Московский экономический журнал 12/2020

image_pdfimage_print

УДК 330.15

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10906

Перспективы наращивания конкурентного потенциала отрасли и анализ влияния пандемии Covid-19 на внутренний и въездной туризм в России

Prospects for increasing the competitive potential of the industry and analysis of the impact of the Covid-19 pandemic on domestic and inbound tourism in Russia

Узденова Фатима Магамедовна, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск

Uzdenova Fatima Magamedovna, Head of the Department of Accounting, candidate of economic Sciences, associate Professor, North Caucasus state Academy, Cherkessk

Bairamukova Leila Halitovna,, postgraduate 1 year, correspondence Department, Of the «North-Caucasian state Academy», Cherkessk 

Аннотация. В статье получило свое отражение введенных ограничений на передвижение граждан и работу отрасли, выявленна оценка краткосрочных и среднесрочных эффектов распространения COVID-19 на внутренний и въездной туризм в России. Новизна исследования направленна на формирование  перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате р спространения новой коронавирусной инфекции.

Summary. The article reflects the restrictions imposed on the movement of citizens and the work of the industry, and reveals an assessment of the short — and medium-term effects of the spread of COVID-19 on domestic and inbound tourism in Russia. The novelty of the study is aimed at forming a list of sectors of the Russian economy that are most affected by the deterioration of the situation as a result of the spread of a new coronavirus infection.

Ключевые слова: распространение COVID-1, внутренний и въездной туризм в России, вирусный кризис, опасение заражений, набора туристских услуг

Keywords: spread of CAVID-1, domestic and inbound tourism in Russia, virus crisis, fear of infection, set of tourist services.

   В связи с распространением новой коронавирусной инфекции туризм отнесен к числу наиболее пострадавших отраслей. Можно ожидать серьезного изменения спроса и предложения услуг для туристов, в том числе свертывания значительной части туристического рынка и частичного замещения выездного туризма внутренним. В экспертно-аналитической записке дается предварительная оценка краткосрочных и среднесрочных эффектов распространения угрозы заражения COVID-19 на участников внутреннего и въездного туризма в России, перспектив развития внутреннего и въездного туризма в России в постпандемический период, а также новых туристических продуктов и возможных антикризисных мер в этой отрасли. Накануне вирусного кризиса туризм являлся одной из наиболее динамично развивавшихся отраслей российской и мировой экономики. Вклад туризма в ВВП стран ОЭСР оценивался экспертами РАНХиГС на уровне 4,4%, а вклад в экспорт услуг этих стран – 21,5% [1].В Российской Федерации также наблюдалась позитивная  динамика: рынок авиаперевозок в стране рос на 8–12% ежегодно, сформировалась  мода на путешествия, цены туристических услуг в России остаются в приемлемом для мирового рынка диапазоне, а их качество демонстрировало тенденцию к повышению. Однако в силу сдерживающих факторов (высокие транспортные затраты; проблема имиджа российского туризма; неконкурентное соотношение цены и качества в основных сегментах отрасли (пляжный отдых, культурно-познавательный, детский, круизный, экологический туризм); дефицит новых ярких культурных брендов и туристских магнитов») основные показатели ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011–2018 гг.» не были выполнены даже  после  девальвации  2014 г. Целевая установка на импортозамещение и  «прорывные»  результаты стала основой «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г.» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р) [2].

Оценка краткосрочных и среднесрочных эффектов распространения COVID-19 на внутренний и въездной туризм в России, введенных ограничений на передвижение граждан и работу отрасли. Туризм – как международный, так и внутренний – оказался в числе отраслей, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции. Это отражено в Перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434, в части организаций, работающих в сфере туризма, гостиничного бизнеса, а равно смежных отраслей (транспорт, общественное питание, культура, досуг и развлечения).

Фактически основная деятельность большинства организаций отрасли была остановлена с 29 марта 2020 г. и после выхода из режима нерабочих дней с 12 мая 2020 г. не возобновлена ни в одном из регионов России. При этом точных статистических данных по указанному периоду еще нет, а масштабы ущерба для отрасли пока поддаются только предварительным оценкам[5].

Данные о пассажиропотоке ОАО «РЖД» за I квартал 2020 г. показали снижение только на 0,7%, в том числе в поездах дальнего следования – на 0,9% (при среднемесячном числе отправляемых поездов около 7,5 млн) [3]. Аналогичные данные за январь-апрель 2020 г. показали уже снижение на 21,6%, а пассажироперевозок высокоскоростными поездами «Сапсан» – на 32,3%, т.е. пассажирооборот в апреле снизился более чем на 80% [4].   В то же время данные Росавиации уже за апрель 2020 г. свидетельствуют  о сокращении пассажиропотока в 12,5 раза по сравнению с апрелем 2019 г. (до 771,2 тыс. человек). По данным выборочного мониторинга Минэкономразвития России, уже в марте 2020 г. падение доходов коллективных средств размещения (КСР) составило 48%. С конца марта до 1 июня большинство субъектов Федерации приостановили деятельность коллективных средств размещения, поэтому при месячной загрузке не более 20%, общем количестве мест около 950 тыс. и выручке не менее 55 тыс. руб. на место в месяц падение доходов только за I квартал составит, по прогнозу, не менее 108,8 млрд руб. (29,6% доходов всех КСР за 2017 г., равных 367 млрд руб.).

При этом проведенный рядом экспертов анализ показывает, что динамика производства в сфере услуг демонстрировала бы сопоставимые понижательные тенденции даже в отсутствие противоэпидемиологических ограничительных мер.

Исходя из сложившейся ситуации быстрое восстановление сферы туриз- ма невозможно. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует снижение глобального пассажиропотока авиации в 2020 г. по сравнению с прошлым годом на 38% (спад в марте 2020 г. составил, по их данным, 65%, сокращение затронуло 98% рейсов) [5]. Оживление авиа- сообщения, предсказывает IATA, ожидается с середины 2020 г. Во многих странах мира открытие отелей и возобновление внутреннего и международного сообщения пока планируется на май-июль 2020 г., однако решения регулирующих органов динамично меняются и будут зависеть от снижения динамики распространения коронавируса.

На среднесрочную перспективу можно прогнозировать снижение общего числа как международных, так и внутренних туристических поездок. Этому способствуют целый ряд факторов: глобальная рецессия и снижение услуг еще возрастет. Ожидается также удорожание услуг крупных отельных комплексов как в связи с ростом их себестоимости из-за необходимости выполнения противоэпидемиологических требований, так и из-за снижения конкуренции (подобные комплексы обычно  становятся объектом залога в банке уже на этапе строительства, сокращение спроса и дефицит обо- ротных средств приведут к сокращению предложения после вынужденного простоя весны – лета 2020 г.). В то же время возрастет спрос на путешествия эконом-формата: на собственном транспорте, в организованных малым бизнесом компактных местах размещения с возможностью самостоятельной организации питания, с локальными экскурсиями[4].

В этих условиях прежде всего необходимо «регионализировать» массовые туристские сервисы. Было бы правильно вывести на рынок в каждом макрорегионе компании, предлагающие комплексы услуг, которые охватывали бы основные «отпускные» запросы семьи. Необходимо, чтобы на расстоянии доступности для автопутешествия появились альтернативы турецкому формату туризма с отдыхом на воде, набором детских развлечений, экскурсионных маршрутов, с возможностью шопинга.

Альтернативой выезду к достопримечательностям  европейской  старины может быть возрождение  российских  исторических  мест  и  туризма по следам локальных культурных ценностей. Опыт той же Коломны с ее пастилой, Мышкина с мышиными дворцами, Тарусы с ее поэтической атмосферой показал, что притяжение старинных городов сильно и в «ближнем кругу» туриста, а на основе локальной истории, легенды, кухни, народной традиции можно за несколько лет взрастить новые «магниты» для туристов. Для этих целей можно использовать платформу «Живое наследие» (www. livingheritage.ru), где собраны главные культурные бренды и представлен механизм маршрутизации по ним, а также предусмотрена возможность добавления все новых забытых и потенциальных «магнитов» по инициативе местных жителей. Определение доходов населения; широкое распространение опасений заражения COVID-19 среди потенциальных туристов; ограничение набора туристских услуг, связанное с необходимостью дистанцирования; частичное сохранение административных ограничений; удорожание услуг для туристов; существенное изменение поведенческих стереотипов (переход к более интенсивному потреблению онлайн, включая виртуальные путешествия).

При этом сдерживающие развитие туризма факторы, связанные с противоэпидемиологическими ограничениями, будут влиять на рынок, как минимум, до старта массового вакцинирования (т.е., как минимум, до конца 2021 г.); сдерживающие факторы, связанные с изменившимися в ходе кризиса поведенческими стереотипами, сохранять влияние на отрасль еще не менее чем на 1–3 года; факторы, связанные с экономическими факторами, ограничивающими деятельность коллективных средств размещения, – не менее чем на 3–5 лет[2].

В этих условиях сохранение и даже наращивание внутреннего и въездного туризма вопреки сокращению спроса возможно только за счет замещения части выездного турпотока поездками по России и продвижения российских турдестинаций на глобальном рынке. Это потребует изменения структуры предложения в сфере туризма, вывода на рынок новых продуктов и услуг, гибкого регулирования и эффективной государственной поддержки отрасли. Анализ основных изменений организации и структуры внутреннего и въездного туризма в результате «вирусного кризиса» и соответствующих им мер реагирования.

Изменения объема и характера потребительского спроса, структуры издержек и рыночной среды туристической отрасли прогнозируемо придадут импульс следующим процессам.

Во-первых, будет преобладать внутренний и региональный/локальный туризм. Запросы потребителей окажутся скромнее. Периодическое закрытие границ может стать нормой. (Франция, например, уже продлила режим ЧС до 11 июля.)

Во-вторых, в связи с сокращением семейных бюджетов и развитием интернет-технологий увеличится число самостоятельных туристов по сравнению с организованными, приобретающими пакетные туры. Кроме того, снижение рентабельности деятельности туроператоров приведет к сокращению числа горящих туров.

В-третьих, изменятся средства передвижения. Так, по мнению заведующего лабораторией ИНХП РАН К.В. Янкова, автомобиль станет предпочтительным способом передвижения на расстояние до 500 км; спрос на услуги железнодорожного транспорта в рамках туристического бизнеса окажется устойчивее, чем на авиаперевозки, поскольку авиаотрасль будет вынуждена преодолевать множественные кризисные экономические и технические ограничения (дистанцирование в полете и при посадке/вы- садке, давление лизинга и снижения спроса, дефицит средств от раннего бронирования, свертывание аэропортовой инфраструктуры и обновления парка воздушных судов).

В-четвертых, в туристической отрасли существенно изменится ценообразование. При значительном росте тарифов на авиаперелеты все дальнемагистральные путешествия могут переместиться в премиальный сегмент; удельный вес транспортной составляющей в цене туристических

Анализ реактивных и проактивных мер стран, влияющих на российский рынок туризма (доноры, реципиенты туристических услуг, конкуренты на рынке) Национальные туристические компании используют ситуацию кризисного обнуления рынков для решения намеченных ранее стратегических задач.

Профилирование туристического турпотока для увеличения его маржинальности. «High value – low volume» (высокая стоимость – небольшой объем) – эта активно применяемая стратегия борьбы за платежеспособного туриста детерминирована стремлением стран снизить антропогенную нагрузку на территорию (соответствует целям устойчивого развития ООН) и параллельно обеспечить рост доходов от приема туристов. Новые рабочие места (10 сотрудников на одного гостя в отеле 5* вместо 3 сотрудников на одного туриста в отеле 3*), рынок сбыта для локальных продуктов питания (фермерская еда в 2–3 раза дороже произведенной в крупных агрохозяйствах), продукции местных промыслов (высокая покупательная способность вкупе с культурой приобретения уникальных вещей ручной работы) – все это сделало высокий туристический сегмент объектом внимания дестинаций еще до кризиса. Ссылки на пандемию дали странам возможность совершить ротацию целевых рынков и сегментов, при этом избежать обвинений в сегрегации. Например, Сингапур официально заявил, что доля китайских туристов не будет превышать 20% от всего въездного потока в страну. Финляндия от- казалась продлевать полученные россиянами шенгенские визы на время карантина, что перекликается с более ранним заявлением национального турбюро о новых приоритетных экспортных рынках (в которых Россия не фигурирует). Италия, столкнувшаяся с необходимостью радикально и срочно наладить турпоток в страну (и явно проигрывающая в сроках открытия коллегам по ЕС – Германии и Франции), напротив, декларировала особый режим благоприятствования для России и Китая – для стран с высоким уровнем лояльности к итальянским брендам высокого сегмента.

Кризис стал катализатором процесса размывания среднего сегмента (малый и средний бизнес – основа этого сегмента – пострадал во многих странах): его нижняя часть сместилась в «эконом-класс», а верхняя – в affordable premium («комфорт-класс»/«доступный премиум-класс»). В связи с этим изменится и ассортимент турпродукта: можно ожидать как возвращения на рынок автобусных туров, так и продажи эксклюзивных туров по цене бизнес-класса.

Со своей стороны, Россия может гарантировать уникальное предложение и небанальные путевые впечатления (что важно для потребителей роскоши); наметились очевидные сдвиги в снятии барьеров (введение электронной и мультивизы, пятой и в перспективе седьмой свободы воздуха в Санкт-Петербурге). Однако ситуация с имиджем не позволяет российской туриндустрии и индустрии гостеприимства всерьез конкурировать за внимание высокодоходного сегмента. В нише высокодоходных продуктов для туриста – почти исключительно экстрим-туры (охота/рыбалка/трофи), формат которых не требует стационарного премиум-размещения.

При этом отечественные игроки туристического рынка премиум-услуг реализуют продукты для въездного туриста (туры по Камчатке,  к  Байкалу, по Транссибу), но не предлагают аналогичных продуктов для внутреннего потребителя. В итоге отечественный состоятельный турист даже при наличии средств не получает отдыха гарантированного уровня и класса. Опыт «игры на повышение» может быть применен также Россией в период вы-  хода из карантина ввиду объективно благоприятной рыночной ситуации.

  1. Диверсификация туристического предложения, поиск новых ниш и/ или их создание. Нишевый туризм с 2010-х годов обозначается Всемирной туристской организацией (UNWTO) в качестве наиболее перспективного направления странового маркетинга. Работа с «туристами по интересам» ведется как  по  глобальным  трендам,  которые  синонимичны  имеющимся  у дестинации ресурсам, так и через сообщества с потенциально высокой туристической активностью (бизнес-сообщества, арт-туры коллекционеров, клубная активность трансграничных комьюнити и др.).

В условиях новых поведенческих стереотипов (повышенная тревожность и озабоченность гарантией незаражения COVID-19) Россия имеет значительный потенциал для формирования конкурентного предложения по ряду ниш (например, борьба за «цифровых кочевников» – квалифицированных мигрантов, находящихся в перманентном путешествии).

  1. Меры по выращиванию новых перспективных видов туризма. Здесь имеются в виду экотуризм, арктический туризм, агро-/сельский туризм, медиатуризм, «ЗОЖ-ретриты»/медицинский туризм, креативный туризм, промышленный туризм, гастротуризм, гейм-туризм. Автопутешествия  (в том числе караванинг)  привлекательны  для  потребителя  экономичностью и естественной «изоляцией». Отдельно следует отметить такой очевидно

Литература

  1. Левашенко А.Д., Анес С.М. Меры поддержки сектора туризма в условиях кризиса, вызванного COVID-19.
  2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 г.
  3. Основные итоги работы железнодорожного транспорта в январе-марте 2020 г. URL: https://company.rzd.ru/ru/9377.
  4. Основные итоги работы железнодорожного транспорта в январе-апреле 2020 г. URL: https://company.rzd.ru/ru/9377.
  5. 5.Таранова И.В. Особенности применения экономико-математических и экономических методов в экономических исследованиях // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 12 (36). С. 59.
  6. Таранова И.В., Еремин Ю.Ю. Формирование и развитие российского страхового рынка // В сборнике: Финансово-экономические и учетно-аналитические проблемы развития региона. Материалы Ежегодной 78-й научно-практической конференции. 2014. С. 216-220
  7. Ледович Т.С., Таранова И.В.Глава I. Сущностно-специфические особенности информационного обеспечения инструментария управленческого анализа в современных рыночных условиях хозяйствования // В книге: Разработка механизмов управления инновационным развитием экономики: стратегический аспект. Ледович Т.С., Маликова Р.И., Соколова А.А., Криворотова Н.Ф., Гладилин В.А., Крючкова И.В., Боцюн И.Б., Куликова Г.М., Дузельбаева Г.Б., Абдимомынова А.Ш., Шалболова У.Ж., Казбекова Л.А., Сыроватская В.И., Котова О.В., Плужникова Е.С., Подколзина И.М., Лещева М.Г. НЕГОСУДАВСТВЕННОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА». Ставрополь, 2015. С. 5-27