Московский экономический журнал 12/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10881

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ELECTRONIC ADMINISTRATION IN THE STATE AND PUBLIC ACTIVITY

Рыбакова Светлана Сергеевна, кандидат политических наук, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара

Rybakova S.S., ribakova84@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается сущность понимания электронного администрирования, как составляющей информационно-коммуникационных технологий. Внимание акцентируется на том, что электронное администрирование является неотъемлемым элементом процесса модернизации государственного управления. Определяются проблемы и перспективы дальнейшего внедрения электронного администрирования в управленческие процессы России.

Summary. The article reveals the essence of understanding electronic administration as a component of information and communication technologies. Attention is focused on the fact that e-administration is an integral element of the process of modernization of public administration. The problems and prospects of further implementation of e-administration in the management processes of Russia are determined.

Ключевые слова: государственное управление, электронное администрирование, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, общественная деятельность.

Keywords:  public administration, electronic administration, information and communication technologies, information society, public activity.

Процессы глобализации все глубже проникают в структуры современного общества, вследствие чего возникают осложнения структур и динамичность всех социальных процессов. Государственное управление в этом смысле не является исключением. Стремительные изменения, связанные с процессами информатизации, к которым следует отнести кардинальное увеличение количества информации и сокращение сроков на ее получение и обработку, снижение пространственных ограничений, существенно повлияли на работу органов государственной власти. Понятие информационно-коммуникационных технологий перестало восприниматься, как имеющее существенное значение лишь для определенной группы людей. Трансформационные изменения являются универсальными и происходят практически во всех странах мира. Уже выросло то поколение, для которого получение информации через интерактивные каналы — обычное дело.

Интернет становится мощным социализирующим элементом субъектов российского общества. Именно поэтому одной из тенденций в государственном управлении в XXI веке является его глубокая трансформация, переосмысление роли государства в обществе и его основных характеристик с учетом развития информационного общества. «Кризисные явления в государственном управлении, построенном на принципах бюрократии, иерархической организации, централизации, единства управления и администрирования, которые достигли своего апогея в середине прошлого века, привели к необходимости пересмотра парадигмы государственного управления.

В отечественной литературе исследованию проблематики электронного администрирования посвящены работы таких исследователей, как: Головицыной М.В., Граничина О.Н., Матузова Н.И., Салтыковой О.П., Хачатряна Г.А. и др.

Проблематика электронного администрирования не является новой, ее исследованию посвящено много работ и разработок, которые отличаются разнородностью подходов к анализу этого явления. Впрочем, подход к электронному администрированию, как к элементу модернизации государственного управления, не является полностью раскрытым, чем и обусловлено актуальность темы исследования.

Электронное администрирование не только отражает внедрение глобальной информационной системы, а предполагает трансформацию всей системы государственного управления. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс управления связано с попытками автоматизации существующих административных процессов. Ключевые цели, стоящие перед программами электронного администрирования, — это достижение более высокого уровня прозрачности и подчиненности государственных структур и, как следствие, снижение уровня коррупции, повышение активности граждан в формировании стратегии государственной политики.

На сегодняшний день в мире практически не осталось стран, которые бы не использовали в своей деятельности те или иные компоненты электронного администрирования [6]. Но использовать информационные ресурсы можно по-разному, об этом свидетельствует распределение элементов их внедрения, степень их интеграции в управленческие структуры и функции. Например, большинство государственных организаций сегодня имеют веб-сайт. Однако наполненность и функциональность этих электронных страниц остается разной. Так, если сайт имеет исключительно информационный характер и выполняет функцию своеобразной «доски объявлений», то его можно определить как такой, который находится на первой стадии развития электронного администрирования и имеет название «информационное присутствие». На этой стадии происходит бессистемное взаимодействие органов государственной власти, для данного этапа развития электронного администрирования характерным является восприятие интернет-технологий и сайта, как атрибута имиджа, на котором размещается информация о руководителях данного государственного учреждения, информация о правилах деятельности определенной государственной институции.

Очевидным является то, что потенциал такого электронного администрирования по повышению эффективности работы органов государственной власти практически не имеет возможности реализоваться (это подобно простому размещению информации). Все больше органов государственной власти во всем мире и в России, в частности, осознают это, что приводит к постепенному изменению акцентов при разработке сайтов. Сайт перестает быть лишь информационным, а становится инструментом двусторонней коммуникации.

Итак, можно отметить, что электронное администрирование является не временным проектом, а отдельной составляющей государственного управления, которая связана с постоянным усовершенствованием использования информационных технологий.

Правительство превращает себя в Объединенное целое, отвечающее потребностям граждан через развитие интегрированной службы поддержки. Это наиболее продвинутый уровень электронного администрирования, который характеризуется наличием:

  • горизонтальных связей (между органами государственной власти);
  • вертикальных связей (между органами центральной и местной власти);
  • инфраструктурных связей;
  • связей между правительством и гражданами [3].

Несмотря на то, что электронное администрирование в разной степени развивается во многих странах, можно говорить о существенных диспропорциях между различными государствами и даже регионами в сфере интеграции элементов электронного администрирования в управленческий сектор. Современный этап развития электронного администрирования в наиболее развитых странах можно охарактеризовать, как наступление зрелости, характеризующееся получением реальных результатов от внедрения электронных проектов. Более того, все больше развивающихся государств уже прошли вторую стадию развития, связанную с интерактивным взаимодействием. Более сложным является переход на третью и четвертую стадии развития. Даже наиболее развитые страны пока лишь частично используют потенциал виртуальных транзакций и предоставления услуг в режиме онлайн.

Положительным в этом контексте является наличие интернет-представительств всех центральных органов исполнительной власти и областных государственных администраций. Ведь их информационное присутствие обусловлено постановлением Правительства России «О порядке обнародования в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти» [1]. Уже, как и в развитых европейских странах, действует единый веб — портал Правительства России (http://government.ru/), а также обеспечивается интеграция в него других веб-сайтов органов исполнительной власти. Но такой результат в целом позволяет, скорее всего, говорить о стадии информационного присутствия. Однако следует отметить, что определенные правительственные организации уже находятся на стадии информационного взаимодействия. Такая ситуация характеризуется разнородностью интеграции элементов электронного администрирования в различные государственные структуры.

Кроме этого, в дальнейшей разработке модели интеграции электронного правительства в российском обществе необходимо учесть тот факт, что высокая динамика увеличения в России количества пользователей сети Интернет обеспечивается преимущественно молодежью, тогда как старшее поколение находится практически в стороне от процессов информатизации, что порождает проблему «цифрового неравенства».

Возрастное распределение пользователей старше 15 лет, выглядит так: доля Интернет — пользователей среди жителей России в возрасте 15 — 29 лет — 59 %, 30 — 34 года — 36 %, 45 — 59 лет — 15 %, от 60 лет и старше — 3 % [5]. Только 36 % пользователей старше 15 лет, сосредоточены в селах и небольших (до 50 тыс. жителей) городах, хотя в этой категории населенных пунктов проживает около 50 % граждан России. При этом 3,2 млн. пользователей (более 25 %) сосредоточено в шести крупнейших городах России. Так же неравномерным является региональное распределение.

В частности, в Западном регионе России проживает лишь 18% пользователей, тогда как в Центральном (включая столицу) — 31 %, на востоке — 34 %, на юге (с АР Крым включительно) — 17 % [5]. Для решения этой проблемы, связанной с развитием концепции электронного администрирования, нужно актуализировать использование всех электронных видов сервиса. Поддержка подобного разнообразия существенно влияет на стоимость и сложность реформ электронного администрирования.

Практическая реализация электронного администрирования связана с реформами в государственном управлении в сфере информационно-коммуникационных технологий, внедрение которых в России в настоящее время остается фрагментарным и не имеет системного характера. Разрозненность государственных структур, бессистемность внедрения элементов электронного администрирования усложняют процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс государственного управления.

К проблемным позициям внедрения электронного администрирования, как направления модернизации государственного управления в России, следует отнести ряд замечаний.

Во-первых, проблемным является следование принципу открытости деятельности органов государственного управления, ведь известно, что определенное количество управленцев неохотно, а иногда с опаской, относится к необходимости обнародования процесса и результата своей деятельности во всемирной сети. Также не совсем решенным остается вопрос подготовки управленцев к технической реализации проектов электронного администрирования. Исследователь Ю. Шаров по этому поводу отмечает, что необходимо вести речь об отсутствии мотивации, стратегического мышления руководителей соответствующих органов власти, их недостаточном профессионализме, а иногда и консерватизме мышления государственных служащих по использованию ИКТ» [2].

Во-вторых, проблема совершенствования информационно-коммуникационных технологий, их соответствие потребностям реализации электронного администрирования. Ведь техническое и технологическое оснащение органов государственного управления не всегда соответствует вызовам современности, что приводит, в частности, к несвоевременности размещения информации о деятельности государственных органов власти. Кроме того, для нашего общества еще остается весьма актуальным вопрос информационного пиратства в сфере использования нелицензионного информационного обеспечения, что также может негативно влиять на процессы информатизации в целом и развитие электронного администрирования, в частности.

В-третьих, наблюдается не всегда адекватная (адресная) передача электронной отчетности и другой информации средствами сети Интернет, ее повреждение или искривление, что связано с недостаточно четким распределением, а иногда и дублированием функций [4].

В-четвертых, многие исследователи, в частности, Хачатрян Г.А., Кузнецова И.В., обращают внимание на несовершенство правовой базы государственного регулирования информационной деятельности в сфере электронного администрирования.  «Современное законодательство России, регулирующее общественные отношения, которые непосредственно связаны с внедрением и использованием технологий электронного администрирования, насчитывает более полутора сотен нормативно-правовых актов. Кроме того, существует более трехсот нормативно-правовых актов информационного законодательства различного уровня от законов России до ведомственных актов, опосредованно влияющих на электронное администрирование» [6, с. 156].

Но этого недостаточно для эффективного функционирования электронного администрирования, как основного принципа построения электронной демократии. Решить эти вопросы призвана Концепция развития электронного администрирования в России, которая является стратегическим документом, сочетающим шаги внедрения электронного администрирования в России.

В контексте новой реальности в результате указанной революции, изначально неполитические субъекты социокультурного процесса и их деятельность наполняются политическим содержанием. В частности, достигнутый на сегодняшний день уровень развития информационно- коммуникационных технологий дает возможность качественно менять традиционные политические институты, например, системы электронного голосования, электронного правительства и тому подобное. Вместе с тем изменяются формы, способы и методы политического влияния на социально- политическое пространство как внутри государств, так и на международной арене, что, в свою очередь, существенно корректирует политические отношения, как таковые.

Особый вес исследуемая в работе проблема приобретает ввиду неоднозначной природы процессов глобальной информатизации и мировых сетевых информационных структур. Наряду с бесспорными положительными последствиями указанного явления, такими как рост интеллектуального ресурса и эффективности его использования для устойчивого развития человечества и совершенствования систем обеспечения комфортных условий и безопасности личности, общества и государства, существуют и существенные риски той безопасности и комфорта.

Интернет влияет на политические процессы в современном обществе самым активным образом, а информационные технологии используются не только как средство коммуникации, но и как орудие борьбы с конкурентами через так называемый «слив информации», которая не может быть обнародована в печатных СМИ, как средство агитации [1].

Развитые информационно-коммуникационные технологии существенно расширяют возможности контроля массового сознания, способствуют повышению эффективности использования манипулятивных технологий с целью влияния на политическое поведение отдельных групп населения, или даже крупных социальных слоев.

Таким образом, эффективное управление информационно- коммуникативными потоками и технологиями становится действенным инструментом и решающим ресурсом политической власти, которая за счет целенаправленного управления политической информацией достигает максимально возможных результатов с относительно малыми затратами.

Вместе с тем, стремительное развитие информационных технологий, привело к возникновению феномена информационного общества, не только изменило методологию политической власти, но и создало условия для формирования нового качественного гражданского участия в политическом процессе. Наряду с существенным упрощением организации горизонтальной коммуникации между участниками традиционных форм социальных движений возникают новые сетевые структуры, обеспечивающие быстрое вовлечение граждан в процесс координации совместных действий, выработки и принятия решений, как на локальном, так и на национальном и даже на глобальном уровнях.

Технологические достижения информационного общества в значительной мере сузили возможности государственного контроля информационных потоков и обусловили возникновение новых вызовов. Всемирная сеть Интернет в комплексе с современными средствами коммуникации создали условия для возникновения новой формы гражданского общества – «международного», которое способно объединять людей по интересам и предпочтениям, почти не обращая внимания на государственные границы.

Конечно, это не касается крайних случаев целенаправленного и тотального ограничения, к которым прибегают отдельные общеизвестные недемократические страны.

Можно отметить, что электронное администрирование, как направление модернизации государственного управления в России, обусловливает определенный ряд преимуществ, связанных с повышением качества предоставления услуг государственными властными структурами, способствует открытости их деятельности, обеспечению доступа граждан к информации о деятельности государственных структур и предоставляемых ими услуг, повышают уровень информированности населения о состоянии и направлениях решения насущных государственных проблем, способствуют уменьшению времени на получение государственных услуг, реализации партнерских взаимоотношений между государством и частным сектором (предпринимателями). Также некоторые проекты электронного администрирования, такие как внедрение электронного документооборота, могут значительно удешевлять стоимость государственных услуг. Электронное администрирование, как направление модернизации управления является реакцией на процессы информатизации общественных процессов.

Итак, успех проектов электронного администрирования зависит от: поддержки реформ государства в сфере информационно-коммуникационных технологий и электронного администрирования; четкого определения приоритетов информатизации, планов развития электронного администрирования на межведомственном уровне и уровне отдельных государственных структур; от адекватного общегосударственного контроля проектов в этой сфере.

Актуальной является потребность в проведении детальных исследований относительно состояния развития электронного администрирования в различных отраслях сектора государственного управления (в частности, государственного управления в сфере образования), ведь без этого анализа сложно создать единую систему электронного государственного управления в России, которая бы функционировала на уровне транзакционного взаимодействия.

Литература

  1. Головицына М.В. Информационные технологии в экономике Головицына М.В. Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020.— 589 c.
  2. Граничин О.Н. Информационные технологии в управлении: Граничин О.Н., Кияев В.И. Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020.— 400 c.
  3. Матузов Н.И. Теория государства и права: Матузов Н.И., Малько А.В. Москва: Дело, 2020.— 528 c.
  4. Основы информационных технологий: Назаров С.В. [и др.]. Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020.— 530 c.
  5. Салтыкова О.П. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в субъекте РФ: монография/ Салтыкова О.П. Саратов: Вузовское образование, 2020.— 61 c.
  6. Хачатрян Г.А. Организация и сопровождение электронного документооборота: Хачатрян Г.А., Кузнецова И.В. Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020.— 156 c.

References

  1. Golovitsyna M. V. Information Technologies in Economics Golovitsyna M. V. Moscow, Saratov: Internet University of Information Technologies (INTUIT), AI Pi Ar Media, 2020. — 589 p.
  2. Borzhin O. N. Information technologies in management: Borzhin O. N., Kiyaev V. I. Moscow, Saratov: Internet University of Information Technologies (INTUIT), Ai Pi Ar Media, 2020. — 400 p.
  3. Matuzov N. I. Theory of State and Law: Matuzov N. I., Malko A.V. Moscow: Delo, 2020. — 528 p.
  4. Fundamentals of information technologies: Nazarov S. V. [et al.]. Moscow, Saratov: Internet University of Information Technologies (INTUIT), AI Pi Ar Media, 2020— — 530 p.
  5. Saltykova O. P. Organization of provision of state and municipal services in electronic form in the subject of the Russian Federation: monograph / Saltykova O. P. Saratov: University education, 2020. — 61 p.
  6. Khachatryan G. A. Organization and support of electronic document flow: Khachatryan G. A., Kuznetsova I. V. Saratov, Moscow: Professional Education, AI Pi Ar Media, 2020. — 156 p.