняли исходные неполные карты необходимыми элементами и фрагментами. Участники квеста получили представление о легенде, картографическом изображении, математической основе; научились находить объекты по координатам, измерять расстояния на карте, правильно использовать масштаб; ориентироваться на местности, используя схему местности и крупномасштабные карты.

Мастерство ландшафтного дизайна  — ландшафтный дизайн – один из впечатляющих видов искусства, рождающийся из гармоничного синтеза инженерной мысли, архитектуры, строительства, ботаники, дендрологии, садоводства, цветоводства. Участники мастер-класса познакомились с современными тенденциями в развитии ландшафтной архитектуры и разработали авторский проект ландшафтного объекта.

Квест «Пойди туда и не заблудись» помог участникам осознать, что в быту человек сталкивается с необходимостью решать практические геодезические задачи: как например, не заблудиться в лесу или сориентироваться в незнакомой местности, проверить правильность вычисления площади стен комнаты, избавиться от лужи во дворе, измерить на глаз расстояние до какого-либо сооружения, повесить ровно картину или полку и многое другое. В процессе квеста в игровой форме слушатели познакомились с определением местоположения (ориентированием на местности) и с методами решения практических инженерных задач.

Мастер-класс «Получение объёмных стереокартинок по любительским цифровым снимкам».  Стереокартинки представляют собой интереснейшее явление, возникшее на стыке оптики и физиологии. Ведущие мастер-класса в увлекательной форме рассказали и показали, что такое стереоскопический эффект, как получить стереоэффект или объёмное изображение объектов по фотоснимкам. Каждый участник мероприятия получил стереоэффект и увидел объёмную картину местности по паре аэрофотоснимков, используя для этого стереоскоп или анаглифические очки. Участники узнали и сами получили стереокартинки по снимкам, полученным бытовым цифровым фотоаппаратом или телефоном, например, объёмный портрет, или натюрморт, или пейзаж. Мастер-класс позволил приобщить слушателей к новейшим технологиям трёхмерного восприятия окружающего мира.

Регистрация объектов недвижимости как способ защитить свои права на них — мастер-класс. Недвижимость (земельные участки, дома, квартиры, гаражи и др.) является весьма ценным и надежным активом. Но для полноценного получения выгод от такого актива (например, возможность его продать, а в ряде случаев – даже использовать) его нужно зарегистрировать – поставить на кадастровый учет, а также получить подтверждение от специального государственного органа о своих правах на него. Подробнее вопросы о том, зачем нужна такая регистрация, кто ее проводит и как это осуществляется, были рассмотрены в ходе мастер-класса.

Удивительный мир художественного творчества. Мастерство акварельной живописи. В ходе мастер-класса вместе с профессиональным ведущим – членом Союза московских художников Валентиной Константиновной Смоленской участники мероприятия осваивали технику акварели «аля прима», позволяющей запечатлеть потрясающие мгновения жизни. Тема мастер-класса «Осенний букет» — лирическая мелодия цвета и света. В процессе творчества воплощается мечта художника, стремящегося «рисовать так, как поют птицы».

Физика в быту, окружающем мире и как основа инженерной деятельности. В ходе мастер-класса, рассматривая различные бытовые и профессиональные примеры, было показано как физическое мышление позволяет понять, оптимизировать процесс с достижением желаемого результата. Показано как сложные процессы раскладываются на элементарные явления, выявляются основные из них подлежащие учету и использованию. Физика — это не только, и не сколько умение написать формулы и с ними с что-то посчитать, а логически связанная обоснованная словесная модель объекта, а инженерное решение это способ, реализующий физическую модель с заданными параметрами задачи.

Цвет и форма: метаморфозы восприятия мира — мастер-класс. Мы живем в цветном мире. Цвет в значительной степени влияет на наше восприятие окружающей действительности. Какие секреты таятся за многообразием цвета, в чем заключаются психофизиологические особенности нашей реакции на холодные и теплые цвета – просто о сложном рассказал ведущий мастер-класса. Участники выполнили целую серию увлекательных заданий, чтобы не на словах, а на деле понять, что такое гармония цвета.

Школа интерьерного дизайна — мастер-класс ориентирован на тех, кто хочет научиться создавать авторские проекты жилых пространств. Участники мероприятия узнали, как грамотно приступить к поиску верного планировочного решения с учетом эстетического вкуса заказчика, особенностей художественного стиля, материалов и параметров конкретного объекта. Что важнее в дизайне: красота или функциональная утилитарность? Эти и многие другие секреты раскрыли ведущие школы интерьерного дизайна.

«Циклы профессионально-просветительских мероприятий в рамках городского проекта «Субботы московского школьника», проводимых Государственным университетом по землеустройству направлен на решение следующих задач повышение престижа и популяризации научных знаний; выявление и развитий у учащихся творческих способностей; активизация интереса школьников и студентов к углубленному изучению предметов; развитие у учащихся логического, творческого, ассоциативного мышления; знакомство школьников и студентов с достижениями современной науки; формирование различных компетенций через систему тренингов, мастер-классов, практикумов, содействию в профессиональном самоопределении учащихся» [7].

Список источников

  1. Гребенникова В.М., Гребенников О.В. Компетентностный подход в образовании. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 6. С. 75.
  2. Игнатович В.К., Гребенникова В.М. Модель проектирования старшеклассниками индивидуальной образовательной траектории как средства формирования их образовательной самостоятельности. Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы Материалы Всероссийской научно-практической очной онлайн-конференции с международным участием. 2018. С. 31-37.
  3. Пакунова Т.А., Пакунов О.С., Миронова Е.И. Социальная миссия «Университетских суббот» в современном образовательном контексте. Московский экономический журнал. 2020. № 11. С. 47.
  4. Пряжников Н.С. Престиж инженерных профессий в контексте формирования у школьников социального оптимизма и развития высокотехнологичных производств. В сборнике: От ранней профориентации к выбору профессии инженера — Формирование престижа профессии инженера у современных школьников. 2019. С. 12-15.
  5. Сафонова Т.В., Иванов Н.И., Широкорад И.И., Лялькина С.И. Духовно-нравственное воспитание обучающейся молодежи (на примере государственного университета по землеустройству). Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. материалы IX Международной научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический университет; Ответственный редактор В.Г. Барабаш. 2019. С. 21-26.
  6. Стоянова Е.Ю. Профориентация как необходимое условие профессиональной самореализации молодёжи. От ранней профориентации к выбору профессии инженера — Формирование престижа профессии инженера у современных школьников. 2019. С. 51-54.
  7. Фадеева О.М. Формирование предпрофессиональных компетенций у старших школьников в рамках просветительско-профориентационных мероприятий «Университетские субботы». Московский экономический журнал. 2019. № 11. С. 99.
  8. Широкорад И.И., Гаврилова Л.А., Лимонов А.Н. Опыт реализации проекта «Университетские субботы» на факультете городского кадастра государственного университета по землеустройству. Московский экономический журнал. 2020. № 11. С. 46.

References

  1. Grebennikova V.M., Grebennikov O.V. Kompetentnostny`j podxod v obrazovanii. Istoricheskaya i social`no-obrazovatel`naya my`sl`. 2016. № 6. S. 75.
  2. Ignatovich V.K., Grebennikova V.M. Model` proektirovaniya starsheklassnikami individual`noj obrazovatel`noj traektorii kak sredstva formirovaniya ix obrazovatel`noj samostoyatel`nosti. Innovacii v obrazovanii: sushhnost`, problemy`, prakticheskij opy`t, perspektivy` Materialy` Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj ochnoj onlajn-konferencii s mezhdunarodny`m uchastiem. 2018. S. 31-37.
  3. Pakunova T.A., Pakunov O.S., Mironova E.I. Social`naya missiya «Universitetskix subbot» v sovremennom obrazovatel`nom kontekste. Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2020. № 11. S. 47.
  4. Pryazhnikov N.S. Prestizh inzhenerny`x professij v kontekste formirovaniya u shkol`nikov social`nogo optimizma i razvitiya vy`sokotexnologichny`x proizvodstv. V sbornike: Ot rannej proforientacii k vy`boru professii inzhenera — Formirovanie prestizha professii inzhenera u sovremenny`x shkol`nikov. 2019. S. 12-15.
  5. Safonova T.V., Ivanov N.I., Shirokorad I.I., Lyal`kina S.I. Duxovno-nravstvennoe vospitanie obuchayushhejsya molodezhi (na primere gosudarstvennogo universiteta po zemleustrojstvu). Pedagogicheskoe obrazovanie: tradicii, innovacii, poiski, perspektivy`. materialy` IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Shadrinskij gosudarstvenny`j pedagogicheskij universitet; Otvetstvenny`j redaktor V.G. Barabash. 2019. S. 21-26.
  6. Stoyanova E.Yu. Proforientaciya kak neobxodimoe uslovie professional`noj samorealizacii molodyozhi. Ot rannej proforientacii k vy`boru professii inzhenera — Formirovanie prestizha professii inzhenera u sovremenny`x shkol`nikov. 2019. S. 51-54.
  7. Fadeeva O.M. Formirovanie predprofessional`ny`x kompetencij u starshix shkol`nikov v ramkax prosvetitel`sko-proforientacionny`x meropriyatij «Universitetskie subboty`». Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2019. № 11. S. 99.
  8. Shirokorad I.I., Gavrilova L.A., Limonov A.N. Opy`t realizacii proekta «Universitetskie subboty`» na fakul`tete gorodskogo kadastra gosudarstvennogo universiteta po zemleustrojstvu. Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2020. № 11. S. 46.

Для цитирования: Широкорад И.И., Фадеева О.М. Профессиональная ориентация школьников в рамках проекта «Субботы московского школьника» // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-4/

© Широкорад И.И., Фадеева О.М., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.