Московский экономический журнал 12/2020

image_pdfimage_print

УДК 658.5

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10873

Современное производство региональных самолетов Ил-114 для обеспечения связанности территорий Российской Федерации

Modern production of regional aircraft IL-114 to ensure the connectivity of the territories of the Russian Federation

Калачанов Вячеслав Дмитриевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление высокотехнологичными предприятиями»  Московский авиационный институт,  kaf506@mai.ru

Тихонова Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями»  Московский авиационный институт, e-mail: svetworld19@gmail.com

Kalachanov Vacheslav D., Doctor of Economical Sciences, Professor, Professor of Department «High-Tech Enterprise Management», Moscow Aviation Institute

Tikhonova Svetlana V., Senior Lecturer of Department «High-Tech Enterprise Management», Moscow Aviation Institute 

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования нового регионального пассажирского самолета Ил-114-300 для обеспечения связанности масштабных территорий Российской Федерации. Отмечается доминирующая роль Правительства РФ  в осуществлении ключевых показателей Государственных программ развития, как отраслевых, так и региональных. Приводится успешный пример возобновления производства современной модели летательных аппаратов с использованием цифровых технологий, на основе исторических наработок ведущих российских самолетостроительных фирм.

Summary. The article discusses the possibility of using a new regional passenger aircraft Il-114-300 to ensure the connectivity of large-scale territories of the Russian Federation. The dominant role of the Government of the Russian Federation in the implementation of key indicators of State development programs, both sectoral and regional, is noted. A successful example of the resumption of production of a modern model of aircraft using digital technologies, based on the historical developments of leading Russian aircraft manufacturing companies, is given.

Ключевые слова: связанность территории Российской Федерации, региональные авиаперевозки, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК).

Keywords: connectedness of the territory of the Russian Federation, regional air transportation, United Aircraft Corporation (UAC), United Engine Corporation (UEC).

Важнейшей проблемой укрепления экономического, научно-технического и военно-политического состояния нашего Государства является полноценное обеспечение связанности региональных территорий Российской Федерации. Необходимо добиться эффективного освоения и использования всех российских территорий, которые занимают самую большую площадь в мире в 17 125 191 км2. Протяженность РФ с юга на север составляет около 4 тыс. км, а с запада на восток более 10 тыс. км. Для выполнения столь масштабной работы по обеспечению формирования и отбора комплексных научно-технических программ и проектов, направленных на обеспечение связанности территории нашей страны, был создан Национальный Совет по приоритету «Связанность территории» под руководством Ректора Московского авиационного института (национального исследовательского университета) академика Погосяна М.А. Особая роль в Стратегии научно-­технологического развития России отводится развитию современных транспортных и космических отечественных систем. Действующая Государственная программа «Развитие транспортной системы» предусматривает создание новых летательных аппаратов, аэропортов и комплексных инженерных систем. Второй этап реализации Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года представляет собой  интенсивное инновационное развитие всей транспортной системы для обеспечения инновационного социально ориентированного пути развития Российской Федерации.

Одним из основных видов транспорта в России, осуществляющего перевозки пассажиров и грузов, является авиационный воздушный транспорт. Географические особенности нашей страны доказывают исключительность применения авиации для доставки пассажиров  и грузов в подавляющем большинстве регионов России. Гражданские самолёты были поделены на два основных класса: магистральные, с протяжённость маршрута свыше 1 тыс. км., и самолёты местных воздушных линий, с протяжённость маршрута до 1 тыс. км. Для обеспечения российских авиакомпаний современной отечественной техникой в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), входящей в Госкорпорацию Ростех, был создан дивизион гражданской авиации на базе корпорации «Иркут» и компании «Гражданские самолеты Сухого».   На Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе уже произведено 205 среднемагистральных пассажирских самолётов Сухой Суперджет 100 (Sukhoi Superjet 100).  На Иркутском авиационном заводе выпускается среднемагистральный узкофюзеляжный самолёт МС-21. 15 декабря 2020 года состоялся первый полёт самолёта МС-21-310, оснащённого новыми российскими турбовентиляторными двигателями ПД-14 (производитель – АО «ОДК-Пермские моторы»). Эти самолеты, имеющие дальность полета 4,5 тыс. км и 6,5 тыс. км., соответственно, было бы нецелесообразно использовать для небольших расстояний. Спрос же на перелеты до 1 тыс. км есть достаточно устойчивый, учитывая близость расположения большинства городов в Европейской части России (Таблица 1).

Конечно, надо учитывать развитие железнодорожного транспорта, где прирост скорости движения может даже опережать по темпам авиационный транспорт. Самый  быстрый регулярный поезд в мире Пекин-Нанкин движется со средней скоростью 317,7 км/ч. Согласно планам Российских Железных Дорог (РЖД)   между Москвой и Санкт-Петербургом должна начать работу новая высокоскоростная железнодорожная линия ВСЖМ-1, позволяющая достигать скорость поезда до 400 километров в час. Но мировой опыт показывает, что хорошо развитое авиасообщение является все-таки самым быстрым для доставки пассажиров к месту следования (Таблица 2).

К сожалению, в  России, с ее большими расстояниями и немалым количеством населенных пунктов, доступных только с воздуха, в конце XX века существенно уменьшилось количество региональных перелетов.   Число региональных аэропортов резко снизилось: с 1,5 тыс. до 0,5 тыс. Сложилась крайне неблагоприятная и экономически нецелесообразная ситуация, когда пассажирам приходилось летать в соседние регионы исключительно через Москву или Санкт-Петербург. Это серьезно ухудшило межрегиональные связи особенно в Дальневосточном и Сибирском Федеральных Округах, где дорожная инфраструктура развита довольно слабо.  Большие трудности испытывал и региональный авиапарк  устаревших самолетов типа Ан-24, которые ранее закрывали одну  третью часть всех гражданских авиаперевозок в стране. Необходимо было обновлять парк региональных самолетов, более 70% из которых  были  иностранного производства.   

Перспективным российским проектом в этом сегменте самолетов с маленькой пассажировместимостью: от 20 до 68 кресел признан новый Ил-114-300, который должен потеснить зарубежных конкурентов на местных авиалиниях.  Он представляет собой модернизированную версию регионального турбовинтового самолета Ил-114, который отличался низким расходом топлива, и был способен приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы. Самолет Ил-114 был разработан в Конструкторском Бюро «Ильюшин» в 80-е годы прошлого века, а его  серийное производство было налажено на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова, где было собрано 20 самолетов. Ил-114 был предназначен для эксплуатации с относительно коротких Взлетно-посадочных полос ПП  — от 1,3 км, что позволяло его использовать в малооборудованных аэропортах, расширяя таким образом географию применения.

Несмотря на некоторые проблемы в прошлом с серийным выпуском, старая версия самолета Ил-114 показывала хорошие результаты, поэтому в его конструкцию при модернизации было решено внести минимум изменений. Новый Ил-114-300 внешне не сильно отличается от своего «предка», но он получил современное электронное оборудование, эффективный и экономичный турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ-01, новейшую версию цифрового пилотажно-навигационного комплекса, и комфортный дизайн пассажирского салона. Для сокращения длины разбега и уменьшения скорости посадки, конструкторы Группа компаний ОАК «Ильюшин» изменили поперечный угол крыла. Все эти новшества позволят увеличить дальность полета Ил-114-300, даже в сложных метеорологичесих условиях. Большое внимание было уделено улучшению экологических характеристик и снижению уровня шума. 

Разработка нового самолета ведется полностью в «цифре», а его производство возобновлено, начиная с 2019 года на  ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», совместно с корпорацией МиГ. Ил-114-300 создается в широкой производственной кооперации в рамках Объединенной авиастроительной корпорации. В его создании участвуют такие предприятия, как «Авиастар-СП», ВАСО, филиалы РСК МиГ – НАЗ «Сокол» и ЛАЗ им. П.А. Воронина. Окончательная сборка Ил-114-300 будет осуществляться на авиационном заводе им. П.А. Воронина в подмосковных Луховицах, где сейчас собираются истребители семейства «МиГ».

Первый полёт возобновлённого самолёта состоялся 16 декабря 2020 года. Самолет подняли в небо новые российские двигатели ТВ7-117СТ-01 разработки и производства Санкт-петербургского предприятия «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации. Этот турбовинтовой двигатель обладает мощностью на взлетном режиме до 3100 л.с., и использует новый винт АВ-112-114 повышенной тяги. В своем классе двигатель ТВ7-117СТ-01 является лучшим в мире по всем параметрам, определяющим экономическую целесообразность выбора силовой установки для современного самолета.

Ил-114-300 представляет собой некую  универсальную платформу, на базе которой могут создаваться самолеты различного назначения: грузового, грузопассажирского, специального (для разведки, мониторинга, медицинских нужд).

По словам Вице-премьера Российского Правительства Ю.Б. Борисова, новый региональный самолет поможет повысить мобильность российских граждан. «Это очень важное событие и для наших авиастроителей, и для всех перевозчиков, потому что на крыло сегодня встал один из самых востребованных типов самолетов, региональный самолет дальностью до 1500 км, который будет перевозить до 60 пассажиров», – подчеркнул он.

«Создание нового регионального самолета Ил-114-300 – это итог колоссальной работы десятков тысяч людей – ученых, инженеров, специалистов – работающих в КБ и на заводах Объединенной авиастроительной корпорации, на предприятиях наших поставщиков и партнеров. Появление нового турбовинтового регионального самолета открывает новые перспективы для российского гражданского авиастроения», – отметил генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Ю.Б. Слюсарь. 

Список литературы

  1. Погосян М.А., Стрелец Д.Ю., Владимирова В.Г. Связанность территории Российской Федерации: от постановки комплексных задач к формированию комплексных научно-технических проектов // Вестник Российской Академии Наук. — 2019. Том 89, №5.
  2. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Тихонова С.В. Оценка клиентоориентированности предприятий авиационно-космической промышленности // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 61.
  3. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Тихонова С.В. Обеспечение конкурентоустойчивости предприятий авиационного двигателестроения // Московский экономический журнал. 2019. № 11. С. 62.
  4. Краев В.М., Тихонов А.И., Новиков С.В. Обеспечение связанности территории за счет использования сверхзвуковой пассажирской авиации // Финансовая экономика. 2018. № 7. С. 557-566.
  5. Фатихова Э.Р., Краев В.М., Тихонов А.И. Обеспечение связанности территорий российской федерации за счет авиационных пассажирских перевозок // Московский экономический журнал. 2018. № 4. С. 14.
  6. Дудинских А.В., Краев В.М., Тихонов А.И. Обеспечение связанности территорий Российской Федерации с помощью авиационных грузовых перевозок // Московский экономический журнал. 2018. № 4. С. 6.
  7. Фатихова Э.Р., Краев В.М., Тихонов А.И. Модель связанности территорий пассажирских авиаперевозок для формирования кадрового потенциала // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 9 (115). С. 16.
  8. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Просвирина Н.В. Повышение конкурентоустойчивости предприятий авиационного двигателестроения в современных экономических условиях // Вестник Московского авиационного института. – –Т.23. –№1. –С.218–226.
  9. Тихонов А.И., Новиков С.В., Тихонова С.В. Проведение экономической оценки эффективности деятельности предприятий авиационной промышленности // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 80.
  10. Ил-114-300 – новый региональный. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rostec.ru/news/il-114-300-novyy-regionalnyy/
  11. Группа компаний ОАК «ИЛЬЮШИН». [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.ilyushin.org/aircrafts/passenger/