http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10886

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

INNOVATION AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A TECHNICAL UNIVERSITY 

Семенко Ирина Егоровна,  к.п.н., доцент кафедры «Экономика транспорта», Уральский государственный университет путей сообщения»

Semenko I.E.

Аннотация. В статье рассмотрены особенности  применения инновации для повышения качества образовательного процесса в техническом вузе. Автор считает, что внедрение педагогических инноваций в образовательный процесс технических вузов способствует повышению качества образования студентов, способствует расширению кадрового потенциала  страны, в части подготовки высоко образованных специалистов, а также позволяет вузам занять высоко конкурентную позицию на рынке образовательных продуктов и услуг в области  высшего образования. 

Summary. The article discusses the features of the application of innovation to improve the quality of the educational process in a technical university. The author believes that the introduction of pedagogical innovations in the educational process of technical universities contributes to improving the quality of students ‘ education, contributes to the expansion of the country’s personnel potential in terms of training highly educated specialists, and also allows universities to take a highly competitive position in the market of educational products and services in the field of higher education.

Ключевые слова: инновации, качество образования, образовательный процесс, технический вуз.

Keywords: innovation, quality of education, educational process, technical University.

Система образования в нашей стране построена по ступенчатому принципу, и одним из значимых этапов здесь выступает высшее профессиональное образование. Именно  выпускники  вузов создают активную кадровую базу, которая способствует эффективному развитию  различных отраслей  экономики. 

Соответственно, важность высшего профессионального образования в системе образования в целом не оспорима. В этой связи, с учетом повышения требований к профессиональным кадрам и перехода нашей экономики на инновационный путь развития  возникает необходимость модернизации системы высшего образования, которая может быть реализована посредством внедрения инновационных технологий в образовательный процесс[1].

Подготовка конкурентоспособных специалистов –  это основная задача вы сшей школы на сегодняшний день. Особенно это касается технических вузов, так как на сегодняшний день  наблюдается  дефицит  специалистов, имеющих высшее техническое образование, по этой причине востребованность выпускников технических вузов в современных компаниях достаточно высока. Однако нельзя не учесть, что в последнее время, в связи с   модернизацией оборудования и внедрением в производственный процесс информационных технологий требования к компетенции выпускников технических вузов существенно возросли. Все это выступает важной предпосылкой модернизации образовательного процесса современных технических вузов, поскольку нельзя получить качественное образование, соответствующее современным требованиям,  применяя непродуктивные технологии обучения.

Инновации необходимо внедрить в различные аспекты системы высшего образования, они должны касаться информационной базы, образовательных технологий обучения, человеческого капитала, а также институциональных основ и организационной структуры,  это возможно на основе внедрения инновационных подходов к организации учебного процесса [3].

Инновации, внедряемые в образовательный процесс технического вуза, в свою очередь, способствуют повышению качества образования выпускников, так как базируются на творческом поиске и продуктивных методах обучения.

Современные технические вузы должны быть конкурентоспособны на рынке, так как  от этого зависит востребованность их выпускников ведущими компаниями и, соответственно, формирует спрос на получение образовательных услуг именно в таких вузах на соответствующем отраслевом образовательном рынке. Инновации, внедряемые в педагогический процесс таких вузов, соответственно, будут способствовать  повышению их рейтинга.

Современный технический вуз в условиях инновационного подхода к образованию ставит в центр внимания решение вопроса о личностно-ориентированной подготовке молодых специалистов. В процессе такой подготовки раскрывается интеллектуально-познавательный и творческий потенциал всех участников образовательного процесса, им предоставляются широкие возможности проявить себя и достичь поставленной цели, однако в полном объеме все вышесказанное возможно только с учетом      вариативности образовательных процессов, где важную роль играют инновационные подходы и инновационные образовательные технологии,  

Система высшего образования в последний период развивается в разрезе внедрения таких понятий, как «инновация», «инновационный образовательный процесс».  В педагогике инновационный образовательный процесс  определяется, по мысли М.М. Поташника, B.C. Лазарева как «комплексная деятельность по созданию, разработке, применению новшеств».

По мнению В.И. Загвязинского, инновации в педагогической деятельности –  это «не только идеи, подходы, технологии, но и весь комплекс элементов педагогического процесса, несущий в себе прогрессивное начало и позволяющий эффективно решать образовательные задачи» [2].  Соответственно, необходимость внедрения инноваций в образовательный процесс не вызывает сомнения у исследователей, однако сама технология внедрения инноваций сопряжена с определенными сложностями.  

Нужно учесть, что программы и методика преподавания в современных вузах должны удовлетворять потребности личности и общества в качественных образовательных услугах и определять перспективы экономического и духовного развития страны.  

В системе высшего образования технического вуза инновационный процесс – это комплексная деятельность, предполагающая реализацию инновационных форм, методов и приемов обучения, при этом необходимо внедрение более эффективных механизмов управления, а также  создание инновационных образовательных продуктов и услуг.

Одним из направлений реализации инновационного подхода к образованию в техническом вузе выступает процесс стандартизации образовательного процесса. При помощи стандартов образовательный процесс приобретает целевую направленность  и формирует определенный уровень ответственности у участников образовательного процесса  [3].

Кроме того,  в современных технических вузах в последнее время взято применение в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода, благодаря которому раскрывается потенциал отдельно взятой личности студента в образовательном процессе.  Это позволяет структурировать личностно ориентированное содержание процесса образования  в соответствии с определенными образовательными областями и включает как обучение в рамках традиционных, так и инновационных программ.  

Для технических вузов особенно важным выступает внедрение инновационных форм образования, так как постоянно растет необходимость обеспечения крупных производственных предприятий специалистов  с техническим образованием, готовых не только механически выполнять свои должностные обязанности, но и творчески подходить к своей профессии,  осуществляя поиск инновационных идей, способных повысить эффективность деятельности предприятия.

В этой связи очень важным выступает  повышение качества высшего образования в техническом вузе, поскольку грамотный специалист – это залог динамичного развития  любой отрасли. Именно инновации в образовательном процессе  призваны повысить интерес студентов к обучению и, как следствие, качество образования в целом [5].   

Качество образования невозможно обеспечить, если студент не занимает в образовательном процессе активную позицию. По этой  причине преподаватели технических вузов должны постоянно находиться в творческом поиске, применяя инновационные образовательные технологии  с учетом требований современного рынка труда и профессиональной практики студентов. 

Одним из эффективных способом, позволяющих активизировать образовательный процесс,  выступает применение  методов обучения, способствующих  активизации образовательного процесса, среди которых методы проблемного обучения, ситуационные и групповые методы,  деловые игры и пр.

Также необходимо сказать о том, что инновационные технологии в образовательном процессе в обязательном порядке должны соответствовать ряду критериев. К таким критериям относят:

  • активные методы обучения, посредством которых обучающиеся могут на практике реализовать полученные на  лекциях и семинарских занятиях знания;
  • применение в образовательном процессе образовательных технологий;
  • максимальное приближение студента к будущей профессии посредством  организации практических занятий на базовых предприятиях, а также прохождения активной практики в профильных компаниях.   

Пробуя свои силы в профессиональной деятельности и активно участвуя в жизни  профильной компании, студент понимает необходимость совершенствования уровня собственных знаний, так как будучи специалистом с высоким средним баллом в дипломе, он будет востребован на рынке труда в рамках своей и смежных специальностей[5].

Среди  инновационных образовательных технологий  специалисты также называют педагогический дизайн. Это новое направление в педагогике, которое также рассматривает различные организационные формы и методы обучения. Различные инновационные средства обучения, интерактивные пособия также стимулируют  желание студентов технических вузов получать знания, что влечет за собой повышение  качества знаний.  

Таким образом, внедрение педагогических инноваций в образовательный процесс технических вузов способствует повышению качества образования студентов, способствует расширению кадрового потенциала  страны в части подготовки высоко образованных специалистов, а также позволяет вузам занять высоко конкурентную позицию на рынке образовательных продуктов и услуг в области  высшего образования.  

Список литературы

  1. Аминул Л.Б. Формирование информационной культуры студентов втуза с внедрением в учебный процесс системы ИСПОР // Alma mater. 2012. №3. С. 90-93.
  2. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Абрамова Н.С. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, №1(26). С. 277-280.
  3. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 57.
  4. Смирнова Ж.В., Груздева М.Л., Красикова О.Г. Открытые электронные курсы в образовательной деятельности вуза // Вестник Мининского университета. 2017. №4(21). С. 3.
  5. Смирнова Ж.В., Чайкина Ж.В., Соколов В.А. Рейтинговая система как оценка качества подготовки студентов вуза // Мир науки. Т. 6, №1. С. 37.
  6. Выскребенцев И.С., Тукова Е.А., Инновационно-инвестиционная политика – основа стратегического развития предприятия / Развитие современного образования: теория, методика и практика. № 4 (6). С. 467-468.
  7. Выскребенцев И.С., Михайловская Н.М., / Применение медиастредств в современном образовании. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. Т.1 № 4 (6). С. 48-50.