Московский экономический журнал 12/2019

image_pdfimage_print

ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

PASSENGER TRANSPORTATIONS ON A RAILWAY TRANSPORTATION: THE IMPROVEMENT OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT

Выскребенцев Иван Сергеевич, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Уральский государственный университет путей сообщения

Vyskrebentsev I.S., Federal state budgetary educational institution of Higher education Ural state University of Railways

Аннотация: Динамичное развитие нашей страны, большая территориальная отдаленность сырьевых источников от потребителей говорит о необходимости максимального использования и развития транспортной мобильности. Спрос населения на пассажирские перевозки зависит от целого комплекса различных факторов – сезон года, время дня, регион. В статье рассмотрены пассажирские перевозки на примере железнодорожного транспорта, а та же указаны векторы направления развития качества транспортного обслуживания пассажирских перевозок населения.

Summary: The dynamic development of our country, the large territorial remoteness of raw materials from consumers indicates the need for maximum use and development of transport mobility. The demand of the population for passenger transportation depends on a whole complex of various factors — the season of the year, time of day, region. The article discusses passenger transportation by the example of railway transport, and the same one shows the vectors of the development direction of the quality of transport services for passenger transportation.

Ключевые слова: виды пассажирских перевозок, транспортное обслуживание населения, пассажирские перевозки, железнодорожный транспорт.

Keywords: transport service, passenger transportation, railway transport.

Современная Россия немыслима без надёжной и эффективной единой транспортной системы. Потребность в передвижении грузов и пассажиров настолько велика, что без отлаженной транспортной системы достаточно сложно удовлетворять её. Единство транспортной системы говорит о целостности Российского государства. С населением России более 146 млн. человек необходимо рационально управлять большими объемами пассажирских перевозок, потому что развитие экономики государства напрямую зависит от мобильности такого фактора, как рабочая сила (трудовая миграция).[1]

Конечно, современный транспортный комплекс России в первую очередь рассматривается под призмой бизнеса. Но нельзя забывать, что бизнес в первую очередь нацелен на увеличение стоимости активов собственников и получение им максимальной прибыли, а только потом уже удовлетворение социально-экономической потребности страны.

Динамичное развитие нашей страны, большая территориальная отдаленность сырьевых источников от потребителей говорит о необходимости максимального использования и развития транспортной мобильности. Каждый вид транспорта имеет свои отличительные черты и особенности. Пассажир, выбирая вид транспорта, в первую очередь основывается на времени перемещения из точки А в точку Б и только потом уже оценивает стоимость услуги, безопасность поездки, регулярность и т.д.

Пассажиропоток имеет существенную особенность в перевозке – пространственное и временное непостоянство. Речной и морской транспорт более активны в летнее время, а автомобильный и воздушный сильно зависят от погодно-климатических условий. Среди пяти видов пассажирского транспорта: автомобильный, воздушный, речной, морской, железнодорожный особой популярностью пользуется железнодорожный транспорт, т.к. численность перевозимых им пассажиров в России составляет более 40 % от общего объема пассажирских перевозок. [2]

Спрос населения на пассажирские перевозки зависит от целого комплекса различных факторов – сезон года, время дня, регион и т.д. Все эти факторы диктуют перевозчику свои условия – периодичность движения подвижного состава, объёмы перевозок, схемы, состав поездов, комфортность, безопасность и т.д. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что сформировавшаяся система пассажирских перевозок имеет свои специфические особенности, которые предполагают необходимость постоянного изучения и анализа и при необходимости внесения корректив в деятельность компаний-перевозчиков.

Современное пассажирское сообщение характеризуется пассажиропотоками пригородного и дальнего следования (рис.1).

Направления пригородного сообщения в основном обслуживают пригородные пассажирские компании. Для организации и совершенствования пассажирских перевозок компания публичное акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») поставила перед собой ряд задач:

  • Повышение качества транспортного обслуживания пассажиров;
  • Удовлетворение спроса на пассажирские перевозки;
  • Повышение финансовой устойчивости;
  • Эффективное использование основных фондов. [3]

Для реализации данных задач компания ОАО «РЖД» создала в 2006 году 32 пригородные пассажирские компании. Пригородное сообщение в большей степени организуется в пределах больших городов и прилегающей к ним территории, и его специфика обусловливается высокой плотностью населения, индустриальными центрами, технически и экономически развитыми областями. В апреле 2018 года численность пригородных пассажирских компаний составила 25 дочерних обществ, со средней долей собственности компании ОАО «РЖД» более 60% . [4]

Одним из главных экономических факторов пригородного пассажирского сообщения является убыточность его перевозок. По мнению руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта В.Б. Савчука, пригородные пассажирское сообщение в большей степени является убыточным, кроме направлений обслуживания с высоким и стабильным пассажиропотоком. [5]

Себестоимость пригородных пассажирских перевозок настолько велика, что получаемый доход не покрывает её. Большую долю в себестоимости занимают накладные расходы – общехозяйственные, основные, а так же расходы для специфических видов экономической деятельности. [6]

Снижение величины себестоимости можно добиться, повышая производительность труда на предприятиях железной дороги, конкурентоспособность пассажирских перевозок, обеспечивая качество обслуживания на должном уровне. Этому же в немалой степени может способствовать расширение области предоставления транспортных услуг.

При использовании принципа «эффективного управления» появляется необходимость в калькуляционном учёте затрат. Первостепенной задачей данного учёта является расчёт себестоимости и составление смет. На основе полученных данных проводится оперативный анализ, в результате которого определяются отклонения и регулируются затраты себестоимости. [7]

Анализируя пассажирские перевозки дальнего следования, можно отметить, что они менее сконцентрированы на мегаполисах, но отличаются неравномерным распределением обслуживания по направлениям, а так же сильно зависимы от времени года (сезонов отпусков, школьных каникул и т.д.).

В целом, как для пассажирских перевозок пригородного сообщения, так и для перевозок дальнего следования характерно постоянное снижение численности перевозимых пассажиров (рис.2). [8]

Вопросу качества транспортного обслуживания пассажирских перевозок необходим комплексный подход и одновременное решение ряда задач. В частности, необходимо:

  • совершенствовать тарифную политику в области пассажирских перевозок ОАО «РЖД»;
  • создать программный продукт по управлению железнодорожным транспортом;
  • внедрить непрерывное наблюдение за функционированием железнодорожного транспорта;
  • сформировать единую маршрутную сеть и оптимизировать ее;
  • снизить вредное воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду.

Чтобы оценить качество транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте, нужно  все показатели рассматривать комплексно. Это послужит выявлению возникающих проблем, дать возможность анализировать их в динамике и своевременно принимать необходимый объем действенных решений. [9] Так, за период с начала 90-х гг. по 2000 г. численность пассажиров железнодорожного транспорта снизилась с 2372 млн. человек до 1419, т.е. в 1,7 раза, а к 2017 – до 1040 млн. человек, т.е. в 2,3 раза по сравнению с 1992 г. Значительную роль в снижении объемов пассажироперевозок сыграл развал СССР в начале 90-х гг., последовавший за этим распад единого народнохозяйственного комплекса и разрыв экономических связей между бывшими республиками Советского Союза. К началу 21 в. экономическая ситуация осложнилась дефолтом в 1998 г. и ростом инфляции.

В 2007-2008 гг.: в экономике России вновь нарастают кризисные явления, которые сказались на всех сферах социально-экономического развития страны. В результате говорить о достижении в ближайшее время «доперестроечных» (или «дорыночных») показателей развития пассажироперевозок в Российской Федерации затруднительно. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1.

Из таблицы следует, что на настоящий момент объемы пассажирских перевозок российскими железными дорогами не достигли даже 50% аналогичного показателя в 90-х годах. До 2012 г. продолжалось неуклонное снижение данного показателя деятельности железнодорожного транспорта. Относительная стабилизация объемов перевозок пассажиров наблюдается, начиная с 2012 г. и с небольшими колебаниями (от 1025 до 1080 млн. чел) сохраняется до 2017 г., что свидетельствует об определенной стагнации развития пассажиропотоков в транспортном комплексе России. Преодоление негативных явлений и дальнейшее (количественное и качественное) развитие пассажирских перевозок на железных дорогах России является первоочередной задачей органов управления пассажирскими перевозками РФ на ближайшие годы.

Возглавляет структуру органов управления пассажирскими перевозками Министерство транспорта РФ. Данный федеральный орган исполнительной власти и задаёт вектор направления государственной политики в области транспорта, создаёт нормативно-правовую базу единого транспортного пространства России.

Непосредственно железнодорожным транспортом занимается Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) создано 09.03.2004 года указом Президента РФ № 314. В публичной декларации ключевых целей и приоритетных задач в 2018 году Росжелдор ставит на первое место повышение доступности и качества услуг железнодорожного транспорта для населения. [10]

Процессы по организации и управлению пассажирскими перевозками возлагаются на ОАО «РЖД». Компания ОАО «РЖД» разделила пассажирские перевозки в России на два вида — пассажирские перевозки дальнего следования и пригородные пассажирские перевозки. В зону ответственности компании входит обеспечение пассажирских перевозок дальнего следования, транспортной инфраструктуры, скоростного движения. Хозяйственные функции по управлению пригородным сообщением компания реализует совместно с деятельностью соответствующих регионов.

Пассажирские перевозки в дальнем следовании в компании ПАО «РЖД» представлены дочерним зависимым обществом – АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК). В 2006 году постановлением Правительства РФ в компании ОАО «РЖД» был создан филиал – Федеральная пассажирская дирекция.

В декабре 2009 года на базе федеральной пассажирской дирекции было учреждено открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания». С 1 апреля 2010 года в качестве перевозчика компания «ФПК» начала свою самостоятельную деятельность. Компания ведёт управление дальними пассажирскими перевозками в России на железнодорожном транспорте и является национальным пассажирским железнодорожным перевозчиком.

В основной части сети ФПК лежит железнодорожная инфраструктура ОАО «РЖД» с протяжённостью около 86 тыс. км. Компания производит пассажирские перевозки во всех регионах России, в которых имеется железнодорожная инфраструктура (77 из 85 регионов РФ) На балансе ФПК состоят вся вокзальная инфраструктура, пассажирские вагоны, депо и т.д.

В настоящее время ФПК осуществляет следующие виды деятельности:

  1. перевозку пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении в регулируемом и дерегулированном сегментах;
  2. перевозку пассажиров в дальнем следовании в межгосударственном сообщении;
  3. перевозку багажа и грузобагажа в дальнем следовании;
  4. обслуживание пассажиров;
  5. техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
  6. скоростные и высокоскоростные перевозки.

Организационная структура ФПК включает в себя аппарат управления, 15 региональных филиалов, 3 дочерних общества, 1 вагонный участок цен- трального направления. В состав филиалов входят 22 пассажирских вагон- ных депо, 33 вагонных участка, 11 железнодорожных агентств, 1 Центр ор- ганизации перевозок транспортных средств.

Дочерними обществами ФПК являются ООО «Напитки Транс-Сервис», ООО «Трэвел-Тур» (является материнской компанией для ООО «РЖД Тур» и ООО «РТК»), АО «ФПК-Логистика» (является материнской компанией для ООО «Инновационная мобильность»). [11]

Некоторое время назад в связи с высокой актуальностью развития высокоскоростных пассажирских перевозок была создана Дирекция скоростного сообщения, являющаяся филиалом ОАО «РЖД».

Нацеленность управленческих структур на повышение эффективности управления пассажирскими перевозками предполагает необходимость создания конкретного плана действий в этом направлении. План должен носить мобильный характер, т.е. на основе мониторинга основных параметров развития пассажироперевозок исключать из своей структуры недейственные и устаревшие элементы и органично принимать и встраивать в свою структуру новые (и инновационные) предложения.

Основными направлениями (пунктами) плана повышения эффективности перевозок должны стать:

  1. разработка и внедрение современных технических устройств (в т.ч. подвижной состав);
  2. создание и внедрение новых, более эффективных технологий управления эксплуатационной работой;
  3. усовершенствование механизмов принятия управленческих решений и управленческого учёта;
  4. повышение качества обслуживания пассажиров.

Это позволит поднять качество и расширить спектр услуг пассажирам в процессе перевозки и , как следствие, создать благоприятные условия для конкуренции в этой сфере с автомобильным и авиационным видами транспорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Е.В., Выскребенцев И.С. «Формирование информационно-манипулятивной демократии в России» : Вестник гуманитарного университета, 2014 г. №3(6) стр. 88-103
  2. Котенко А.Г., Е.А.Макарова  «Организация пассажирских перевозок» : учебник – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. -136 с.
  3. Заварская, Н. Ф., Железной дороге предлагают решить проблему убыточности пассажирских перевозок [электронный ресурс] / Н. Ф. Заварская, И. В. Суханова. – М., 2009 г. –. –Режим доступа: http:// news.liga.net
  4. Официальный сайт ОАО «РЖД» режим доступа: http://www.rzd.ru/ent/public/ru?STRUCTURE_ID=5185&layer_id=5553&make=search&type_id=6&activity_type_id=31&country_id=1&region_id=&place_dict_railway_id=&lastName=&firstName=&middleName=&textSearch=&textSearchParam=1&page5553_4109=1
  5. Савчук В.Б. Проблемы финансирования пригородных пассажирских перевозок в России / В.Б. Савчук, Л.Н. Рузавин // Транспорт Российской Федерации. –2014. – № 4 (53). – С. 8-10.
  6. Юрьева Л.В., Н.И. Лоскутова, «Управленческий учёт затрат на железнодорожных  предприятиях с использованием функционально-стоимостного анализа» Международный бухгалтерский учёт 2011 г. ; 42 стр 14-27.
  7. [1] Гизатуллина В.Г., Дорошева К.Д., Нахимова О.Д. «КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ», Знание. 2017. № 10-2 (50). С. 86-94.
  8. Официальный сайт Росстата, режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_55/IssWWW.exe/Stg/02-13.htm
  9. Выскребенцев И.С.,: «Качество транспортного обслуживания при организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», Экономика и менеджмент систем управления, ООО «Издательство «Научная книга» 2019, Том 31 №1 стр: 13-20.
  10. Официальный сайт Федерального агентства железнодорожного транспорта,  режим доступа:  http://www.roszeldor.ru/public-declaration
  11. Стратегия развития АО «ФПК» до 2030 года 

LIST OF REFERENCES

1.      Andreeva E. V., Vyskrebentsev I. S. «Formation of information-manipulative democracy in Russia»: Bulletin of the humanitarian University, 2014 No. 3(6) pp. 88-103

2.      Kotenko A. G., E. A. Makarova «organization of passenger transportation»: textbook-M.: fgbi DPO «Educational and methodical center for education in railway transport», 2017. -136 PP.

3.      Zavarskaya, N. F., the Railway is offered to solve the problem of unprofitability of passenger transportation [electronic resource] / N. F. Zavarskaya, I. V. Sukhanova.  — M., 2009 –. — Access mode: http: / / news.liga.net

4.      Official website of JSC «Russian Railways» access mode: http://www.rzd.ru/ent/public/ru?STRUCTURE_ID=5185&layer_id=5553&make=search&type_id=6&activity_type_id=31&country_id=1&region_id=&place_dict_railway_id=&lastName=&firstName=&middleName=&textSearch=&textSearchParam=1&page5553_4109=1

5.      Savchuk V. B. Problems of financing of suburban passenger transportation in Russia / V. B. Savchuk, L. N. Ruzavin / / Transport of the Russian Federation. -2014. — No. 4 (53). — Pp. 8-10.

6.      Yuryeva L. V., N. I. Loskutova, «Management accounting of costs at railway enterprises using functional and cost analysis» international accounting 2011; 42 pp. 14-27.

7.        Gizatullina, V. G., K. D. Dorosheva, Nakhimov O. D. «calculation of the COST of RAIL TRANSPORT», Knowledge. 2017.  No. 10-2 (50). Pp. 86-94.

8.      Official website of Rosstat, access mode: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_55/IssWWW.exe/Stg/02-13.htm

9.      Vyskrebentsev I. S.,: «the Quality of transport services in the organization of passenger transportation by rail», Economics and management of management systems, LLC «publishing house» Scientific book » 2019, Volume 31 №1 page: 13-20.

10.    Official website of the Federal Agency of railway transport, access mode: http://www.roszeldor.ru/public-declaration

11.    Development strategy of JSC » FPC » until 2030