Московский экономический журнал 12/2020

image_pdfimage_print

УДК 314

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10840 

МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 

MEDICAL AND SOCIOLOGICAL MONITORING OF THE QUALITY AND SAFETY OF MEDICAL ACTIVITIES AS AN EFFECTIVE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC TECHNOLOGY OF HEALTHCARE MANAGEMENT AT THE REGIONAL LEVEL

Башкуева Елена Юрьевна, кандидат исторических наук,  старший научный сотрудник,  Бурятский научный центр СО РАН, г. Улан-Удэ

BashkuevaE.Yu., frombear@mail.ru

Аннотация. В статье предложена методика проведения медико-социологического мониторинга качества и безопасности медицинской деятельности для региональной системы здравоохранения как эффективной организационно-экономической технологии управления региональным здравоохранением. Определены его цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, источники информации, предложены показатели. Разработана функциональная модель медико-социологического мониторинга территориальной системы здравоохранения. Предложены показатели качества и безопасности медицинской деятельности.

Summary. The article proposes a methodology for conducting medico-sociological monitoring of the quality and safety of medical activities for the regional health care system as an effective organizational and economic technology for managing regional health care. Its purpose, objectives, object, subject, research methods, sources of information are determined, indicators are proposed. A functional model of medical and sociological monitoring of the territorial health care system has been developed. Indicators of the quality and safety of medical activity are proposed.

Ключевые слова: здравоохранение, управление, организационно-экономическая технология, эффективность, медицинская деятельность, мониторинг, качество, безопасность, Республика Бурятия.

Keywords: healthcare, management, organizational and economic technology, efficiency, medical activity, monitoring, quality, safety, Republic of Buryatia. 

Обеспечение населения Российской Федерации доступной, высококачественной и  безопасной медицинской помощи является одной из ключевых  задач государственной политики в области здравоохранения. Основным элементом реализации данной политики является построение эффективной системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности на региональном уровне. В Республике Бурятия накоплен определенный опыт построения такой системы, в том числе с внедрением новых институтов управления и  использованием современных  подходов (система менеджмента качества ISO 9000 2015, предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Росздравнадзора и т.д). Однако, существует немало проблем, сдерживающих эффективное построение рассматриваемой системы – слабая материально-техническая база, дефицит квалифицированных кадров, наличие бюрократических проволочек, сопротивление персонала  и т.д.

 К перспективным направлениям развития системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности следует отнести внедрение медико-социологического мониторинга  качества и безопасности медицинской деятельности. Разработка данного мониторинга обусловлена неудовлетворительным уровнем качества медицинской помощи в регионе, а такженеобходимостью обеспечения информацией всех участников территориальной системы качества и безопасности медицинской деятельности с целью своевременного  принятия адекватных  мер и корректирующих действий. Научно-исследовательская работа в обозначенном направлении была инициирована сотрудниками Отдела региональных экономических исследований ФГБУН «Бурятский научный центр СО РАН» в 2019 г. при участии министерства здравоохранения Республики Бурятия и подведомственных учреждений. Методической основой разработки мониторинга являются научные труды сотрудников Сеченовского университета (Решетников А.В.) [8]и НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко (Гришина Н.К. с соавторами [4;5;6]).Эмпирическая база исследования:отчетные данные министерства здравоохранения РБ, ТФОМС, ТУ Росздравнадзора по РБ, Уполномоченного по правам человека по РБ (за 2013-2018 гг.), статистические данные Росстат, Бурятстат, РМИАЦ, данные социологических исследований: экспертного опроса с участием руководителей МО РБ (N=30), анкетирования пациентов ГАУЗ «РКБ им. Н.А. Семашко (N=3598), фокус-групповой дискуссии с участием пациентов  приемно-диагностического отделения и отделения челюстно-лицевой хирургии ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» (N=25).

Изученные методические разработки отечественных авторов в области мониторинговых исследований в здравоохранении показали, что при всем их многообразии, в Российской Федерации не выработано единой и универсальной методики в области мониторинга и оценки эффективности качества и безопасности медицинской деятельности [4;5;6;8]. Нами предложено разработать мониторинг качества и безопасности медицинской деятельности, основанный на синтезе медицинских, экономических, социологических данных и методов.

В настоящее время значительно возросла роль прикладных социологических исследований, в частности мониторинга, и широкого использования их результатов в практике управления здравоохранением,  в планировании, прогнозировании сети здравоохранения, в информационном обеспечении управления деятельностью МО и т.д. [8].

Мониторинг системы здравоохранения представляет собой регулярное изучение медицинских, экономических, социальных проблем охраны здоровья населения путем создания постоянной системы сбора и оценки информации. Медико-социологический мониторинг общественного  здоровья и здравоохранения, как инструмент для исследования социально-экономических процессов в сфере здравоохранения, анализа динамики происходящих перемен в перспективе должен стать, по мнению А.В. Решетникова, одним из основных методов прогноза развития как позитивных, так и негативных тенденций функционирования социального института[8].

Эффективность мониторинга в здравоохранении может повышаться за счет создания постоянной системы сбора социологической информации и образования банка данных по отдельным лечебно-профилактическим учреждениям, районам, городам и регионам. Основой банка социологической информации может служить специально организованный в учреждениях или органах здравоохранения архив первичной социологической информации и итоговые отчеты по ее анализу. Развитие современных информационных технологий позволяет проводить более подробный анализ социологической информации в различных разрезах с использованием более сложного математического аппарата и обеспечивать ее длительное хранение для последующего использования с быстрым поиском необходимых данных [8].

Основная цель мониторингавыявление основных проблем доступности, качества и безопасности медицинской помощи для последующей разработки рекомендаций по совершенствованию системы оказания медицинской помощи на всей территории Республики Бурятия.

Предложенный мониторинг базируется на использовании качественных и количественных социологических методов. Предполагается проведение глубинных интервью с экспертами, пациентами (раз в полгода), фокус-групповые исследования, кейс-стадии, контент-анализ СМИ и ресурсов Интернет (постоянно), а также ежеквартальное анкетирование населения на предмет удовлетворенности доступностью, качеством и безопасностью медицинской деятельностью. Нами разработан социологический инструментарий с использованием опыта российских исследователей [2;3; 4;5;6; 8].

Региональная система медико-социологического мониторинга качества и безопасности медицинской деятельности даст возможность своевременно выявлять управленческие проблемы следующего характера:

  • узкие места и несовершенства в управлении территориальной системой качества и безопасности медицинской деятельности;
  • несогласованность действий, целей и интересов субъектов и участников территориальной системы качества и безопасности медицинской деятельности;
  • трудности в коммуникациях между  субъектами  территориальной системы качества и безопасности медицинской деятельности.

Правильно выстроенное проведение медико- социологического мониторинга качества и безопасности медицинской деятельности обеспечит следующее:

  • своевременное обнаружение в деятельности субъектов и участников территориальной системы качества и безопасности медицинской деятельности факторов, оказывающих негативное влияние на её функционирование
  • прогнозирование состояния качества и безопасности медицинской деятельности в регионе
  • определение и разработка мероприятий по улучшению функционирования территориальной системы качества и безопасности медицинской деятельности
  • определение стратегических направления развития качества и безопасности медицинской деятельности на региональном уровне
  • информирование государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан о данных, полученных в ходе мониторинга, в том числе путем размещения отчетов в сети Интернет и других открытых источниках.

Как отмечает А.В. Решетников, создание на региональном уровне системы медико-социологического мониторинга требует организации, сбора и обработки и представления для управленцев значительного объема информации [8]. Для облегчения работы предлагаем создать автоматизированную медицинскую информационную систему (МИС) для проведения данного мониторинга. Определенные наработки в этом направлении уже есть у ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко при участии  Бурятского государственного университета.

Разработана и апробирована методика медико-социологического мониторинга качества медицинской деятельности (рисунок 1) для территориальной системы здравоохранения Республики Бурятия.

Проведена апробация социологического инструментария медико-социологического мониторинга (анкетирование, фокус-групповая дискуссия) в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко». Всего опрошено 3598 пациентов, в т. ч. в стационаре 1783 чел., в поликлинике – 340 чел. По вопросам качества питания опрошено 1131 пациентов, по вопросам высокотехнологичной медицинской помощи – 405 пациентов. Выявлена высокая степень удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи как в стационаре, так и поликлинике. Определены недостатки в обеспечении условий пребывания пациентов в стационаре:  отсутствие доступа к сети Интернет  в ряде отделений больницы,  отсутствие поручней в туалете травматолого-ортопедического отделения, однообразие в рационе питания всех стационарных больных. Администрации больницы предложено реализовать необходимый комплекс корректирующих и предупреждающих действий по выявленным замечаниям.

По результатам первичной апробации анкеты и анализа полученных данных предложено скорректировать анкету путем  введения  балльной системы оценки удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи.

С учетом данных экспертных интервью с руководителями медицинских организаций РБ сформирован расширенный перечень индикаторов мониторинга качества и безопасности медицинской деятельности, включающий дополнительные показатели организации медицинской помощи и её результативности для осуществления мониторинга в соответствии с принятыми нормативными документами федерального уровня [9;10], в т. ч.:

  • индикаторы структуры оказания медицинской помощи (2);
  • индикаторы процесса оказания медицинской помощи, в первую очередь от жизнеугрожающих заболеваний, по региональному процессу оказания медицинской помощи (17);
  • индикаторы организации медицинской помощи (менеджмента) (7);
  • индикаторы безопасности медицинской помощи (8);
  • показатели, характеризующие результативность медицинской помощи (3).

Предлагаем также производит расчет итогового интегрального индикатора качества и безопасности медицинской деятельности для каждой медицинской организации региона.

Нами разработаны  и направлены  следующие предложения:

  • для министерства здравоохранения РБ: создать автоматизированную медицинскую информационную систему для проведения  мониторинга и  оперативного обмена  его данными с использованием  разработанных индикаторов качества и безопасности медицинской деятельности и опыта  ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко в этом направлении;
  • для межведомственной комиссии по качеству и безопасности при Министерстве здравоохранения РБ и  центра компетенций  по качеству и безопасности медицинской деятельности РБ: использовать результаты разработанного мониторинга в своей деятельности в целях повышения качества и безопасности медицинской помощи в региональном масштабе, своевременного выявления проблемных вопросов и принятия корректирующих действий.

Таким образом, разработанная система мониторинга будет способствовать повышению качества и безопасности медицинской деятельности на региональном уровне, поможет сохранить материальные ресурсы и  станет действенным организационно-экономическим рычагом управления  территориальной  системой здравоохранения.

Литература

  1. Башкуева Е.Ю. Проблемы и перспективы развития здравоохранения Республики Бурятия // Московский экономический журнал. – 2019. – № 12. DOI: 10.24411/2413-046Х-2019-10221
  2. Лапина Л.М. Совершенствование информационного обеспечения управления качеством организации медицинской помощи: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук: 14.02.03 / Л.М. Лапина. – Москва, 2018. – 24 с.
  3. Лудупова Е.Ю. Подходы к построению региональной модели управления качеством и безопасностью медицинской деятельности // Вестник Росздравнадзора. 2018; 6: 24-31.
  4. Гришина Н.К. Совершенствование информационного обеспечения управления здравоохранением. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Москва, 2011.
  5. Гришина Н.К., Серегина И.Ф. Вопросы организации мониторинговых социологических исследований //Здравоохранение Российской Федерации. 2010; 6:  23-25.
  6. Гришина Н. К., Кича Д.И. Опыт реализации принципов социологического мониторинга в здравоохранении// Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2011. Т. 19. № 1. С. 154-156.
  7. Мурашко М.А. Качество медицинской помощи: пора меняться / М.А. Мурашко // Вестник Росздравнадзора. – 2017. –№1. –С. 10-21.
  8. Решетников А.В. Медико-социологический мониторинг: руководство/ А.В. Решетников. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 800 с.
  9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительство Российской Федерации № 294 от 15 апреля 2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102349622(дата обращения 20.09.2020 г.)
  10. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) / Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения – Москва, 2015. – 114 с.

References

  1. Bashkueva, E.Yu. Problemy i perspektivyrazvitiyazdravoohraneniyaRespublikiBuryatiya [Problems and prospects of health care development in the Republic of Buryatia]//Moscow Economic Journal. – 2019. – № 12. DOI: 10.24411/2413-046H-2019-10221
  2. Lapina L.M. Sovershenstvovanieinformacionnogoobespecheniyaupravleniyakachestvomorganizaciimedicinskojpomoshchi[Improvement of information support for quality management of the organization of medical care] thesis abstract for the degree of candidate of medical sciences: 14.02.03 / L.M. Lapina. – Moscow, 2018. – 24 p.
  3. Ludupova,E.Yu. Podhody k postroeniyuregional’nojmodeliupravleniyakachestvomibezopasnost’yumedicinskojdeyatel’nosti[Approaches to the construction of a regional model of quality and safety management of medical activities] // Bulletin of Roszdravnadzor. 2018, no 6, pp.24-31.
  4. Grishina N.K. Sovershenstvovanieinformacionnogoobespecheniyaupravleniyazdravoohraneniem.[Improvement of information support for healthcare management].Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Medical Sciences.Moscow, 2011.
  5. Grishina N.K., Seregina I.F. Voprosyorganizaciimonitoringovyhsociologicheskihissledovanij[Issues of organizing monitoring sociological research] // Healthcare of the Russian Federation. 2010;  no  6,  pp.  23-25.
  6. Grishina N. K., Kicha D.I. Opytrealizaciiprincipovsociologicheskogomonitoringa v zdravoohranenii[Experience in implementing the principles of sociological monitoring in health care] // Russian medical and biological bulletin named after academician I.P. Pavlova . 2011. vol. 19. no 1. pp. 154-156.
  7. Murashko M.A. Kachestvomedicinskojpomoshchi: poramenyat’sya[The quality of medical care: it’s time to change] //Bulletin of Roszdravnadzor/ 2017.  no 1. pp. 10-21.
  8. Reshetnikov A.V. Mediko-sociologicheskij monitoring: rukovodstvo [Medical and sociological monitoring: a guide]. – M.:GEOTAR-Media, 2013. – 800 p.
  9. Ob utverzhdeniigosudarstvennojprogrammyRossijskojFederacii «Razvitiezdravoohraneniya»: postanovleniePravitel’stvoRossijskojFederacii № 294 ot 15 aprelya 2014 g.Approval of the Russian Federation «Development of Health» of the state of the program: Russian Federation Government Resolution № 294 of April 15, 2014 –Available at://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102349622(accessed 20 January 2020).
  10. Predlozheniya (prakticheskierekomendacii) poorganizaciivnutrennegokontrolyakachestvaibezopasnostimedicinskojdeyatel’nosti v medicinskojorganizacii (stacionare) / Proposals (practical recommendations) on the organization of internal quality control and safety of medical activities in a medical organization (hospital) / Federal Service for Surveillance in Healthcare,Moscow, 2015. – 114 p.