http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2019

УДК 378.4

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10245

ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ

PECULIARITIES
OF FORMATION OF STUDENT SELF-GOVERNANCE IN THE UNIVERSITIES OF RUSSIA

Гаврилова Инна
Семеновна,
к.э.н., доцент, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг
высокотехнологичных отраслей промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный
институт (национальный исследовательский университет)», (e-mail: nata100864@list.ru)

Куликов Сергей
Павлович,
к.с.н., заведующий кафедрой «Государственное управление и социальные
технологии» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный
исследовательский университет)», (e-mail: Milena.555@mail.ru)

Новиков Сергей
Вячеславович,
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономическая теория» ФГБОУ ВО
«Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»,
(e-mail: ncsrm@mail.ru)

Gavrilova Inna S., candidate of
economic sciences, associate professor, associate professor «Management and
marketing of high-tech industries of the industry» Moscow aviation institute
(national research university), (e-mail: nata100864@list.ru)

Kulikov Sergey P., candidate of
sociological sciences, head of the department «Public administration and social
technologies» Moscow aviation institute (national research university),
(e-mail: Milena.555@mail.ru)

Novikov
Sergey V., 
candidate of economic sciences, associate professor,
head of the department «Economic theory»  Moscow aviation institute
(national research university), (e-mail: ncsrm@mail.ru)

Аннотация:
Статья посвящена анализу особенностей формирования студенческого самоуправления
в ВУЗах России. Рассмотрена структура студенческого самоуправления, с
выделением наиболее ключевых форм. Обобщены структурные компоненты, которые
должна содержать в себе модель студенческого самоуправления. Проанализированы
главные инструменты необходимые для успешной реализации государственной
молодежной политики в образовательных организациях высшего и
средне-специального образования на основе трансформации системы студенческого
самоуправления. Рассмотрены органы студенческого самоуправления в рамках структурных
компонентов модели студенческого самоуправления применяющейся в высших учебных
заведениях России. Приведен комплексный структурный состав административного,
учебного и организационного блоков, входящих в общую модель студенческого
самоуправления. В статье отмечается, что для развития студенческого самоуправления
необходимо создание системы
непрерывного обучения и поддержки органов студенческого самоуправления.
Авторами статьи предлагается содержательное и структурное наполнение онлайн-платформы дистанционного обучения и поддержки
студенческих лидеров. В заключение авторами статьи предлагаются
направления, необходимые для повышения эффективности
деятельности органов студенческого самоуправления в ВУЗах России, позволяющие
более эффективно реализовать расширение и нормативное закрепление полномочий и
гарантий деятельности органов студенческого самоуправления.

Summary: The article is devoted to the analysis of features of
formation of student self-government in higher education Institutions of
Russia. The structure of student self-government is considered, with the
allocation of the most key forms. The structural components that the model of
student self-government should contain are generalized. The main tools
necessary for the successful implementation of the state youth policy in
educational institutions of higher and secondary special education on the basis
of the transformation of the system of student self-government are analyzed.
Student self-government bodies are considered within the framework of
structural components of the student self-government model used in higher
educational institutions of Russia. The complex structural composition of
administrative, educational and organizational blocks included in the General
model of student self-government is given. The article notes that for the
development of student self-government it is necessary to create a system of
continuous training and support of student self-government. The authors of the
article propose a substantial and structural content of the online platform for
distance learning and support of student leaders. In conclusion, the authors of
the article suggest the directions necessary to improve the efficiency of
student self-government bodies, in Russian Universities allowing more
effectively implement the expansion and regulatory consolidation of the powers
and guarantees of student self-government bodies.

Ключевые слова: студенческое самоуправление,
молодежная политика, социальная политика, модернизация структуры ВУЗа, развитие
образования.

Keywords: student self-government, youth policy, social
policy, modernization of the University structure, development of education.

В
настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения термина
«студенческое самоуправление», не разработаны типовая и примерная модель
организации, нет показателей состояния и развития, что не позволяет
сформировать научно-обоснованную систему мер со стороны государства и
общественных институтов по развитию студенческого самоуправления в России. Это
делает крайне важным изучение и анализ студенческого самоуправления в высших
учебных заведениях России как явления, поиск и апробацию наиболее оптимальных
моделей его организации с целью активизации их работы. Студенчество
представляет собой специфическую социальную группу общества с высокой степенью
организованности и сплоченности, обладающую высоким уровнем профессиональной и
личностной культуры, активным вниманием к процессам преобразований в России и в
то же время минимальным практическим участием в нем [1,4].

Организационная
структура студенческого самоуправления в группе базируется на следующих
принципах: четкая иерархия системы; выделение узловых органов координации,
интеграции и управления на каждом уровне; оптимальное распределение задач,
функций и ответственности внутри каждого уровня. Цель студенческого
самоуправления в группе заключается в создании условий, способствующих
самореализации студентов группы в творческой и профессиональной сфере,
взаимоподдержки и взаимопомощи. Студенческое самоуправления должно решать
следующие задачи [3]:

  • формирование
    позитивного имиджа группы, поддержка и развитие традиций;
  • формирование
    активной жизненной позиции каждого студента, творчества и инициативы;
  • участие
    и проведение студенческих конкурсов, праздников и прочих мероприятий внутри
    группы, стимулирование научного творчества;
  • развитие
    умений самостоятельно планировать, организовывать и координировать свою
    деятельность в соответствии с задачами группы;
  • развитие
    и поддержка добровольческого движения в ВУЗе по направлениям: патриотическое
    направление, экологическое воспитание, профориентация, пропаганда здорового
    образа жизни, профилактика вредных привычек, преступлений и правонарушений;
  • создание
    условий для участия студенческой молодежи в социально-значимых акциях и
    проектах, реализация социальных инициатив обучающихся.

Среди
направлений деятельности самоуправления в группе можно выделить:

  • культурно-массовое
    (творческое), спортивно-оздоровительное;
  • учебная
    работа и профессиональное становление;
  • информация
    печать и добровольческое направление.

В
настоящее время студенческое самоуправление можно рассматривать как [5]:

  • компонент
    воспитательного процесса в ВУЗе, особую форму инициативной, самостоятельной,
    ответственной общественной деятельности студентов по решению важных вопросов
    жизнедеятельности студенческой молодежи − организации ее обучения, быта,
    досуга, развитию ее социальной активности и поддержке ее социальных инициатив;
  • систему
    разнообразных организационных форм, институционально обеспечивающих участие в
    управлении студенческими коллективами (группа, курс, институт, университет).

Студенческое
самоуправление в ВУЗе характеризуется наличием разнообразных органов.
Представители самоуправления есть в каждой группе: они объединяются в советы
факультетов и институтов или студенческие деканаты, делегируют своих
представителей в ученый совет университета. Действует студенческое
самоуправление и в общежитии. Его представители, как правило [2]:

  • следят
    за санитарным состоянием комнат и общих помещений;
  • устанавливают
    график дежурств;
  • отвечают
    за соблюдение порядка и дисциплины;
  • инициируют
    ремонтные работы;
  • участвуют
    в разработке и изменений правил проживания в общежитии.

Рассмотрим
структуру студенческого самоуправления, в ней, как правило, выделяют несколько
форм.

Профсоюзные организации.
Цель профсоюзных организаций заключается в объединение студентов университета
для защиты своих социально-экономических прав и интересов, приумножения
нравственных, культурных и научных ценностей общества, совместного решения
различных студенческих проблем. Рассмотрим основные направления их деятельности:

  • социально-правовая
    защита;
  • информационно-методическая
    работа;
  • жилищно-бытовая
    деятельность;
  • обеспечение
    вторичной занятости;
  • организация
    отдыха и досуга;
  • спортивно-оздоровительная
    работа;
  • организация
    обучения студентов

Студсоветы.
Работа Студенческого совета, как правило, состоит из нескольких базовых
направлений [3,4]:

  1. Волонтерское
    объединение работает с подшефным детским домом, домами престарелых,
    благотворительными организациями, оказывает помощь бездомным животным.
  2. Студенческое
    научное общество проводит круглые столы, диспуты, анализ актуальных вопросов,
    тренинги и мастер-классы.
  3. Art-группа
    объединяет талантливых студентов с музыкальными, танцевальными и другими
    навыками, а также тех, кто хочет им обучиться.
  4. PR-направление
    освещает студенческую жизнь в социальных сетях и на сайте, создает видеоконтент
    и делает яркие афиши для каждого события университета.
  5. Спортивное
    направление, как правило, одно из самых активных в университетах. Организуются
    тренировки по баскетболу, волейболу и футболу, регулярные сдачи ГТО и
    благотворительные забеги.

Студенческие объединения.
Добровольное объединение студентов вуза с целью совместного решения вопросов по
повышению качества студенческой жизни. Такая форма самоуправления позволяет
студентам принимать активное участие в улучшении жизни в вузе и использовать
его возможности для своего развития и самореализации. Студент свободно и
самостоятельно определяет студенческий коллектив и степень своего участия в
нем.

Совет общежития.
Состоит из председателя и старост этажей. В каждом общежитии, если их несколько
в ВУЗе, имеется свой совет. Его цель − исполнять ответственную роль посредника
между студентами и комендантом, а также помогать сохранять порядок в
общежитиях. В то же время многие общежитские советы взяли на себя ответственность
за проводимые в домах студентов мероприятия, внося в список своих задач и
культурно-массовый досуг.

Штаб студенческих
отрядов.
Один из самых больших и разветвленных органов самоуправления − это штаб
студенческих отрядов, у которого есть свой руководитель, далее у каждого из
отрядов есть свой руководитель и комиссар. Поэтому штаб считается одним из
самых многочисленных центров студенческого управления. Цель штаба состоит в
организации взаимодействия между отрядами.

Независимо
от структуры формы, существуют следующие органы студенческого самоуправления: руководящий
орган; студенческий совет на уровне факультета; представители совета на потоке
или в академической группе. Руководящий орган возглавляет председатель
студенческого самоуправления. Его выбирают каждый год из числа нескольких
кандидатов, каждый из которых представляет свою программу развития университета
и роли студенческого самоуправления в ВУЗе. Кандидат, получивший большинство
голосов, становится лидером студенческого самоуправления и находится в тесном
взаимодействии с администрацией ВУЗа: от согласованности их действий зависит,
насколько успешными будут студенческие инициативы. Кроме председателя и его
заместителя в состав самоуправления входят студенты, ответственные за работу по
разным направлениям. Выделяют такие сектора деятельности [5]:процесс обучения; культмассовая
работа, спорт и пропаганда здорового образа жизни; научное направление, дисциплина
и самоорганизация; связи с общественностью и организация мероприятий, и социальная
работа.

Задача
ответственных − собрать команду, которая будет реализовывать проекты
студенческого самоуправления. Концерты, КВН, интеллектуальные игры, театральные
постановки − все эти мероприятия обычно организовывают именно активисты. Те же,
кому ближе организационная работа, сотрудничают с администрацией: участвуют в
составлении расписания, сотрудничают с библиотекой, предлагают новые
направления развития ВУЗа и улучшения студенческой жизни [2].

Одним
из инструментов реализации государственной молодежной политики в
образовательных организациях высшего и средне-специального образования
выступает система студенческого самоуправления. В 2006 году были подготовлены
рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации о создании в
высших учебных заведениях студенческих советов и Примерное положение о
студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего
профессионального образования. Российский Союз Молодежи активно включился в
работу по развитию данной формы студенческого самоуправления в рамках
центральной программы «Студенческое самоуправление». Программа включает в себя
создание и реорганизацию студенческих советов, работу специализированного
портала для органов студенческого самоуправления, проведение Всероссийского
конкурса моделей организации студенческого самоуправления, циклы ежегодных
Всероссийских совещаний координаторов развития студенческого самоуправления в
регионах Российской Федерации.

Кроме
того, развернута сеть всероссийских и межрегиональных лагерей лидеров
студенческого самоуправления в федеральных округах Российской Федерации,
запущена Всероссийская кампания по проведению всеобщих выборов председателей
советов обучающихся «Твой выбор» и регулярно издаются методические материалы.
Основной целью программы является развитие социальной активности студенческой
молодежи через систему студенческого самоуправления в профессиональных
образовательных организациях и образовательных организациях высшего
образования. Участниками программы являются [1]: обучающиеся профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования; лидеры и
руководители системы студенческого самоуправления; специалисты профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования,
отвечающие за реализацию воспитательной, социальной и внеучебной работы со
студенческой молодежью; специалисты органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования и
молодежной политики; специалисты органов местного самоуправления,
осуществляющих управление в сфере образования и молодежной политики.

На
рисунке 1 представлены структурные компоненты, которые должна содержать в себе
модель самоуправления [4].

Для
развития студенческого самоуправления необходимо создание
системы непрерывного обучения и поддержки органов студенческого самоуправления.
Участие в деятельности органов студенческого самоуправления предполагает
наличие специальных компетенций (правовых, управленческих, организационных
и.т.д.). Следует отметить, что мероприятия, направленные на развитие
обозначенных компетенций, проводятся не часто, и участие в них зависит от возможности
личного присутствия. Поэтому нужно разработать онлайн-платформу дистанционного
обучения и поддержки студенческих лидеров, предполагающую: доступ к постоянно
обновляемой теоретической базе и практическим кейсам по широкому кругу
вопросов; взаимодействие пользователей посредством участия в обсуждениях и
других формах обмена опытом; проведение вебинаров с участием экспертов в различных
областях (правозащита, менеджмент, ведение переговоров, стратегическое
планирование и т.д.); оказание оперативной консультативной помощи
специалистами; предварительное обсуждение инициатив, направленных на улучшение
положения студенчества.

Для личного знакомства участников, закрепления
результатов совместной работы и утверждения проработанных инициатив будут
регулярно проводиться мероприятия. Также необходимо
предоставить бесплатный проезд в
поездах дальнего следования и перелет на самолетах лидеров органов
студенческого самоуправления. В России проходят многочисленные студенческие
социально-ориентированные мероприятия, направленные на развитие институтов
гражданского общества, волонтерского движения, патриотического воспитания и
т.д. Как правило, транспортные расходы для направления представителей органов
студенческого самоуправления предлагается оплатить вузам. Однако нередко вузы
возмещают такие расходы не в полном объеме или вовсе не возмещают. Нужно
добиться введения бесплатных билетов или специальных скидок на перелёты и
проезд на поездах дальнего следования для представителей органов студенческого
самоуправления российских вузов, направляемых на всероссийские и
межрегиональные социально-ориентированные форумы, конференции и т.д.

Организовать
общественное обсуждение проектов локальных нормативных актов обучающимися
студентами. Зачастую студенчество не вовлечено в разработку и принятие
нормативных актов. Органы студенческого самоуправления должны иметь возможность
инициировать разработку локального нормативного акта (изменений в существующий
локальный нормативный акт), который затрагивает права обучающихся, а проекты
документов обязательно должны проходить общественное обсуждение на сайте вуза
по аналогии с процедурой общественного обсуждения нормативных правовых актов
федеральных органов власти на портале regulation.gov.ru.

Провести всеобщие выборы советов обучающихся и их руководителей. В Законе об образовании не урегулирован порядок формирования советов обучающихся. Поэтому неясным остается, когда и кто должны проявить инициативу о создании структуры студенческого самоуправления в образовательной организации. В настоящее время в ряде вузов советы обучающихся и их лидеры избираются путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. В них проводятся масштабные предвыборные кампании, включающие в себя дебаты, агитационные мероприятия, участие наблюдателей в процедуре выборов, встречи кандидатов с избирателями.

Практика показывает, что избранные демократическим путем органы получают доверие и легитимность со стороны студенчества и администрации.

Выводы. Для того чтобы повысить эффективность деятельности
органов студенческого самоуправления в ВУЗах России необходимо реализовать расширение
и нормативное закрепление полномочий и гарантий деятельности органов
студенческого самоуправления поскольку Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» недостаточно подробно регулирует деятельность органов
студенческого самоуправления необходимо:

  • предоставлять органам студенческого самоуправления в
    бесплатное пользование необходимое для их деятельности оборудование, помещение,
    транспортные средства и средства связи (такие гарантии уже имеют профсоюзные
    организации);
  • включать представителей студенчества в состав ученых
    советов, учебно-методических комиссий, комиссий по государственным закупкам,
    комиссий по переводам и восстановлениям, контролю над качеством питания,
    приёмке ремонтных работ и т.п.;
  • определить механизм учета мнения органов студенческого
    самоуправления, обеспечивающий реальное участие в принятии управленческих решений;
  • обеспечить преимущественное право на рассмотрение
    обращений и личный приём представителей органов студенческого самоуправления
    сотрудниками администрации вузов;
  • учитывать мнение органов студенческого самоуправления
    при принятии решения об отчислении их членов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воспитательная
    среда университета: традиции и инновации: монография / А.В. Пономарев [и др.].
    – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. − 408 с.
  2. Кенжаев
    Ш.Х., Бокиев Ф.Э., Аманов Г.А. Организация воспитательной деятельности в вузе //
    Молодой ученый. – 2013. – №5. – С. 728-731. – URL https://moluch.ru/archive
    /52/6957/ (дата обращения: 14.11.2019).
  3. Макеева
    Е.А., Кондрашова К.Э., Литвинова М.А. Студенческое самоуправление как особая
    форма общественной деятельности студентов // Молодой ученый. − 2016. − №10. −
    С. 1238-1241. − URL https://moluch.ru/archive/114/29588/ (дата обращения:
    15.11.2019).
  4. Первак
    Е.В. Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов // Материалы
    Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации
    работы с молодежью». Екатеринбург, 2009. Вып 1, С. 38–40.
  5. Сай-Суу
    Ч. А. Особенности процесса воспитания в высших учебных заведениях // Молодой
    ученый. – 2019. – №38. – С. 179-181. – URL https://moluch.ru/archive
    /276/62487/ (дата обращения: 14.11.2019).
  6. Куликов
    С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Щитов К.В. Анализ количественных
    показателей, влияющих на эффективность проведения общественно значимых
    мероприятий образовательными организациями рф. Финансовая экономика. 2018. № 8.
    С. 473-478.
  7. Куликов
    С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Драгунова Е.В. Оценка качественных
    индикаторов, характеризующих опыт образовательных организаций в области
    молодежной политики, дополнительного образования и формирования здорового
    образа жизни. Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 467-472.
  8. Просвирина
    Н.В., Тихонов А.И., Новиков С.В. Воспитание студенческой молодёжи в контексте
    культурного развития личности. Московский экономический журнал. 2018. № 3. С.
    19.
  9. Михайлов
    А.А., Федотова М.А., Тихонов А.И., Новиков С.В. Проблемы профессионального
    самоопределения студенческой молодежи. Финансовая экономика. 2018. № 6. С.
    206-210.
  10. Куликов
    С.П. Об актуальных подходах к организации деятельности волонтерских центров и
    объединений в образовательных организациях высшего образования. Глобальный
    научный потенциал. 2018. № 12 (93). С. 170-173.
  11. Куликов
    С.П., Новиков С.В., Сорокин А.Е., Борзов О.А. Нормативные и правовые основы
    деятельности государства в области молодежной политики. Финансовая экономика.
    2018. № 6. С. 196-198.