Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 378

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10731

ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

TRAINING OF QUALIFIED PERSONNEL FOR IMPLEMENTATION OF A MODERN YOUTH POLICY MODEL

Езопов Михаил Васильевич, ассистент кафедры «Государственное управление и социальные технологии», Московский авиационный институт, E-mail: mezopov@mail.ru

Дьяков Даниил Игоревич, студент кафедры «Государственное управление и социальные технологии», Московский авиационный институт, E-mail: dan.dyakov2001@yandex.ru.

Ezopov Mikhail Vasilievich, assistant of the department «Public administration and social technologies», Moscow aviation institute, E-mail: mezopov@mail.ru

Dyakov Daniil Igorevich, student of the department «Public administration and social technologies», Moscow aviation institute, E-mail: dan.dyakov2001@yandex.ru

Аннотация. Молодежная политика оказывает исключительное влияние на социально-экономическое и политическое развитие страны, поэтому необходимо принимать серьезные меры по развитию кадров в этой отрасли.  Современный специалист по работе с молодежью должен быть конкурентоспособен на рынке труда, обладать высокими морально-этическими качествами, социальной и профессиональной мобильностью. Поэтому вопрос подготовки квалифицированных кадров для реализации современной модели молодежной политики является весьма актуальным. В статье Показана роль подготовки и развития кадров, работающих с молодежью, в развитии материального и интеллектуального потенциала страны, проанализированы требования к подготовке кадров в сфере молодежной политики, изучены цели и задачи молодежной политики, а также основные направления развития кадрового потенциала данной области, дана модель компетенций специалиста в сфере молодежной политики, показана необходимость внедрения современных технологий работы с кадрами молодежных структур, проанализированы компетенции специалиста молодежной сферы по реализации основных направлений государственной молодежной политики.

При подготовке данной статьи использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по подготовке специалистов в сфере молодежной политики, анализ нормативно-правовой базы (различного уровня), наблюдение, статистика, методы логических построений, обобщения, аналогий, сравнения, системного и ситуационного анализа. 

Abstract. Youth policy has an exceptional impact on the socio-economic and political development of the country, therefore it is necessary to take serious measures to develop personnel in this industry. A modern youth worker should be competitive in the labor market, possess high moral and ethical qualities, social and professional mobility. Therefore, the issue of training qualified personnel for the implementation of the modern model of youth policy is highly relevant. The article shows the role of training and development of personnel working with youth in the development of the material and intellectual potential of the country, analyzes the requirements for training personnel in the field of youth policy, studies the goals and objectives of state youth policy, as well as the main directions of development of human resources in this area, gives a model of the competence of a specialist in the field of youth policy, the necessity of introducing modern technologies for working with personnel of youth structures is shown, the competencies of a specialist in the youth sphere in the implementation of the main directions of state youth policy are analyzed.

In preparing this article, the following research methods were used: analysis of scientific and methodological literature on the training of specialists in the field of youth policy, analysis of the regulatory framework (at various levels), observation, statistics, methods of logical constructions, generalization, analogies, comparison, system and situational analysis.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, молодежная сфера, кадровое обеспечение, кадровый потенциал молодежной политики, профессиональный стандарт, специалист по работе с молодежью, модель компетенций, технологии работы с кадрами, компетенции специалиста молодежной сферы

Keywords: state youth policy, youth sphere, staffing, personnel potential of youth policy, professional standard, specialist in working with youth, competency model, technologies for working with personnel, competencies of a specialist in youth sphere 

Сфера государственной молодежной политики в нашей стране стала развиваться относительно недавно. Новый виток в развитии молодежная сфера получила в начале 2000-х годов в связи с развитием и совершенствование законодательства, созданием сети учреждений молодежной сферы, привлечением внимания общества к актуальности молодежных проблем. Важной составляющей развития системы молодежной политики является работа над совершенствованием кадрового потенциала, подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Согласно демографическому прогнозу Федеральной службы государственной статистики до 2030 года в ближайшие годы в России произойдет резкое сокращение численности молодежи с 35,2 млн. человек (2012 г.) до 25,6 млн. человек (2025 г.), или на 27,3%. При этом речь идет как о трудовой деятельности молодежи после завершения образования, так и о воспроизводстве населения – резкое сокращение численности молодежи в детородном возрасте ставит вопрос о социальном и экономическом развитии Российской Федерации уже за пределами 2050 года. В самых продуктивных возрастах (23–30 лет) сокращение численности молодежи составит от 36,1% (30 лет) до 50% (25 лет), а по остальным возрастам будет превосходить 40–45%. [1]

Сокращение численности подростков и молодежи ведет к углублению проблемы формирования трудовых ресурсов, способных приумножать интеллектуальный и технологический потенциал России, сокращению объемов подготовки высококвалифицированных кадров, деформации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, что ведет к нарастанию внешней технологической зависимости России. [1]

Осознавая исключительное влияние молодежной политики на социально-экономическое и политическое развитие страны, необходимо принимать серьезные меры по развитию кадров в этой отрасли. Современный специалист в сфере работы с молодежью должен быть конкурентоспособен на рынке труда, обладать высокими морально-этическими качествами, социальной и профессиональной мобильностью. Поэтому необходимо создавать условия для формирования кадровой элиты молодежной сферы, обеспечивать молодежную политику такими трудовыми ресурсами, которые в состоянии воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны.

В связи с этим важную роль играет подготовка и развитие кадров, работающих с молодежью. На совершенствование системы кадрового обеспечения государственного и муниципального управления направлены административная реформа и реформа государственной службы. Однако ход этих реформ убеждает, что во многих случаях они не дают необходимого эффекта. В этой ситуации выработка и реализация государственной молодежной политики требуют формирования эффективно действующей системы кадрового обеспечения, в процессе функционирования которой должно происходить постоянное пополнение органов по молодежной политике, молодежных социальных служб молодыми квалифицированными работниками, обеспечиваться их непрерывное профессиональное развитие. [2]

На данный момент необходимо преодоление разрыва между целями кадровых реформ и реальной практикой кадрового обеспечения молодежной политики, поиск и разработка инновационных решений в управлении кадровыми процессами. Эта задача приобрела сегодня ключевое значение.

Кадровое обеспечение молодежной политики выступает как целенаправленная, системно организованная и технологически обоснованная деятельность субъектов государственного, муниципального и общественного управления по совершенствованию кадрового потенциала молодежной политики, осуществляющаяся на основе их ценностно-целевого единства.

Для успешной реализация молодежной политики необходимо сформировать эффективно действующую систему подготовки высококвалифицированных специалистов, в процессе функционирования которой должно происходить постоянное кадровое пополнение органов по молодежной политике, молодежных социальных служб молодыми квалифицированными работниками, обеспечиваться их непрерывное профессиональное развитие.

Для обеспечения работы с молодежью требуется контингент подготовленных, грамотных специалистов. Для их подготовки необходимо:

  • обеспечить подбор обучающих кадров «первой очереди» из числа уже имеющихся;
  • усилить систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов сферы молодежной политики;
  • усовершенствовать (и разработать новые) учебные курсы, образовательные программы и учебно-методическое обеспечение подготовки кадров для реализации молодежной политики;
  • уточнить квалификационные требования к должностям работников сфер молодежной политики.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля 2020 г. N 59н утвержден профессиональный стандарт «Специалист по работе с молодежью» [3] Данный стандарт формулирует основную цель вида профессиональной деятельности: решение задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными организациями и общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями.

Возможные наименования должностей, профессий: специалист по работе с молодежью и специалист по организации и проведению молодежных мероприятий.

Специалист по работе с молодежью занимается деятельностью, направленной на поддержку молодежи в ее способности справиться с жизнью в обществе. [4]

Деятельность специалиста по работе с молодежью показана на рисунке 1.

Работа специалиста по работе с молодежью является очень разнообразной и имеет подвижный характер: организация мероприятий, участие вместе с молодежью в международных, государственных, региональных и местных событиях, общение с людьми и учреждениями.

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [5] целями молодежной политики являются:

1) защита прав и законных интересов молодежи;

2) обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи;

3) создание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества;

4) повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде;

5) формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям;

6) формирование культуры семейных отношений, поддержка молодых семей, способствующие улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.

Для реализации данных целей и совершенствования молодежной политики невозможно без квалифицированного кадрового обеспечения, поэтому необходимо развивать систему подготовки кадров данной отрасли, а также предусмотреть разные меры для создания комфортных условий и поддержки специалистов молодежной сферы. На рисунке 2 показана возможная модель компетенций специалиста в сфере молодежной политики [6].

В настоящее время крайне необходимо внедрение современных технологий работы с кадрами молодежных структур, в частности:

  • разработка и применение эффективной системы оценки профессиональных компетентностей специалистов органов МП;
  • проведение диагностики кадрового потенциала МП на региональном уровне на основе следующих показателей: мотивация работников, профессиональная компетентность, удовлетворенность трудом, коммуникативные качества специалистов и др.;
  • совершенствование технологии конкурсного замещения вакантных должностей в органах, реализующих государственную МП;
  • совершенствование технологии работы с кадровым резервом;
  • применение технологии проведения квалификационных экзаменов.

Обозначая актуальность проблемы развития кадрового потенциала молодежной политики необходимо сформулировать основные принципы данной работы, среди которых важнейшим является разностороннее развитие образовательного процесса (вариативность организационных структур, форм, уровней, продолжительности и содержания профессиональной подготовки, расширение диапазона профессиональной востребованности образовательных программ и проектов). Однозначным является факт потребности в функциональном и эффективном сочетании образовательной и профессиональной деятельности в целях совершенствования образовательного процесса, наличия практик на местах, научно-исследовательской работы в данном направлении. 10

Поэтому необходима дифференциация обучения, выбор форм и методов подготовки в зависимости от состава обучающихся, уровня их профессиональной подготовки и конкретных задач обучения. Стоит отметить среди основных направлений развития кадрового потенциала молодежной политики следующие (рисунок 3):

Развитие кадрового потенциала должно строится на основе прогнозирования демографической базы формирования кадрового потенциала и рынка труда, разработке методических рекомендаций определения потребности в кадрах, моделирование долгосрочных потребностей кадрового обеспечения, разработке информационно-поисковых систем и банка данных по профессионально-квалификационным признакам персонала, совершенствование методик его оценки, проведение аттестации, разработка методологии формирования кадрового резерва руководителей. [8]

Работа по совершенствованию кадровой политики в молодежной сфере должна быть систематичной и этапной с обязательным учетом практики и положительного опыта субъектов РФ.

Реализация государственной молодежной политики требует от кадров, работающих с молодежью, глубокого понимания ее целей и задач, приоритетов в молодежной среде, умений реализовывать предусмотренные в ней проекты, разрабатывать и внедрять современные технологии, находить вариативные подходы, оптимальные и нестандартные решения.

По существу, от профессиональной готовности кадров в значительной степени зависит дальнейшее развитие молодого поколения. В современных условиях подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для отрасли молодежной политики становится действенным инструментом реализации молодежной политики в целом

Основной целью развития кадрового потенциала молодежной политики является создание условий для оптимального обеспечения сферы молодежной политики профессионально подготовленными кадрами, обеспечивающими развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России [9].

Среди основных задач необходимо отметить:

  • организация эффективной профориентационной работы с молодежью;
  • определение потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в учреждениях органов по делам молодежи;
  • качественный отбор и подбор специалистов для работы в учреждениях молодежной сферы, общественных объединениях;
  • поэтапное и системное формирование кадрового резерва руководителей организаций и учреждений системы органов по делам молодежи, их обучение и стажировка;
  • подготовка и повышение квалификации кадров в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования;
  • выработка мер по закреплению специалистов молодежной сферы на местах, в том числе в сельской местности, включая дополнительные специальные гарантии и льготы;
  • изучение причин текучести кадров молодежной сферы и долгосрочное планирование кадровой политики.

Концепция содержит организационные подходы и решения по формированию и развитию кадрового потенциала молодежной политики.

Рассматривая основные направления реализации государственной молодежной политики, необходимо констатировать потребность в специалистах, обладающих необходимыми компетенциями, знаниями, умениями для эффективного использования форм и методов работы с молодежью, внедрения в практику инновационных технологий.

Проанализируем основные приоритетные задачи государственной молодежной политики в России и соотнесем с необходимыми компетенциями, знаниями специалистов молодежной сферы (таблица 1)

Результаты анализа приоритетных задач реализации государственной молодежной политики позволяет говорить о том, что крайне необходимо уделять больше внимание разработке программ подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью. Это связано с тем, что существующие образовательные программы не включают весь перечень необходимых знаний, умений, навыком, профессиональных компетенций, позволяющих проводить мероприятия молодежной политики наиболее эффективно. На наш взгляд заметен пробел в направлении подготовки специалистов по решению задач формирования информационного поля и внедрение технологии «социального лифта». Данные направления работы в большинстве регионов России являются инновационными, и соответственно отсутствует опыт решения данных задач.

Поэтому необходимо совершенствование системы подготовки специалистов молодежной сферы, делая акцент при разработке образовательных программ и программ переподготовки на приоритетные задачи и направления молодежной политики, сформулированные в современном законодательстве. 

Список источников

  1. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года // Росмолодежь URL: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
  2. Реализация молодежной политики в Российской Федерации [Текст]: монография / А.Я. Кибанов, М.В. Ловчева, Т.В. Лукьянова. — Москва: ИНФРА-М, 2012. — 148с.
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля 2020 г. N 59н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе с молодежью» // Гарант URL: https://base.garant.ru/74209106/ (дата обращения: 18.11.2021).
  4. Специалист по молодежной политике // Проектория URL: https://proektoria.online/catalog/professions/speczialist-po-molodezhnoj-politike (дата обращения: 15.11.2021).
  5. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // ФГБУ «Редакция «Российской газеты» URL: https://rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html (дата обращения: 16.11.2021).
  6. И.П. Чёрная Подготовка специалистов в сфере молодежной политики // Законодательное собрание Приморского края URL: http://www.zspk.gov.ru/upload/iblock/c1f/5%20%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%98%D0%9F.doc (дата обращения: 15.11.2021).
  7. Приказ Минспорттуризма РФ от 23.12.2008 N 72 «Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации» // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98528/f2961e7c74353f7b036bffe2f80ca74aa16349f9/ (дата обращения: 25.11.2021).
  8. Кадровое обеспечение реализации государственной молодежной политики: монография / Т.К. Ростовская, С.Н. Фомина. – М.: Издательство РГСУ, 2017.– 184 с URL: https://asu.edu.ru/images/File/T_K_-Rostovskaya—S_N_-Fomina-KADROVOE-OBESPECHENIE-REALIZATsII-GOSUDARSTVENNOY-MOLODEZhNOY-POLITIKI.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
  9. Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации: [Указ Минспорттуризма РФ от 23 декабря 2008 г. №72]: офиц.текст, 2008
  10. Kulikov S.P., Shchitov K.V. Political subjectivity phenomenon of student-age youth // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. Т. 70. № 10. С. 81.
  11. Куликов С.П., Езопов М.В. Формирование и развитие основных аспектов молодежной политики в вузе // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8. № 5A. С. 134-144.
  12. Куликов С.П. Актуальность проведения мониторинга мероприятий по воспитательной работе с обучающимися студентами // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-provedeniya-monitoringa-meropriyatiy-po-vospitatelnoy-rabote-s-obuchayuschimisya-studentami (дата обращения: 05.10.2021).
  13. Куликов С.П. Организация воспитательной работы и молодежной политики в московском авиационном институте // Московский экономический журнал. 2021. № 10.
  14. Езопов М.В., Сазонов А.А. Организация воспитательной работы вузов с обучающимися студентами в сфере творческой деятельности // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 6. С. 45-49.

References

  1. Strategiya razvitiya molodezhi Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda // Rosmolodezh` URL: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf (data obrashheniya: 20.11.2021).
  2. Realizaciya molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii [Tekst]: monografiya / A.Ya. Kibanov, M.V. Lovcheva, T.V. Luk`yanova. — Moskva: INFRA-M, 2012. — 148s.
  3. Prikaz Ministerstva truda i social`noj zashhity` RF ot 12 fevralya 2020 g. N 59n «Ob utverzhdenii professional`nogo standarta «Specialist po rabote s molodezh`yu» // Garant URL: https://base.garant.ru/74209106/ (data obrashheniya: 18.11.2021).
  4. Specialist po molodezhnoj politike // Proektoriya URL: https://proektoria.online/catalog/professions/speczialist-po-molodezhnoj-politike (data obrashheniya: 15.11.2021).
  5. Federal`ny`j zakon ot 30 dekabrya 2020 g. N 489-FZ «O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii» // FGBU «Redakciya «Rossijskoj gazety`» URL: https://rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html (data obrashheniya: 16.11.2021).
  6. P. Chyornaya Podgotovka specialistov v sfere molodezhnoj politiki // Zakonodatel`noe sobranie Primorskogo kraya URL: http://www.zspk.gov.ru/upload/iblock/c1f/5%20%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%98%D0%9F.doc (data obrashheniya: 15.11.2021).
  7. Prikaz Minsportturizma RF ot 23.12.2008 N 72 «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya kadrovogo potenciala molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii» // Konsul`tantPlyus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98528/f2961e7c74353f7b036bffe2f80ca74aa16349f9/ (data obrashheniya: 25.11.2021).
  8. Kadrovoe obespechenie realizacii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki: monografiya / T.K. Rostovskaya, S.N. Fomina. – M.: Izdatel`stvo RGSU, 2017.– 184 s URL: https://asu.edu.ru/images/File/T_K_-Rostovskaya—S_N_-Fomina-KADROVOE-OBESPECHENIE-REALIZATsII-GOSUDARSTVENNOY-MOLODEZhNOY-POLITIKI.pdf (data obrashheniya: 10.11.2021).
  9. Koncepciya razvitiya kadrovogo potenciala molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii: [Ukaz Minsportturizma RF ot 23 dekabrya 2008 g. №72]: oficz.tekst, 2008
  10. Kulikov S.P., Shchitov K.V. Political subjectivity phenomenon of student-age youth // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017. T. 70. № 10. S. 81.
  11. Kulikov S.P., Ezopov M.V. Formirovanie i razvitie osnovny`x aspektov molodezhnoj politiki v vuze // Teorii i problemy` politicheskix issledovanij. 2019. T. 8. № 5A. S. 134-144.
  12. Kulikov S.P. Aktual`nost` provedeniya monitoringa meropriyatij po vospitatel`noj rabote s obuchayushhimisya studentami // Medicina. Sociologiya. Filosofiya. Prikladny`e issledovaniya. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-provedeniya-monitoringa-meropriyatiy-po-vospitatelnoy-rabote-s-obuchayuschimisya-studentami (data obrashheniya: 05.10.2021).
  13. Kulikov S.P. Organizaciya vospitatel`noj raboty` i molodezhnoj politiki v moskovskom aviacionnom institute // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2021. № 10.
  14. Ezopov M.V., Sazonov A.A. Organizaciya vospitatel`noj raboty` vuzov s obuchayushhimisya studentami v sfere tvorcheskoj deyatel`nosti // Medicina. Sociologiya. Filosofiya. Prikladny`e issledovaniya. 2019. № 6. S. 45-49.

 Для цитирования: Езопов М.В., Дьяков Д.И. Подготовка квалифицированных кадров для реализации современной модели молодежной политики// Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-25/

© Езопов М.В., Дьяков Д.И., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 11.